К истории села Васильевского
из фондов Российского государственного исторического архива (РГИА)
в Санкт-Петербурге
Село Васильевское – одно из старейших торгово-промышленных сёл на территории бывшего Шуйского уезда. По своему историческому прошлому и сохранившемуся культурному наследию Васильевское стоит в ряду с такими известными местными сёлами, как Парское, Дунилово, Горицы, Введенье.
Необычно, что исторических материалов по истории села опубликовано сравнительно немного. Классик и пионер местного краеведения - В.А. Борисов в сер. 19 в. не смог по неясным причинам собрать достаточного количества материалов о прошлом села, поэтому глава о селе Васильевском в книге В.Борисова «Описание города Шуи и его окрестностей» оказалась довольно скромной. Исследователи наследия В. Борисова – Е.Г. Вопилин и В.И. Баделин составили «Реестр актов из собраний В.А. Борисова и Я.П. Гарелина о с.Васильевском (1619-1712)» [1]. Это челобитные крестьян на действия местных властей - приказчика Д.М. Черкасского Данилу Творогова и губного целовальника Никиты Лобова (1619-1620), упоминание о разорении Васильевского литовцами (1623), многочисленные челобитные о побеге крепостных, побоях, грабежах в 17 в. Всего 34 акта. Также Е.Г. Вопилин и В.И. Баделин предположили, что В.Борисов не смог найти в Васильевском единомышленников, желающих ему помочь с поиском и копированием древних актов, почему описание села и получилось столь лаконичным. Возможно, недостаток сведений о прошлом села был связан с ограниченным доступом к архивам его владельцев - Шереметевых, хранящимся в вотчинной конторе Васильевского (а может быть, документы и вовсе хранились в Санкт-Петербурге – в Главной конторе по имениям Шереметевых).
Основной источник информации по Ивановской области в РГИА (Санкт-Петербург) – указатель «Ивановская область. Перечень. 1979 г. Памятники истории и культуры Ивановской области из личного фонда графов Шереметевых (ф.1088)». В первой части данного перечня – материалы ф.1088 оп. 5. Материалы Главной конторы по имениям во Владимирской губ.: документы на право владения землями и крестьянами; межевые книги; дела и другие материалы по разным вопросам управления хозяйством и крестьянами в селах Васильевское, Иваново (в том числе о полотняных фабриках) и Семьинское. Дела, относящиеся к данной описи датированы 1592 – 1913 гг. Большая часть дел относится к сёлам Иванову и Васильевскому.
Возможно, имеющиеся в архиве документы не попадались местным историкам (хотя информация о вотчинных владениях Шереметевых актуальна не только для истории Васильевского, но и областного центра). Перечень отдельных документов, связанных с селом Васильевским, из фонда Шереметевых приведен в ПРИЛОЖЕНИИ (РГИА, ф. 1088, оп.5). Даже поверхностное знакомство с перечнем архивных дел, позволяет понять, что управление имениями велось достаточно пунктуально, а история села 17-19 вв. неплохо документирована.
Отдельные документы уже интересны своим наименованием (д. 273. Переписка гр. Н.П.Шереметева с владимирским прокурором А.Р. Зюзиным по делам Ивановской и Васильевской вотчин: об «излишней вольности народа» в Ивановской вотчине; д. 791. Дело об объявлении командиром воинской части благодарности крестьянам «за хорошее их расположение к солдатам» 15-27 янв. 1821; д. 795. Дело о наказании розгами крестьянина Ивана Плашинникова за подачу прошения гр. Д.Н. Шереметеву о разрешении ему представить императрице Марии Фёдоровне «опыт своего искусства, как красить бумагу на манер турецкой» 2 марта – 2 июня 1827; д. 750. Донесение крестьянина атаману Войска Донского о поездке крестьян в казачьи городки с товарами, с приложением реестров товаров. 28 окт. 1743). Наверняка детальное изучение материалов фонда поможет современным исследователям в изучении истории края.
Ниже приводятся сведения из материалов РГИА, дополняющие известные факты истории с.Васильевского.
