Строительство кладбищенской церкви в Васильевском
Село Васильевское с крупным церковным комплексом на центральной площади расположено в стороне от дороги "Ковров - Кинешма". Ближайшим к дороге храмом села Васильевского является Успенская кладбищенская церковь. Сельское кладбище, окружённое кирпичной оградой с башенками и воротами, расположено в отдалении от села и отделено от него небольшой речкой Матней. От центральной площади села к кладбищу ведет одна из главных улиц (Советская), прежде продолжавшаяся важной дорогой на соседнее село Дунилово (а далее – на Кострому или Ярославль).
Успенская церковь на кладбище была сразу выстроена в камне в 1820-х гг. и больше не перестраивалась. Кроме центрального (Успенского) в храме было два придельных престола - Праведного Лазаря и Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). Успенская кладбищенская церковь не была приходской – она относилась к Троицкому приходу Васильевского, то есть службы в ней проводились нерегулярно, служили священники Троицкой церкви, финансирование и обеспечение всех четырёх местных храмов необходимыми для служб предметами было единым. Шуйский историк В.Борисов в «Описании города Шуи и его окрестностей» (1851 г.) отмечал, что Успенская церковь «обведённая каменною оградою, внутри коей насажены берёзы – что в летнее время придаёт не малую красоту».
Сохранилась переписка между вотчинным правлением Васильевского и главной домовой канцелярией графа Д.Н. Шереметева «О построении на отведённом при кладбище месте храма Божия» (РГИА, ф.1088, оп.5, д.792, 1822 г.). Из переписки можно узнать некоторые факты, связанные с организацией работ по строительству, стоимость работ, фамилии жителей села, связанных со строительством (к некоторым документам прилагаются десятки подписей васильевских крестьян).
Сёла Васильевское и Иваново были вотчинами Шереметевых. В сёлах находились вотчинные конторы, где решались вопросы управления имениями, собирались налоги. Порядок принятия решений, выходящих за пределы компетенции управляющего вотчинной конторой, был таков: в контору подавалось письменное обращение по вопросу, требующего решения с подписями крестьян; созывался мирской сход, на котором обсуждалась решаемая проблема; итоги мирского схода резюмировались и отправлялись в главную домовую контору Шереметевых в Санкт-Петербург. В Петербурге принималось окончательное решение, которое отправлялось обратно в Васильевское в форме приказа.
Переписка о строительстве кладбищенской церкви в Васильевском начинается письменным обращением протоиерея Троицкой церкви Василия Смирнова с братией в вотчинное правление села Васильевского (30 января 1822 г.):
«Известно всем, сколь нужен храм Божий на отведённом при здешнем селе кладбище. Требует того и усердие к преставившимся и приличие самого места и ещё та уважительная причина, чтоб не терпеть тягостного беспокойства от воздушных перемен при перенесении чрез дальнее расстояние тел усопших».
Протоиерей указывал, что необходимо испросить благословение архипастыря и избрать человека, ответственного за строительство. В следующем документе - рапорте в главную домовую канцелярию графа Д.Н. Шереметева в Петербурге из вотчинного правления Васильевского (13 февраля 1822 г.) указываются планируемые шаги по организации строительства:
«…ко устроению храма избрать здешней вотчины из крестьян человека честного и общего доверия заслуживающего, и поручить ему оную должность чтоб он на счёт церковной суммы от доброхотных дателей собираемой заготовлял материал для строения нужный, как то камень для бута под стены, кирпич, извёстку, и когда дозволено будет от вышняго начальства то бы имел попечение о приведении в совершенство строение оной церкви … общество избрало в церковные строители села Васильевского крестьянина Ивана Фёдорова Болтушкина и в помошники деревни Запрудново Илью Васильева Машина на что приговор за своим рукоприкладством дали, да на том же сходе расположили для … церковного строения собрать со всего общества с 1370 человек по 3 рубля с каждого и того 4110 рублей приходному старосте Алексею Белышеву и по собрании отдать строителю церкви Ивану Болтушкину…».
В рапорте в главную домовую канцелярию Д.Н. Шереметева в Петербург из вотчинного правления Васильевского 11 апреля 1822 г. сообщается о результатах очередного мирского схода (23 марта), на котором обсуждалось строительство. Протоиерей Василий Смирнов со священно и церковнослужителями и старостой Петром Сухарниковым обратились 20 марта в вотчинное правление с письменной просьбой об отводе мест для обжига кирпича, отпуске из вотчинных рощ валежника и подстойника (подстойный лес подстойник, сухоподстойный лес – лес, подсыхающий снизу, от корня; специально подсоченный лес; сухостой):
«Для имеющей строиться вновь на кладбище каменной церкви, в числе прочих материалов, особенно потребен хороший кирпич, для копания же глины и делания оного как нужно назначить и отвести способное поблизости селения место, так построить сараи, для прочнейшего обжигу кирпича иметь дрова, для произведения каменной работы заготовить леса, подмостки. А поелику в принадлежащих к здешней вотчине рощах и лесах находится валежник, подстой и всякого лесу удобного для того дела довольное количество, то для пользы церкви Божией вотчинное васильевское правление усердно просим…».
Отношение подписали села Васильевского Троицкой церкви протоиерей Василий Смирнов, священник Иван Тихомиров, священник Василий Назаретский, священник Михайло Крилевский, диакон Иван Лебедев, диакон Матвей Богословский, староста церкви Пётр Сухарников, строитель Иван Болтушкин, помошник Илья Машин.
Мирское общество, обсудив предложение Смирнова на мирском общественном сходе 23 марта, объявило:
«что для отводу земли места на делание кирпича и занятие сараями, поручаем учинить вотчинному правлению где заудобнее оным сочтется… на обжиг кирпича валежник и подстойник… не имеется а находится оный валежник и подстойник в казённых Его Сиятельства рощах…».
В рапорте спрашивалось разрешение у домовой канцелярии на отпуск из казённых рощ валежника и подстойника для обжига кирпича.
В ответе из главной домовой канцелярии от 14 апреля 1822 г. указывалось:
«на обжигание кирпича для сооружения церкви потребное количество лесу подстойного и валежнику хоть и позволить из заказных рощей отпускать, но со строгим наблюдением, чтобы под видом онаго отнюдь не был истребляем лес сырой и хороший; о чём в Васильевское правление и послать приказ».
В следующие два года, видимо, строительство протекало благополучно, без необходимости обращений в Петербург. Но за время строительства по каким-то причинам сменились строитель кладбищенской церкви (вместо Ивана Болтушкина - Абросим Солдатов) и церковный староста Троицкого прихода (вместо Петра Сухарникова – Василий Севрюгов).
В рапорте от 25 октября 1824 г. в главную домовую канцелярию Шереметева из Васильевского вотчинного правления сообщается о текущих проблемах строительства церкви:
«Избранный обществом к смотрению за постройкою в вотчине сей на кладбище каменной церкви смотритель крестьянин Абросим Солдатов рапортом своим правлению сему донёс, что по случаю окончания на кладбищенской каменной церкви в некоторых местах сводов, для перекрытия оных, нужно ему было под листовое железо, для стропил на переклады делать лучших строевых дерев и хотя таковые он смотритель и старался купить у сторонних, но по неимении в ближайших местах такового леса купить не мог; как же время настоит осеннее и ненастное, то дабы не могли церковные своды остаться в зиму непокрытыми, и тем не сделать большого вреда, просим позволить ему вырубить для употребления на сказанную надобность из господской называемой Ивановской рощи сказанные девять дерев; правление сие обсудило изложенные смотрителем Солдатовым справедливые резоны, а более за коротким временем, дабы не остановить сооружение частию храма Божия без покрыши, требуемое количество елового леса девять дерев по неимению таковых в ближних местах отпустило. Для чего и откомандировало выборного Ивана Гречина длиною 7 сажен в отрубе 6 вершков (около 15 м длиной и 26 см в диаметре)…».
Правление, позволив срубить деревья, спрашивало – следует ли возвращать деньги за срубленные деревья из собранной на строительство церкви суммы в господский доход? В ответе из Петербурга от 27 октября 1824 г. указывалось, что возвращать деньги за срубленные для церкви деревья не следует.
На мирском сходе 13 января 1827 г. в Васильевском обсуждалось вступление в должность нового церковного старосты – крестьянина Василия Севрюгова вместо прежнего (Петра Сухарникова). Оговаривалась передача дел, и необходимость срочного сбора денег с крестьян для кладбищенского храма.
«мы нижеподписавшиеся… 1-й, 2-й и 3-й статей крестьяне, быв в Васильевском вотчинном правлении на общественном мирском полном сходе, слушав объявленное нам Троицкой церкви церковного старосты крестьянина Василия Севрюгова объявление, изъясняющее что по вступлении его в сказанную должность с 1-го генваря и принятии от бывшего старосты Сухарникова остаток свеч и малое количество наличной суммы… что следует отплатить за прошлый 1826 г. по контрактам подрядчикам первое, за клажу колокольни, второе за иконостас в кладбищенскую церковь до 3500 р и необходимостию им позволяется купить для окончания клажи колокольни в нынешнем 1827 г. извести на 800 р. И учинить отдачею тоже за клажу оной колокольни и кирпичникам за работу до 2000 р и что нужно иметь за готовление в делаемый в кладбищенскую церковь иконостас разные иконы и прочие потребности и для колокольни колокола наличного же церковного капитала…».
