Проезд:
Фотографии - Александр Богданов (17 февраля 2011 года).
**********************************
ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ ПОКРОВА И ВСЕХ СВЯТЫХ, кон. 17 - 19 вв.
Расположен на небольшом холме при въезде в село с юга, занимает прямоугольную в плане территорию. Сложился на месте прежних деревянных храмов, шатрового и клетского, известных с 1632 г. Состоит из крупной пятиглавой летней Покровской церкви 1685-1704 гг., возведённой по заказу владельца села боярина Ф.А. Лопухина, и небольшой зимней во имя Всех Святых, поставленной в 1142-43 гг. параллельно первой к северу от неё. Западные фасады храмов и соответствующий участок кирпичной ограды 1-й четв. 19 в. с главными воротами обращены к торговой площади. Рельеф местности, композиция и силуэт храмов, дополненных башенками на углах ограды, богатство и стилистическое многообразие декора, где 17-й век соседствует с классицизмом, создают необычайно живописный облик комплекса.
Борисов, 18516, с. 15; Березин, Добронравов, 1898, с. 85-86; Шлычков, 1983, с. 126-130; Сурин, 1989, с. 75.
Из книги "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3", М, Наука, 2000, с. 591-595
**********************************
Покрова Пресвятой Богородицы церковь в Дунилове построена Ф. Лопухиным в 1685-1704. Основные архитектурные мотивы основного объёма и трапезной вотчинного храма корреспондируют с Богоявленским собором во Мстёре Владимирской области того же строительного периода. Крыльца с висячими арочками московской архитектуры (Саввино-Сторожевский монастырь, Царицыны Палаты).
По материалам Свода памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. - М.: Наука, 1998. Владимирская область: в 6 ч. Ч.1 / Отв. Ред. Вл.В. Седов. - 2004. (Стр.70)
**********************************
Церковь Покрова - основное сооружение комплекса - находится в его южной части. Кирпичные стены побелены по обмазке. Колонные портики у главного и северного бокового входов относятся ко 2-й пол. 19 в. Принадлежит к типу бесстолпных пятиглавых храмов с трапезной и колокольней, продолжающих архитектурные традиции 17 в. Исключительно нарядный и выразительный по композиции памятник в стиле нарышкинского барокко послужил впоследствии образцом для целого ряда культовых сооружений бывш. Шуйского уезда.
Композиция объёмов традиционно ориентирована вдоль главной оси. Стройность пропорций, обилие характерных, тщательно проработанных деталей делают храм одним из лучших произведений местных мастеров. Высокий двусветный четверик имеет пирамидальное завершение: над его аттиковым ярусом с поясом декоративных кокошников поднимается уменьшенный в плане низкий четверик со срезанными углами, украшенный аналогичными кокошниками и служащий постаментом в основании пятиглавия: луковичные главы с чешуйчатым покрытием (средняя крупнее и выше боковых) подняты на высоких цилиндрических барабанах с кокошниками в основании. Крупный алтарь почти в ширину четверика расчленён на три слабо выраженных скругления с колонками в сочленениях. Трапезная также равна четверику по ширине. Высокая шатровая колокольня - восьмигранный столп на четвериковом основании - имеет палатки по сторонам крытого крыльца (северная утр.).
Углы основного четверика и трапезной выделены пучками колонок. На главных осях боковых фасадов четверика расположены крупные перспективные порталы с необычайно богатыми наборными профилями из дынек и бусин. Крупные арочные окна по их сторонам обрамлены наличниками с прогнутыми килевидными рамками, окна второго света размещены по двум осям и имеют гребешковые очелья. Широкий наборный карниз из городков, поребрика и пилы раскрепован у пят четырёх крупных кокошников аттика. Барабаны опоясаны аркатурно-колончатыми поясами. Грани четверика и столпа колокольни обработаны ширинками, на углах - лопатки. В основании шатра с северной стороны, над килевидными завершениями арок звона, выступает надстройка часового механизма. К западному фасаду примыкает поздний притвор с фронтонным портиком, где шесть колонн, расположенные попарно, обрамляют вход в храм и в палатки. Основное помещение храма перекрыто поперечным лотковым сводом, апсида - конхой, трапезная - полулотковым с распалубками над окнами. Первый ярус колокольни имеет крестовый свод; помещения палаток - коробовые.
Клеевая роспись в четверике и трапезной - характерный образец живописи 1-й пол. 19 в., в котором сочетаются барочные по стилю композиции и классицистический гризайльный декор. В исполнении отдельных фигур широко использованы приёмы иконного письма, условная моделировка объёмов. Первоначальный колорит отличался богатством цветовой палитры, состоящей из преимущественно ярких, светлых, лёгких тонов.
В своде представлена композиция "Коронование Богоматери" в окружении ангелов. Три стены объединены живописным антаблементом, проходящим между окнами верхнего и нижнего света. Антаблемент несут украшенные капителями рисованные колонны, а над ним изображена аркада композитного ордера. Эта гризайльная декорация составляет основу всей структуры росписи. Композиции расположены на стенах в два яруса: вверху в центре боковых стен изображены "Покров" (южная) и "Похвала Богоматери" (северная), внизу - фигуры святых. На западной стене над аркой - большая композиция "Страшный суд", а по сторонам от неё - по три евангельских композиции (одна над другой).
В алтарной конхе написана "Новозаветная Троица". Стена отделена от конхи рисованным антаблементом, поддерживаемым шестью гризайльными колоннами. По сторонам были изображены фигуры святых и сцены "Страстей" (сохранилось "Снятие с креста"). В трапезной на восточном лотке свода расположена композиция "Величит душа моя Господа", а на коробовых склонах, расчерченных на восемь частей, - сцены, иллюстрирующие "Отче наш".
Борисов, 18516, с. 15; Березин, Добронравов, 1898, с. 85-86; Шлычков, 1983, с. 126-130; Сурин, 1989, с. 75.
Из книги "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3", М, Наука, 2000, с. 591-595
**********************************
Церковь Всех Святых отличается скромными размерами и лаконичным убранством фасадов. Выстроенная из кирпича и побеленная по обмазке, она имеет четырёхскатную кровлю с небольшой главкой на барабане. Первоначальные проёмы растёсаны. У южной стены - небольшой придел. С запада примыкают поздние (1-я пол. 19 в.) пристройки притвора и многочисленных палаток, выходящие на линию церковной ограды.
Архитектура церкви, с едва выделенным по высоте основным четвериком, характерна для суздальской школы культового зодчества 18 в. Гладкие фасады расчленены лопатками, поставленными на углах и в широких простенках окон апсиды и придела. Цоколь отмечен пояском поребрика между двух полувалов; по верху стен под свесом четырёхскатной кровли проходит отделённый полочками карниза ряд небольших кокошников с диагональным разворотом на углах. Западный фасад нынешнего объёма, где расположены главный вход и двери торговых палаток, объединён широким портиком с парными колоннами и фронтоном в единую трёхосевую композицию.
Основное помещение перекрыто поперечным лотковым сводом, трапезная - полулотковым, а апсида - коробовым с конхой. Палатки также частично имеют коробовые своды. У западной стены находится печь с белыми изразцами, украшенными синим рисунком.
В интерьере сохранилась рама двухъярусного иконостаса в формах позднего классицизма. Несмотря на относительно небольшую высоту, он производит монументальное впечатление. Его центральная часть в три оси выдвинута вперед активным ризалитом, а крылья заходят на боковые стены, смыкаясь с киотами клироса. Над аркой царских врат была помещена икона с завершением в виде арки с заплечиками. Остальные рамы прямоугольной формы (в нижнем ярусе они объединяли иконы двух чинов), с тонким профилированным обводом по контуру. Промежуточный и венчающий карнизы, раскрепованные по сторонам центральной оси, украшены мутулами. Основной тон иконостаса - красно-коричневый, карнизы и рамки икон жёлтые.
Ограда выполнена в 1-й четв. 19 в. в стиле классицизма с некоторой романтизацией форм, что отразилось в облике угловых башен. Высокий цоколь расчленён столбами на прясла, верхнюю часть которых заполняла решётка. Прясла обработаны ромбовидными филёнками, а разделяющие их основания столбов рустованы. В верхней части каждый столб декорирован двухколонным портиком с фронтоном, завершённым тумбой с главкой. Убранство угловых башенок составляют крупные портики, а также расширенная верхняя часть в виде пояса машикулей в основании купола, увенчанного шпилем. Внутри башенок - небольшие помещения с окнами (сторожки?).
Главные ворота комплекса расположены на западной стороне; им идентичны по форме восточные, фиксирующие среднюю ось территории. Они представляют собой широкий арочный проём в высокой стенке, обрамленный портиком с парными колоннами и фронтоном. Последний венчают три близко сдвинутые тумбы с барочными плечиками, создающие впечатление ещё одного, трёхлопастного фронтона. Тумбы завершены главками; карнизы фронтонов и тумб обработаны сухариками. Южные ворота перед боковым входом в Покровскую церковь венчает одна тумба с главкой.
Борисов, 18516, с. 15; Березин, Добронравов, 1898, с. 85-86; Шлычков, 1983, с. 126-130; Сурин, 1989, с. 75.
Из книги "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3", М, Наука, 2000, с. 591-595
**********************************
Храмовый комплекс:
церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Всех Святых
(село Дунилово)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|