Краткая история храмов села Сергеево
Небольшое село Сергеево находится в стороне от крупных дорог на живописном берегу реки Тезы в 10 км от Шуи. Сегодня село известно в округе благодаря расположенному в нем Шуйскому сельскохозяйственному колледжу. В отличие от большинства местных старинных торгово-промышленных сел (Иванова, Дунилова, Гориц, Васильевского, Парского, Введенья, Лежнева, Кохмы), в Сергееве никогда не было ни фабрик, ни ярмарок, ни крупных дорог. Местные жители до революции занимались сельским хозяйством и незначительными промыслами, работали на шуйских фабриках.
Главные достопримечательности Сергеева – Воскресенско-Фёдоровский мужской монастырь с монументальным пятиглавым Успенским собором и живописная природа тезинских берегов привлекают любителей живописи, фотографии и рыбалки.
Недалеко от монастыря на Тезе находятся сооружения первого шлюза (всего между Сергеевым и Хотимлем расположено пять шлюзов, поддерживающих более полутора веков уровень воды в реке; недавно многие деревянные сооружения перестроены в бетоне). Дорога к первому шлюзу проходит рядом с восточной стороной монастырской ограды. Строительство системы шлюзов на обмелевшей Тезе в целях поддержания судоходства было инициировано шуйскими купцами, поставлявшими крупные партии хлопка для местных текстильных фабрик из Англии, в 1830-х гг. (сначала хлопок через Петербург везли по воде до Плёса, затем сухопутным путём до Шуи). Система шлюзов на Тезе позволила удешевить доставку хлопка и способствовала развитию местной промышленности и судоходства (правда, через несколько десятилетий – после строительства в конце 1860-х гг. железной дороги через Шую - роль водных перевозок снизилась).
Возникновение в Сергееве собственного прихода, а затем и монастыря связаны с волей местных помещиков. Приход был основан в 1730-х гг. местным помещиком – стремянным конюхом Михаилом Ивановичем Марковым на территории собственной усадьбы1. На том же месте – прямо на территории барской усадьбы через полтора столетия был основан женский монастырь помещицей Александрой Николаевной Шубиной (родственницей Марковых).
Строительством церкви в собственной усадьбе М.И. Марков желал «соединить вместе всех своих крестьян для лучшего надсмотра за ними». Крепостные относились к деревням четырёх соседних приходов: «в Борисоглебской и Телешовской волостях с Суздальской епархии Шуйском уезде… недвижимость: сельцо Власово, сельцо Сергеево, сельцо Боняково, сельцо Большое Юрцово, деревни: Княжево, Мартимоново, Себерна, Федотово, Павлицово, Василево, Покровское ближнее, Новое Яблонное, Курмыш». Марков обещал выделить земли для содержания церковного причта, обеспечить новый храм вином, ладаном и свечами. Постройкой церкви в Сергееве тогда возмутился сосед Маркова – прапорщик Воронежского гарнизона Иван Колокольцев, который указал на то, что церковь строится на его земле и сломаны дворы его крестьян. Строительство было приостановлено в 1734 г. до решения дела в светском суде о спорной земле.
В итоге приход в Сергееве был всё же открыт. Рядом были построены два каменных храма – зимний Михаила Архангела (1732 г.) и летний Воскресения Христова (1740 г.). Архангельская церковь перестраивалась (в 1834 и в 1880-х гг.). В Воскресенской церкви было три придела – Обновления храма Воскресения Христова, Сергия Радонежского и Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь была двухэтажной, с колокольней. К Воскресенскому приходу также была приписана деревянная Георгиевская кладбищенская церковь (1828 г.).
Жизнь в Сергееве изменилась после появления при барской усадьбе в 1870-х гг. женской общины, обращённой позднее в монастырь. История становления и развития женского Воскресенско-Фёдоровского монастыря в Сергееве подробно описана в изданной в 1916 г. книге «Подвижница Благочестия Александра Николаевна Шубина и основанный ею Воскресенско-Феодоровский женский общежительный монастырь».