Поскольку необходимой для расчётов с подрядчиками суммы не было (и собрать её в короткие сроки не предвиделось), Севрюгов вынес на обсуждение мирского общества вопрос о сборе с крестьян всей суммы, оговорённой еще до строительства церкви (в 1822 г.) – по три рубля с каждого. Участники схода согласились, поставили подписи и отправили рапорт в домовую канцелярию. В рапорте, отправленном 4 февраля 1827 г., повторяется изложение обсуждаемых на сходе событий с некоторыми дополнениями. Так уточняется, что 2000 р необходимо выдать подрядчикам за кладку колокольни, выполненную в прошедшем 1826 г., а также 2000 р – за окончание колокольни в текущем 1827 г. Под расходами на иконостасы подразумевалось устройство иконостасов для двух приделов (1500 р). Мирское общество
«…усердствуя о скорейшем окончании храма единолично приговорило, по случаю недостатка церковной суммы, и дабы не произошло в сооружении остановки, собрать с них (вотчинных крестьян) по прежде данному ими от 2 февраля 1822 г. приговору… по 3 рубля с каждого тягла всего 4110 рублей, каковая сумма с них собираема ещё не была, сбор сей произвесть под надзором вотчинного правления, сборщику Евсею Кабанову… сбор старостою Кабановым производится по заведённой на то особой книге».
В рапорте также отражено текущее состояние храма:
«…храм на кладбище кроме полов, и иконостасов, совершенно окончен, покрыт, поштукатурен, кресты и главы обиты белою жестию, при нём в некотором отдалении колокольня, большая половина выкладена кладкою кирпичем и будущим летом кончится».
К рапорту приложена смета расходов за период 1823-1827 гг., составленная и подписанная Абросимом Солдатовым.
Смета материалами и сумма, употреблённая на постройку кладбищенской церкви начавшейся с 1823 мая 21 дня
Куплено для постройки кирпичных сараев тёсу, дранки, соломы, гвоздей и пр., отдано за разные инструменты и за работу пильщикам и плотникам | 2709,67 |
Отдано за работу 1030200 кирпичей подрядчику кирпичному | 10370,89 |
Заплачено каменному подрядчику за кладку в стены оного кирпича и теску камня белого кроме заложенных 2000 руб. за церковию еще состоящих | 7397,60 |
Куплено известки 16100 пудов, белого камня и алебастру | 1301,30 |
Куплено разного железа 2052 пуда и 9 фунтов | 10156,62 |
Заплачено кузнецам за разную по церкви работу, часть железа и гвозди | 2514,92 |
Отдано за пайку семи глав и крестов, крашение кровли и проволочные решётки | 580,00 |
Отдано за штукатурную и малярную работу | 787,00 |
Заплачено за сделание оконниц | 525,50 |
Всего по 1827 год истрачено | 42343,50 |
Из сметы непонятно, почему суммарные расходы по перечисленным статьям расходятся с общей суммой по 1827 г. Можно предположить, что в суммарные расходы были включены затраты на колокольню и иконостасы о которых шла речь в рапорте.
Судя по смете, доля мирской суммы вотчинных крестьян Васильевского (4110 р) от общих расходов составляла, примерно, десятую часть, и она рассматривалась, как резерв, поэтому сбор в течении шести лет и не производился.
Примечательно, что в смете указана точная дата начала строительства церкви – 21 мая 1823 г.
Последние документы переписки связаны уже с освящением церковных приделов. На мирском собрании 22 апреля 1828 г. снаряжали гонцов во Владимир для получения разрешения от епископа Парфения на освящение приделов кладбищенской церкви собственными силами. Жители Васильевского
«имели довольное суждение относительно освящения отстроенных на кладбищенской церкви двух приделов; сим полагаем отправить в г.Владимир к Его Преосвященству Парфению Епископу для испрошения на освящение храмов позволения… священника Ивана Тихомирова, кладбищенской церкви строителя Абросима Алексеева Солдатова и прося Его Преосвященство дабы освящение храмов поручено было исполнить протоиерею … Василию Иванову Смирнову; в Духов день, то есть, мая 14 числа на издержках как на проезд, а так на разные к освящению потребные расходы употребить 300 рублей, которые и благоволит вотчинное правление выдать строителю Солдатову из нашей мирской суммы».
Отмечалось, что приделы «приготовлены совершенно, и снабжены всею принадлежащей утварью».
Приказ о приведении в исполнение решения мирского договора (о расходе 300 рублей из мирской суммы на освящение приделов) был подписан в Петербурге 17 мая 1828 г. Понятно, что приказ к Духову Дню в Васильевское уже не успел.
Дмитрий Черниховский
|