В Описании всех вотчин Шереметевых, составленном в 1805 г. [2] приводится перечень владельцев села Васильевское: «Прежде состояло владение за боярином князь Дмитрием Ивановичем Шуйским1 аво 151 (1643) году по ввозной Государевой грамоте пожаловано За московское осадное сидение боярину князь Дмитрию Мастрюковичу Черкасскому2 а по кончине ево во 159 году (1651) досталось вовладение по духовной брату ево боярину Якову Куденетовичу Черкасскому3 от него 175 год (1667) отдано сыну ево боярину князь Михаиле Яковлевичу4 и по кончине ево уже отдано во владение за князь Алексея Михайловича Черкасского5 а по кончине ево дошло во владение дочери ево ее сиятельству Графине Варваре Алексеевне6 а в 1767 годе октября 24 дня по росписанию их Сиятельств конфирмованному Ея императорским величеством оная вотчина отдана начасть Его Сиятельству графу Николаю Петровичу7.
Этот список интересен, хотя и нуждается в некотором дополнении8. Примечательно, что его открывает князь Дмитрий Иванович Шуйский нигде в известных источниках не упоминавшийся в качестве владельца Васильевского. В данном Описании не упомянут думный дьяк Пётр Третьяков9, которому Васильевское подарил Лжедмитрий II [3] в период польско-литовского разорения. Странно воспринимается указанный 1643 год пожалования села Васильевского князю Дмитрию Мамстрюковичу Черкасскому «за московское осадное сидение». Действительно, жалованная грамота князю Д.М. Черкасскому, хранящаяся в РГИА (а прежде – в конторе Шереметевых) на с. Васильевское с деревнями, пожалованное за службу его «противо королевича Владислава и польских и литовских и немецких людей и черкас» датирована 1643 г. (ПРИЛОЖЕНИЕ, д.15). Так и В. Борисов аналогичным образом указывает, что Черкасский владел Васильевским в 1631 г. (на основании единственного имеющегося у В. Борисова документа). Видимо составителям Описания вотчин, как и В.Борисову, были доступны не все документы. В перечне (ПРИЛОЖЕНИЕ) встречаются документы, подтверждающие, что Д.М. Черкасский владел Васильевским с 1613 по 1646 г. (а, судя по выписке из «Описания всех вотчин», до смерти, т.е. до 1651 г.).
Матнинский стан или стан Матня (по названию речки на берегах которой стоит Васильевское), на территории которого находилось в 17-18 вв. Васильевское, граничил с Кинешемским и Лушским уездами. К Матнинскому стану относились сёла, расположенные на территории современных Родниковского и Шуйского районов – Болотново, Бортницы, Горкино, Кощеево, Красново, Мелечкино, Михайловское, Парское, Порхачево, Хрипелево, а также село Горицы [5].
Первое упоминание о церкви в Васильевском относится к началу 17 века – тогда единственным храмом была «деревянная ветхая церковь во имя св. Архистратига Михаила» [1].
Значительный экономический успех местных жителей, поощряемый владельцами села, был связан с активной торговлей, развитием кустарных промыслов и текстильной промышленности. О былом богатстве Васильевского, его торговом прошлом наглядно свидетельствуют планировка села, сохранившиеся купеческие усадьбы и крупный храмовый комплекс в центре. В. Борисов отмечал «Васильевское… по правильности и фигуре постройки, не уступает порядочному уездному городу» [1].
Важнейшие решения в планировке села были приняты в 18 веке – тогда на торговой площади был сооружён крупный церковный комплекс в камне, рядом с его стенами вырыта запруда на речке Матне, намечены основные направления застройки – вдоль расходящихся лучами от торговой площади дорог.
Троицкая церковь
Во второй половине 18 в. в центре села на базарной площади был возведён масштабный церковный комплекс с тремя храмами и высокой колокольней, внешне подобный монастырю (храмы Васильевского часто сравнивают с Троице-Сергиевой лаврой).
Крупнейшая в комплексе Троицкая однопрестольная церковь соборного типа строилась довольно продолжительно. Судя по заключениям специалистов и сведениям историков, строительство продолжалось несколько десятилетий. Затяжные строительные работы объясняются целым рядом причин - конструктивными просчётами, повреждениями после пожаров, изменениями вкусов заказчиков (переоформление древнерусского декора на классицистический). В архитектуре Троицкой церкви заметны следы нескольких этапов строительства.
Искусствоведы, составляющие учётные карточки памятников истории и культуры села Васильевского в 1970 г., отмечали, что «судя по внешнему виду, первоначально церковь имела иной вид. Позднее на основе существующего первого яруса храма был надстроен верх». Подтвержденими этому были несовпадение пилястр 1-го и 2-го ярусов; скрытый штукатуркой прежний декор, аналогичный декору соседней церкви Грузинской Богоматери. Необычна версия, указанная в учётной карточке (с оговоркой – «по непроверенным данным») о том, что Троицкая церковь в нач. 19 века перестраивалась архитектором Г.Маричелли [6]. Наличие под штукатуркой скрытых деталей более раннего оформления храма (1760-х гг.) описывают в своих работах специалисты-искусстоведы [7,8].
В ряде источников указывается, что строительство Троицкой церкви первоначально завершилось в 1768 г [7,8], в других – в 1773 [3].
Первый этап строительства Троицкой церкви (до 1773 г.) продолжался около 10 лет, но, в день освящения «только что оконченные своды храма обрушились, народ едва успел разойтись, так что пришлось начать стройку снова» [3]. Возможно, затягивание второго этапа строительства снова на десять лет связано с пожарами 1770 и 1771 г. Указано, что из инженерных соображений для поддержания сводов храма при перестройке 1773-1784 гг. были добавлены четыре столба, которых изначально не было [3].
«Церковь в честь и славу Святой и Живоначальной Троицы каменная, холодная, основанная в 1773-м, окончена строением и освящена Преосвященным Тихоном Епископом Суздальским и Юрьевским в 1784–м. Она устроена тщанием и усердием Боголюбивых и Православных к ней прихожан» [9].
Есть подробное описание внутреннего убранства, икон, церковной утвари, ризницы, библиотеки Троицкой церкви, составленное в середине 19 века «Главная опись имуществу… Троицкой церкви, учинённая в следствии Указа Его Императорского Величества, последовавшего из Шуйского Духовного Правления от 14 декабря 1853 г за №574-м Депутатам, с. Афанасьевского священника Флегонтом Преображенским, с. Кузнецова свящ-м Севастианом Мартировым и с. Васильевского той церкви ризничим свящ-м Григорием Вишняковым…» [9].
На восьмидесяти страницах документа перечислены и кратко описаны иконы Троицкой церкви (упоминается 65 икон из иконостасов, 43 иконы в трапезной и притворе), включая и древние иконы из Владимирского кафедрального собора, приписываемые Андрею Рублёву и его сподвижникам.
Главный иконостас Троицкой церкви был «старинного устройства, плоский, иконы древнего Греческого письма… многие из них украшены богатыми серебрянными ризами» [10].
Кроме главного (предалтарного) иконостаса «по всей Церкви – вокруг столпов, у стен, в простенках и трапезе поставлен выкрашенный под лак кармином Иконостас, в коем рамы и вся резьба (рококо) позлащены на полимент в 1847-1848 годах» [9].
К сожалению, приводимая в описи информация об иконах довольно лаконична (в основном, название, расположение и размеры). Иногда встречаются более подробные сведения, например, про одну икону отмечено «икона сия писана 1757 года и писал её Костромской изограф Иоанн Пипин».
Отмечено, что две иконы из зимнего Никольского храма (Архангела Михаила и Святителя и Чудотворца Николая) хранятся летом в Троицкой церкви и переносятся в Никольскую зимой.
Перечислены и кратко описаны предметы церковной утвари. Упоминаются фамилии церковных жертвователей (крестьяне и купцы Шорины, Шимановы, Блиновы, Юрковы). В церковной библиотеке хранилось несколько книг, изданных в 18 веке, одно Евангелие 1628 г.
Если богатейшая церковная утварь Троицкой церкви, описанная в дореволюционных источниках, ризница, библиотека и большая часть икон утрачены полностью (кроме знаменитых икон, связанных с Андреем Рублёвым, находящихся в Третьяковской галерее и Русском музее), то замечательная фресковая роспись, в целом, сохранилась [11]. В соседних Грузинской и Никольской церквях росписи полностью утрачены.
Роспись Троицкой церкви – «выдающийся памятник палехско-шуйского круга, в котором сочетаются различные стилистические направления: в гризайльном декоре прослеживаются признаки классицизма, в композиционном построении сцен и трактовке фигур видно влияние барокко. Яркие, сочные, чистые цвета, контрастно подчёркивающие друг друга, усиливают декоративность общего впечатления…» [8].
Фресковая роспись Троицкой церкви, выполненная артелью талантливого и известного живописца Тимофея Медведева [12,13], имеет сегодня особое значение. К сожалению, при наличии значительного количества памятников церковной архитектуры в Шуйском районе (да и во всей Ивановской области) практически не сохранилось образцов высокохудожественных церковных росписей (а там, где росписи сохранились, им уделяется ничтожно мало внимания; часто при возвращении храмов церкви фресковая роспись полностью уничтожается, а затем переписывается заново; положительным примером стоит считать Нерехтский район Костромской области, где сохранению, изучению и научной реставрации росписей уделяется значительное внимание).
Роспись выполнялась артелью Тимофея Медведева в течении нескольких лет.
«Роспись греческой работы… а также снаружи в приличных местах10» Медведев начал выполнять с 1818 г. на приходские деньги (15 тыс. рублей) с согласия Ксенофонта епископа Владимирского и Суздальского [14].
«Вся церковь внутри и по местам снаружи украшена живописными полугреческими изображениями из Ветхаго и Новаго Завета, по сырому грунту (алфреско) в 1818-1821-м годах по благословению Преосвященного Ксенофонта Епископа Владимирского и Суздальского, кроме Святого Алтаря и откосов в окнах второго света, где изображения написаны по маслу, из коих первый украшен в 1814-м, а последния в 1853 году по благословению Преосвященного Иустина Епископа Владимирского и Суздальского; за алфресковое расписание Церкви отдано Церковной и от подаяний собранной суммы мастеру Шуйского уезда села Тейкова крестьянину Тимофею Медведеву; по контракту, более тридцати тысяч рублей ассигнациями» [9].
Заслуживают особого внимания и персона Тимофея Медведева11 и высокая стоимость заказа, на которую сознательно пошли прихожане Троицкого прихода.
Из примечательных предметов церковной утвари, хранящихся в Троицкой церкви, отмечался ковш «сребропозлащенный чеканной работы, пожалованный Елизаветой Петровной старшине Волжского казачьего войска Изгиповой станицы атамана Степана Макарьева сына Персидскова за его многия и верные службы» с надписью «Санкт-Петербург 1754». Внутри ковша – вычеканено на знаках ордена Апостола Андрея Первозванного «за веру и ревность». По словам старожилов, данный ковш был куплен на Дону торговцем села Васильевского крестьянином Иваном Пановым [10].
Никольская церковь
Считается, что первой каменной церковью комплекса стала именно Никольская (1758 г). Она перестраивалась и расширялась в 1830-х гг. В Никольской церкви было три престола – центральный во имя Святителя и Чудотворца Николая, в боковых приделах - Архистратига Михаила и Святителя Митрофана Воронежского.
Несохранившаяся до наших дней роспись Никольской церкви выполнялась, вероятно, в скором времени после завершения её перестройки. Так, управляющий Осипов Г. без согласия мирского общества приказал в 1837 г. выделить из мирской суммы деньги на роспись «вновь воотстроенной» тёплой Никольской церкви 740 р 86 коп. [15]. Предметом обсуждения был поиск путей возврата обществу потраченных денег (предполагалось временно восстановить запрещённый в 1827 г. доход с торговой площади в пользу мирского общества).
Церковь Грузинской Богоматери
Летняя однопрестольная церковь Грузинской Богоматери, по мнению искусствоведов, выстроена во второй половине 18 в [7,8]. Подтверждение этому – архитектурный стиль и элементы декоративного оформления. Возможно, её строительство по времени приходится на интервал между Никольской (1758) и Троицкой (1768) церквями [8].
О причинах строительства церкви Грузинской Богоматери есть несколько похожих преданий.
Согласно одному из них, церковь построил (т.е. выделил деньги) крестьянин села Васильевского Трусов в память об избавлении от моровой язвы 1654 г [10].
По другой версии церковь построена неизвестным проезжим купцом, оказавшемся в Васильевском и заболевшим холерой. Он дал обет в случае выздоровления построить храм, что и сделал.
По третьей версии храм был устроен на средства управляющего графа Шереметьева в честь выздоровления тяжело заболевшей жены (тут наименование церкви связано с тем, что отец управляющего был привезен из Грузии) [11].
В ковчеге церкви Грузинской Божией Матери хранилась небольшая тканная икона Богоматери, купленная васильевскими прихожанами, торговавшими в донской станице у казаков. На иконе – надпись «при полонении Очакова казак Донской Цымлянской станицы Иоанн обрел этот образ в Очакове великом на камне», сделанная в 1742 г. [10].
О работе Н.И. Подключникова
Известна история полуторавекового нахождения в Троицкой церкви уникальных икон кисти Андрея Рублева, купленных васильевскими крестьянами во владимирском Успенском кафедральном соборе [3,7,16,17]. Чем руководствовались васильевские крестьяне, покупая старые иконы во Владимире в 1770-х гг.? Возможно, они уважительно относились к возрасту икон (может даже и симпатизировали старообрядцам – было понятно, что иконы писались задолго до раскола)? Догадки о художественной ценности икон возникли только в середине 19 в. (на момент покупки во Владимире они, скорее всего, выглядели не слишком привлекательно, если вызвали критику Екатерины II). Возможно, это был редкий случай, когда грандиозный по размерам иконостас из огромных икон (многие иконы высотой 314 см) соответствовал размерам Троицкой церкви. Специалисты отмечают, что иконостас Успенского собора во Владимире - самый большой среди дошедших до нас [16].
Известно, что для оценки ценности и реставрации древних икон, купленных во Владимирском Успенском соборе («для обозрения икон в церкви с.Васильевского, совершенно почерневших уже от времени»), был приглашён известный художник-реставратор Н.И. Подключников12, возобновлявший прежде иконы в Московском Успенском соборе. Подключников, осмотрев иконы, «открыл, что эти иконы нисколько не поправлены, неповреждены и остаются в своем первозданном виде. Вследствие такого открытия, г-н Подключников приступит с весны к реставрации всех этих икон и представит их во всей древней красоте, как они вышли из рук художника иконописца» [19].
«Нынешним летом приглашен туда (в Васильевское) известный художник Н.И.Подключников и, при возобновлении известным ему способом, древних почерневших от времени икон, открыл прекрасное греческое письмо их, совершенно пощаженное временем и нисколько неиспорченное позднейшими поправками иконописцев» [20].
Процесс реставрации Н.И. Подключниковым старинных икон Троицкой церкви в Васильевском в 1850-х гг. отчасти описан во Владимирских губернских ведомостях (1877, № 45). Подробно описаны перемены, наблюдаемые на иконах при снятии слоев - изменения цветов, деталей одежд, несовпадения сюжетов исходных и поздних изображений. Так, в пятом ярусе на иконе двенадцати праотцев у Рувима была надпись «Сотворите милость к людем своим» поверх исходной «Бегайте блуда и сребролюбия». При реставрации иконы Адама «явился вместо Адама Авраам», вместо Авраама – Мелхиседек. Про изображения проаотцов отмечено: «Все эти иконы при восстановлении получали следующие изменения: в ликах оказывались глаза приписные и выше и ниже оригинальных, отчего у некоторых праотцев видно было по четыре глаза; в одеждах цвет и положения совершенно изменялись; вместо узоров, покрытых рубцами золотыми, явились узоры, украшенные камными и жемчугом древняго характера, такого же, что на святителях13». Акт наблюдений за работой Подключникова подписали священники А.Орлов, П.Румянцев, Г.Вишняков, церковный староста – шуйский купец С.П. Шорыгин и свободный художник Н.И. Подключников [21].
Колокольня
История строительства колокольни Троицкого прихода – выдающегося архитектурного сооружения, к сожалению, не вполне ясна. Автором проекта колокольни считается Прокопий Евграфович Корсаков14 (уроженец с. Пархачево Юрьевецкого уезда Костромской губернии, сейчас – Родниковский район Ивановской области). Г.И. Сурин пишет про авторство Корсакова, что это «любопытное предание» и также добавляет «и крест на колокольне устанавливал местный житель Василий Иванович Кулаков» [22]. В датировке завершения строительства колокольни есть расхождения – 1784 г. [8] или 1802 г. [3].
Любопытна переписка жителей села с управляющей конторой Шереметева в Петербурге о ремонте колокольни в середине 19 в. [23,24] Оказывается, колокольня была сильно повреждена ураганом в 1859 г. и решался вопрос о её сносе и возведении новой. Необычно, что сильным аргументом в пользу сноса колокольни (признаваемым и жителями села и Д.Н. Шереметевым) был учёт стоимости строительных лесов. Так жители Васильевского посчитали нерентабельным и нерациональным заготовку большого количества хорошего леса для возведения строительных лесов до самого верха повреждённой колокольни. Было мнение, что такой ремонт будет затратным и недолговечным – проще построить новую (раз уж леса предполагается строить до самого верха).