Наиболее ярким архитектурным сооружением монастыря является крупный пятиглавый Успенский собор[2] с тремя приделами (центральный - в честь Успения Пресвятой Богородицы, правый - в честь мученицы Царицы Александры, левый - в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение Серафимо-Понетаевская»), который строился с 1897 по 1905 гг. и был освящён 24 октября 1905 года Архиепископом Владимирским Никоном.
Современному обывателю сложно понять причины и логику строительства такого внушительного по размерам храма в небольшом селе в стороне от крупных поселений и больших дорог (и сейчас, через пятнадцать лет после возвращения храмов верующим, ремонт огромного собора двигается крайне медленно; грунтовая дорога в Сергеево почти тупиковая - для автомобилистов она заканчивается через пару километров в с. Красноармейском; местных жителей немного – в основном дачники и учащиеся колледжа). Успенский собор строился по воле и на средства основательницы и основной вкладчицы монастыря – помещицы А.Н. Шубиной в период наивысшего расцвета обители. Шубина обладала связями с представителями высшего духовенства, государственными деятелями, влиятельными чиновниками. Она поддерживала тесные отношения с известными церковными деятелями. Так, духовным отцом, гостем и частым собеседником А.Н. Шубиной в Кронштадте был Иоанн Кронштадтский.
Сергеевский монастырь был связан с Серафимо-Дивеевским и Серафимо-Понетаевским женскими монастырями, Саровской пустыней (порядок богослужений в Сергееве был введён по уставу Серафимо-Понетаевского монастыря; обучением живописи местных сестёр успешно занималась монахиня Серафима, приехавшая сюда из Серафимо-Понетаевского монастыря; иконостас Успенского собора был скопирован с иконостаса Успенского собора Саровской пустыни).
Примечательна архитектура Успенского собора Воскресенско-Фёдоровского монастыря. В русском средневековом храмостроении образцом для подражания часто служили храмы Московского Кремля, особенно Успенский собор, как символ и памятник единства и становления централизованного Русского государства (в нём традиционно проходила коронация российских монархов). Эталоном для многих крупных соборов, строившихся в 19-м веке, был храм Христа Спасителя в Москве, спроектированный архитектором Константином Тоном (храмы по типовым проектам К. Тона сохранились в Угличе, Боголюбове; в Иванове Вознесенская церковь, спроектированная К.Тоном, уничтожена). С конца 19-го века начинают строиться пятиглавые соборные храмы, ориентирующиеся на Успенские соборы Владимира и Московского кремля. Эти соборы конструктивно отличаются от храма Христа Спасителя – официально рекомендованного эталона: «Это уже не крестообразный объём ампирных пропорций с большим центральным световым барабаном и четырьмя малыми, часто служившими звонницами (тип храма Христа Спасителя), а стройное кубическое сооружение с монументальным пятиглавием поверх полуциркульных (а не «тоновских» килевидных) закомар. Барабаны глав поставлены достаточно тесно, и, как правило, все они световые. С востока – три мощных полукруглых апсиды, с запада – пониженный притвор. Первым в ряду постепенного отхода от тоновской традиции стоит Спасо-Преображенский собор подмосковного Николо-Угрешского монастыря, возведённый в 1880 - 1894 гг. по проекту А.С. Каминского3 … Собору Николо-Угрешского монастыря во многом подражает спроектированный владимирским архитектором П.Г. Бегеном Успенский собор Воскресенско-Фёдоровского монастыря в селе Сергеево под Шуей. Несмотря на то, что боковые главы у него декоративные, сходство с главным собором Московского Кремля усилено введением аркатурно-колончатого пояса между окнами первого и второго света. Этот мотив, как известно, Москва восприняла от владимиро-суздальского зодчества XII в...»4. После Николо-Угрешского и Воскресенско-Фёдоровского монастырей подобные соборы возводились в Варшаве (собор Александра Невского), в Серафимо-Дивеевском монастыре, Пюхтицком монастыре в Эстонии.
