Назад На главную страницу

Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери
Храм Успения Пресвятой Богородицы
(село Васильевское, Шуйский район)

Фотографии: Александр Богданов (7 апреля 2007 г. и 4 ноября 2009 г.), Дмитрий Черниховский (1 августа 2008 г.)

Проезд: Шоссе Шуя - Родники. От Шуи - 13 км, от Родников - 19 км.

Сайт Васильевского Дома ремёсел и краеведческого музея

Село Васильевское: по следам Андрея Рублёва

К истории села Васильевского (из фондов РГИА в Санкт-Петербурге)

Строительство кладбищенской церкви в Васильевском

************************

Село Васильевское (Шуйский р-н, Ивановская обл.) стоит на реке Матне, на перекрёстке древних дорог, и встарь именовалось как Матнинский стан. Первое упоминание относится к 1554 г. Здесь была вотчина царя Василия Шуйского, место его соколиной охоты («Княжий двор»). В XVII веке после Смуты село принадлежало роду Черкасских, с 1741 года – роду Шереметевых.

В XVII в селе существовала деревянная церковь Михаила Архангела. Первая каменная церковь (Николая Чудотворца с приделом Михаила Архангела) была построена в 1758 г. Затем была возведена церковь Грузинской Богоматери. В 1802 г. Пётр Корсаков, крепостной зодчий князя Трубецкого, соорудил пятиярусную колокольню и ограду. По углам ограды были размещены башни-часовни с пристройками богадельни и архива с кладовыми. Роспись в Троицком храме была выполнена в 1828 г. тейковским иконописцем Тимофеем Медведевым. В первой трети XIX века к комплексу добавилась церковь Николая Чудотворца (зимний храм).

В 1767 г. императрица Екатерина II побывала во Владимире. «Запущенность» Успенского собора её удивила, и она выпустила указ о его «реставрации». Древний обветшалый иконостас, состоящий из икон начала XV в. кисти Андрея Рублёва, Даниила Чёрного и других иконописцев их круга, был списан в храмовое хранилище. В 1768 г. иконостас (состоящий из 29 икон) купили жители села Васильевского и разместили его в только что построенном Троицком храме. В 1918 г. древние шедевры обнаружил учёный И. Грабарь, вывезя одну икону («Вознесенье») в Москву для консультаций и исследования. В 1923 г. из Васильевского были вывезены оставшиеся 26 икон. Судьба двух икон неизвестна: след одной затерялся в окрестностях Васильевского. Четыре иконы Васильевского чина ныне находятся в Русском музее, остальные – в Государственной Третьяковской галерее.

В XIX веке село находилось на почтовом тракте, соединявшем Нижний Новгород и Санкт-Петербург, называвшимся Аракчеевской бульварной дорогой (в окрестностях сохранился в девственности 8-километровый участок). Выгодное расположение села на перекрёстке торговых путей, близость одной из крупнейших в России ярмарок в с. Парском, способствовали развитию села. В начале XIX века в Васильевском было немало каменных домов, улицы были замощены, а к храмовому комплексу в селе в 1828 г. добавилась кладбищенская Успенская церковь.

************************

Занимает трапециевидный, приближающийся к квадратному в плане участок в центральной части села. Комплекс, сформировавшийся во 2-й пол. 18 в., был завершён к 1803 г. Первой в центре села в 1758 г. была поставлена тёплая церковь Николая с приделом Михаила Архангела в честь более ранней деревянной церкви. Затем к юго-востоку от неё (уступом, что характерно для большинства церковных комплексов этого региона) выстроили летнюю одноглавую церковь Грузинской Богоматери. В 1768 г. к югу от этих храмов была поставлена соборного типа пятиглавая летняя церковь Троицы, придавшая сооружениям новый, более крупный масштаб. В 1802 г. соорудили внушительную ограду, на углах которой были устроены необычные башни-часовни наподобие приземистых цилиндрических башен. В том же году градостроительную роль комплекса ещё более усилила высокая пятиярусная колокольня (четыре основных яруса с полуярусом) с парадными проездными воротами посредине западной границы участка. Автором её проекта выступил П.Е. Корсаков, крепостной архитектор князя Трубецкого из дер. Порхачево. По сторонам колокольни, замыкающей перспективу дороги на Шую, были устроены дополнительные ворота с фигурными фронтонами. Такие же ворота, поставленные на южной границе комплекса, обращены в сторону Заречья, а на восточной выводили к бывшей Аракчеевской бульварной дороге. К этому времени церковь Троицы покрыли железом, тогда как на остальных храмах ещё были тёсовые кровли. Тёсовые кровли имели и пристроенные в сер. 19 в. к угловым часовням и включённые в линию ограды здания богадельни и архива с кладовыми (на флангах западной стороны). Церковь Николая в 1-й пол. 19 в. была значительно перестроена и расширена, получив облик сооружения зрелого классицизма. Один из наиболее крупных храмовых комплексов области, определяющий облик большого торгово-промышленного села и включающий монументальные здания 2-й пол. 18 -19 вв., различные по стилю и функциональному назначению.