Прихожане и священники Троицкой церкви (перечень подписей с именами и фамилиями священников и крестьян занимает пять страниц) писали графу Дмитрию Николаевичу Шереметеву «Хотя в минувшем 1859 г. епархиальным начальством на основании Архитекторского свидетельства предписано было нам Священникам со старостою церковным в селе нашем колокольню, получившую значительные повреждения в шатре, столпах, оный поддерживающих и в самом корпусе починить, именно: ветхий шатёр снять, и устроить новый, ниже и легче существующего, а также самый корпус ея связать железом, но мы, равно и все прихожане, таковую починку колокольни, ещё более повредившуюся при снятии колоколов, считаем совершенно непрочную, во первых, потому, что колокольня таким образом перестроенная, не сможет долго и безопасно держать на себе тяжёлый звон в 1450 пудов; во вторых, потому, что она при уменьшенном шатре потеряет вид приличный величественным нашим церквам и не может вполне соответствовать своему назначению – правильно и ясно распространять звон для прихожан, живущих в разных селениях на различном расстоянии от церкви, и, в третьих, потому, что при перестройке старой колокольни на возведение кирпичных сараев, лесов около колокольни и для обжига кирпича потребуется немного менее лесного материала, сколько и на новую. По сим соображениям мы вознамерились устроить колокольню новую – прочную и приличную…».
Сход жителей Васильевского решает строить новую колокольню и просит графа выделить необходимое количество леса для строительства. Из Петербургской конторы Шереметева после ряда уточняющих вопросов 25 ноября 1860 года приходит положительный ответ – граф поддержал идею строительства новой колокольни. Выделялся лес на возведение строительных лесов и дрова для обжига кирпича – рощи Ивановская и Кобылиха [23].
Чем же закончился ремонт колокольни в Васильевском – непонятно, т.к. никаких документальных сведений об этом пока нет. Возможно, полный расчёт предстоящих затрат по сносу, проектированию (проекта новой колокольни на момент переписки ещё не было) и строительству новой колокольни оказался неподьёмным для прихожан. Возможно, было найдено компромиссное инженерное решение с сохранением основной части колокольни и ремонтом повреждённого шатра (не исключено, что именно эту работу выполнял упоминаемый Г.И.Суриным местный житель Василий Иванович Кулаков).
Кладбищенская Успенская церковь
Церковь на сельском кладбище у дороги на Дунилово строилась несколько лет [25]. Подготовительные работы на отведённой для строительства земле начались в 1822 г., строительство храма началось 21 мая 1823 г. и завершилось в 1827. Колокольня, судя по переписке, к моменту завершения храма была построена частично. Завершить строительство колокольни планировалось в 1828 г. [25].
Церковь была трёхпрестольной - кроме главного Успенского в храме были приделы Праведного Лазаря и в честь Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) [26]. Архитектурной особенностью семиглавой Успенской кладбищенской церкви является пятиглавие на ротонде. Близкие по времени постройки церкви в округе, где также использовалось пятиглавие на ротонде – Успенская единоверческая церковь в Дунилове (сейчас Успенский женский монастырь), строившаяся в 1819-1831 г. и уничтоженная Троицкая (кладбищенская) в Шуе, возведённая в 1829 г. Возможно, при возведении этих храмов использовался один и тот же проект с некоторыми вариациями.
Приведённые в статье сведения и вопросы показывают, что история и культура села Васильевского богата и перспективна для изучения. Старинное живописное село Васильевское с историческим прошлым, интересными и яркими архитектурными памятниками, действующим краеведческим музеем и домом ремёсел пока ещё не заняло заслуженного достойного места среди культурно-исторических центров Ивановской области. Наверняка, это вопрос времени. Важно продолжать изучение местной истории, исследовать биографии и творческое наследие местных мастеров (П.Е. Корсакова, Т.А. Медведева), бережно сохранять оставленные ими памятники.
Дмитрий Черниховский
Примечания:
1 Князь Дмитрий Иванович Шуйский (ок. 1560 - 1612) - русский военный деятель Смутного времени.
