Назад На главную страницу

Благовещенский храм и часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы
"Утоли моя печали" (Ивановская область, город Кохма).

Проезд: От железнодорожного вокзала в Иваново ходит троллейбус до Кохмы (маршрут №6, ехать до конечной). Или от автовокзала до конца проспекта Строителей, свернуть направо на улицу Куконковых, она плавно перейдёт в Кохомское шоссе, ехать всё время прямо, миновать микрорайоны ДСК и Суховка, сразу за Суховкой - Кохма (город-спутник Иванова). Ехать по улице Ивановской, ориентируясь на троллейбусные провода (купола будут хорошо видны слева, поворот после остановки "Хлопчатобумажный комбинат").

Фотографии: Андрей Вершинин

Aвтором проектов часовни и храма является ивановский архитектор Анатолий Борисович Дьяков.

**************************************************

Несмотря на десятилетия безбожной власти и разрушенные ею святыни, духовная жизнь православных христиан в Кохме никогда не прекращалась. Верующие люди, преимущественно женщины, собирались для совместной молитвы дома друг у друга. Некоторые имели переписанные от руки тетради со Святым Евангелием, Псалтырью, молитвословами, акафистниками. В большие праздники многие отправлялись в Свято-Преображенский кафедральный собор г.Иваново.

В начале 90-х годов сложилась община будущего Свято-Благовещенского прихода. Начиналась община с небольшой инициативной группы православных кохомчан – Г.М.Гусевой, М.И.Сергеевой, В.А.Пигалицыной, В.И.Золотовой, З.И.Хромовой, монахини Евлампии, которые весной 1993 года обратились к Архиепископу Иваново-Вознесенскому и Кинешемскому Амвросию с просьбой благословить начало регистрации Свято-Благовещенского прихода в органах управления юстиции. Владыка благословил деятельность новой общины, а после её регистрации в начале лета 1993 года назначил настоятелем Свято-Благовещенского прихода недавно рукоположенного, молодого священника Олега Кузьминова, духовником которого был известный священник, в то время настоятель Казанского храма г.Иваново о.Анатолий Анисимов (ныне – клирик Свято-Преображенского кафедрального собора игумен Августин).

В связи с тем, что все церковные постройки в Кохме были полностью уничтожены, община Свято-Благовещенского прихода с осени 1993 г. до апреля 1994 года собиралась в актовом зале общежития АО «Кохматекстиль» (генеральный директор Б.Н.Чудецкий, комендант общежития – Н.П.Смирнова), где служились молебны, свершались панихиды, проходили занятия по катехизации. Одновременно в городе подыскивалось помещение, в котором можно было бы установить Престол и свершать Божественную Литургию.

После продолжительных поисков администрация Кохмы предоставила Свято-Благовещенскому приходу 3 этаж заброшенного здания. В очень короткий срок подвижническим трудом прихожан – в основном пожилых женщин – при активной помощи предприятий Кохмы и частных благотворителей, обветшалое, полуразрушенное помещение было отремонтировано.

Все прихожане Свято-Благовещенского прихода молитвенно благодарят за помощь в открытии молельного дома главу администрации г. Кохмы В.Н.Кумирова, генерального директора завода «Строммашина» А.А.Елохина, генерального директора АО «Кохматекстиль» Б.Н.Чудецкого, руководителей других кохомских предприятий - А.С.Перегудова, В.К.Захарова, Д.Н.Вагачева.

В конце марта 1994 года были завершены основные работы, и 2 апреля настоятель Свято-Благовещенского прихода отец Олег совершил первую за многие десятилетия в Кохме Божественную Литургию. Она проходила ещё без иконостаса – алтарная часть отделялась от прихожан своего рода границей из нескольких положенных на пол деревянных досок. 7 апреля 1994 года – в день Благовещения Пресвятой Богородицы - православные кохомчане отпраздновали свой первый престольный праздник. На следующий день в Кохму приехал Архиепископ Амвросий, который отслужил молебен Пресвятой Богородице, испрашивая её благословения новооткрытому приходу. На Вознесение 1994 года для Свято-Благовещенского прихода был рукоположен диакон Григорий Дворцов, который через несколько месяцев стал вторым священником прихода. Через год он принял монашеский постриг с наречением имени в честь святителя Германа Казанского.

С осени того же года начала свою работу воскресная школа для детей, а через несколько лет в жизни прихода появились и еженедельные занятия со взрослыми прихожанами. Обе приходские школы успешно работают и поныне.

Одновременно с открытием прихода в Кохме стала вестись подготовка к строительству Свято-Благовещенского храма. Однако первой церковной постройкой в городе стала часовня в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», возведённая по проекту доцента Ивановской архитектурно-строительной академии А.Б.Дьякова. 15 ноября 1997 года Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий освятил её при большом стечении кохомчан. Что же касается строительства храма, то на совместном собрании администрации города и директоров кохомских предприятий было решено возводить большой, величественный храм, который бы стал настоящим украшением Кохмы. В работе над проектированием храма приняли участие коллективы архитекторов В.М. Шахматова и А.М.Старицына. В 1998 году начались работы по устройству фундамента. Изначально самое деятельное участие в строительстве храма принял староста Свято-Благовещенского храма г.Кохмы Н.Н.Лобань. В 1997 году иеромонах Герман (Дворцов) был назначен настоятелем Иоанно-Богословского прихода г.Иваново, но, пока шло строительство Иоанно-Богословского храма, до 1998 года служил в Кохме. Должность второго священника Свято-Благовещенского прихода поочерёдно занимали о.Георгий, который служил в Кохме не очень долго, и о.Дионисий Дунаевский. В конце 90-х годов в Свято-Благовещенском приходе начали нести свое служение иерей Евгений Поздышев и иеродиакон Артемий (Алексеев). В 2000 году по личным обстоятельствам перешел на новое место служения (в Тульскую епархию) настоятель прихода о.Олег Кузьминов и новым настоятелем стал о. Дионисий Дунаевский. Для продолжения строительства был создан Попечительский совет под сопредседательством Архиепископа Амвросия и А.Ю.Канаева. Заместителем сопредседателей стал глава администрации г.Кохмы В.В.Кашин. Попечительский совет ускорил процесс возведения храма: за несколько лет были выстроены цокольный этаж и практически все стены.

С самого начала существования Свято-Благовещенского прихода в практику приходской жизни вошли паломнические поездки по святым местам. Прихожане и священнослужители неоднократно бывали в храмах Троице-Сергиевой Лавры, Москвы, Дивеево, Владимира, Суздаля, Костромы, Ярославля, Ростова Великого, Вологды. Свершались многочисленные паломничества и по святыням ивановской земли – в Николо-Шартомский монастырь с. Введенье, Свято-Успенский монастырь с.Дунилово, Тихоно-Лухский монастырь с.Тимирязево, храм Архангела Михаила с.Михайловское.

В декабре 2004 года Архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий назначил настоятелем Свято-Благовещенского прихода г. Кохмы игумена Германа (Дворцова), который в своё время начинал там свое церковное служение. В течение 2005 года продолжилось строительство храма: была завершена кладка стен, возведены колокольня, своды, купольный барабан. Значительную поддержку строительству оказали А.Ю.Канаев и группа компаний «Мега» (генеральный директор В.Е.Гущин). ЗАО «Машстройиндустрия» (генеральный директор С.С.Макаров), в состав которого входит кохомский завод «Строммашина» (генеральный директор А.Г.Пыжиков), взяло на себя изготовление металлоконструкций основных сводов и купола. Многие жители Кохмы и прилегающих сёл постоянно совершают пожертвования на строительство Свято-Благовещенского храма, так что его возведение стало воистину народной стройкой. Возможно, уже к осени 2006 года православные христиане Кохмы смогут перейти из молельного дома в цокольный этаж Свято-Благовещенского храма. Но для этого ещё предстоит весьма много потрудиться.

Настоятель Свято-Благовещенского прихода игумен Герман

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещенский храм и часовня
в честь иконы Пресвятой Богородицы
"Утоли моя печали"

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

Весна, апрель 2007 г.

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить Увеличить



Город Кохма

Герб города Кохма

Город Кохма, расположенный на живописном берегу реки Уводи, относится к тем старинным русским поселениям, точную дату основания которых определить практически невозможно. По мнению краеведов, Кохма обязана своим происхождением финно-угорскому племени, обитавшему здесь ещё в 9-10 веках. По одной из версий "Кохма" с финского языка можно перевести как "холмистая или гористая земля", что подтверждается самим ландшафтом города (высокие холмы и горки) и его топонимикой (названия: Монастырская гора, Майская горка, Любимая горка, Кавказ).

В народе сохранились предания о борьбе кохомцев с татаро-монголами, участии земляков в событиях смутного времени (польско-литовская интервенция), но первая дошедшая до нас достоверная информация о Кохме относиться к 16 веку, когда село отмечается в источниках как владение князей Скопиных-Шуйских, ближайших родственников царя Василия Шуйского.

В 1720 г. Кохма была передана голландцу Тамесу, который открыл в Кохме полотняный завод, первый в Ивановском крае. Однако через несколько лет он от села отказался, так как натолкнулся на упорное сопротивление крестьян.

В 1730 г. Правительствующий Сенат отдал село в ведение президента Мануфактур-коллегии Василию Яковлевичу Новосильцеву и камергеру Даниилу Чевкину. С этого времени Кохмой владели они и их наследники, которые часть земель продавали или дарили. Их покупателями были иногда местные разбогатевшие крестьяне.

В 1925 г. село Кохма было преобразовано в город Кохма.

*************************************

Первое найденное упоминание Кохмы в документах относится к 1519 году. Первым владельцем Кохмы был Василий Фёдорович Скопин-Шуйский, выдающийся деятель времени Ивана Грозного. Участник Земского собора 1556 года, боярин с 1577 года, он отличился в Ливонской и русско-шведской войнах. Его сын - Михаил Васильевич Скопин-Шуйский вошёл в историю как талантливый полководец, проявивший себя во время польско-литовской интервенции. 19-летним юношей он участвовал в борьбе со сторонниками Ивана Болотникова. За разгром Болотникова Скопин-Шуйский получил в 1606 году сан боярина. К сожалению, он неожиданно умер в апреле 1610 года, находясь на вершине славы. Умер он 23 лет от роду, оставив молодую жену вдовой. Детей у них не было, вдова и мать героя ушли в монастырь. Мать, старица-инокиня Анисья, умирая в 1631 году, завещала Кохму с деревнями на помин души архиереям Суздальским. Село и относящиеся к Кохме деревни насчитывали в то время 600 дворов. Таким образом Кохма стала монастырской вотчиной и оторвалась от села Иванова, которое с деревнями продолжало оставаться боярским владением и стало составлять обособленную "Ивановскую вотчину".

Из одного документа того периода видно, что в Кохме у Скопина имелся охотничий двор: тушинский воевода Ф.И. Плещеев пишет гетману Я.П. Сапеге, что не может прислать ему собак, захваченных в Кохме. Он объясняет это тем, что село отобрано Лжедмитрием I у Скопина и пожаловано П.П. Безобразову, который и забрал у Плещеева кохомскую добычу: двух псарей с собаками и рогами. Следовательно, Кохма являлась одним из крупнейших центров вотчинных владений Скопиных-Шуйских.

В 1678 году в Кохме насчитывалось 640 дворов. 15 февраля 1719 года Кохма была выведена из Монастырского приказа и отдана в Коллегию экономии, а затем иноземцу Ивану Тамеса для создания здесь полотняной мануфактуры. Тамес получил для своих фабрик Кохму с деревнями, всего 641 крестьянский двор. На крестьян была положена особая повинность - доставлять с каждого двора на мануфактуру по 4 фунта льняной пряжи. Устройство мануфактуры в селе подтверждается донесением в Берг-коллегию в июне 1720 года. В 1724 году суздальский архиепископ возбудил ходатайство о возвращении Кохмы под своё начало. В 1731 году сын Тамеса отказался от села, и оно было отдано президенту Мануфактур-коллегии Василию Яковлевичу Новосельцеву и Даниилу Ивановичу Чевкину. Вплоть до реформы 1861 года Кохма оставалась вотчинным владением вначале Дмитрия Андреевича Новосельцева, а с 1830 года - известного писателя Михаила Николаевича Загоскина.

Последней владелицей села Кохма была помещица Новосельцева. В полуверсте от села, по Шуйской дороге стояла её барская усадьба. От помещичьего дома к р. Уводь спускался тенистый, заросший барский сад. Усадьбу окружали березовые аллеи, остатки которой ныне носят название "Грачихи". Новосельцева была одной из фрейлин дворца царя Николая I. Частью Кохмы владели Шереметевы.

В самом центре Кохмы, на самой высокой отметке села, располагался раньше белокаменный церковный ансамбль. Основу ансамбля составляла каменная церковь в честь Рождества Христова. Она была перестроена из деревянной в 1757-1765 гг. 4 августа 1765 г. была освящена (о чем имелась надпись на западной наружной стороне храма).

Христорождественская церковь существовала в Кохме исстари (предположительно с 11-12 в.). По ней и само село пытались переименовать в Рождествено (так село упоминается в документах 17-18 в.), но это название не прижилось.


Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

Весна, апрель 2007 г.

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить Увеличить


Весна, 1 мая 2009 г.

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить


Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Коллекция.ру

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть

Hosted by uCoz