Церковь Троицы представляет собой пятиглавый четырёхстолпный храм с трёхчастной апсидой, низкой трапезной и сильно вынесенным крытым крыльцом на западном фасаде. Луковичное завершение крупных световых глав (кроме центральной) утрачено. Церковь выдержана в стилистике соборных храмов 17 в., хотя штукатурные классицистические детали, появившиеся в кон. 18 в., после пожара (тянутые карнизы, треугольные сандрики и капители), прикрывающие первоначальное убранство, придают ей облик более позднего сооружения. Фасады двусветного четверика расчленены лопатками на три прясла с ложными дугами закомар в аттиковом ярусе, отделённом карнизом. Между ярусами окон также проходит пояс с пилой и рядом сухариков. Крупные проёмы, обычные для 17 в., первоначально имели килевидные очелья. Одно из таких очелий, срубленное под поздний декор, явственно проступает из-под обвалившейся штукатурки над восьмигранным окном (средняя ось верхнего света на западном фасаде), а килевидные порталы боковых входов в верхней части закрыты примыканием поздних крылец. В то же время крупные, прорезанные арками барабаны глав декорированы классицистическими пилястрами. Главный западный вход выделен крытым крыльцом со сложной фигурной кровлей. Его фасады украшены пилястровыми портиками с треугольными фронтонами.

Интерьер четверика перекрыт коробовыми сводами, ориентированными по сторонам света, с подпружными арками, опирающимися на крещатые столбы со срезанными внутренними углами; центральная и угловые ячейки - со световыми барабанами на парусах. Трапезная раскрыта в храм тремя проёмами; её высокий коробовый свод разделён двумя продольными подпружными арками и имеет глубокие распалубки. В алтарной части - цилиндрические своды с конхами; крыльцо перекрыто коробовым сводом.

Клеевая роспись исполнена иконописцем из с. Тейково Тимофеем Медведевым в 1828 г., о чём свидетельствует храмозданная запись на восточной грани северо-западного столба. В кон. 19 -нач. 20 в. живопись поновлялась маслом в нижнем ярусе стен, столбов и в алтаре. Утрачена в боковых главах, частично на сводах и стенах четверика, в алтаре, в первом ярусе колокольни. Роспись - выдающийся памятник палехско-шуйского круга, в котором сочетаются различные стилистические направления: в гризайльном декоре прослеживаются признаки классицизма, в композиционном построении сцен и трактовке фигур видно влияние барокко. Яркие, сочные, чистые цвета, контрастно подчеркивающие друг друга, усиливают декоративность общего впечатления.

Система росписи хорошо соответствует сложным архитектурным членениям интерьера. В главном куполе традиционно помещена "Новозаветная Троица", в парусах - евангелисты, на нижней стороне подпружных арок - пророки в медальонах. В шелыгах арок написаны ветхозаветные сцены. На сводах пространственного креста представлены сцены "Страстей" (восточный свод) и Ветхого Завета (остальные). В люнетах преимущественно расположены ветхозаветные сцены, лишь на восточной стене изображены "Преображение" и "Моление о чаше", а на южной - "Тайная вечеря" (восточная сторона).

На стенах композиции размещены в четыре яруса. В верхнем ветхозаветные сюжеты вписаны в прямоугольные рамы с широкими живописными тягами. Два средних яруса (на уровне окон верхнего света) заполнены евангельскими сценами; проёмы окон фланкированы рисованными узкими ионическими пилястрами. В нижнем ярусе гризайльные полуколонны с композитными капителями фланкируют проёмы окон и порталы, создавая ритмическое членение всех трёх стен; в промежутках между колоннами написаны евангельские сюжеты.

На столбах в четыре яруса помещены святые воины, мученики, преподобные. В конхе алтаря - "Ветхозаветная Троица", на стенах - апостолы, московские митрополиты и сцены из Ветхого и Нового заветов. В своде первого яруса колокольни сохранились небольшие фрагменты композиции "Страшный суд".

Церковь Николая Чудотворца, служившая зимним храмом, перестроена в 1-й пол. 19 в. (по-видимому, в 1830-е гг.) в формах позднего классицизма со значительным расширением объёмов. Окна второго света перетёсаны из круглых в полукруглые. Относительно невысокий, но крупный по размерам храм с характерной для провинциальной архитектуры упрощённой профилировкой деталей.

