Фотографии: Александр Богданов (17 февраля 2011 г.)
******************************
ГОРИЦЫ - одно из наиболее старых и живописных сёл области. Расположено на высоком правом берегу р. Теза, напротив с. Дунилово, при переправе из Шуи на Кострому. Впервые Горицы упоминаются в 1553 г., когда здесь находился дворец последних потомков суздальских князей Василия и Дмитрия Горбатых. Дворец, по преданию, располагался на высоком мысу берега, отделённом оврагом от центра села. В настоящее время это место, называемое "Поляна", находится за южной околицей современного села. После смерти Горбатых, во 2-й пол. 16 в., Горицы перешли во владение Николо-Шартомского монастыря, но уже в 1613 г. числятся за окольничим Василием Коробьиным, поставившим здесь со своим братом в 1624 г. деревянную церковь Рождества Богородицы на месте ветхого храма 1535 г.
Сходящиеся к переправе дороги из Костромы, Ярославля, Ростова и ближайших торговых мест обусловили радиальную структуру планировки села, центром которого являлся торг с церковью на берегу реки, от торговой площади шёл крутой спуск к переправе. С кон. 17 - нач. 18 в., когда село принадлежало стольнику А.К. Черкасскому, здесь устраивались постоянные осенние ярмарки. Во 2-й пол. 18 в. вышедший из крестьян купец А.Ф. Игумнов, прозванный Холщёвниковым, заводит в Горицах первую в России набивную мануфактуру (набивка масляными красками по холсту). Вскоре по заказу Холщёвниковых и богатых крестьян Цыгановых вместо прежней деревянной у торга строится новая кирпичная церковь Рождества Богородицы (1760), ставшая основной доминантой села. Вкусы заказчиков, очевидно, повлияли на облик этого храма: его архитектура продолжает более ранние традиции бесстолпных церквей с трапезной и колокольней. В 1800 г. к югу от неё была поставлена зимняя церковь Вознесения, значительно меньших размеров и в более скромных формах провинциального классицизма. Территорию комплекса, обращённого восточной стороной к реке, окружает кирпичная ограда. Место его расположения получило название Вознесенская гора. Особенно бурное развитие село переживало в нач. 19 в. В 1817 г. купец Посылин поставил здесь первую в России прядильную фабрику, работавшую на бухарском хлопке. Однако наибольшее распространение получает скорняжный промысел. Во 2-й пол. 19 столетия, после ряда крупных пожаров радиальная структура планировки постепенно преобразуется и приобретает поквартальные очертания. Главной осью является широкая ул. Центральная, ориентированная по Костромской дороге на торг и Вознесенскую гору с храмовым комплексом. Вдоль этого направления параллельными порядками располагается основная застройка. Направления на Ярославль и Ростов подчиняются более жёсткой схеме квартальных членений (как, например, ул. Ярославская, ул. Кохмская). В 19 в. закладываются новые композиционные узлы планировки. Так, северную окраину села фиксирует квартал с кирпичными зданиями земской управы и домом Кабелькова, где размещалась скорняжная раздаточная контора для приходящих работников; в центре у торга располагается крупная усадьба Парамонова, состоящая из ряда кирпичных сооружений, со своей раздаточной конторой. В то же время основная застройка остаётся деревянной, с рубленными из брёвен избами и крытыми дворами в одну связь.
С утратой функционального назначения торговой площади её северная и южная части стали заполняться поздней застройкой.
Борисов, 18456; Борисов, 18516, с. 181-186; Семенов, 1863, с. 665; Березин, Добронравов, 1898, с. 80-83; Савва, архиеп., 1898, с 9-15, 38-39; Разгон, с. 133; Сурин, 1982, с. 56; Шлычков, 1983, с. 130; Сурин, 1989.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 571, 575-579
******************************
2-я пол. 18 - нач. 19 в. Расположен на Вознесенской горе, выдвинутой мысом в пойму р. Теза. Состоит из летней церкви Рождества Богородицы, возведённой на средства разбогатевших крестьян Цыгановых и Холщевниковых в 1760 г., и находящейся южнее зимней церкви Вознесения, построенной в 1800 г. также усердием прихожан. Выразительный по силуэту комплекс играет ведущую роль в формировании панорамы села из-за реки и в перспективе ул. Центральная. Трапециевидная в плане территория с широко расставленными храмами и кладбищем к югу от них окружена в 1-й пол. 19 в. кирпичной оградой, выходящей на бровку высокого берега. Основные композиционные оси отмечены воротами, обращёнными на запад — к улице, на восток - к реке и на север - к торгу. По углам ограды с высоким цоколем и железными решётками поставлены башенки со шпилями. Все сооружения кирпичные, побелённые по обмазке. Контрастные по объёмной композиции сооружения создают исключительно живописный архитектурный ансамбль, типичный для крупных торговых сёл Шуйского региона.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 571, 575-579
******************************
Церковь Вознесения - скромное по силуэту невысокое сооружение с оригинальной композицией фасадного декора в формах зрелого классицизма. Многие проёмы (особенно на южном фасаде) переложены.
Основной четверик, чуть растянутый по поперечной оси, завершён широко расставленными на скатной кровле пятью маковичными главами на гранёных глухих барабанах. К нему примыкают пониженные и немного суженные полукруглая апсида и вытянутая по продольной оси трапезная: в центре западной стены последней - небольшой притвор. Убранство фасадов составляют узкие пилястры, фланкирующие скругления углов и опирающийся на них антаблемент с дентикулами. Необычна композиция боковых фасадов четверика, разделённых лопаткой на два прясла с прямоугольными окнами внизу и круглыми ложными на месте проёмов второго света. Аналогичное членение имеют фасады трапезной, окна которой, как и на четверике, обрамлены наличниками с ушками и замковыми камнями, но арочные сандрики заменены прямыми. Грани барабанов декорированы нишами ложных окон. Четверик перекрыт сомкнутым сводом и объединён широкими арочными проёмами с апсидой и трапезной. В апсиде, освещаемой тремя окнами, - конха, в трапезной - низкий коробовый свод.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 571, 575-579
******************************
Церковь Рождества Богородицы является основным сооружением комплекса и важной доминантой в застройке села. В 1-й пол. 19 в. пристроены притворы входов. Один из замечательных памятников Шуйского р-на с традиционной композицией объёмов и богатым изразцовым убранством. Принадлежит к типу бесстолпных храмов с трапезной и колокольней, продолжающих формы владимиро-суздальского зодчества 17 в.
Объёмы основного четверика и трапезной близки по размерам в плане, однако трапезная понижена более чем вдвое. Особый, запоминающийся образ храму придаёт завершение двусветного четверика двумя ярусами кокошников, нижний из которых трактован как аттиковый ярус, а верхний, уменьшенный в плане, со срезанными углами, - как постамент под пятиглавием. Крупная алтарная апсида с восточной стороны имеет слабо выраженное трёхчастное членение. Композиция высокой шатровой колокольни состоит из нижнего четверикового и восьмерикового объёмов, почти равных по высоте, причём каждый из них дополнительно расчленён на ярусы. По сторонам нижнего яруса четверика устроены палатки. Арочный притвор - крыльцо главного входа с фигурной кровлей выходит на линию ограды.
Углы основных объёмов выделены пучками колонок (на четверике - поярусными). В завершении фасадов - широкие наборные карнизы; особенно богат карниз четверика из рядов поребрика, пилы и городков, раскрепованный под пятами четырёх крупных кокошников (по четыре с каждой стороны), архивольты которых обработаны зубцами. Средние оси боковых фасадов подчёркнуты перспективными килевидными порталами с дыньками и бусинами и нишами киотов над ними. К северному порталу пристроено арочное крытое крыльцо с висячей гирькой на двух столбах. По сторонам входа расположены арочные окна в наличниках с колонками и заострёнными рамками очелий, заглублённых в плоскость стен. Верхние окна заключены в наборные наличники с гребешковыми завершениями, состоящими из рельефных и гладких полихромных изразцов с изображениями херувимов, символов страстей и растительным орнаментом. Окна второго света - более крупные, прямоугольные. Они расположены по двум осям, однако их оси не совпадают с нижними проёмами. Барабаны маковичных глав с небольшими кокошниками в основании обработаны аркатурно-колончатыми поясками, поребриком и городками.
Ярусы высокой колокольни расчленены поясками и обработаны выделяющими углы лопатками и ширинками. Килевидные завершения архивольтов арок звона врезаются в тройные кокошники, помещённые в основании граней шатра с четырьмя ярусами слухов. Внутреннее пространство четверика перекрыто сомкнутым сводом и объединено с алтарём тремя арочными проёмами, а с трапезной - одним широким. Апсида перекрыта конхой с распалубками над тремя окнами и средней аркой; необычны здесь глубокие ниши в восточной грани устоев, разделяющих входы в алтарь. В трапезной свод сомкнутый, также с распалубками.
Настенная живопись в четверике, апсиде и трапезной относится к сер. 19 в. Сюжетные сцены исполнены маслом, орнаментальный декор - клеевыми красками. Характерный пример росписи, в которой черты барокко в композициях сочетаются с классицистическими мотивами в гризайльной декоративной живописи. Колорит построен на сочетании плотных холодных тонов, контрастирующих с ярко-бирюзовым фоном стен и охристыми оттенками гризайли. В центре свода четверика расположена "Похвала Троице", на восточном лотке - "Новозаветная Троица", на остальных - ангелы. Ясная архитектоничная рисованная декорация состоит из антаблемента, отделяющего свод от стен, опирающегося на гризайльные каннелированные пилястры с коринфскими капителями. Второй рисованный антаблемент между двумя ярусами окон опирается на гризайльные колонны того же ордера. В верхней части стен в пышных барочных рамах, в простенках между окнами и над аркой в трапезную помещены "Рождество Христово" (южная стена) и "Вознесение" (северная). Внизу на западной стене арку фланкируют сцены "Притча о блудном сыне" и "Притча о десяти тысячах". На откосах окон изображены святые.
В конхе написан "Царь царём". Свод здесь отделён от стен широким рисованным карнизом, "опирающимся" на четыре коринфские колонны. В трапезной в центре свода изображено "Коронование Богоматери", а в лотках, отделённых по рёбрам широкими лентами орнамента, помещены "Притча о десяти девах", "Страшный суд", "Воскрешение Лазаря" и "Исцеление десяти прокажённых".
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 571, 575-579
******************************
...Храм (Рождества Богородицы) построен в 1762 г., есть надпись об освящении. Храмоздатели – шуйские купцы Цыгановы и Холщевниковы, жившие в Горицах... Чугунный пол отлит в 1819 г. Иконостас четырёхъярусный со скипетром и короною. Стены храма расписаны искусною живописью в 1842 г. На стенах перед окнами вверху изображены Великие Князья Владимир, Георгий, Андрей, Глеб, Александр Невский в древних костюмах с коронами. Почти все иконы древнего письма русского. Досточтимые иконы: Рождества Пресвятой Богородицы, икона Пресвятой Богродицы (Чистохинская), привезённая купцом Рижским, проживающим потом в Горицах из города Риги. К ним много ходят богомольцев...
В храме хранится бархатная риза, со времён патриархальных. Подарена архиепископом Питиримом, по преданию, уроженцем Гориц.
Из материалов церковной метрики, передаваемой в археографическую комиссию (составлена 18.08.1887, священником с. Гориц А.Я. Невским, 57 лет).
Горицы стали родиной яркой, неоднозначной личности - архиепископа Нижегородского и Алатырского Питирима (1665-1738), бывшего раскольника, затем - непримиримого идеолога борьбы с расколом. За активные и жёсткие действия против раскольников, снискал на этом поприще любовь и расположение Петра I, добился от него указа, согласно которому фанатично настроенные старообрядцы могли подвергаться смертной казни. Регулярно согласовывал действия по борьбе с раскольниками с Петром I. Возглавлял карательные экспедиции против раскольников в центральных губерниях России.
******************************
Ансамбль храмов Рождества Пресвятой Богородицы и Вознесения Господня
Проезд: 1. Свернуть налево с шоссе "Родники - Иваново" на перекрёстке "Иваново - Родники - Шуя - Фурманов" (в сторону Шуи) и ехать асфальтом 7 км. При въезде в село продолжить движение прямо. Главная дорога при этом повернет налево, к мосту через реку Тезу, в Дунилово.
(Ивановская область, Шуйский район, село Горицы, ул. Центральная)
2. Выехать из Шуи по указателям "На Кострому" и, проезжая села Перемилово и Сенниково, доехать до села Дунилово. Проехать Дунилово и свернуть налево на мост через реку Тезу. Храмовый комплекс хорошо виден с этого моста. Въехав в с. Горицы нужно свернуть налево. Общее расстояние от Шуи - около 16 км.
3. Выехать из Шуи в направлении сел Захарово, Чернцы, Введенье и двигаться по дороге около 17 км.
Ансамбль храмов Рождества Пресвятой Богородицы
и Вознесения Господня
(село Горицы)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|