Дорогами края... (Шуя - Палех - Парское)
На маршруте Шуя - Палех - Парское - Шуя расположено около двадцати храмов (из которых большинство является действующими). Маршрут доступен с рейсовых автобусов (курсирующих между Шуей, Родниками, Палехом, Майдаково). Оптимальным транспортом будет автомобиль, хотя возможны и велосипедные поездки по отдельным частям. Населённые пункты треугольника Шуя - Палех - Парское в период наибольшего экономического благополучия (сер. 18 - нач. 20 вв) относились к двум губерниям - Костромской и Владимирской. Сейчас это Шуйский, Палехский и Родниковский районы Ивановской области.
http://maps.yandex.ru/?um=c3nbFETaP2T5aTFwRToVzLv_Xu58s5mL&l=sat
Перечисленные населённые пункты имеют много общего - формировались вдоль экономически важных дорог, соединяющих крупные российские города и порты (на Волге), в ряде сёл существовали регулярные торги - ярмарки и базары, приносящие существенный доход. Местное население по прозаическим причинам (низкого почвенного плодородия, поиска заработков) стремилось использовать выгоды от положения - торговало, участвовало в производстве и сбыте изделий промысловиков. Объяснимо, что в связи с выгодным экономическим расположением, транзитом грузов, регулярными ярмарками здесь циркулировали значительные денежные потоки, формировался слой состоятельных и экономически подкованных жителей. Результатом экономически благополучной жизни местности в прошлом являются крупные и богатые храмы.
Сегодня дорога Шуя - Палех является частью довольно оживлённой трассы Р-152 Ростов Великий - Нижний Новгород (свидетельством чему - несвойственные для Шуйского района круглосуточные придорожные кафе, магазины, бензоколонки).
Любопытно, что в окружённых лесами Дунилове и Введенье в 14-18 вв. периодически возникали более или менее крупные монастыри (Шуйско-Троицкий, Дуниловский, Благовещенский, Николо-Шартомский и Введенский в Введенье, Воробьева пустынь в Дунилове; возможно, были монастыри в Чернцах и Горицах). А на открытых пространствах между Шуей, Афанасьевским, Палехом, Васильевским и Парским монастырей никогда не было, зато активно велась торговля и промыслы.
Промышленность, к счастью для природных ландшафтов и архитектуры, обошла местность стороной - несмотря на вовлечение отдельных сёл в индустриализацию 19-20 вв. на данный момент следов фабричной промышленности здесь практически не осталось. Недостаток почвенного плодородия и других природных ресурсов для жителей компенсировался промыслами и торговлей. Здесь пекли калачи, изготавливали гребни, сита, писали иконы, выделывали овчины, занимались ткачеством.
История большинства рассматриваемых сёл укладывается в обобщённую схему: первые документальные упоминания с 16-17 вв., польско-литовская интервенция, передача во владение в начале 17 века дворянам "в награду за московское осадное сиденье при царе Василии Шуйском"; развитие торговли и промыслов, каменное строительство и благоустройство в 18-19 вв., снижение торговых оборотов после строительства железной дороги с середины 19 в, развитие промышленности и сельского хозяйства в советское время, упадок после перестройки, возрождение храмов на рубеже 20-21 вв.
При возможности, следует ознакомиться с внутренней фресковой росписью храмов Палеха, Красного, Парского, Васильевского - в этих сёлах сохранились выдающиеся образцы высокохудожественных росписей 18-19 вв. (чем, к сожалению, практически не могут похвастаться уцелевшие в советское время храмы Ивановской области). Самый простой путь для знакомства с фресками - посетить службу.
Характерной для местности чертой является приверженность заказчиков каменных храмов 18-19 вв. традициям древнерусской архитектуры 17 века. Типовая форма летнего храма - пятиглавый нарядный четверик с шатровой колокольней. Несмотря на внешнее однообразие храмов Парского, Палеха, Кузнецова, Красного, Чечкино-Богородского у каждого храма встречаются индивидуальные особенности, которые интересно сопоставить при посещении сёл.
