Проезд: Свернуть с шоссе Иваново - Кинешма у г. Родники направо в сторону г. Шуя. Через 5,5 км хорошего асфальта - Пархачево. По селу - грунтовая дорога до самой церкви (Открыть графический файл).
Фотографии: Александр Богданов (11 июня 2007 г.)
************************************
Комплекс церковных построек расположен на северной окраине села, на возвышенном месте над прудами. Небольшая территория, прежде обнесённая оградой (утр.), занимает юго-восточную часть прямоугольной площади. К северу от площади фрагментарно сохранился усадебный парк с периметральной обсадкой липами. Комплекс развёрнут западным фронтом к дороге и доминирует в окружающем ландшафте.
Крупномасштабная по формам Успенская церковь и уравновешивающая её высокая колокольня, расположенная у юго-западного угла трапезной (в одну линию с её западным фасадом), выстроены в 1818 г. Сторожка, фиксирующая северо-восточный угол ограды - 1-й пол. 19 в. Все сооружения кирпичные. Один из интереснейших культовых комплексов района периода позднего классицизма с элементами барокко в архитектуре храма.
Церковь Успения, типологически и композиционно представляющая собой упрощённый вариант Дмитриевской церкви Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом, во многих деталях повторяет и её фасадный декор. В объёмной композиции господствует поставленная на четверик мощная двусветная ротонда с высокой купольной кровлей, завершённой главкой на световом барабане. Угловые глухие барабаны глав подняты на высокие кубические постаменты. К четверику примыкают узкий, поперечно ориентированный прямоугольный алтарь с полукруглым выступом апсиды и обширная, сильно вытянутая по продольной оси трапезная со скруглёнными западными углами. Над её южным приделом (не выраженным во внешних объёмах) сохранилась маковичная главка. Необычна композиция боковых фасадов четверика. Сгруппированные попарно тосканские колонны вынесенного вперед портика несут пологий широкий фронтон, основание и тимпан которого прорезаны арочной нишей. Стена внутри портика насыщена архитектурными элементами. Ложные проёмы между парами колонн заглублены в ниши и фланкированы меньшими колоннами; прямоугольные окна по сторонам входа имеют обрамления в виде двухколонных портиков; верхние полукруглые окна над входами дополнены профилированными архивольтами. Индивидуально решена ротонда: её нижний ярус прорезан трёхчастными сегментными окнами, а верхний - вертикальными проёмами миндалевидной формы. Упрощённые барочные рамочные наличники (с ушами) остальных окон завершены сандриками - полочками.
Внутри купольную ротонду несут мощные угловые пилоны четверика и подпружные арки, алтарь перекрыт конхой и пересекающимися цилиндрическими сводами. Поперечно ориентированный лотковый свод в трапезной опирается в центре на два квадратных столба. Роспись клеевыми красками и лепной декор 1-й пол. 19 в. создают единый ансамбль и являются незаурядным для Ивановской обл. произведением монументального искусства в стиле классицизма. Ведущую роль в убранстве интерьера играет лепнина и гармонирующая с ней, выполненная в разбелённых охристых и голубых тонах гризайльная живопись (сохранились фрагментарно в куполе, барабане, арках и трапезной). Наиболее эффектно декорированы купол и барабан. Купол украшен перспективными, сокращающимися к центру кессонами, на тёмно-синем фоне которых ярко выделяются лепные розетки. В барабане с восточной и западной сторон написаны полуциркульные тройные окна - их пастельная гамма хорошо сочетается с бледно-бирюзовой окраской стен; в основании барабана проходит штукатурный карниз. Склоны четырёх подпружных арок также отделаны лепниной: два ряда кессонов заполняют розетки, а третий — пальметты. Обрамления всех проёмов штукатурные. В трапезной частично сохранился (лучше всего - в юго-западном углу) гризайльный карниз.
Трёхъярусная колокольня в стиле позднего классицизма состоит из последовательно уменьшающихся, прорезанных арками четвериков и завершается куполом с люкарнами и шпилем. Скромное декоративное убранство отличается некоторой упрощённостью форм. Проёмы нижнего яруса (боковые - ложные) фланкированы парными пилястрами, во втором использованы узкие вертикальные филёнки, а в третьем аналогичные филёнки дополнены поставленными на углах колонками. На второй ярус ведёт лестница, устроенная в северной стене, выше идёт деревянная лестница на тетивах.
Сторожка - скромное по архитектуре одноэтажное прямоугольное здание. Фасадный декор в формах позднего классицизма предельно прост: углы акцентированы пилястрами, раскрепованными в профилированном карнизе.
Беляев, 1863, с. 212; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 226.
Храм Успения Пресвятой Богородицы
(Ивановская область, Родниковский район, село Пархачево)
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 188-190
Храм Успения Пресвятой Богородицы
(село Пархачево)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|
|