Назад На главную страницу

Краткая история храмов села Сергеево

Небольшое село Сергеево находится в стороне от крупных дорог на живописном берегу реки Тезы в 10 км от Шуи. Сегодня село известно в округе благодаря расположенному в нем Шуйскому сельскохозяйственному колледжу. В отличие от большинства местных старинных торгово-промышленных сел (Иванова, Дунилова, Гориц, Васильевского, Парского, Введенья, Лежнева, Кохмы), в Сергееве никогда не было ни фабрик, ни ярмарок, ни крупных дорог. Местные жители до революции занимались сельским хозяйством и незначительными промыслами, работали на шуйских фабриках.

Главные достопримечательности Сергеева – Воскресенско-Фёдоровский мужской монастырь с монументальным пятиглавым Успенским собором и живописная природа тезинских берегов привлекают любителей живописи, фотографии и рыбалки.

Недалеко от монастыря на Тезе находятся сооружения первого шлюза (всего между Сергеевым и Хотимлем расположено пять шлюзов, поддерживающих более полутора веков уровень воды в реке; недавно многие деревянные сооружения перестроены в бетоне). Дорога к первому шлюзу проходит рядом с восточной стороной монастырской ограды. Строительство системы шлюзов на обмелевшей Тезе в целях поддержания судоходства было инициировано шуйскими купцами, поставлявшими крупные партии хлопка для местных текстильных фабрик из Англии, в 1830-х гг. (сначала хлопок через Петербург везли по воде до Плёса, затем сухопутным путём до Шуи). Система шлюзов на Тезе позволила удешевить доставку хлопка и способствовала развитию местной промышленности и судоходства (правда, через несколько десятилетий – после строительства в конце 1860-х гг. железной дороги через Шую - роль водных перевозок снизилась).

Возникновение в Сергееве собственного прихода, а затем и монастыря связаны с волей местных помещиков. Приход был основан в 1730-х гг. местным помещиком – стремянным конюхом Михаилом Ивановичем Марковым на территории собственной усадьбы1. На том же месте – прямо на территории барской усадьбы через полтора столетия был основан женский монастырь помещицей Александрой Николаевной Шубиной (родственницей Марковых).

Строительством церкви в собственной усадьбе М.И. Марков желал «соединить вместе всех своих крестьян для лучшего надсмотра за ними». Крепостные относились к деревням четырёх соседних приходов: «в Борисоглебской и Телешовской волостях с Суздальской епархии Шуйском уезде… недвижимость: сельцо Власово, сельцо Сергеево, сельцо Боняково, сельцо Большое Юрцово, деревни: Княжево, Мартимоново, Себерна, Федотово, Павлицово, Василево, Покровское ближнее, Новое Яблонное, Курмыш». Марков обещал выделить земли для содержания церковного причта, обеспечить новый храм вином, ладаном и свечами. Постройкой церкви в Сергееве тогда возмутился сосед Маркова – прапорщик Воронежского гарнизона Иван Колокольцев, который указал на то, что церковь строится на его земле и сломаны дворы его крестьян. Строительство было приостановлено в 1734 г. до решения дела в светском суде о спорной земле.

В итоге приход в Сергееве был всё же открыт. Рядом были построены два каменных храма – зимний Михаила Архангела (1732 г.) и летний Воскресения Христова (1740 г.). Архангельская церковь перестраивалась (в 1834 и в 1880-х гг.). В Воскресенской церкви было три придела – Обновления храма Воскресения Христова, Сергия Радонежского и Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь была двухэтажной, с колокольней. К Воскресенскому приходу также была приписана деревянная Георгиевская кладбищенская церковь (1828 г.).

Жизнь в Сергееве изменилась после появления при барской усадьбе в 1870-х гг. женской общины, обращённой позднее в монастырь. История становления и развития женского Воскресенско-Фёдоровского монастыря в Сергееве подробно описана в изданной в 1916 г. книге «Подвижница Благочестия Александра Николаевна Шубина и основанный ею Воскресенско-Феодоровский женский общежительный монастырь».

Наиболее ярким архитектурным сооружением монастыря является крупный пятиглавый Успенский собор[2] с тремя приделами (центральный - в честь Успения Пресвятой Богородицы, правый - в честь мученицы Царицы Александры, левый - в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение Серафимо-Понетаевская»), который строился с 1897 по 1905 гг. и был освящён 24 октября 1905 года Архиепископом Владимирским Никоном.

