Фотографии: Александр Богданов (7 января 2008 г.)
Проезд: Свернуть с шоссе "Иваново - Кинешма" направо в сторону деревни Малышево у города Родники. Этот перекрёсток можно найти, если проезжая мимо Родников, пропустить перекрёсток "Родники - Шуя", а свернуть на следующем. Указателя там нет. Ехать асфальтом около 10-12 км. Церковь хорошо видна с дороги. Свернуть направо, в Мелечкино, к сожалению и здесь нет указателя со стороны подъезда, но есть с обратной стороны.
*****************************************************************
Расположенная на небольшой прямоугольной площади в центре села церковь построена в 1806 г. Тёплый храм Николая Чудотворца, возведённый рядом в 1816 г., утрачен. Здание кирпичное, окрашенное по обмазке охрой, детали выделены побелкой. Церковь в стиле раннего классицизма с использованием традиций барокко в объёмном решении, что весьма характерно для местной архитектуры этого времени. Основной объём храма имеет ярусную структуру: двусветный четверик несёт значительных размеров восьмерик с гранёной купольной кровлей и массивной чешуйчатой главой на восьмигранном барабане (диагональные грани более узкие). К четверику примыкают полукруглая апсида и квадратная трапезная, а к последней - колокольня (сохранился лишь нижний ярус).
В убранстве фасадов широко применены пилястры в различных сочетаниях. Так, боковые фасады четверика обработаны шестипилястровыми портиками с треугольными фронтонами (по краям пилястры сдвоены). Грани восьмерика также украшены пилястрами, поставленными на их флангах с выпуском углов. В простенках между окнами трапезной пилястры одиночные, а на стенах апсиды и нижнего яруса колокольни - парные. Оконные проёмы нижнего света четверика, апсиды и трапезной прямоугольные, обрамлённые наличниками с ушами; окна верхнего света четверика круглые; обоих восьмериков и нижнего яруса колокольни (частью ложные) - арочные.
Внутреннее пространство четверика перекрыто восьмилотковым сомкнутым сводом со световым отверстием барабана, апсида - конхой, трапезная - полулотковым сводом.
Церковь расписана клеевыми красками с применением графьи в 1832 г. палехским мастером Иваном Хреновым, о чем свидетельствует летопись на склонах арки в трапезную. На южном склоне: "Украси сей храм святой настенным иконным изображением при державе государя императора Николая Павловича по благословлению Павла Епископа Костромского и Галичского". На северном склоне: "Усердием и старанием иерея Алезия с братией и ктитором церковным Ивановым Меновым (?) с прихожанами писал иконописец Иван Хренов 1832 года сентября 4 дня". Живопись частично утрачена на стенах под круглыми окнами и полностью в алтаре.
Высокое художественное качество, точная датировка и указанное авторство росписей ставят их в ряд интереснейших произведений русской монументальной живописи 1-й пол. 19 в. Сочетание древнерусской традиции монументальной живописи с новым "картинным" принципом размещения композиций, ампирными формами гризайльного декора и специфическим колоритом придают данному памятнику глубокое своеобразие.
Иконография и стиль росписи определяются близостью к традициям древнерусской монументальной живописи кон. 17 - нач. 18 в. Это касается и таких технических приёмов, как графья, санкирь и подрумянка в моделировке ликов. Акцентирование линейно-графической манеры письма, сложная разделка богатых одеяний, усиление декоративного начала напоминают иконопись палехских мастеров кон. 18 - 1-й пол. 19 в. Красив колорит, построенный на светлых ярких красках с преобладанием золотисто-жёлтых и фисташково-зелёных тонов, на фоне которых звучно выделяются крупные пятна белоснежных, тёмно-вишнёвых, голубых одеяний.
Подбор и размещение сюжетов вполне традиционны для 1-й пол. 19 в. Иконография отдельных изображений и сцен восходит к традиции рубежа 17-18 вв. В своде восьмерика вместе с "Новозаветной Троицей" представлены чины небесной иерархии. В откосах и простенках окон восьмерика написаны фигуры избранных святых, на его гранях - новозаветные сюжеты. В тромпах - евангелисты. Верхние части стен четверика заняты тремя монументальными сценами: "Поклонение волхвов", "Успение" и "Сошествие во ад". На западной стене над аркой в трапезную расположена композиция с изображением храмового праздника "Собор Архангела Михаила". Над круглыми окнами, ограничивая указанные композиции, проходит гризайльный перспективный карниз. Архитектурно-декоративная живопись играет большую роль в структуре росписей трапезной, где на боковых стенах написаны самостоятельные гризайльные композиции - "колонные портики". На своде здесь помещено "Коронование Богоматери", на западном его лотке - редкий сюжет "Притча о царствии Божием".
Беляев, 1863, с. 216; ИАК, 1909, с. 291; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 227.
*****************************************************************
Храм Михаила Архангела
(Ивановская область, Родниковский район, село Мелечкино)
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 171-173
Храм Михаила Архангела
(село Мелечкино)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|