Считается, что кроме Успенского собора П.Г. Беген также проектировал монастырскую колокольню (1903 г.). Есть также мнение, что он проектировал весь комплекс монастырских построек. Возможно, что это и так. Специалисты-искусствоведы отмечают, что постройки монастыря 19-20 вв. относятся к разным архитектурным стилям, но интересны в художественном отношении и гармонично сочетаются в едином ансамбле. Так на территории монастыря сохраняются как постройки времён существования бывшей усадьбы Марковых (до возникновения монастыря), так и относительно поздние сооружения (например, трапезная, построенная в 1916 г.), довольно непохожие по стилю на собор и колокольню. Возможно, П.Беген кроме собора и колокольни, также проектировал ограду с башнями (они выполнены в «русском» стиле, характерном для работ зодчего5 и построены тот же период – начало 1900-х гг.).
Несмотря на недолгое время существования монастыря в Сергееве, там был построен примечательный архитектурный комплекс, живописно вписывающийся в окружающий ландшафт. В храмах монастыря хранилось значительное количество церковных реликвий, сопоставимых с коллекциями древних и богатых шуйских храмов. Главной святыней монастыря была чудотворная икона Знамения Божией Матери Серафимо-Понетаевская (точная копия чудотворного образа из Серафимо-Понетаевского монастыря), хранимая в Успенском соборе. Там же находились почитаемые иконы Фёдоровской Божией Матери и Успения Божией Матери6.
В домовой Фёдоровской церкви за левым клиросом была сделана специальная витрина для хранения святынь и достопримечательностей. Там находились реликвии Святой Земли (частицы от Гроба и от Креста Господня, капля крови Христовой, камешки из пещер Гроба Господня и пещеры Божией Матери, камешек от Сорокодневной горы); мощи Святых (части мощей великомученика Иакова Персянина и великомученицы Параскевы Пятницы, напрестольный крест с мощами преподобного Александра Свирского, серебряный медальон с частью мощей святого мученика Маманта и с кровью святых сорока мучеников, панагийный крест с 22-мя частями мощей святых угодников Киево-Печерских, крест с мощами святых Петра и Февронии Муромских, мощи неизвестных святых, волоски святой великомученицы Анастасии Узорешительницы); предметы, связанные с Серафимом Саровским (обрубки дерева от келии преподобного Серафима; ковчег, с частью камня, на котором преподобный Серафим молился тысячу ночей, часть волос святого).
В Архангельской церкви находилась икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет», представляющая собой иконографическую редкость по своему сюжету и характерному южно–русскому письму XVIII века.
В приходской Воскресенской церкви хранился покров с Гроба Господня, привезённый в 1858 г паломником Святой Земли послушником Александром Шубиным (родным братом основательницы монастыря А.Н.Шубиной).
В 1930-х гг. все церкви в Сергеево были закрыты, были утрачены все святыни и уничтожено внутреннее убранство храмов. Воскресенская и Георгиевская кладбищенская церкви были уничтожены. Процесс закрытия Воскресенско-Фёдоровского монастыря проходил своебразно (в отличие от других местных монастырей, закрытых сразу после революции, монастырь в Сергееве просуществовал до 1929 г). Формально решение о закрытии монастыря было принято в 1918 г., но, благодаря высокоорганизованному и экономически успешному монастырскому хозяйству и мудрым действиям руководства монастыря удалось найти компромисс с местными властями – обитель превратилась в «монастырь-совхоз». Монахини числились «безземельными членами огороднической артели», занимались привычными для них сельскохозяйственными работами, при этом соблюдали монастырский уклад, в монастырских храмах велись службы. Всё же, в результате направленных действий властей (в том числе пропагандистской антимонастырской компании, развёрнутой в печати) в декабре 1929 г. монастырь был закрыт, монахини изгнаны.