Современному обывателю сложно понять причины и логику строительства такого внушительного по размерам храма в небольшом селе в стороне от крупных поселений и больших дорог (и сейчас, через пятнадцать лет после возвращения храмов верующим, ремонт огромного собора двигается крайне медленно; грунтовая дорога в Сергеево почти тупиковая - для автомобилистов она заканчивается через пару километров в с. Красноармейском; местных жителей немного – в основном дачники и учащиеся колледжа). Успенский собор строился по воле и на средства основательницы и основной вкладчицы монастыря – помещицы А.Н. Шубиной в период наивысшего расцвета обители. Шубина обладала связями с представителями высшего духовенства, государственными деятелями, влиятельными чиновниками. Она поддерживала тесные отношения с известными церковными деятелями. Так, духовным отцом, гостем и частым собеседником А.Н. Шубиной в Кронштадте был Иоанн Кронштадтский.

Сергеевский монастырь был связан с Серафимо-Дивеевским и Серафимо-Понетаевским женскими монастырями, Саровской пустыней (порядок богослужений в Сергееве был введён по уставу Серафимо-Понетаевского монастыря; обучением живописи местных сестёр успешно занималась монахиня Серафима, приехавшая сюда из Серафимо-Понетаевского монастыря; иконостас Успенского собора был скопирован с иконостаса Успенского собора Саровской пустыни).

Примечательна архитектура Успенского собора Воскресенско-Фёдоровского монастыря. В русском средневековом храмостроении образцом для подражания часто служили храмы Московского Кремля, особенно Успенский собор, как символ и памятник единства и становления централизованного Русского государства (в нём традиционно проходила коронация российских монархов). Эталоном для многих крупных соборов, строившихся в 19-м веке, был храм Христа Спасителя в Москве, спроектированный архитектором Константином Тоном (храмы по типовым проектам К. Тона сохранились в Угличе, Боголюбове; в Иванове Вознесенская церковь, спроектированная К.Тоном, уничтожена). С конца 19-го века начинают строиться пятиглавые соборные храмы, ориентирующиеся на Успенские соборы Владимира и Московского кремля. Эти соборы конструктивно отличаются от храма Христа Спасителя – официально рекомендованного эталона: «Это уже не крестообразный объём ампирных пропорций с большим центральным световым барабаном и четырьмя малыми, часто служившими звонницами (тип храма Христа Спасителя), а стройное кубическое сооружение с монументальным пятиглавием поверх полуциркульных (а не «тоновских» килевидных) закомар. Барабаны глав поставлены достаточно тесно, и, как правило, все они световые. С востока – три мощных полукруглых апсиды, с запада – пониженный притвор. Первым в ряду постепенного отхода от тоновской традиции стоит Спасо-Преображенский собор подмосковного Николо-Угрешского монастыря, возведённый в 1880 - 1894 гг. по проекту А.С. Каминского3 … Собору Николо-Угрешского монастыря во многом подражает спроектированный владимирским архитектором П.Г. Бегеном Успенский собор Воскресенско-Фёдоровского монастыря в селе Сергеево под Шуей. Несмотря на то, что боковые главы у него декоративные, сходство с главным собором Московского Кремля усилено введением аркатурно-колончатого пояса между окнами первого и второго света. Этот мотив, как известно, Москва восприняла от владимиро-суздальского зодчества XII в...»4. После Николо-Угрешского и Воскресенско-Фёдоровского монастырей подобные соборы возводились в Варшаве (собор Александра Невского), в Серафимо-Дивеевском монастыре, Пюхтицком монастыре в Эстонии.

Считается, что кроме Успенского собора П.Г. Беген также проектировал монастырскую колокольню (1903 г.). Есть также мнение, что он проектировал весь комплекс монастырских построек. Возможно, что это и так. Специалисты-искусствоведы отмечают, что постройки монастыря 19-20 вв. относятся к разным архитектурным стилям, но интересны в художественном отношении и гармонично сочетаются в едином ансамбле. Так на территории монастыря сохраняются как постройки времён существования бывшей усадьбы Марковых (до возникновения монастыря), так и относительно поздние сооружения (например, трапезная, построенная в 1916 г.), довольно непохожие по стилю на собор и колокольню. Возможно, П.Беген кроме собора и колокольни, также проектировал ограду с башнями (они выполнены в «русском» стиле, характерном для работ зодчего5 и построены тот же период – начало 1900-х гг.).

