Фотографии: Александр Богданов (17 февраля 2011 г.)
******************************
В селе Введенье (Введенское) расположена одноимённая церковь, построенная в 1807 году. Она представляет собой бесстолпный храм кубической формы, с примыкающей к нему трапезной. Невысокая четырёхскатная кровля основного объёма заканчивается пятью главами. Барабан центральной главы имеет окна, которые являются дополнительным источником света для внутрихрамового пространства, в отличии от глухих четырёх глав, расставленных по углам четверика. Колокольня привлекает внимание своими оригинальными пропорциями: четверик, два восьмигранных яруса и сравнительно невысокий шатёр с небольшой главкой напоминают сторожевую башню крепости.
Рядом другой храм – Владимирская церковь. Год постройки 1845. И хоть он построен в формах позднего классицизма, в его облике угадываются черты архитектуры 17 века.
Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры №1 (3), 1981
******************************
Расположен на центральной площади села у дороги на Шую, на правом берегу р. Молохта. Возник на месте Введенского женского монастыря, который до 1733 г. был приписан к Николо-Шартомскому монастырю, а в 1764 г. упразднён.
Первым в 1807 г. на средства прихожан был возведён холодный храм Введения с шатровой колокольней, а в 1845 г. к юго-западу от него - невысокая тёплая Владимирская церковь. Оба здания выстроены из кирпича и покрыты известковой обмазкой. Контрастные по объёмной композиции, они создают храмовый комплекс, типичный для богатых сёл бывш. Шуйского уезда.
Зверинский, 1892, с. 89, № 698; Березин, Добронравов, 1898, с. 79-80
******************************
Церковь Введения - несколько архаичный по облику храм с объёмной композицией в традициях 17 в. и барочным декором.
К двусветному четверику храма, увенчанному пятью главами на четырёхскатной кровле, с востока примыкает пониженная полукруглая апсида, а с противоположной стороны - низкая трапезная с южным приделом, отмеченным маленькой главкой, и коротким притвором, соединяющим храм с трёхъярусной шатровой колокольней, чуть смещённой к югу от продольной оси сооружения.
Убранство фасадов состоит из огибающих лопаток на углах, пояса декоративных кокошников, отрезанных от стены карнизом с расширяющимися ступенчатыми консольками, и профилированного венчающего карниза с зубчиками. Особенно нарядны наличники окон, расположенных по трём осям: рамочные, с ушами и профилированными подоконниками, они завершены профилированными бровками с мелкими сухариками. Аналогичное оформление имеют и боковые порталы храма. Колокольня представляет собой двухъярусный четверик (верхний ярус невысокий), над которым возвышаются два восьмерика звона; их диагональные грани значительно уже основных, причем лишь в третьем ярусе вместо арочных проёмов здесь помещены плоские ниши. Венчающий сооружение шатёр с миниатюрной главкой прорезан тремя рядами слухов.
Четверик, завершённый четырёхлотковым сводом со световым барабаном в центре, объединён широкими арочными проёмами с алтарной апсидой, перекрытой коробовым сводом, переходящим в конху, и трапезной, также имеющей коробовый свод с распалубками над окнами. В стене, отделяющей трапезную от притвора, расположена лестница, ведущая на чердак и колокольню.
Остатки сильно потемневших росписей, покрывавших стены и своды церкви, выполнены масляными красками в нач. 20 в.
В храме находится рама позолоченного четырёхъярусного шестичинового иконостаса 1-й трети 19 в. - стройного и гармоничного по композиции сооружения в стиле зрелого классицизма. Иконы утрачены, а украшавшая его тонкая резьба сохранилась фрагментарно. Ярусы иконостаса (в двух нижних иконы помещены в два ряда) разделены профилированными карнизами с модульонами и изящными розетками. Центральная ось композиции подчёркнута аркой царских врат, над ними размещались маленькая горизонтальная восьмигранная икона "Тайная вечеря" и прямоугольные иконы, более крупные, чем иконы соответствующего им ряда. Нижний ярус иконостаса с иконами местного и праздничного рядов, имеет по сторонам от царских врат выступающие двухколонные портики, завершённые треугольными фронтонами. Менее пластичные портики (их колонки утр.), но без фронтонов, расположены во втором и третьем ярусах. Раскреповки верхнего из них объединяет разорванный треугольный фронтон. Венчает всё сооружение композиция из трёх икон, объединённых общим карнизом: по сторонам центральной, более широкой, со срезанными верхними углами ("Спас в силах"), находились две узкие прямоугольные иконы, фланкированные пилястрами.
Зверинский, 1892, с. 89, № 698; Березин, Добронравов, 1898, с. 79-80
******************************
Владимирская церковь - оригинальный по композиции приходской храм периода эклектики, в декоре которого формы позднего классицизма дополнены отдельными элементами русского стиля.
Прямоугольное в плане сооружение, вытянутое по продольной оси и объединяющее собственно храм, алтарь и западный притвор, завершено усложнённой вальмовой кровлей; над ней возвышается небольшой глухой четверик с маленькой луковичной главкой, поднятой на четырёхскатной кровле. С восточной стороны центральной главе вторит аналогичная главка над алтарём. Своеобразие зданию придаёт использование форм, свойственных скорее гражданской, чем культовой архитектуре: ярусы второго света, возвышающиеся над центральными ризалитами боковых фасадов, напоминают мезонины усадебных домов, люкарны в основании кровли центрального четверика - слуховые чердачные окошки. Необычна также полная идентичность восточного и западного фасадов, со средней частью, подчёркнутой легким ризалитом с треугольным фронтоном. Стены храма до уровня оконных перемычек оформлены рустом (квадровым в торцовых частях и дощатым в основной). Центральные ризалиты боковых фасадов ограничены филёнчатыми лопатками. Перемычки прямоугольных окон алтаря и притвора украшены высокими складчатыми гребнями, в основной части - профилированными сандриками, а среднее окно центрального ризалита - килевидным кокошником. В завершении объёмов - узкий ступенчатый карниз; тимпаны фронтонов декорированы филёнками, круглой в центре и треугольными по сторонам.
Внутри пространство храма (западный притвор отделён стенами) расчленено на три нефа шестью крещатыми столбами, поддерживающими подпружные арки. Средний неф и помещения западного притвора перекрыты крестовыми сводами, а боковые нефы и помещения алтаря - коробовыми. Возвышающийся над основным пространством четверик имеет сомкнутый свод.
Зверинский, 1892, с. 89, № 698; Березин, Добронравов, 1898, с. 79-80
******************************
Ансамбль Введенского и Владимирского храмов
Проезд: 1. Свернуть налево с шоссе "Родники - Иваново" на перекрёстке "Иваново - Родники - Шуя - Фурманов" (в сторону Шуи) и ехать асфальтом 7 км. При въезде в село Горицы продолжить движение прямо. Главная дорога при этом повернет налево, к мосту через реку Тезу, в Дунилово. От Гориц до Введенья около 5,5 км гравийно-насыпной дороги.
(Ивановская область, Шуйский район, село Введенье)
2. Выехать из Шуи по указателям "На Кострому" и, проезжая сёла Перемилово и Сенниково, доехать до села Дунилово. Проехать Дунилово и свернуть налево на мост через реку Тезу на Горицы, в Горицах свернуть налево и продолжить путь до села Введенье 5,5 км по гравийно-насыпной дороге.
3. Выехать из Шуи в направлении сёл Захарово, Чернцы, Введенье и двигаться по дороге около 11,5 км
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 565-567
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 565-567
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 565-567
|