Ландшафт вдоль дороги на Палех не слишком разнообразен - чередуются открытые пространства (поля, луга) с отступившими вдаль небольшими разрозненными лесными массивами, встречаются расположенные вдоль дороги небольшие деревни [1,2]. Обширная открытая территория вдоль дороги Шуя - Палех от восточных границ Шуи до села Афанасьевского - бывшие болота. В 17 в. эта местность именовалось "Вангирь" и служила укрытием различным криминальным элементам - недобитым отрядам польско-литовских интервентов, казакам, местным разбойникам. Разбойники нападали и грабили путников, а также разоряли окрестные деревни и сёла. В середине 17 века шуйский воевода Мишуков с отрядом разгромил здесь разбойников.
Первое от Шуи в сторону Палеха село (в дореволюционном понимании слова - с церковью) - Афанасьевское [3]. Село узнаётся издалека по краснокирпичной колокольне, расположенной у самой дороги. Афанасьевское и следующее за ним Пустошь - бывшие центры овчинно-шубного производства, известного здесь издревле (благодаря этому промыслу на родовых вотчинных землях царь Василий Шуйский получил обидное прозвище "шубник"). Из окружающих Афанасьевское деревень овчинное производство было развито в Арефине, Дубках, Кудрякове, Гарях, Павлюкове, Максимцеве, Филатовке, Пустоши.
Размах производства был значителен, особенно в 19-м веке, когда местные купцы получали крупные государственные заказы на шитьё полушубков (для Крымской и Русско-Турецкой войн), а также одежды для арестантов. Удивляет географический размах торговых связей участников шубного промысла. Так овчины закупали в Оренбурге, Казани, Симбирске, на Нижегородской ярмарке, в Донских станицах Урюпинской и Махайловской, селе Васильевском. Продавали товар в Москве, Старой Руссе, Новгороде, Петербурге, Риге, во многих губернских городах, а также на местных ярмарках - Парской, Шартомской, Холуйской. Жители Афанасьевской волости, не нашедшие себя в промыслах, отправлялись в поисках заработков на шуйские фабрики.
Афанасьевский приход был достаточно крупным и включал в конце 19-го века около 4500 прихожан. Храмовый комплекс пострадал: зимняя Никольская церковь (с престолами Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы), ограда и богадельня разрушены полностью, летняя Воскресенская церковь (1808 г), значительно перестроена - снесена возвышенная центральная часть (над которой располагалось пятиглавие), изменена кровля. Сейчас бывший храм похож на сарай, крытый шифером [5,6,7]. С запада видны остатки главного входа с массивными колоннами, с востока - двойной алтарь (в храме было два престола - Воскресения Христова и Успения Божией Матери). Сохранилась высокая колокольня, строившаяся с 1897 по 1903 гг. на средства купца Красильникова и прихожан [8]. Большой колокол, висевший на третьем ярусе колокольни, по свидетельству местных жителей, считался вторым по своему звону после большого колокола шуйской колокольни. Колокол тащили в Афанасьевское из Шуи волоком без помощи лошадей. В последние годы отремонтирована кровля колокольни и венчающая её глава с крестом.
Следующее по трассе за Афанасьевским - богатое в прошлом село Пустошь. Исторически эти два соседних поселения всегда были тесно связаны и часто упоминались вместе. Селом Пустошь стало именоваться только с начала 20 века - после возведения Преображенской церкви в псевдорусском стиле (1912 г.). Пустошь конца 19 в. - "столица овчинного промысла" Владимирской губернии и оплот старообрядчества Шуйского уезда. В селе была также деревянная старообрядческая церковь Иоанна Крестителя (в районе кладбища), построенная "авторитетным" крестьянином Яковом Турлаповым, связанным с овчинным промыслом и пропагандой идей старообрядчества в нашем крае.
Сейчас Пустошь - современный сельскохозяйственный центр. Название села соответствует окружающему пейзажу - в округе значительные "пустые" территории [9,10]. С дороги на Палех даже видны храмы села Васильевского (до которых около 10 км).
Преображенский храм в Пустоши сейчас лишен пятиглавия и колокольни [11,12,13]. При перепланировке села (строительстве современной дороги) уничтожены ограда и колокольня храма. Попытки восстановления храма и возобновления служб были в 2006-2007 гг., но затем приостановились.