Несмотря на недолгое время существования монастыря в Сергееве, там был построен примечательный архитектурный комплекс, живописно вписывающийся в окружающий ландшафт. В храмах монастыря хранилось значительное количество церковных реликвий, сопоставимых с коллекциями древних и богатых шуйских храмов. Главной святыней монастыря была чудотворная икона Знамения Божией Матери Серафимо-Понетаевская (точная копия чудотворного образа из Серафимо-Понетаевского монастыря), хранимая в Успенском соборе. Там же находились почитаемые иконы Фёдоровской Божией Матери и Успения Божией Матери6.

В домовой Фёдоровской церкви за левым клиросом была сделана специальная витрина для хранения святынь и достопримечательностей. Там находились реликвии Святой Земли (частицы от Гроба и от Креста Господня, капля крови Христовой, камешки из пещер Гроба Господня и пещеры Божией Матери, камешек от Сорокодневной горы); мощи Святых (части мощей великомученика Иакова Персянина и великомученицы Параскевы Пятницы, напрестольный крест с мощами преподобного Александра Свирского, серебряный медальон с частью мощей святого мученика Маманта и с кровью святых сорока мучеников, панагийный крест с 22-мя частями мощей святых угодников Киево-Печерских, крест с мощами святых Петра и Февронии Муромских, мощи неизвестных святых, волоски святой великомученицы Анастасии Узорешительницы); предметы, связанные с Серафимом Саровским (обрубки дерева от келии преподобного Серафима; ковчег, с частью камня, на котором преподобный Серафим молился тысячу ночей, часть волос святого).

В Архангельской церкви находилась икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет», представляющая собой иконографическую редкость по своему сюжету и характерному южно–русскому письму XVIII века.

В приходской Воскресенской церкви хранился покров с Гроба Господня, привезённый в 1858 г паломником Святой Земли послушником Александром Шубиным (родным братом основательницы монастыря А.Н.Шубиной).

В 1930-х гг. все церкви в Сергеево были закрыты, были утрачены все святыни и уничтожено внутреннее убранство храмов. Воскресенская и Георгиевская кладбищенская церкви были уничтожены. Процесс закрытия Воскресенско-Фёдоровского монастыря проходил своебразно (в отличие от других местных монастырей, закрытых сразу после революции, монастырь в Сергееве просуществовал до 1929 г). Формально решение о закрытии монастыря было принято в 1918 г., но, благодаря высокоорганизованному и экономически успешному монастырскому хозяйству и мудрым действиям руководства монастыря удалось найти компромисс с местными властями – обитель превратилась в «монастырь-совхоз». Монахини числились «безземельными членами огороднической артели», занимались привычными для них сельскохозяйственными работами, при этом соблюдали монастырский уклад, в монастырских храмах велись службы. Всё же, в результате направленных действий властей (в том числе пропагандистской антимонастырской компании, развёрнутой в печати) в декабре 1929 г. монастырь был закрыт, монахини изгнаны.

В 1930-1934 гг. на территории монастыря размещалась школа-колония для малолетних правонарушителей. В 1934-1953 гг. – совхозная школа животноводства. В 1953 г. постройки монастыря были переданы Шуйскому техникуму механизации сельского хозяйства. В Успенском соборе была ремонтная мастерская, в Архангельской церкви7 поочерёдно размещались столовая техникума, затем – склад зерна. Трапезная использовалась как клуб, в просфорной был магазин, в бывших келейных корпусах размещались квартиры и сельская начальная школа. Отдельные монастырские постройки были разрушены, на территории монастыря появились частные дома.

Храмы переданы Русской Православной Церкви 24.08.1994 г. В Архангельском храме проводятся регулярные богослужения. С 1997 г. отдельные службы совершаются в Успенском храме. Восстановление и реставрация храмов продолжаются. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 9.04.1998 г. монашеская община, существовавшая здесь с 1994 г., была преобразована в мужской монастырь.

С Воскресенско-Фёдоровским женским монастырём в Сергееве связаны судьбы некоторых новомучеников и исповедников российских - священномученика митрополита Петроградского Серафима (Чичагова), преподобномученицы игуменьи Арсении (Добронравовой), преподобномученицы Севастианы (Агеевой-Зуевой).