2 Князь Дмитрий Мамстрюкович Черкасский (ум. 1651) - ближний боярин и воевода московский; один из видных деятелей Смутного времени и царствований Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича.
3 Князь Яков Куденетович Черкасский (ок. 1600 - 1666) - ближний боярин (1645) и воевода из рода Черкасских.
4 Князь Михаил Яковлевич Черкасский (ум. 28 июня 1712) - стольник (1680), боярин (1682) и ближний боярин (1684), воевода в Великом Новгороде (1685) и Тобольске (1697), старший сын талантливого воеводы и боярина князя Якова Куденетовича Черкасского (ум. 1666) и Евдокии Семеновны Прозоровской.
5 Князь Алексей Михайлович Черкасский (1680-1742) - канцлер Российской империи (1741-1742), один из богатейших вельмож России, последний в старшей линии рода Черкасских.
6 Княжна Варвара Алексеевна Черкасская (1711-1767) - дочь князя Алексея Михайловича Черкасского и княжны Марьи Юрьевны Трубецкой.
7 Граф Николай Петрович Шереметев (1751-1809) - покровитель искусств, меценат; музыкант. Обер-камергер, действительный тайный советник, сенатор, директор Московского дворянского банка, основатель Странноприимного дома (богадельни) в Москве (ныне здание Московского НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского) и Невской богадельни в Петербурге.
8 Владельцы Васильевского с нач. 17 в до 1805 г.:
? князь Дмитрий Иванович Шуйский (1560 – 1612)
думный дьяк Пётр Третьяков упоминается, как владелец Васильевского, в 1608 г.
1613-1651 гг. - князь Дмитрий Мамстрюкович Черкасский,
1651 – 1666 гг. – князь Яков Куденетович Черкасский,
1667 – 1712 гг. - князь Михаил Яковлевич Черкасский (послужная грамота выдана в 1669),
1712 – 1742 гг. - князь Алексей Михайлович Черкасский,
1742 – 1767 гг. - графиня Варвара Алексеевна Шереметева (Черкасская),
1767 - граф Николай Петрович Шереметев9 Пётр Алексеевич Третьяков (умер в 1618 г.) - дьяк Разрядного, думный дьяк Поместного приказа, дьяк в Новгороде, дьяк Посольского приказа во Втором ополчении. С июня 1613 г. возглавлял Посольский приказ.
10 «Приличные места снаружи» в данном случае - прямоугольные ниши под карнизом. Можно сравнивать Троицкую церковь в Васильевском с Крестовоздвиженской церковью в Шуе. Оба храма – крупные пятиглавые четырёхстолпные, построенные изначально с элементами древнерусской архитектуры и затем перестроенные в стиле классицизм. Роспись обоих храмов выполняла артель Тимофея Медведева. Оба храма снаружи в прямоугольных нишах под карнизом были украшены живописными изображениями на библейские сюжеты.
11 Наследие известных художников братьев Медведевых из села Тейкова Шуйского уезда изучается специалистами [12,13]. Известно, что Тимофей Медведев много работал в Угличе, расписывал храмы Ярославля, Мышкина, Смольный собор в Санкт-Петербурге. Актуально изучать (а, возможно, и оперативно спасать от разрушения и уничтожения) фресковые росписи Медведевых на территории Ивановской области.
12 Подключников Николай Иванович (1813 - 1877, Москва) – русский живописец, реставратор. Происходил из семьи потомственных художников и иконописцев, крепостных графа Д.Н. Шереметева. Был отпущен на волю и получил звание свободного художника в 1839. Специализировался в жанре перспективной живописи, писал архитектурные виды (в том числе «Вид церкви Василия Блаженного в Москве», ГИМ), интерьеры дворянских домов («Перспектива кабинета графа Зубова»), пейзажи, запечатлевшие подмосковные дворцово-парковые ансамбли («Вид Кускова», ГИМ; «Вид Останкина», Останкинский дворец-музей). Приобрёл известность как реставратор иконописи и живописи: расчищал картины в московских галереях Шереметевых, Голохвостовых, Закревских. В 1850-60-х гг. занимался реставрацией икон в Кремле, в том числе в Успенском соборе расчистил около 100 икон. Подключников заложил основы научной реставрации иконописи, высоко оценивал художественные качества древнерусской живописи, противопоставляя её современному иконописанию. Похоронен в Алексеевском монастыре [18].