Примерно в 3 км на юг от Пустоши (по грунтовой дороге, начинающейся примерно от въезда в село со стороны Шуи) среди полей находится небольшое село Семёново (прежде Семёново-Высоково) с заброшенным разрушающимся Троицким храмом (1829 г.). Церковь скрыта за высокими тополями и ивами, поэтому с дороги на Харитоново просматривается плохо [14,15]. Деревня Высоково упоминается впервые в 1574 г. Впервые деревянный храм в селе упоминается в 18 веке (слово Семёново в названии села связывают с Семёном Лазаревым - владельцем деревни в конце 16 века). В существующем каменном храме, кроме Троицкого было два тёплых придела - во имя Святителя и Чудотворца Николая и Святой Мученицы Параскевы Пятницы [16,17,18,19]. В приходе числилось немногим менее 2000 прихожан.
Вскоре после пересечения границы Шуйского и Палехского района справа от дороги будет виден купол Преображенской церкви в Больших Дорках (1796 г). Колокольня церкви разрушена, рядом с каменной Преображенской недавно построена деревянная Никольская церковь (прежде здесь уже был тёплый каменный Никольский храм, построенный в 1840 г., который был разрушен). В приходе в 1898 г. числилось более 1000 прихожан.
Сейчас в Больших Дорках подворье Николо-Шартомского монастыря. В обоих храмах ведутся службы.
В соседних Малых Дорках в начале XVII века было остановлено продвижение польских отрядов. Там же в 2007 г. открылся сельский музей "Русская изба". Преображенская церковь с приделами Святителя и Чудотворца Николая и Святого Апостола Никанора (1800 г.) разрушена. В приходе в 1898 г. числилось около 1000 прихожан.
После Дорков прямо в створе дороги появляется церковь села Красного [28,29], которую целесообразно осмотреть после посещения Палеха.
Знаменитый Палех, расположенный примерно в 1 км от Нижегородской трассы, сегодня слабо напоминает районный центр с бурлящей жизнью. С закрытием большинства местных промышленных предприятий посёлок превратился в уснувшее провинциальное село 19-го века с пыльными пустынными улицами, курами и козами на улицах. Стоит посетить местные музеи, постараться попасть в Крестовоздвиженский храм на службу, погулять по местным улицам со старинными купеческими домами.
Примечательно, что известные палехские "богомазы" - наследники суздальской школы иконописи, написавшие значительное количество икон, участвовавшие в росписи многих российских храмов, реставрации Московского Кремля, не затерялись в советское время. Высокий потенциал и талант палехских иконописцев трансформировался в другие художественные формы - рисунки на папье-маше, иллюстрации к книгам. Палехские шкатулки до сих пор один из популярных российских брендов за границей. Сегодня палехские художники вновь обратились к иконописи.
Палех, несмотря на свой провинциальный современный вид, переживал разные времена. В 14-16 вв. село входило в состав Стародубского княжества и даже было центром удельного Палецкого княжества, вотчины князей Палецких. Княжество, правда, не отличалось размерами и высокими достатками. Оно появилось в результате удельного дробления (деления земель между родными братьями) и исчезло в результате объединения земель вокруг Москвы. В 1628-1630 годах село Палех было отдано боярину Ивану Бутурлину "за Московское осадное сидение" и принадлежало его роду до 1861 года. В 18 веке наблюдался расцвет села. В то время Палех - торговое село с ежедневными базарами и регулярными ежегодными ярмарками. Тогда перестраиваются в камне деревянные храмы, складывается и обособляется собственный "палехский" стиль иконописания, основанный на сочетании новгородского и строгановского письма, само иконописание получает промышленный масштаб и становится преобладающим промыслом палешан. Достопримечательностей в Палехе достаточно для неспешного осмотра в течении нескольких часов - Крестовоздвиженская церковь в центре, Ильинская церковь на бывшем кладбище, где похоронены известные палешане-художники XX века, музеи в небольших домиках (музей палехского искусства, музеи И.И. Голикова и П.Д. Корина). В 2006 г. отстроена заново часовня Александра Невского на центральной площади у памятника павшим в Великой Отечественной Войне (прежняя часовня уничтожена в 30-х гг). Впервые построена бревенчатая церковь на поселковом кладбище в честь иконы Богоматери "Взыскание погибших".