Сегодня Сергеево не относится к известным туристическим и паломническим маршрутам. Возможно, через какое-то время ситуация изменится. Ведь всего лишь сто лет назад здесь, практически из ничего, в короткое время возник и расцвёл крупный, богатый и, вполне самодостаточный монастырь с чудотворными иконами, реликвиями, комплексом зданий с огромным собором, крупным хозяйством, где проживало более двухсот монахинь.

Дмитрий Черниховский

Фотогалерея:

Архангельская церковь, 2006 г.
Вид с северной стороны

Архангельская церковь, 2008 г.
Вид с юго-запада

Архангельская церковь, 2008 г.
Вид с южной стороны

Архангельская церковь, 2012 г.
Вид с северной стороны

Жилое строение, 2012 г.
(игуменский корпус?)

Кладбище, 2008 г.
Бывшее монастырское кладбище
(за территорией, напротив северных,
хозяйственных ворот монастыря)

Колокольня, 2008 г.
Вид с юго-востока

Колокольня, 2011 г.
Вид с запада

Липовая аллея, 2012 г.

Вид на монастырь с востока
(дорога к с.Красноармейское),
2008 г.

Ворота северные
(хозяйственные), 2006 г.

Надгробие, 2012 г.

Ремонт монастырской стены
с западной стороны,
2012 г.

Трапезная, 2006 г.

Успенский собор
с юго-западной стороны,
2008 г.

Успенский собор.
Главный вход,
2011 г.

Успенский собор,
вид с северо-востока,
2012 г.

Успенский собор.
Лестница на хоры,
2008 г.

Успенский собор.
Крыльцо южного входа,
2012 г.

Успенский собор.
Северный придел,
2012 г.

Успенский собор.
Центральный купол,
2008 г.

Перила хоров
Успенского собора,
2011 г.

Фрагмент перил хоров
Успенского собора,
2011 г.

Успенский собор.
Столп, 2011 г.

Успенский собор.
Южный придел,
2008 г.

Остатки келейного корпуса.
Справа – хлебный корпус.
2006 г.

Место снесённых
деревянных келейных корпусов.
Справа – хлебный корпус. 2008 г.



Примечания:

1 Неясно – была ли прежде (до 1730-х гг.) в Сергееве церковь? Само слово Сергеево (Сергиево) не исключает вероятность «церковного» происхождения названия села, в честь церкви. Но придел Сергия Радонежского при Воскресенской церкви появился в селе, уже называвшимся Сергеевым, в 1730-х гг. Возможно, в Сергееве когда-то была церковь или часовня Сергия Радонежского. Так в описании разорений окрестностей Шуи отрядами пана Лисовского в 1616 г. отмечается «пришёл в Шую изгоном вор Лисовский с своими людьми… да на Ильино поместье Третьякова, на село Сергеево с деревнями; - и то село Сергеево их выжгли…». Здесь Сергеево – село, то есть населённый пункт, где подразумевается наличие церкви. Также Сергеево именуется селом и в переписке о строительстве церкви Марковым в 1730-х гг. До появления отдельного прихода, Сергеево относилось к приходу Телешовского (Ильинского) погоста. В Телешовском погосте в разное время были престолы и отдельные церкви и Воскресения Христова и Сергия Радонежского. Можно предположить, что в Сергееве когда-то была церковь Сергия Радонежского, которая после польско-литовского разорения не восстанавливалась, либо стала часовней или домовым храмом владельцев села (либо вовсе была перенесена в Телешово).

2 Размеры собора - 51 м в высоту (от основания до вершины креста на главном куполе), сторона стены - 28 м.

3 Каминский Александр Степанович (1829-1897) - московский архитектор, ученик К.А.Тона. Один из наиболее плодовитых мастеров поздней эклектики. Автор первого здания Третьяковской галереи, десятков частных и общественных зданий в Москве; строитель Преображенского собора Николо-Угрешского монастыря Московской епархии. В Иваново-Вознесенске по его проекту построена Преображенская церковь (сейчас - кафедральный собор Ивановской митрополии).

4 Слезкин А.В. Образы Московского Кремля в архитектуре храмов неорусского стиля. Часть 1. Архитектурное наследство № 47. М., URSS, 2007. http://arch-heritage.livejournal.com/3733.html

5 Несколько позже П.Г.Беген строит два подобных по стилю и габаритам пятиглавых храма в Иваново-Вознесенске – Введенский (1907) и Владимирский (1904).