13 Подобные метаморфозы можно наблюдать и сегодня в фресковых росписях некоторых храмов, например, в Горицах и Дунилове.
14 Отец Прокопия Евграфовича – крепостной князя Трубецкого имел в Пархачеве иконописную мастерскую. Прокопий, отмеченный князем Трубецким за художественные способности, был послан в Италию для совершенствования мастерства. По возвращении в Россию Прокопий Евграфович получил звание архитектора и художника, участвовал в оформлении художественных фресок Казанского собора в Санкт-Петербурге [3]. В книге «Васильевское. Это село было, есть и будет» приводится портрет П.Е.Корсакова.
Даты рождения и смерти Прокопия Евграфовича неизвестны. Не исключено, что он же построил и Успенскую церковь в родном Пархачеве (1818 г), которая является довольно оригинальным сооружением «Один из интереснейших культовых комплексов района периода позднего классицизма с элементами барокко» [8].
Источники:1. Борисов В.А. Собрание трудов (материалов): в 3 т.: Т. 1 / Редакторы-составители Е.Г.Вопилин, В.И.Баделин. - Иваново: Издательство МИК, 2001. – 428 с.
2. РГИА, ф. 1088, оп.3, д 900 (после 1789 - до 1805) Описание всех вотчин гр. Шереметевых
3. Читнев И.И., Марова Г.К. Васильевское. Это село было, есть и будет. Шуя: «Полиграф-Центр». 2003. – 63 с.
4. Старый уезд Суздальский - границы и станы. Генеалогическое агентство "Литера Ру"
5. Черненко Д.А. Села Суздальского уезда по писцовой книге 1628 – 1630 гг. Электронное периодическое издание "Открытый текст"
6. Объекты культурного наследия
7. Шлычков Л.А. Листая времени страницы: Памятники архитектуры Ивановской области. Ярославль: 1983. – 159 с.
8. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. – М.: Наука, 2000. – 813 с.
9. РГИА, ф.834, оп.3, д. 2513 Список с главной церковной и ризничей описи Шуйского уезда с. Васильевского Троицкой церкви, 1854 г.
10. РГИА, ф.834, оп. 2, д. 1787 Церковно-историческое и статистическое описание Владимирской епархии, составленное на основании определения Св. Правительствующего Синода от 19 мая 1850 г, 1853 г.
11. Село Васильевское. История села Васильевского и его окрестностей.
12. Художники Тимофей и Епифан Медведевы в Угличе. Судьба их творений. Ивановская интернет-лига культуры и просвещения
13. Городецкая О.А. Живописцы XIX века братья Медведевы: Тимофей, Епифан, Василий. «Про Углич»
14. РГИА, ф.1088, оп. 5, д. 790 Дело об украшении церкви на собранные с крестьян деньги, 1818 год.
15. РГИА, ф.1088, оп. 5, д. 799 Дело о возмещении денег, употребленных на уплату живописцу за роспись церкви из мирских сумм деньгами из доходов с торговой площади, 1841-1842 год.
16. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. «Христианство в искусстве»
17. Дудочкин Б.Н. Андрей Рублев. Биография. Произведения. Источники. Литература. «Христианство в искусстве»
18. Энциклопедия Москвы. «Энциклопедии & Словари»
19. Владимирские губернские ведомости, 1855, № 2
20. Владимирские губернские ведомости, 1855, № 29
21. Владимирские губернские ведомости, 1877, № 45
22. Сурин Г.И. Город на Тезе: очерки истории Шуи. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1989. – 144 с.
23. РГИА, ф.1088, оп. 5, д. 870 О постройке каменной колокольни при Троицкой церкви, 1860.
24. РГИА, ф.1088, оп. 5, д. 810 Дело об отпуске крестьянам леса на заготовку кирпича и на леса для постройки каменной колокольни и о взыскании за него денег 2 дек. 1860.
25. РГИА, ф.1088, оп. 5, д. 792 Дело о постройке церкви в вотчине, 1822-1828 год.
26. Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. ч.5. В. 1898.
Успенская кладбищенская церковь
Никольская церковь
Церковь Грузинской Богоматери
Троицкая церковь
Колокольня
Ограда и башни
Фотографии Александра Богданова (5 октября 2013 г.)
|