Крестовоздвиженская церковь (1774) - архитектурный, религиозный, символический центр Палеха [20,21,22]. Храм, несмотря на использование традиционных архитектурных приёмов, выделяется изяществом отделки и внутренним оформлением, что оправдывает его положение в важнейшем художественном центре. Большая удача в том, что храм, благодаря музейному прошлому (здесь размещалась экспозиция дореволюционной истории Палеха), сохранился изнутри и снаружи без изменений. Сейчас здесь подворье Николо-Шартомского монастыря.
Как палехские художники-иконописцы стремились сохранить национальные русские черты в иконе, так и строители Крестовоздвиженского храма избегали применения популярного в то время барокко. В наружном оформлении храма применялись изразцы, декоративные элементы на стенах, ажурные кресты на главах, фресковая роспись. На западной стене кирпичами выложено имя мастера-строителя храма - Егор Дубова. Внутри четырёхпрестольного храма (наименования престолов - Воздвижения Креста Господня, Казанской Богоматери, Николая Чудотворца, Архистратига Михаила) - уникальные фресковые росписи и иконостасы, созданные палешанами.
Недалеко от Крестовоздвиженской церкви по тихой тенистой улице отстоит Ильинская кладбищенская церковь на небольшом холме (1790 г). Вокруг - живописный сельский пейзаж - кресты и надгробья старинных захоронений, пасущиеся козы [24,25,26]. Рядом - величественный и жутковатый остов сооружения-"монстра" - недостроенный Дворец творчества художников, заброшенный в годы перестройки [27].
Прихожан в Крестовоздвиженской церкви (Ильинская была бесприходной) в 1899 г. числилось более 2000 человек.
Жаль, но сравнительно недавно разобрана старинная деревянная ветряная мельница, привезённая из Пестяковского района и являющаяся одной из палехских достопримечательностей.
Обратный путь с посещением сел Парского и Васильевского удобно совершить через село Красное. Село, предположительно развилось из деревни Красное, расположенной по соседству с церковным погостом Николая Чудотворца на реке Люлех, впервые упоминавшихся в 1628 г. Гордостью Красного является местный Свято-Знаменский храм, построенный на средства помещика Порфирия Николаевича Бутурлина (1804 г.). В церкви три престола - Знамения, Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы. Прихожан в конце 19-го века числилось более 1000 человек. Церковь примечательна своими росписями, а также тем фактом, что никогда не закрывалась (что нехарактерно для храмов Ивановской области). Фрески создавались палешанами с использованием редких для православных храмов сюжетов (гравюр Юлиуса Шнорра и французских художников-графиков).
Через Красное к Парскому ведет узкая асфальтированная дорога достойного качества с незначительным по интенсивности движением. Езда по этой дороге доставляет удовольствие - вокруг наблюдаются картины жизни современной деревни с аккуратными домами, полями, работающей техникой.
В поселке Майдаково находится самое крупное предприятие Палехского района - "Майдаковский машиностроительный завод". Посёлок сейчас выглядит достаточно благополучно. Здесь восстанавливается церковь Петра и Павла (1900-1906 гг) - подворье Николо-Шартомского монастыря [30]. Правда, прежде церковь называлась Ильинской (по наименованию другого престола). Всего в церкви было три престола - Ильи Пророка, Петра и Павла и Серафима Саровского. Прихожан в 1911 г. было около 1500 человек. Жители Майдакова занимались земледелием, овчинным промыслом, работали на фабриках и заводах.
В следующем после Майдаково селе Сосновец расположена действующая Рождественская церковь (1858 г.), восстановление которой началось сравнительно недавно [31]. Сосновец упоминается с 17-го века в составе деревень, подаренных Василием Шуйским братьям Ивану и Елизарию Бастановым (за победу их отца - Алексея Бастанова над польско-литовскими отрядами под руководством Фёдора Плещеева в 1609). Церковь в деревне появилась в середине 19-го века, когда им владела княгиня Екатерина Дмитриевна Долгорукова (с этого момента статус Сосновца изменился с деревни на село, была сформирована Сосновецкая волость). Церковь построена усердием княгини Долгорукой и прихожан (ранее деревня относилась к приходу села Парского). В церкви было три престола - в честь Рождества Христова (главный) и придельные - Святителя и Чудотворца Николая и Великомученицы Екатерины. В ограде церкви был похоронен крестьянин деревни Хмельники Павел Ананьевич Поспелов с супругой, пожертвовавший на отделку церкви 5000 рублей.