6 Чудотворная икона Успения Божией Матери, находящаяся над царскими вратами, была вручена Серафимом Саровским на благословение одной из сестёр.

Роль чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери в истории Сергеева и монастыря достаточно велика (монастырь назван в честь села Воскресенского - Сергеева, а также – в честь иконы Феодоровской Божией Матери, данной монастырю в благословение основательницей его Шубиной А.Н.). Именно Фёдоровской иконе был посвящён первый монастырский храм - домовая церковь в северо-восточном углу барского дома. В 1915 г. данная икона находилась уже в Успенском соборе. Некоторое противоречие наблюдается в том, что икона Феодоровской Божией Матери (точная копия с чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери в Костроме) считалась родовой святыней Александры Николаевны Шубиной. Одновременно Фёдоровская чудотворная икона «уважаемая и досточтимая местным народом, по совершившемуся чудесному исцелению от сей иконы в 1838 г одной крестьянки, больше года одержимой глазной болезнью» находилась в соседней с монастырём приходской Воскресенской церкви Сергеева (так указано в церковной метрике 1880-х гг. и «Описании церквей и приходов…» 1898 г.). Возможно, Фёдоровская икона, как главная святыня Сергеева, почитаемая верующими, была изъята Шубиной из Воскресенской приходской церкви и передана монастырю (возможно, также, что икона была родовой святыней не Шубиных, а прежних владельцев села – Марковых). А авторы церковных описаний обладали устаревшей информацией.

7 Основательница и вкладчица монастыря - Александра Николаевна Шубина в 1897 г. была похоронена в Архангельской церкви сзади правого клироса под полом. В 1957 г. при ремонте пола в столовой техникума гробница была вскрыта, останки Шубиной были перезахоронены на кладбище.


Источники:

1. ИнфоШуя. Информационный портал г. Шуя и Шуйского района Ивановской области.

2. Свято-Воскресенско-Фёдоровский мужской монастырь

3. Ансамбль Воскресенского Фёдоровского монастыря с. Сергеево // Ивановский региональный портал

4. Шуйский уезд

5. Слезкин А.В. Образы Московского Кремля в архитектуре храмов неорусского стиля. Часть 1. Архитектурное наследство № 47. М., URSS, 2007. LiveJournal

6. РГИА ф. 796, оп. 11, д.140, 1730-1734 гг. Прошение стременного конюха Маркова Анне Иоановне о строительстве каменной Воскресенской церкви в с. Сергеево Борисоглебской волости (данный документ опубликован и прокомментирован во ВГВ, 1904 №1).

7. РГИА ф. 796, оп. 2, д. 4339, 1899-1901 гг. По прошению старосты церкви с. Воскресенского-Сергеева мещанина Василия Горшкова о воспрещении епархиальному Начальству производить обмен церковной земли на монастырскую.

8. РГИА ф. 796, оп. 187, ч.1, д. 2921, 1906 г. По предложению Обер-Прокурора всеподданейшего прошения прихожан с. Воскресенское-Сергеево Шуйского уезда Владимирской губернии Торшина и Беляева о возвращении причисленной к монастырю церкви.

9. Соловьев Н.М. Летопись об Ильинской церкви Шуйского уезда погоста Ильинского-Телешова // Историко-статистическое описание Владимирской Епархии. Владимирские епархиальные ведомости, 1881, №№ 10, 15, 21.

10. Допросные речи Шуян о небеге Литовцев на Шую и ея окрестности. №8. 1616. Борисов В.А. Собрание трудов (материалов): в 3 т.: Т. 1 / Редакторы-составители Е.Г. Вопилин, В.И. Баделин. – Иваново: МИК, 2001. с. 154-155.

11. Иванов Ю.А. Совхоз-монастырь: как закрывали православную обитель. Провинциальный анедот. Чтения по региональной казуальной истории. Вып. Второй. ШГПУ. ШИХММ, Шуя 2002 с. 43-45.

12. Подвижница благочестия Александра Николаевна Шубина и основанный ею Воскресенско-Феодоровский женский общежительный монастырь. — М.: Печатня А. И. Снегирёвой, 1916. - 96 с.

13. История Тезянской шлюзованной системы ФГУ "Верхне-Волжскводхоз"

14. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч.1. - М.: «Наука», 1997. С. 614-620.



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть