Фотографии: Александр Витальевич Богданов (cfif) - 7 января 2008 г., 9 августа 2008 г. (1)
Проезд: От Парского мимо Сосновца (13 км) и от Родников (через Мелечкино, 29 км) - асфальтовая дорога. Зимой проезд лучше, чем летом, а весной и осенью затруднён. Если пройдут
дожди, то и летом - не пролезть.
*****************************************************************
Храмовый комплекс расположен на окраине села на возвышенном месте. Обе стоящие рядом церкви выстроены из кирпича и оштукатурены. Небольшая Воскресенская возведена в 1790 г. в формах, характерных для суздальской архитектуры рубежа 17—18 вв. Кровля, а, возможно, и верхняя часть четверика храма позднее переделаны. В 1-й трети 19 в. храм получил новую колокольню в стиле раннего классицизма, которая впоследствии стилистически и масштабно связала его с позднеклассицистической церковью Николая Чудотворца, поставленной в 1839 г. немного южнее и занявшей господствующее положение в ансамбле. Окружавшая территорию и ныне утраченная кирпичная ограда включала одноэтажную сторожку, украшенную на углах и по контуру оконных проёмов рустом вперебежку.
*****************************************************************
Церковь Воскресения. Облик здания характерен для архитектуры данного района и области в целом, отличающейся устойчивостью строительных приёмов и традиций. К приземистому центральному четверику примыкают сильно вынесенная полукруглая апсида и равно-высокая ей прямоугольная трапезная. Особую выразительность силуэту храма придаёт крупная барочная кровля с вогнутой полицей у основания и луковичной главой в завершении. Стройная четырёхъярусная колокольня состоит из последовательно уменьшающихся прорезанных арками четвериков. На высокую гранёную кровлю с овальными люкарнами последнего яруса поставлен небольшой четверик, также с арочными проёмами и маковичной главкой.
Скромное первоначальное убранство представлено угловыми лопатками, поребриком между полувалами в уровне цоколя и нарядными фризами. На трапезной и апсиде фриз состоит из ступенчатых консолей, а на четверике он усложнён тремя рядами пилы и проходящим под самой кровлей поясом зубчиков с полочками. Наличники прямоугольных окон имели барочные разорванные фронтоны треугольной формы (срублены). В декоре колокольни широко использован мотив портика: проёмы трёх ярусов фланкированы сдвоенными пилястрами, а в верхнем - трёхчетвертными полуколонками; кроме того, портики двух верхних ярусов дополнены фронтонами.
Небольшое центральное пространство под низким коробовым сводом открывается широкими арками в перекрытый конхой алтарь и в трапезную с полулотковым сводом. Интересной особенностью является отсутствие распалубок над северными окнами (их перемычки загибаются по своду). В юго-восточном пилоне нижнего яруса колокольни размещено небольшое помещение (вход из трапезной), а в северо-восточном — деревянная винтовая лестница. В западной стене трапезной сохранилась ещё одна лестница (вход снаружи), по которой поднимались на старую колокольню. От неё уцелел лишь колокол с рельефным изображением Богоматери и Христа и декоративными поясами, по рисунку близкими убранству храма. Фрагментарно сохранившаяся масляная роспись в основном объёме и трапезной типична для провинциальных стенописей в позднеакадемической манере. В сумрачном колорите преобладают разбелённые холодные тона. Частично сохранился каркас иконостаса 2-й пол. 19 в.
*****************************************************************
Церковь Николая Чудотворца. Характерный для провинциальной архитектуры периода позднего классицизма пятиглавый храм центрического типа. Крупный центральный световой барабан с купольной кровлей и главкой на восьмигранном основании значительно возвышается над малыми угловыми (глухими) и сообщает зданию торжественность. Завершённые фронтонами прямоугольные объёмы алтаря и притвора, а также шестиколонные боковые портики придают плану крестообразную форму. Тосканские трёхчетвертные колонны на углах портиков сдвоены. В интерколумниях размещены прямоугольные проёмы нижнего света (центральный вход) и верхнее трёхчастное ампирное окно. На алтаре и притворе проёмы, расположенные в плоских арочных нишах, фланкированы сдвоенными угловыми пилястрами. В целом декор здания отличается лапидарностью. Укрупнённость его основных форм подчёркнута мелкой профилировкой карнизов, дробным членением барабанов пилястрами и горизонтальными поясами. Барабаны глав завершены аттиками. В интерьере массивные пилоны со срезанным внутренним углом несут высокий купол на парусах. Ветви центрального креста, алтарь и притвор перекрыты цилиндрическими сводами. Угловые компартименты - сомкнутыми. Клеевая роспись, выполненная в 1-й пол. 19 в., сохранилась фрагментарно в куполе и барабане, в западном и восточном люнетах, на парусах. Характерное произведение в стиле классицизма со слабыми реминисценциями барокко в орнаменте. Грамотно построенные композиции и несколько архаичная иконография в изображении святителей указывают на влияние живописи палехского круга. В колорите преобладают чистые, несколько разбелённые цвета: бирюзовый, желтый, красно-розовый. Купол разделён на 8 узких секторов с изображением дней творения и "Грехопадения". В простенках барабана помещены фигуры святителей. От стен барабан отделён штукатурными карнизами. Евангелисты в парусах и евангельские сцены на подпружных арках имеют трапециевидные штукатурные рамки. В люнетах центрального нефа написаны большие сцены: "Ризоположение" (западный) и "Тайная вечеря" (восточный).
Беляев, 1863, с. 209; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 225.
*****************************************************************
Ансамбль церквей Воскресения Христова и Николая Чудотворца
(Ивановская область, Родниковский район, село Болотново)
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 157-159.
Ансамбль церквей Воскресения Христова
и Николая Чудотворца
(село Болотново)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|
|