На кладбище находится небольшая каменная церковь в честь Святителя Алексия митрополита Московского. Построена на средства крестьянина Ананьина в 1903 г.
В сосновецком приходе на 1911 г. числилось около 2500 человек, правда, с оговоркой, что часть прихожан именно числилась - они работали на фабриках, на удалении 15-50 вёрст от Сосновца, там же и проживали.
Вскоре после Сосновца дорога через поля и живописные деревни Родниковского района выходит к оживлённой трассе Шуя - Родники напротив старинного села Парское.
Парское, в отличие от предшествующих сёл, окружено лесами. Важность и значимость села в прошлом сразу видны по крупным формам и расположению храмового комплекса в ландшафте. Монументальный ансамбль парских церквей располагается на вершине холма над долиной речки Парши (название села предположительно произошло от сочетания мерянских слов "пар-" и "-ша", означающего "тихая река"). Впервые село упоминается в 1399 г. Здесь была найдена икона Иоанна Предтечи, с которой в селе много связано - наименование главного храма, храмовые иконы, традиционные Ивановские ярмарки, названия родников-источников под церковной горой. При описании истории села упоминается имя Ивана Грозного - считается, что он останавливался в селе, отмечал здесь свои именины, дарил икону в храм, оставил большой денежный вклад. Владельцами села были представители известных дворянских и боярских родов Шуйских, Черкасских, Трубецких, Голицыных, Морозовых. До середины 19-го века Парское - крупнейший торговый центр Костромской губернии с еженедельными торгами и ежегодной Ивановской ярмаркой 26-30 августа. Через Парское проходили дороги на Шую, Кинешму, Палех, Дунилово по которым можно было добраться до Троице-Сергиевой лавры, Москвы, Нижнего Новгорода, Костромы. Расцвет парских ярмарок наблюдался в начале 19 в. Тогда село оказалось в центре текстильного региона (частей Костромской и Владимирской губерний, впоследствии превратившегося в современную Ивановскую область). Ярмарки того времени играли важнейшую роль в местной экономике - в основном здесь продавали сырьё и продукцию текстильных промыслов, обеспечивая работу многочисленных фабрик и мастерских. Временными преимуществами для роста текстильной промышленности и ярмарочной торговли в крае были разорение московских фабрик Наполеоном, пожар на Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде. Строительство железных дорог сильно ослабило обороты ярмарок - оптовые продажи сырья и продукции стали осуществляться в промышленных центрах, имеющих железнодорожное сообщение. Ивановская ярмарка, из текстильной, быстро превратилась в обычную, сельскую, на которой главными товарами были продукты растениеводства и животные. Благодаря Ивановской ярмарке в Парском, появились и окрепли текстильные заведения Родников, Вичуги, Шуи. Кинешмы. Среди местной продукции на ярмарках Парского и ближайших торговых сёл были роговые и пальмовые гребни (производились в промышленном масштабе в Парском), а также известные в округе парские калачи.
Центр села определяли храмы, рядом с которыми располагались торговые ряды. В 18-19 вв. деревянные храмы были перестроены в камне и обнесены оградой с часовнями, торговую площадь занимал крупный гостиный двор в форме каре с шестью воротами по периметру.
При посещении села желательно заглянуть внутрь церкви Иоанна Предтечи, посетить купальню и попробовать воды из источника [36,37,38,39].
Главная церковь села - Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773-85 гг.) построена в традиционных для шуйского региона формах - с пятиглавым двусветным четвериком и шатровой колокольней [32,33,34]. На колокольне прежде были часы. Зимняя, но достаточно крупная по размерам церковь Вознесения (1859-1863 гг.) с приделами Чудотворца Николая и Трёх Святителей построена в византийско-русском стиле [35,40].