Основу композиции составляет квадратный в плане двусветный четверик с пологим куполом на низком глухом ротондальном барабане. К четверику примыкают апсида и широкая трапезная с притвором. Боковые фасады основного объёма и западный фасад притвора отмечены большими тосканскими портиками с фронтонами. В лаконичном убранстве, помимо тянутых профилей, поясков и карнизов, обращают на себя внимание несколько архаичные огибающие лопатки на углах четверика и крупный дощатый руст до уровня двух третей высоты трапезной, создающий эффектный фон для трёхчастной композиции окон на её боковых фасадах: среднюю ось здесь фиксирует итальянское окно в пилястровом портике; боковые окна, как и на апсиде, завершены гребешками клинчатых перемычек. Особую масштабность храму придают расположенные по сторонам света на ротонде крупные полукружия ложных окон. Интерьер основного объёма перекрыт глухим уплощённым куполом на парусах и открывается широким проёмом в трапезную и тремя арочными - в апсиду, перекрытую конхой. Средняя часть трапезной, равная по ширине четверику, перекрыта коробовым сводом, а боковые, где помещались приделы, отделённые каждый двумя столбами с переброшенными между ними арками, имеют монастырские своды с распалубками над проёмами.

В окнах трапезной сохранились решётки крещатого рисунка и столярка с килевидной расстекловкой.

Церковь Грузинской Богоматери. Относительно небольшая, но стройная и высокая церковь, формы которой характерны для местной традиции сер. 18 в., играет заметную роль в панораме комплекса. В трёхчастной композиции вытянутых по продольной оси объёмов доминирует одноглавый двусветный четверик. К нему примыкают пониженные до уровня первого света и равные ему по ширине трапезная и полукруглая апсида. Близость их размеров и гуськовый профиль гранёной купольной кровли четверика, несущей узкий восьмигранный световой барабан луковичной главы, говорят о барочном влиянии. Это впечатление в значительной степени усилила гранёная (четверик со срезанными углами) пристройка притвора 19 в. у западного фасада.

Углы объёмов отмечены широкими лопатками, а ярусное членение стен фиксируют пояски с двухрядной пилой. Над верхним из них - в завершении фасадов - размещены декоративные кокошники (по три с каждой стороны) с уступчатыми дугами архивольтов. Проёмы расположены по двум осям, боковой вход имеется только на северном фасаде, на средней оси. Крупные окна с лучковым верхом помещены в рамочные наличники со щипцовыми фронтонами и колонками (во втором ярусе). Основные грани притвора оформлены колонными портиками, обрамляющими арочные вход и ниши. В узких гранях аналогичные ниши и проёмы дополнены барочными филёнками вверху. Притвор был завершён крупным сплюснутым фигурным куполом с главой.

Интерьер четверика перекрыт сомкнутым восьмигранным сводом со световым кольцом, трапезная - однолотковым, а поздний притвор - восьмилотковым. В апсиде, связанной с храмом тремя арками, - конха. На своде основного объёма сохранились остатки живописи маслом 19 в. Колокольня над главным западным въездом на территорию комплекса - одно из наиболее примечательных сооружений подобного рода в Ивановской обл. Первоначально её оштукатуренные стены красились в тёмно-красный цвет, на фоне которого выделялись побелённые детали. В стройной композиции (четыре яруса с полуярусом) привычная схема постановки восьмериков на четвериковом основании несколько наивно сочетается с формами зрелого классицизма. Наряду с небольшой главкой на гранёном барабане, венчающей купол с люкарнами, это делает колокольню не только памятником своего времени, но и сугубо традиционным местным сооружением.

В соответствии с этой традицией массивный нижний четверик с полуярусом над ним играет роль парадных ворот. Благодаря рустовке стен и обрамлению высокой арки парными дорическими колоннами с раскрепованным над ними антаблементом этот ярус приобретает вид своеобразной триумфальной арки. Три верхних восьмериковых яруса прорезаны арками звона. Эти ярусы последовательно уменьшаются в плане, а их диагональные грани выделены раскреповками и украшены филёнками или колонными портиками (в верхнем ярусе, на гранях которого чередуются сквозные и ложные арки, колонны поставлены по углам). Проёмы слегка заглублены в ниши, их обрамляют архивольты с замковыми камнями и пилоны с профилированными импостами. В убранстве ярусов, разделённых развитыми профилированными карнизами с сухариками и кронштейнами, широко использованы разнообразные по форме филёнки. В устоях нижнего яруса по сторонам проезда размещены подсобное помещение и внутристенная лестница.