В 1930-1934 гг. на территории монастыря размещалась школа-колония для малолетних правонарушителей. В 1934-1953 гг. – совхозная школа животноводства. В 1953 г. постройки монастыря были переданы Шуйскому техникуму механизации сельского хозяйства. В Успенском соборе была ремонтная мастерская, в Архангельской церкви7 поочерёдно размещались столовая техникума, затем – склад зерна. Трапезная использовалась как клуб, в просфорной был магазин, в бывших келейных корпусах размещались квартиры и сельская начальная школа. Отдельные монастырские постройки были разрушены, на территории монастыря появились частные дома.
Храмы переданы Русской Православной Церкви 24.08.1994 г. В Архангельском храме проводятся регулярные богослужения. С 1997 г. отдельные службы совершаются в Успенском храме. Восстановление и реставрация храмов продолжаются. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 9.04.1998 г. монашеская община, существовавшая здесь с 1994 г., была преобразована в мужской монастырь.
С Воскресенско-Фёдоровским женским монастырём в Сергееве связаны судьбы некоторых новомучеников и исповедников российских - священномученика митрополита Петроградского Серафима (Чичагова), преподобномученицы игуменьи Арсении (Добронравовой), преподобномученицы Севастианы (Агеевой-Зуевой).
Сегодня Сергеево не относится к известным туристическим и паломническим маршрутам. Возможно, через какое-то время ситуация изменится. Ведь всего лишь сто лет назад здесь, практически из ничего, в короткое время возник и расцвёл крупный, богатый и, вполне самодостаточный монастырь с чудотворными иконами, реликвиями, комплексом зданий с огромным собором, крупным хозяйством, где проживало более двухсот монахинь.
Дмитрий Черниховский
Фотогалерея:
Примечания:
1 Неясно – была ли прежде (до 1730-х гг.) в Сергееве церковь? Само слово Сергеево (Сергиево) не исключает вероятность «церковного» происхождения названия села, в честь церкви. Но придел Сергия Радонежского при Воскресенской церкви появился в селе, уже называвшимся Сергеевым, в 1730-х гг. Возможно, в Сергееве когда-то была церковь или часовня Сергия Радонежского. Так в описании разорений окрестностей Шуи отрядами пана Лисовского в 1616 г. отмечается «пришёл в Шую изгоном вор Лисовский с своими людьми… да на Ильино поместье Третьякова, на село Сергеево с деревнями; - и то село Сергеево их выжгли…». Здесь Сергеево – село, то есть населённый пункт, где подразумевается наличие церкви. Также Сергеево именуется селом и в переписке о строительстве церкви Марковым в 1730-х гг. До появления отдельного прихода, Сергеево относилось к приходу Телешовского (Ильинского) погоста. В Телешовском погосте в разное время были престолы и отдельные церкви и Воскресения Христова и Сергия Радонежского. Можно предположить, что в Сергееве когда-то была церковь Сергия Радонежского, которая после польско-литовского разорения не восстанавливалась, либо стала часовней или домовым храмом владельцев села (либо вовсе была перенесена в Телешово).
2 Размеры собора - 51 м в высоту (от основания до вершины креста на главном куполе), сторона стены - 28 м.
3 Каминский Александр Степанович (1829-1897) - московский архитектор, ученик К.А.Тона. Один из наиболее плодовитых мастеров поздней эклектики. Автор первого здания Третьяковской галереи, десятков частных и общественных зданий в Москве; строитель Преображенского собора Николо-Угрешского монастыря Московской епархии. В Иваново-Вознесенске по его проекту построена Преображенская церковь (сейчас - кафедральный собор Ивановской митрополии).
4 Слезкин А.В. Образы Московского Кремля в архитектуре храмов неорусского стиля. Часть 1. Архитектурное наследство № 47. М., URSS, 2007. http://arch-heritage.livejournal.com/3733.html
5 Несколько позже П.Г.Беген строит два подобных по стилю и габаритам пятиглавых храма в Иваново-Вознесенске – Введенский (1907) и Владимирский (1904).
6 Чудотворная икона Успения Божией Матери, находящаяся над царскими вратами, была вручена Серафимом Саровским на благословение одной из сестёр.
Роль чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери в истории Сергеева и монастыря достаточно велика (монастырь назван в честь села Воскресенского - Сергеева, а также – в честь иконы Феодоровской Божией Матери, данной монастырю в благословение основательницей его Шубиной А.Н.). Именно Фёдоровской иконе был посвящён первый монастырский храм - домовая церковь в северо-восточном углу барского дома. В 1915 г. данная икона находилась уже в Успенском соборе. Некоторое противоречие наблюдается в том, что икона Феодоровской Божией Матери (точная копия с чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери в Костроме) считалась родовой святыней Александры Николаевны Шубиной. Одновременно Фёдоровская чудотворная икона «уважаемая и досточтимая местным народом, по совершившемуся чудесному исцелению от сей иконы в 1838 г одной крестьянки, больше года одержимой глазной болезнью» находилась в соседней с монастырём приходской Воскресенской церкви Сергеева (так указано в церковной метрике 1880-х гг. и «Описании церквей и приходов…» 1898 г.). Возможно, Фёдоровская икона, как главная святыня Сергеева, почитаемая верующими, была изъята Шубиной из Воскресенской приходской церкви и передана монастырю (возможно, также, что икона была родовой святыней не Шубиных, а прежних владельцев села – Марковых). А авторы церковных описаний обладали устаревшей информацией.
7 Основательница и вкладчица монастыря - Александра Николаевна Шубина в 1897 г. была похоронена в Архангельской церкви сзади правого клироса под полом. В 1957 г. при ремонте пола в столовой техникума гробница была вскрыта, останки Шубиной были перезахоронены на кладбище.
Источники:1. ИнфоШуя. Информационный портал г. Шуя и Шуйского района Ивановской области.
2. Свято-Воскресенско-Фёдоровский мужской монастырь
3. Ансамбль Воскресенского Фёдоровского монастыря с. Сергеево // Ивановский региональный портал
4. Шуйский уезд
5. Слезкин А.В. Образы Московского Кремля в архитектуре храмов неорусского стиля. Часть 1. Архитектурное наследство № 47. М., URSS, 2007. LiveJournal
6. РГИА ф. 796, оп. 11, д.140, 1730-1734 гг. Прошение стременного конюха Маркова Анне Иоановне о строительстве каменной Воскресенской церкви в с. Сергеево Борисоглебской волости (данный документ опубликован и прокомментирован во ВГВ, 1904 №1).
7. РГИА ф. 796, оп. 2, д. 4339, 1899-1901 гг. По прошению старосты церкви с. Воскресенского-Сергеева мещанина Василия Горшкова о воспрещении епархиальному Начальству производить обмен церковной земли на монастырскую.
8. РГИА ф. 796, оп. 187, ч.1, д. 2921, 1906 г. По предложению Обер-Прокурора всеподданейшего прошения прихожан с. Воскресенское-Сергеево Шуйского уезда Владимирской губернии Торшина и Беляева о возвращении причисленной к монастырю церкви.
9. Соловьев Н.М. Летопись об Ильинской церкви Шуйского уезда погоста Ильинского-Телешова // Историко-статистическое описание Владимирской Епархии. Владимирские епархиальные ведомости, 1881, №№ 10, 15, 21.
10. Допросные речи Шуян о небеге Литовцев на Шую и ея окрестности. №8. 1616. Борисов В.А. Собрание трудов (материалов): в 3 т.: Т. 1 / Редакторы-составители Е.Г. Вопилин, В.И. Баделин. – Иваново: МИК, 2001. с. 154-155.
11. Иванов Ю.А. Совхоз-монастырь: как закрывали православную обитель. Провинциальный анедот. Чтения по региональной казуальной истории. Вып. Второй. ШГПУ. ШИХММ, Шуя 2002 с. 43-45.
12. Подвижница благочестия Александра Николаевна Шубина и основанный ею Воскресенско-Феодоровский женский общежительный монастырь. — М.: Печатня А. И. Снегирёвой, 1916. - 96 с.
13. История Тезянской шлюзованной системы ФГУ "Верхне-Волжскводхоз"
14. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч.1. - М.: «Наука», 1997. С. 614-620.
|