В летнем храме сохранились значительные участки фресковой росписи 1830-х гг, представляющие значительную художественную ценность:
"Выдающийся памятник палехско-шуйского круга, отличающийся высоким художественным уровнем исполнения, своеобразным стилем и эффектной цветовой гаммой, что позволяет говорить о нём как об одном из самых ярких в ряду стенописей данного периода в Ивановской области. Стиль и манера росписи весьма разнообразны. Сюжетные композиции восходят к барочной традиции…, органично существуют и условные приёмы "иконного письма"… богатство стилевых приёмов дополняет перспективная гризайльная живопись в стиле классицизма… Сочетание этих направлений, неразрывно связанных в единое целое, придаёт росписям подлинное своеобразие. Чрезвычайно выразителен яркий мажорный колорит, построенный в основном на контрастных цветах. Преобладают интенсивно-голубые, глубокие киноварные, медовые охристые тона, позолота" (Свод памятников архитектуры Ивановской области).
В 1990-х гг., вскоре после передачи храмов церкви, наблюдались случаи "осветления" закоптившихся и полуобвалившихся фресок в летнем храме. Также в Парском существовала третья - каменная кладбищенская церковь с колокольней (с двумя престолами - Константина и Елены, и Успения Божией Матери), построенная в 1827 г. (видимо, утрачена). Прихожан в 1911 г. числилось более 3500 человек.
В лесах в 2 км от дороги на Шую расположено село Чечкино-Богородское. После езды через лес по узкой дороге из бетонных плит открывается вид на село, окруженное полями [41,43,52,53].
Образование села в 1730 г. связано с основанием в нём церкви (до этого здесь была деревня Чечкино). Владелец Чечкина - флотский капитан князь Иван Алексеевич Урусов построил церковь в своем имении в честь своего чудесного спасения во время шторма: "капитан Урусов и вся его команда стали молиться Царице Небесной, причем капитан дал обещание в честь иконы Владимирской Божией Матери, носимой им на груди построить храм в своем имении" (из описи церкви 80-х гг 19 века).
Слева от дороги к селу расположено сельское кладбище. Сохранились ворота и каменная ограда конца 19-го века [42]. Кладбищенская каменная часовня не сохранилась. От сельского кладбища хорошо видна Владимирская церковь с шатровой колокольней (1797 г). Тёплая Никольская церковь в формах русско-византийского стиля с приделами Казанской Богоматери и Зачатия Иоанна Предтечи построена в несколько приёмов (начата в 1862 г., закончена в 1872 г.). Комплекс храмов окружала ограда с часовней, которые в советское время были разрушены. Внутри Владимирской церкви сохранились фрагменты росписи, выполненной в 1868 г. мастером Петром Евграфовым на средства купца М.И. Тсорина [48,49]. В 1899 г. в приходе состояло около 2200 человек. Церковь Николая Чудотворца сейчас лишена пятиглавия [51]. Сейчас храмы брошены и разрушаются, прежде использовались как склады [46,47,50].
Село Васильевское - крупное, экономически значимое торгово-промышленное поселение Шуйского района. По внешнему благоустройству, размерам, торговым оборотам, Васильевское, как и Парское в 19-м веке сравнивали с уездными городами.
Название села связывают с именем царя Василия Шуйского, имевшего здесь охотничий двор (до 17 века село именовалось Матнинским станом, по названию речки Матня). Село с 17 века поочередно принадлежало князю Д.М. Черкасскому, затем графу Шереметеву. После польско-литовского разорения село представляло собой "усад весьма бедных крестьянских дворов с деревянною ветхою церковью во имя св. Архистратига Михаила". Но примерно с середины 17 века в селе были учреждены еженедельные торги, позднее появилась Троицкая ярмарка (по названию главной сельской церкви), что послужило важным толчком к развитию предпринимательства, торговли, ремёсел, промышленности. Уже тогда большая часть жителей, пользуясь выгодным расположением села, предпочитала заниматься торговлей, а не хлебопашеством. С 18 века в селе появляются и развиваются полотняные мануфактуры. С конца 19 века в Васильевском разводят скаковых лошадей и учреждаются лошадиные бега.
Троицкая ярмарка продолжалась до трёх дней и совпадала с сельским храмовым праздником. Главными предметами торговли в середине 19 в. были овчины, кожи, шерсть, лошади, сукно, пряжа, текстильный товар.
Васильевское расположено на равнине в окружении полей [54]. Прежде Васильевское и Дунилово сообщались старинной дорогой-трактом, от которой сейчас остались отдельные заросшие и заболоченные фрагменты.
Выгодное географическое положение Васильевского на перекрёстке важных дорог (дорога из Шуи в Лух и в Нижний Новгород, дорога на Дунилово, позволяющая добираться до Кинешмы, Костромы и Ярославля) существенно повышало торговое значение села.
Первый храм Васильевского, видный с дороги Родники - Шуя, находится на сельском кладбище [55]. Это Успенская церковь, построенная в 1828 г. в классическом стиле с пятиглавием на ротонде (кроме Успенского в храме были приделы Праведного Лазаря и в честь Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). Церковь в настоящий момент заброшена [56].
От кладбища к центру села с торговой площадью и величественным ансамблем храмов Троицкого прихода ведёт дорога - часть прежнего тракта на Дунилово. В центре села - на прежней торговой площади и вдоль широких сельских улиц остались особняки, купеческие палатки и торговые лавки 19-20 вв [57]. Существующая планировка села сложилась в конце 18 века. Главные улицы (по направлениям к Дунилову, Шуе, Кинешме и Гороховцу) лучами расходятся от центральной торговой площади. С юга торговой площади в конце 18 века устроен пруд - запруда на реке Матне. Широкие сельские улицы были вымощены, в селе к началу 20 века было несколько фабрик, школ, больница, почта, библиотека, постоялые дворы, училище плотничьего и столярного мастерства.
Ансамбль храмов центральной части Васильевского нехарактерен для местности - сразу три храма с отдельной высокой колокольней расположены в одной ограде [58]. Комплекс обнесён оградой с массивными башнями-часовнями и воротами, подобно небольшой крепости-монастырю (среди описаний села встречалось сравнение с Троице-Сергиевой лаврой). Примечательно, что Васильевское сыграло определенную роль в сохранении шедевров мирового масштаба - предприимчивые васильевские купцы в 18 веке купили во Владимирском Успенском соборе иконы кисти Андрея Рублева и установили их в Троицкой церкви. В 20-х гг. 20-го века экспедиция академика И.Грабаря выявила эти реликвии и вывезла в Москву в Третьяковскую галерею.
Первый каменный храм Васильевского - тёплая церковь Николая Чудотворца [61], построенная в 1758 г. (позднее в 19 в к ней были пристроены боковые приделы Архистратига Михаила и Святителя Митрофана Воронежского).
К югу от Никольской церкви в середине 18 в. построена более высокая и стройная церковь Грузинской Богоматери [62]. Крупнейший храм Васильевского - Троицкий (1768-1784 гг). Интересно, что в его оформлении, как и в некоторых шуйских храмах отражены архитектурные стили разных эпох [59,60]. Под слоем штукатурки с элементами классицизма видны следы первоначального древнерусского декора. Роспись Троицкого храма выполнена в 1828 г. тейковским иконописцем Тимофеем Медведевым. Роспись - "выдающийся памятник палехско-шуйского круга, в котором сочетаются различные стилистические направления: в гризайльном декоре прослеживаются признаки классицизма, в композиционном построении сцен и трактовке фигур видно влияние барокко. Яркие, сочные, чистые цвета, контрастно подчёркивающие друг друга, усиливают декоративность общего впечатления…" (Свод памятников архитектуры Ивановской области…).
Важнейшей постройкой Троицкого прихода является высокая пятиярусная колокольня с парадными воротами посредине нижнего яруса, сооружённая в 1802 г. [63]. Автором её проекта выступил П.Е. Корсаков, крепостной архитектор князя Трубецкого из дер. Порхачево. Первоначально оштукатуренные стены колокольни красились в тёмно-красный цвет, на фоне которого выделялись побелённые детали.
В 1802 г. комплекс был окружён оградой с башнями-часовнями по углам и въездными воротами. Приход был крупным - в 1899 г. в нём числилось более 7000 человек. Сейчас комплекс храмов после многолетнего запустения восстанавливается, службы ведутся.
Между Васильевским и Шуей, справа от дороги, будет поворот к селу Кузнецово. Шатровая колокольня летнего храма видна издалека [64,65]. История села не столь богата и насыщена событиями, как история Введенья, Дунилова, Васильевского, Парского. Упоминания о Кузнецове встречаются с 17-го века, село, как и большинство местных поселений, разорялось поляками, было подарено Даниилу Змееву царём Василием Шуйским за "московское осадное сиденье". В 18-19 вв. храмы перестроены в камне. К занятиям жителей Кузнецова и окрестных деревень в 19-м веке помимо традиционных в этих краях ткачества и выделки овчин также относилось изготовление кленовых прядильных гребней. Кленовую древесину привозили из Калуги, готовые гребни продавали на местных ярмарках и везли в Нижний Новгород. В 1899 г. в кузнецовском приходе состояло более 2000 прихожан из окрестных деревень. Для верующих важно, что службы в храме не прерывались (сюда и в Мельничное в советское время постоянно направлялись потоки верующих из Шуи). В 90-х гг. 20-го века здесь возник Успенско-Казанский мужской монастырь.
Храмовый комплекс состоит из двух церквей - летней Успенской (1811 г.) и тёплой Казанской (1775 г.). С севера к церквям примыкает сельское кладбище, с юга у ворот к Казанской церкви - небольшой заросший пруд [66]. В 19 в. и в советское время оформление церквей несколько менялось (стёсывалось декоративное убранство, обновлялись и переписывались фрески). Сейчас внутри Успенской церкви интересны иконостас с иконами палехского и холуйского письма; сень конца 19 в.; деревянные скульптуры 1-й пол. 18 в.: "Христос в темнице" и "Глава Иоанна Предтечи". К западу от храмов строятся бревенчатые жилые и служебные помещения монастыря, с востока - краснокирпичное сооружение, видимо, проектируемое под новый храм [67,68,69].
Местность, расположенная в треугольнике между рекой Тезой и дорогой на Васильевское, прежде относилась к Мардасской волости (по названию небольшой речки Мардас, протекающей посредине). К Мардасской волости в 19-м веке относилось около сорока деревень с числом жителей около 4000 человек. Первые упоминания о местных деревнях относятся к началу 17-го века. Административным центром волости было Дунилово.
Земли Мардасской волости отличались благоприятными почвенными условиями сравнительно с иными местами шуйского уезда. По наблюдениям шуйских историков В.Борисова и И.Лядова, скотоводство и земледелие занимало первое место среди прочих занятий мардасцев по причине "чернозёмности" почв. Другими распространёнными промыслами, были производство сит, торговля, надомное ткачество, выделка кож.
Близость к крупным дорогам способствовала развитию торговых отношений мардасцев. Для обеспечения сырьём местных промыслов, реализации готового товара, розничной продажи местные деловые ("торговые") крестьяне посещали ближайшие и достаточно удалённые регионы. Так холст закупали в Костромской губернии для последующей реализация в Москве, на Нижегородской ярмарке и местных базарах (в Дунилове, Тейкове, Иванове, Лежневе, Васильевском, Шуе, Холуе). Зимой мардасские предприниматели (в частности, из деревень Ивонино, Орлиха, Высокое) ездили в Заволжье для скупки звериных шкур, сбруи, саней, рогож и циновок, деревянной посуды для продажи в Шуйском уезде, Москве, южных малолесных районах. Торговцы-бакалейщики закупали товары в Казани, Москве, Городце и на украинских ярмарках. В ряде деревень имелись кожевенные заводы, производящие сапожный товар, юфть, отправляемый для продажи в Москву. Производство сит (традиционное занятие мардасцев, передающееся из поколения в поколение на протяжении веков) включало покупку сырья (конского волоса) на ярмарках и базарах Шуи и Казани с продажей готовых изделий (сит и ситных полотенец) в Шуе, Дунилове, Ковровском и Вязниковском уездах, а также на Нижегородской ярмарке, в Москве и Туле.
Справа от дороги к Шуе виден лесной массив, занимающий возвышенный пологий холм - "Осиновая гора" [70,71,72]. "Осиновая гора" сейчас ближайший к Шуе лес, удобный для прогулок, занятий спортом (зимой здесь действует лыжная база, регулярно проводятся соревнования), отсюда открываются живописные виды города и окрестностей. Историю Осиновой горы также связывают с репрессиями 30-х гг. Считается, что сюда ночами привозили и расстреливали "врагов народа". "Осиновая гора" - памятник природы регионального значения - здесь встречаются редкие травянистые растения, рельеф местности имеет ледниковое (моренное) происхождение.
Дмитрий Черниховский
********************************************************
Дорогами края...
(Шуя - Палех - Парское)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|
|