Благовещенский храм и часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы
"Утоли моя печали" (Ивановская область, город Кохма).
Проезд: От железнодорожного вокзала в Иваново ходит троллейбус до Кохмы (маршрут №6, ехать до конечной). Или от автовокзала до конца проспекта Строителей, свернуть направо на улицу Куконковых, она плавно перейдёт в Кохомское шоссе, ехать всё время прямо, миновать микрорайоны ДСК и Суховка, сразу за Суховкой - Кохма (город-спутник Иванова). Ехать по улице Ивановской, ориентируясь на троллейбусные провода (купола будут хорошо видны слева, поворот после остановки "Хлопчатобумажный комбинат").
Фотографии: Андрей Вершинин
Aвтором проектов часовни и храма является ивановский архитектор Анатолий Борисович Дьяков.
**************************************************
Несмотря на десятилетия безбожной власти и разрушенные ею святыни, духовная жизнь православных христиан в Кохме никогда не прекращалась. Верующие люди, преимущественно женщины, собирались для совместной молитвы дома друг у друга. Некоторые имели переписанные от руки тетради со Святым Евангелием, Псалтырью, молитвословами, акафистниками. В большие праздники многие отправлялись в Свято-Преображенский кафедральный собор г.Иваново.
В начале 90-х годов сложилась община будущего Свято-Благовещенского прихода. Начиналась община с небольшой инициативной группы православных кохомчан – Г.М.Гусевой, М.И.Сергеевой, В.А.Пигалицыной, В.И.Золотовой, З.И.Хромовой, монахини Евлампии, которые весной 1993 года обратились к Архиепископу Иваново-Вознесенскому и Кинешемскому Амвросию с просьбой благословить начало регистрации Свято-Благовещенского прихода в органах управления юстиции. Владыка благословил деятельность новой общины, а после её регистрации в начале лета 1993 года назначил настоятелем Свято-Благовещенского прихода недавно рукоположенного, молодого священника Олега Кузьминова, духовником которого был известный священник, в то время настоятель Казанского храма г.Иваново о.Анатолий Анисимов (ныне – клирик Свято-Преображенского кафедрального собора игумен Августин).
В связи с тем, что все церковные постройки в Кохме были полностью уничтожены, община Свято-Благовещенского прихода с осени 1993 г. до апреля 1994 года собиралась в актовом зале общежития АО «Кохматекстиль» (генеральный директор Б.Н.Чудецкий, комендант общежития – Н.П.Смирнова), где служились молебны, свершались панихиды, проходили занятия по катехизации. Одновременно в городе подыскивалось помещение, в котором можно было бы установить Престол и свершать Божественную Литургию.
После продолжительных поисков администрация Кохмы предоставила Свято-Благовещенскому приходу 3 этаж заброшенного здания. В очень короткий срок подвижническим трудом прихожан – в основном пожилых женщин – при активной помощи предприятий Кохмы и частных благотворителей, обветшалое, полуразрушенное помещение было отремонтировано.
Все прихожане Свято-Благовещенского прихода молитвенно благодарят за помощь в открытии молельного дома главу администрации г. Кохмы В.Н.Кумирова, генерального директора завода «Строммашина» А.А.Елохина, генерального директора АО «Кохматекстиль» Б.Н.Чудецкого, руководителей других кохомских предприятий - А.С.Перегудова, В.К.Захарова, Д.Н.Вагачева.
В конце марта 1994 года были завершены основные работы, и 2 апреля настоятель Свято-Благовещенского прихода отец Олег совершил первую за многие десятилетия в Кохме Божественную Литургию. Она проходила ещё без иконостаса – алтарная часть отделялась от прихожан своего рода границей из нескольких положенных на пол деревянных досок. 7 апреля 1994 года – в день Благовещения Пресвятой Богородицы - православные кохомчане отпраздновали свой первый престольный праздник. На следующий день в Кохму приехал Архиепископ Амвросий, который отслужил молебен Пресвятой Богородице, испрашивая её благословения новооткрытому приходу. На Вознесение 1994 года для Свято-Благовещенского прихода был рукоположен диакон Григорий Дворцов, который через несколько месяцев стал вторым священником прихода. Через год он принял монашеский постриг с наречением имени в честь святителя Германа Казанского.
С осени того же года начала свою работу воскресная школа для детей, а через несколько лет в жизни прихода появились и еженедельные занятия со взрослыми прихожанами. Обе приходские школы успешно работают и поныне.
Одновременно с открытием прихода в Кохме стала вестись подготовка к строительству Свято-Благовещенского храма. Однако первой церковной постройкой в городе стала часовня в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», возведённая по проекту доцента Ивановской архитектурно-строительной академии А.Б.Дьякова. 15 ноября 1997 года Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий освятил её при большом стечении кохомчан. Что же касается строительства храма, то на совместном собрании администрации города и директоров кохомских предприятий было решено возводить большой, величественный храм, который бы стал настоящим украшением Кохмы. В работе над проектированием храма приняли участие коллективы архитекторов В.М. Шахматова и А.М.Старицына. В 1998 году начались работы по устройству фундамента. Изначально самое деятельное участие в строительстве храма принял староста Свято-Благовещенского храма г.Кохмы Н.Н.Лобань. В 1997 году иеромонах Герман (Дворцов) был назначен настоятелем Иоанно-Богословского прихода г.Иваново, но, пока шло строительство Иоанно-Богословского храма, до 1998 года служил в Кохме. Должность второго священника Свято-Благовещенского прихода поочерёдно занимали о.Георгий, который служил в Кохме не очень долго, и о.Дионисий Дунаевский. В конце 90-х годов в Свято-Благовещенском приходе начали нести свое служение иерей Евгений Поздышев и иеродиакон Артемий (Алексеев). В 2000 году по личным обстоятельствам перешел на новое место служения (в Тульскую епархию) настоятель прихода о.Олег Кузьминов и новым настоятелем стал о. Дионисий Дунаевский. Для продолжения строительства был создан Попечительский совет под сопредседательством Архиепископа Амвросия и А.Ю.Канаева. Заместителем сопредседателей стал глава администрации г.Кохмы В.В.Кашин. Попечительский совет ускорил процесс возведения храма: за несколько лет были выстроены цокольный этаж и практически все стены.
С самого начала существования Свято-Благовещенского прихода в практику приходской жизни вошли паломнические поездки по святым местам. Прихожане и священнослужители неоднократно бывали в храмах Троице-Сергиевой Лавры, Москвы, Дивеево, Владимира, Суздаля, Костромы, Ярославля, Ростова Великого, Вологды. Свершались многочисленные паломничества и по святыням ивановской земли – в Николо-Шартомский монастырь с. Введенье, Свято-Успенский монастырь с.Дунилово, Тихоно-Лухский монастырь с.Тимирязево, храм Архангела Михаила с.Михайловское.
В декабре 2004 года Архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий назначил настоятелем Свято-Благовещенского прихода г. Кохмы игумена Германа (Дворцова), который в своё время начинал там свое церковное служение. В течение 2005 года продолжилось строительство храма: была завершена кладка стен, возведены колокольня, своды, купольный барабан. Значительную поддержку строительству оказали А.Ю.Канаев и группа компаний «Мега» (генеральный директор В.Е.Гущин). ЗАО «Машстройиндустрия» (генеральный директор С.С.Макаров), в состав которого входит кохомский завод «Строммашина» (генеральный директор А.Г.Пыжиков), взяло на себя изготовление металлоконструкций основных сводов и купола. Многие жители Кохмы и прилегающих сёл постоянно совершают пожертвования на строительство Свято-Благовещенского храма, так что его возведение стало воистину народной стройкой. Возможно, уже к осени 2006 года православные христиане Кохмы смогут перейти из молельного дома в цокольный этаж Свято-Благовещенского храма. Но для этого ещё предстоит весьма много потрудиться.
Настоятель Свято-Благовещенского прихода игумен Герман
Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещенский храм и часовня
в честь иконы Пресвятой Богородицы
"Утоли моя печали"
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
Весна, апрель 2007 г.
Город Кохма
Город Кохма, расположенный на живописном берегу реки Уводи, относится к тем старинным русским поселениям, точную дату основания которых определить практически невозможно. По мнению краеведов, Кохма обязана своим происхождением финно-угорскому племени, обитавшему здесь ещё в 9-10 веках. По одной из версий "Кохма" с финского языка можно перевести как "холмистая или гористая земля", что подтверждается самим ландшафтом города (высокие холмы и горки) и его топонимикой (названия: Монастырская гора, Майская горка, Любимая горка, Кавказ).
В народе сохранились предания о борьбе кохомцев с татаро-монголами, участии земляков в событиях смутного времени (польско-литовская интервенция), но первая дошедшая до нас достоверная информация о Кохме относиться к 16 веку, когда село отмечается в источниках как владение князей Скопиных-Шуйских, ближайших родственников царя Василия Шуйского.
В 1720 г. Кохма была передана голландцу Тамесу, который открыл в Кохме полотняный завод, первый в Ивановском крае. Однако через несколько лет он от села отказался, так как натолкнулся на упорное сопротивление крестьян.
В 1730 г. Правительствующий Сенат отдал село в ведение президента Мануфактур-коллегии Василию Яковлевичу Новосильцеву и камергеру Даниилу Чевкину. С этого времени Кохмой владели они и их наследники, которые часть земель продавали или дарили. Их покупателями были иногда местные разбогатевшие крестьяне.
В 1925 г. село Кохма было преобразовано в город Кохма.
*************************************
Первое найденное упоминание Кохмы в документах относится к 1519 году. Первым владельцем Кохмы был Василий Фёдорович Скопин-Шуйский, выдающийся деятель времени Ивана Грозного. Участник Земского собора 1556 года, боярин с 1577 года, он отличился в Ливонской и русско-шведской войнах. Его сын - Михаил Васильевич Скопин-Шуйский вошёл в историю как талантливый полководец, проявивший себя во время польско-литовской интервенции. 19-летним юношей он участвовал в борьбе со сторонниками Ивана Болотникова. За разгром Болотникова Скопин-Шуйский получил в 1606 году сан боярина. К сожалению, он неожиданно умер в апреле 1610 года, находясь на вершине славы. Умер он 23 лет от роду, оставив молодую жену вдовой. Детей у них не было, вдова и мать героя ушли в монастырь. Мать, старица-инокиня Анисья, умирая в 1631 году, завещала Кохму с деревнями на помин души архиереям Суздальским. Село и относящиеся к Кохме деревни насчитывали в то время 600 дворов. Таким образом Кохма стала монастырской вотчиной и оторвалась от села Иванова, которое с деревнями продолжало оставаться боярским владением и стало составлять обособленную "Ивановскую вотчину".
Из одного документа того периода видно, что в Кохме у Скопина имелся охотничий двор: тушинский воевода Ф.И. Плещеев пишет гетману Я.П. Сапеге, что не может прислать ему собак, захваченных в Кохме. Он объясняет это тем, что село отобрано Лжедмитрием I у Скопина и пожаловано П.П. Безобразову, который и забрал у Плещеева кохомскую добычу: двух псарей с собаками и рогами. Следовательно, Кохма являлась одним из крупнейших центров вотчинных владений Скопиных-Шуйских.
В 1678 году в Кохме насчитывалось 640 дворов. 15 февраля 1719 года Кохма была выведена из Монастырского приказа и отдана в Коллегию экономии, а затем иноземцу Ивану Тамеса для создания здесь полотняной мануфактуры. Тамес получил для своих фабрик Кохму с деревнями, всего 641 крестьянский двор. На крестьян была положена особая повинность - доставлять с каждого двора на мануфактуру по 4 фунта льняной пряжи. Устройство мануфактуры в селе подтверждается донесением в Берг-коллегию в июне 1720 года. В 1724 году суздальский архиепископ возбудил ходатайство о возвращении Кохмы под своё начало. В 1731 году сын Тамеса отказался от села, и оно было отдано президенту Мануфактур-коллегии Василию Яковлевичу Новосельцеву и Даниилу Ивановичу Чевкину. Вплоть до реформы 1861 года Кохма оставалась вотчинным владением вначале Дмитрия Андреевича Новосельцева, а с 1830 года - известного писателя Михаила Николаевича Загоскина.
Последней владелицей села Кохма была помещица Новосельцева. В полуверсте от села, по Шуйской дороге стояла её барская усадьба. От помещичьего дома к р. Уводь спускался тенистый, заросший барский сад. Усадьбу окружали березовые аллеи, остатки которой ныне носят название "Грачихи". Новосельцева была одной из фрейлин дворца царя Николая I.
Частью Кохмы владели Шереметевы.
В самом центре Кохмы, на самой высокой отметке села, располагался раньше белокаменный церковный ансамбль. Основу ансамбля составляла каменная церковь в честь Рождества Христова. Она была перестроена из деревянной в 1757-1765 гг. 4 августа 1765 г. была освящена (о чем имелась надпись на западной наружной стороне храма).
Христорождественская церковь существовала в Кохме исстари (предположительно с 11-12 в.). По ней и само село пытались переименовать в Рождествено (так село упоминается в документах 17-18 в.), но это название не прижилось.
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
Весна, апрель 2007 г.
Весна, 1 мая 2009 г.
|