Богадельня. Расположена в северной части ограды; примыкает к угловой башне, служившей первоначально свечной лавкой. Прямоугольное кирпичное здание, невысокое и скромное по архитектуре, несколько раз меняло свою функцию: сначала оно служило богадельней, потом его приспособили под церковноприходскую школу, а еще позже здесь разместили кузницу. Верхняя часть стен и двускатная кровля с небольшим залобком на южном фасаде поздние. Стены вверху и внизу пробиты вентиляционными отверстиями и побелены. Убранство составляют лопатки, отмечающие углы и центральную часть фасада, над ними раскрепован карниз в несколько полочек. К первоначальным элементам относятся также подоконные полки и сохранившийся железный ставень крайнего левого окна.

Интерьер разделён поперечной стеной на два помещения, связанных между собой и имеющих отдельные выходы на территорию комплекса.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3. с. 547-553

************************

ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ, 1-я треть 19 в., ул. Советская

Расположена на краю села, у западной стороны кладбищенской ограды, ворота которой примыкают к юго-западному углу колокольни храма. С другой стороны от ворот - сторожка, стилистически нейтральная. Все сооружения кирпичные, оштукатуренные. Кованую решётку ограды отличает тонкий рисунок в виде стрельчатых арок. Крупное и выразительное сооружение выдержано в строгих формах зрелого классицизма. Основной объём представляет собой стройную ротонду на четверике с крупной апсидой алтаря. Редким является завершение купольного покрытия ротонды пятиглавием (центральная главка световая). Трапезная, более широкая, чем четверик, связана вытянутым поздним притвором-галереей с вынесенной за линию ограды трёхъярусной колокольней, увенчанной небольшой главкой на куполе. Монументальность четверика усиливают колонные портики его боковых фасадов, выдвинутые на общую линию со стенами трапезной. Внутри портиков - традиционная трёхосевая композиция с высокими арочными проёмами нижнего яруса (средний - вход) и круглыми верхними. Аналогичные по форме проёмы в два света помещены на рустованной стене апсиды и боковых фасадах трапезной, где центральная ось подчёркнута трёхчастной композицией итальянского окна. Арочные проёмы ротонды расчленены парными трёхчетвертными колонками в простенках. Высокая арка первого яруса колокольни обрамлена портиком из двух колонн и двух пилястр на флангах. Проёмы среднего, рустованного яруса имеют лучковые перемычки и дополнены овальными нишами по сторонам. Раскрепованные углы верхнего четверика рустованы, арки звона фланкированы полуколонками.

Основной объём перекрыт куполом со световым кольцом в центре, ротонда опирается на широкие паруса. Трапезная перекрыта лотковым сводом, конха апсиды прорезана распалубками над верхними проёмами. В окнах уцелели кубоватые решётки.

Клеевая роспись сер. 19 в. сохранилась фрагментарно в куполе, где написана "Новозаветная Троица" в академической манере.

Березин, Добронравов, 1898, с. 39; ГАИО. Ф. 862. Оп. 1. Д. 31. Л. 1.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». с. 555-556

Храмы села Васильевского

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

Из коллекции Дмитрия Черниховского

Увеличить

Успенская церковь
со стороны Шуи

Увеличить

Успенская церковь


Увеличить

Успенская церковь
(внутренний вид
от главного входа)

Увеличить

Успенская церковь
(вид с колокольни
на ротонду четверика)

Увеличить

Вид Троицкого прихода
с колокольни Успенской церкви

Увеличить

Колокольня Успенской церкви
(изнутри)

Увеличить

Своды Успенской церкви с
центральным световым барабаном

Увеличить

Остатки стенной росписи
Успенской церкви

Увеличить

Фрагменты росписи сводов


Увеличить

Придел Успенской церкви изнутри
(разные формы оконных проемов)


Увеличить

Успенская церковь
(вид с юго-запада,
со стороны входа на кладбище)

Увеличить

Кладбище
(со стороны Васильевского)


Увеличить

Троицкий храм

Увеличить

Троицкий храм

Увеличить

Храм Николая Чудотворца

Увеличить

Храмы Грузинской Богоматери
и Святой Троицы
(на заднем плане)

Увеличить

Храм Николая Чудотворца



Увеличить

Храм Грузинской Богоматери
и колокольня


Увеличить

Храм Грузинской Богоматери

Увеличить

Колокольня и Троицкая церковь

Увеличить

Село Васильевское

Увеличить

Село Васильевское

Увеличить

Село Васильевское

Увеличить

Троицкий приход с восточной стороны

Увеличить

Угловая башня-часовня


Увеличить

Колокольня


Увеличить

Главные ворота
со стороны базарной площади

Увеличить

Никольская церковь (слева), Троицкая церковь, основание угловой башни



Из коллекции Александра Богданова

(7 апреля 2007 г.)

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить



Из коллекции Александра Богданова

(4 ноября 2009 г.)

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть