Назад На главную страницу

Дорогами края... (Шуя - Палех - Парское)

Увеличить

На маршруте Шуя - Палех - Парское - Шуя расположено около двадцати храмов (из которых большинство является действующими). Маршрут доступен с рейсовых автобусов (курсирующих между Шуей, Родниками, Палехом, Майдаково). Оптимальным транспортом будет автомобиль, хотя возможны и велосипедные поездки по отдельным частям. Населённые пункты треугольника Шуя - Палех - Парское в период наибольшего экономического благополучия (сер. 18 - нач. 20 вв) относились к двум губерниям - Костромской и Владимирской. Сейчас это Шуйский, Палехский и Родниковский районы Ивановской области.

http://maps.yandex.ru/?um=c3nbFETaP2T5aTFwRToVzLv_Xu58s5mL&l=sat

Перечисленные населённые пункты имеют много общего - формировались вдоль экономически важных дорог, соединяющих крупные российские города и порты (на Волге), в ряде сёл существовали регулярные торги - ярмарки и базары, приносящие существенный доход. Местное население по прозаическим причинам (низкого почвенного плодородия, поиска заработков) стремилось использовать выгоды от положения - торговало, участвовало в производстве и сбыте изделий промысловиков. Объяснимо, что в связи с выгодным экономическим расположением, транзитом грузов, регулярными ярмарками здесь циркулировали значительные денежные потоки, формировался слой состоятельных и экономически подкованных жителей. Результатом экономически благополучной жизни местности в прошлом являются крупные и богатые храмы.

Сегодня дорога Шуя - Палех является частью довольно оживлённой трассы Р-152 Ростов Великий - Нижний Новгород (свидетельством чему - несвойственные для Шуйского района круглосуточные придорожные кафе, магазины, бензоколонки).

Любопытно, что в окружённых лесами Дунилове и Введенье в 14-18 вв. периодически возникали более или менее крупные монастыри (Шуйско-Троицкий, Дуниловский, Благовещенский, Николо-Шартомский и Введенский в Введенье, Воробьева пустынь в Дунилове; возможно, были монастыри в Чернцах и Горицах). А на открытых пространствах между Шуей, Афанасьевским, Палехом, Васильевским и Парским монастырей никогда не было, зато активно велась торговля и промыслы.

Промышленность, к счастью для природных ландшафтов и архитектуры, обошла местность стороной - несмотря на вовлечение отдельных сёл в индустриализацию 19-20 вв. на данный момент следов фабричной промышленности здесь практически не осталось. Недостаток почвенного плодородия и других природных ресурсов для жителей компенсировался промыслами и торговлей. Здесь пекли калачи, изготавливали гребни, сита, писали иконы, выделывали овчины, занимались ткачеством.

История большинства рассматриваемых сёл укладывается в обобщённую схему: первые документальные упоминания с 16-17 вв., польско-литовская интервенция, передача во владение в начале 17 века дворянам "в награду за московское осадное сиденье при царе Василии Шуйском"; развитие торговли и промыслов, каменное строительство и благоустройство в 18-19 вв., снижение торговых оборотов после строительства железной дороги с середины 19 в, развитие промышленности и сельского хозяйства в советское время, упадок после перестройки, возрождение храмов на рубеже 20-21 вв.

При возможности, следует ознакомиться с внутренней фресковой росписью храмов Палеха, Красного, Парского, Васильевского - в этих сёлах сохранились выдающиеся образцы высокохудожественных росписей 18-19 вв. (чем, к сожалению, практически не могут похвастаться уцелевшие в советское время храмы Ивановской области). Самый простой путь для знакомства с фресками - посетить службу.

Характерной для местности чертой является приверженность заказчиков каменных храмов 18-19 вв. традициям древнерусской архитектуры 17 века. Типовая форма летнего храма - пятиглавый нарядный четверик с шатровой колокольней. Несмотря на внешнее однообразие храмов Парского, Палеха, Кузнецова, Красного, Чечкино-Богородского у каждого храма встречаются индивидуальные особенности, которые интересно сопоставить при посещении сёл.

Ландшафт вдоль дороги на Палех не слишком разнообразен - чередуются открытые пространства (поля, луга) с отступившими вдаль небольшими разрозненными лесными массивами, встречаются расположенные вдоль дороги небольшие деревни [1,2]. Обширная открытая территория вдоль дороги Шуя - Палех от восточных границ Шуи до села Афанасьевского - бывшие болота. В 17 в. эта местность именовалось "Вангирь" и служила укрытием различным криминальным элементам - недобитым отрядам польско-литовских интервентов, казакам, местным разбойникам. Разбойники нападали и грабили путников, а также разоряли окрестные деревни и сёла. В середине 17 века шуйский воевода Мишуков с отрядом разгромил здесь разбойников.

Первое от Шуи в сторону Палеха село (в дореволюционном понимании слова - с церковью) - Афанасьевское [3]. Село узнаётся издалека по краснокирпичной колокольне, расположенной у самой дороги. Афанасьевское и следующее за ним Пустошь - бывшие центры овчинно-шубного производства, известного здесь издревле (благодаря этому промыслу на родовых вотчинных землях царь Василий Шуйский получил обидное прозвище "шубник"). Из окружающих Афанасьевское деревень овчинное производство было развито в Арефине, Дубках, Кудрякове, Гарях, Павлюкове, Максимцеве, Филатовке, Пустоши.

Размах производства был значителен, особенно в 19-м веке, когда местные купцы получали крупные государственные заказы на шитьё полушубков (для Крымской и Русско-Турецкой войн), а также одежды для арестантов. Удивляет географический размах торговых связей участников шубного промысла. Так овчины закупали в Оренбурге, Казани, Симбирске, на Нижегородской ярмарке, в Донских станицах Урюпинской и Махайловской, селе Васильевском. Продавали товар в Москве, Старой Руссе, Новгороде, Петербурге, Риге, во многих губернских городах, а также на местных ярмарках - Парской, Шартомской, Холуйской. Жители Афанасьевской волости, не нашедшие себя в промыслах, отправлялись в поисках заработков на шуйские фабрики.

Увеличить - село АфанасьевскоеАфанасьевский приход был достаточно крупным и включал в конце 19-го века около 4500 прихожан. Храмовый комплекс пострадал: зимняя Никольская церковь (с престолами Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы), ограда и богадельня разрушены полностью, летняя Воскресенская церковь (1808 г), значительно перестроена - снесена возвышенная центральная часть (над которой располагалось пятиглавие), изменена кровля. Сейчас бывший храм похож на сарай, крытый шифером [5,6,7]. С запада видны остатки главного входа с массивными колоннами, с востока - двойной алтарь (в храме было два престола - Воскресения Христова и Успения Божией Матери). Сохранилась высокая колокольня, строившаяся с 1897 по 1903 гг. на средства купца Красильникова и прихожан [8]. Большой колокол, висевший на третьем ярусе колокольни, по свидетельству местных жителей, считался вторым по своему звону после большого колокола шуйской колокольни. Колокол тащили в Афанасьевское из Шуи волоком без помощи лошадей. В последние годы отремонтирована кровля колокольни и венчающая её глава с крестом.

Следующее по трассе за Афанасьевским - богатое в прошлом село Пустошь. Исторически эти два соседних поселения всегда были тесно связаны и часто упоминались вместе. Селом Пустошь стало именоваться только с начала 20 века - после возведения Преображенской церкви в псевдорусском стиле (1912 г.). Пустошь конца 19 в. - "столица овчинного промысла" Владимирской губернии и оплот старообрядчества Шуйского уезда. В селе была также деревянная старообрядческая церковь Иоанна Крестителя (в районе кладбища), построенная "авторитетным" крестьянином Яковом Турлаповым, связанным с овчинным промыслом и пропагандой идей старообрядчества в нашем крае.

Сейчас Пустошь - современный сельскохозяйственный центр. Название села соответствует окружающему пейзажу - в округе значительные "пустые" территории [9,10]. С дороги на Палех даже видны храмы села Васильевского (до которых около 10 км).

Преображенский храм в Пустоши сейчас лишен пятиглавия и колокольни [11,12,13]. При перепланировке села (строительстве современной дороги) уничтожены ограда и колокольня храма. Попытки восстановления храма и возобновления служб были в 2006-2007 гг., но затем приостановились.

Примерно в 3 км на юг от Пустоши (по грунтовой дороге, начинающейся примерно от въезда в село со стороны Шуи) среди полей находится небольшое село Семёново (прежде Семёново-Высоково) с заброшенным разрушающимся Троицким храмом (1829 г.). Церковь скрыта за высокими тополями и ивами, поэтому с дороги на Харитоново просматривается плохо [14,15]. Деревня Высоково упоминается впервые в 1574 г. Впервые деревянный храм в селе упоминается в 18 веке (слово Семёново в названии села связывают с Семёном Лазаревым - владельцем деревни в конце 16 века). В существующем каменном храме, кроме Троицкого было два тёплых придела - во имя Святителя и Чудотворца Николая и Святой Мученицы Параскевы Пятницы [16,17,18,19]. В приходе числилось немногим менее 2000 прихожан.

Вскоре после пересечения границы Шуйского и Палехского района справа от дороги будет виден купол Преображенской церкви в Больших Дорках (1796 г). Колокольня церкви разрушена, рядом с каменной Преображенской недавно построена деревянная Никольская церковь (прежде здесь уже был тёплый каменный Никольский храм, построенный в 1840 г., который был разрушен). В приходе в 1898 г. числилось более 1000 прихожан.

Сейчас в Больших Дорках подворье Николо-Шартомского монастыря. В обоих храмах ведутся службы.

В соседних Малых Дорках в начале XVII века было остановлено продвижение польских отрядов. Там же в 2007 г. открылся сельский музей "Русская изба". Преображенская церковь с приделами Святителя и Чудотворца Николая и Святого Апостола Никанора (1800 г.) разрушена. В приходе в 1898 г. числилось около 1000 прихожан.

После Дорков прямо в створе дороги появляется церковь села Красного [28,29], которую целесообразно осмотреть после посещения Палеха.

Знаменитый Палех, расположенный примерно в 1 км от Нижегородской трассы, сегодня слабо напоминает районный центр с бурлящей жизнью. С закрытием большинства местных промышленных предприятий посёлок превратился в уснувшее провинциальное село 19-го века с пыльными пустынными улицами, курами и козами на улицах. Стоит посетить местные музеи, постараться попасть в Крестовоздвиженский храм на службу, погулять по местным улицам со старинными купеческими домами.

Примечательно, что известные палехские "богомазы" - наследники суздальской школы иконописи, написавшие значительное количество икон, участвовавшие в росписи многих российских храмов, реставрации Московского Кремля, не затерялись в советское время. Высокий потенциал и талант палехских иконописцев трансформировался в другие художественные формы - рисунки на папье-маше, иллюстрации к книгам. Палехские шкатулки до сих пор один из популярных российских брендов за границей. Сегодня палехские художники вновь обратились к иконописи.

Увеличить - Крестовоздвиженский храм в посёлке ПалехПалех, несмотря на свой провинциальный современный вид, переживал разные времена. В 14-16 вв. село входило в состав Стародубского княжества и даже было центром удельного Палецкого княжества, вотчины князей Палецких. Княжество, правда, не отличалось размерами и высокими достатками. Оно появилось в результате удельного дробления (деления земель между родными братьями) и исчезло в результате объединения земель вокруг Москвы. В 1628-1630 годах село Палех было отдано боярину Ивану Бутурлину "за Московское осадное сидение" и принадлежало его роду до 1861 года. В 18 веке наблюдался расцвет села. В то время Палех - торговое село с ежедневными базарами и регулярными ежегодными ярмарками. Тогда перестраиваются в камне деревянные храмы, складывается и обособляется собственный "палехский" стиль иконописания, основанный на сочетании новгородского и строгановского письма, само иконописание получает промышленный масштаб и становится преобладающим промыслом палешан. Достопримечательностей в Палехе достаточно для неспешного осмотра в течении нескольких часов - Крестовоздвиженская церковь в центре, Ильинская церковь на бывшем кладбище, где похоронены известные палешане-художники XX века, музеи в небольших домиках (музей палехского искусства, музеи И.И. Голикова и П.Д. Корина). В 2006 г. отстроена заново часовня Александра Невского на центральной площади у памятника павшим в Великой Отечественной Войне (прежняя часовня уничтожена в 30-х гг). Впервые построена бревенчатая церковь на поселковом кладбище в честь иконы Богоматери "Взыскание погибших".

Крестовоздвиженская церковь (1774) - архитектурный, религиозный, символический центр Палеха [20,21,22]. Храм, несмотря на использование традиционных архитектурных приёмов, выделяется изяществом отделки и внутренним оформлением, что оправдывает его положение в важнейшем художественном центре. Большая удача в том, что храм, благодаря музейному прошлому (здесь размещалась экспозиция дореволюционной истории Палеха), сохранился изнутри и снаружи без изменений. Сейчас здесь подворье Николо-Шартомского монастыря.

Как палехские художники-иконописцы стремились сохранить национальные русские черты в иконе, так и строители Крестовоздвиженского храма избегали применения популярного в то время барокко. В наружном оформлении храма применялись изразцы, декоративные элементы на стенах, ажурные кресты на главах, фресковая роспись. На западной стене кирпичами выложено имя мастера-строителя храма - Егор Дубова. Внутри четырёхпрестольного храма (наименования престолов - Воздвижения Креста Господня, Казанской Богоматери, Николая Чудотворца, Архистратига Михаила) - уникальные фресковые росписи и иконостасы, созданные палешанами.

Недалеко от Крестовоздвиженской церкви по тихой тенистой улице отстоит Ильинская кладбищенская церковь на небольшом холме (1790 г). Вокруг - живописный сельский пейзаж - кресты и надгробья старинных захоронений, пасущиеся козы [24,25,26]. Рядом - величественный и жутковатый остов сооружения-"монстра" - недостроенный Дворец творчества художников, заброшенный в годы перестройки [27].

Прихожан в Крестовоздвиженской церкви (Ильинская была бесприходной) в 1899 г. числилось более 2000 человек.

Жаль, но сравнительно недавно разобрана старинная деревянная ветряная мельница, привезённая из Пестяковского района и являющаяся одной из палехских достопримечательностей.

Увеличить - Свято-Знаменский храм в селе КрасноеОбратный путь с посещением сел Парского и Васильевского удобно совершить через село Красное. Село, предположительно развилось из деревни Красное, расположенной по соседству с церковным погостом Николая Чудотворца на реке Люлех, впервые упоминавшихся в 1628 г. Гордостью Красного является местный Свято-Знаменский храм, построенный на средства помещика Порфирия Николаевича Бутурлина (1804 г.). В церкви три престола - Знамения, Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы. Прихожан в конце 19-го века числилось более 1000 человек. Церковь примечательна своими росписями, а также тем фактом, что никогда не закрывалась (что нехарактерно для храмов Ивановской области). Фрески создавались палешанами с использованием редких для православных храмов сюжетов (гравюр Юлиуса Шнорра и французских художников-графиков).

Через Красное к Парскому ведет узкая асфальтированная дорога достойного качества с незначительным по интенсивности движением. Езда по этой дороге доставляет удовольствие - вокруг наблюдаются картины жизни современной деревни с аккуратными домами, полями, работающей техникой.

В поселке Майдаково находится самое крупное предприятие Палехского района - "Майдаковский машиностроительный завод". Посёлок сейчас выглядит достаточно благополучно. Здесь восстанавливается церковь Петра и Павла (1900-1906 гг) - подворье Николо-Шартомского монастыря [30]. Правда, прежде церковь называлась Ильинской (по наименованию другого престола). Всего в церкви было три престола - Ильи Пророка, Петра и Павла и Серафима Саровского. Прихожан в 1911 г. было около 1500 человек. Жители Майдакова занимались земледелием, овчинным промыслом, работали на фабриках и заводах.

Увеличить - Рождественский храм в селе СосновецВ следующем после Майдаково селе Сосновец расположена действующая Рождественская церковь (1858 г.), восстановление которой началось сравнительно недавно [31]. Сосновец упоминается с 17-го века в составе деревень, подаренных Василием Шуйским братьям Ивану и Елизарию Бастановым (за победу их отца - Алексея Бастанова над польско-литовскими отрядами под руководством Фёдора Плещеева в 1609). Церковь в деревне появилась в середине 19-го века, когда им владела княгиня Екатерина Дмитриевна Долгорукова (с этого момента статус Сосновца изменился с деревни на село, была сформирована Сосновецкая волость). Церковь построена усердием княгини Долгорукой и прихожан (ранее деревня относилась к приходу села Парского). В церкви было три престола - в честь Рождества Христова (главный) и придельные - Святителя и Чудотворца Николая и Великомученицы Екатерины. В ограде церкви был похоронен крестьянин деревни Хмельники Павел Ананьевич Поспелов с супругой, пожертвовавший на отделку церкви 5000 рублей.

На кладбище находится небольшая каменная церковь в честь Святителя Алексия митрополита Московского. Построена на средства крестьянина Ананьина в 1903 г.

В сосновецком приходе на 1911 г. числилось около 2500 человек, правда, с оговоркой, что часть прихожан именно числилась - они работали на фабриках, на удалении 15-50 вёрст от Сосновца, там же и проживали.

Вскоре после Сосновца дорога через поля и живописные деревни Родниковского района выходит к оживлённой трассе Шуя - Родники напротив старинного села Парское.

Увеличить - Храмовый комплекс в селе ПарскоеПарское, в отличие от предшествующих сёл, окружено лесами. Важность и значимость села в прошлом сразу видны по крупным формам и расположению храмового комплекса в ландшафте. Монументальный ансамбль парских церквей располагается на вершине холма над долиной речки Парши (название села предположительно произошло от сочетания мерянских слов "пар-" и "-ша", означающего "тихая река"). Впервые село упоминается в 1399 г. Здесь была найдена икона Иоанна Предтечи, с которой в селе много связано - наименование главного храма, храмовые иконы, традиционные Ивановские ярмарки, названия родников-источников под церковной горой. При описании истории села упоминается имя Ивана Грозного - считается, что он останавливался в селе, отмечал здесь свои именины, дарил икону в храм, оставил большой денежный вклад. Владельцами села были представители известных дворянских и боярских родов Шуйских, Черкасских, Трубецких, Голицыных, Морозовых. До середины 19-го века Парское - крупнейший торговый центр Костромской губернии с еженедельными торгами и ежегодной Ивановской ярмаркой 26-30 августа. Через Парское проходили дороги на Шую, Кинешму, Палех, Дунилово по которым можно было добраться до Троице-Сергиевой лавры, Москвы, Нижнего Новгорода, Костромы. Расцвет парских ярмарок наблюдался в начале 19 в. Тогда село оказалось в центре текстильного региона (частей Костромской и Владимирской губерний, впоследствии превратившегося в современную Ивановскую область). Ярмарки того времени играли важнейшую роль в местной экономике - в основном здесь продавали сырьё и продукцию текстильных промыслов, обеспечивая работу многочисленных фабрик и мастерских. Временными преимуществами для роста текстильной промышленности и ярмарочной торговли в крае были разорение московских фабрик Наполеоном, пожар на Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде. Строительство железных дорог сильно ослабило обороты ярмарок - оптовые продажи сырья и продукции стали осуществляться в промышленных центрах, имеющих железнодорожное сообщение. Ивановская ярмарка, из текстильной, быстро превратилась в обычную, сельскую, на которой главными товарами были продукты растениеводства и животные. Благодаря Ивановской ярмарке в Парском, появились и окрепли текстильные заведения Родников, Вичуги, Шуи. Кинешмы. Среди местной продукции на ярмарках Парского и ближайших торговых сёл были роговые и пальмовые гребни (производились в промышленном масштабе в Парском), а также известные в округе парские калачи.

Центр села определяли храмы, рядом с которыми располагались торговые ряды. В 18-19 вв. деревянные храмы были перестроены в камне и обнесены оградой с часовнями, торговую площадь занимал крупный гостиный двор в форме каре с шестью воротами по периметру.

При посещении села желательно заглянуть внутрь церкви Иоанна Предтечи, посетить купальню и попробовать воды из источника [36,37,38,39].

Главная церковь села - Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773-85 гг.) построена в традиционных для шуйского региона формах - с пятиглавым двусветным четвериком и шатровой колокольней [32,33,34]. На колокольне прежде были часы. Зимняя, но достаточно крупная по размерам церковь Вознесения (1859-1863 гг.) с приделами Чудотворца Николая и Трёх Святителей построена в византийско-русском стиле [35,40].

В летнем храме сохранились значительные участки фресковой росписи 1830-х гг, представляющие значительную художественную ценность:

"Выдающийся памятник палехско-шуйского круга, отличающийся высоким художественным уровнем исполнения, своеобразным стилем и эффектной цветовой гаммой, что позволяет говорить о нём как об одном из самых ярких в ряду стенописей данного периода в Ивановской области. Стиль и манера росписи весьма разнообразны. Сюжетные композиции восходят к барочной традиции…, органично существуют и условные приёмы "иконного письма"… богатство стилевых приёмов дополняет перспективная гризайльная живопись в стиле классицизма… Сочетание этих направлений, неразрывно связанных в единое целое, придаёт росписям подлинное своеобразие. Чрезвычайно выразителен яркий мажорный колорит, построенный в основном на контрастных цветах. Преобладают интенсивно-голубые, глубокие киноварные, медовые охристые тона, позолота" (Свод памятников архитектуры Ивановской области).

В 1990-х гг., вскоре после передачи храмов церкви, наблюдались случаи "осветления" закоптившихся и полуобвалившихся фресок в летнем храме. Также в Парском существовала третья - каменная кладбищенская церковь с колокольней (с двумя престолами - Константина и Елены, и Успения Божией Матери), построенная в 1827 г. (видимо, утрачена). Прихожан в 1911 г. числилось более 3500 человек.

В лесах в 2 км от дороги на Шую расположено село Чечкино-Богородское. После езды через лес по узкой дороге из бетонных плит открывается вид на село, окруженное полями [41,43,52,53].

Образование села в 1730 г. связано с основанием в нём церкви (до этого здесь была деревня Чечкино). Владелец Чечкина - флотский капитан князь Иван Алексеевич Урусов построил церковь в своем имении в честь своего чудесного спасения во время шторма: "капитан Урусов и вся его команда стали молиться Царице Небесной, причем капитан дал обещание в честь иконы Владимирской Божией Матери, носимой им на груди построить храм в своем имении" (из описи церкви 80-х гг 19 века).

Увеличить - Владимирский храм в селе Чечкино-БогородскоеСлева от дороги к селу расположено сельское кладбище. Сохранились ворота и каменная ограда конца 19-го века [42]. Кладбищенская каменная часовня не сохранилась. От сельского кладбища хорошо видна Владимирская церковь с шатровой колокольней (1797 г). Тёплая Никольская церковь в формах русско-византийского стиля с приделами Казанской Богоматери и Зачатия Иоанна Предтечи построена в несколько приёмов (начата в 1862 г., закончена в 1872 г.). Комплекс храмов окружала ограда с часовней, которые в советское время были разрушены. Внутри Владимирской церкви сохранились фрагменты росписи, выполненной в 1868 г. мастером Петром Евграфовым на средства купца М.И. Тсорина [48,49]. В 1899 г. в приходе состояло около 2200 человек. Церковь Николая Чудотворца сейчас лишена пятиглавия [51]. Сейчас храмы брошены и разрушаются, прежде использовались как склады [46,47,50].

Село Васильевское - крупное, экономически значимое торгово-промышленное поселение Шуйского района. По внешнему благоустройству, размерам, торговым оборотам, Васильевское, как и Парское в 19-м веке сравнивали с уездными городами.

Название села связывают с именем царя Василия Шуйского, имевшего здесь охотничий двор (до 17 века село именовалось Матнинским станом, по названию речки Матня). Село с 17 века поочередно принадлежало князю Д.М. Черкасскому, затем графу Шереметеву. После польско-литовского разорения село представляло собой "усад весьма бедных крестьянских дворов с деревянною ветхою церковью во имя св. Архистратига Михаила". Но примерно с середины 17 века в селе были учреждены еженедельные торги, позднее появилась Троицкая ярмарка (по названию главной сельской церкви), что послужило важным толчком к развитию предпринимательства, торговли, ремёсел, промышленности. Уже тогда большая часть жителей, пользуясь выгодным расположением села, предпочитала заниматься торговлей, а не хлебопашеством. С 18 века в селе появляются и развиваются полотняные мануфактуры. С конца 19 века в Васильевском разводят скаковых лошадей и учреждаются лошадиные бега.

Троицкая ярмарка продолжалась до трёх дней и совпадала с сельским храмовым праздником. Главными предметами торговли в середине 19 в. были овчины, кожи, шерсть, лошади, сукно, пряжа, текстильный товар.

Васильевское расположено на равнине в окружении полей [54]. Прежде Васильевское и Дунилово сообщались старинной дорогой-трактом, от которой сейчас остались отдельные заросшие и заболоченные фрагменты.

Выгодное географическое положение Васильевского на перекрёстке важных дорог (дорога из Шуи в Лух и в Нижний Новгород, дорога на Дунилово, позволяющая добираться до Кинешмы, Костромы и Ярославля) существенно повышало торговое значение села.

Первый храм Васильевского, видный с дороги Родники - Шуя, находится на сельском кладбище [55]. Это Успенская церковь, построенная в 1828 г. в классическом стиле с пятиглавием на ротонде (кроме Успенского в храме были приделы Праведного Лазаря и в честь Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). Церковь в настоящий момент заброшена [56].

От кладбища к центру села с торговой площадью и величественным ансамблем храмов Троицкого прихода ведёт дорога - часть прежнего тракта на Дунилово. В центре села - на прежней торговой площади и вдоль широких сельских улиц остались особняки, купеческие палатки и торговые лавки 19-20 вв [57]. Существующая планировка села сложилась в конце 18 века. Главные улицы (по направлениям к Дунилову, Шуе, Кинешме и Гороховцу) лучами расходятся от центральной торговой площади. С юга торговой площади в конце 18 века устроен пруд - запруда на реке Матне. Широкие сельские улицы были вымощены, в селе к началу 20 века было несколько фабрик, школ, больница, почта, библиотека, постоялые дворы, училище плотничьего и столярного мастерства.

Ансамбль храмов центральной части Васильевского нехарактерен для местности - сразу три храма с отдельной высокой колокольней расположены в одной ограде [58]. Комплекс обнесён оградой с массивными башнями-часовнями и воротами, подобно небольшой крепости-монастырю (среди описаний села встречалось сравнение с Троице-Сергиевой лаврой). Примечательно, что Васильевское сыграло определенную роль в сохранении шедевров мирового масштаба - предприимчивые васильевские купцы в 18 веке купили во Владимирском Успенском соборе иконы кисти Андрея Рублева и установили их в Троицкой церкви. В 20-х гг. 20-го века экспедиция академика И.Грабаря выявила эти реликвии и вывезла в Москву в Третьяковскую галерею.

Первый каменный храм Васильевского - тёплая церковь Николая Чудотворца [61], построенная в 1758 г. (позднее в 19 в к ней были пристроены боковые приделы Архистратига Михаила и Святителя Митрофана Воронежского).

Увеличить - Храмы села ВасильевскогоК югу от Никольской церкви в середине 18 в. построена более высокая и стройная церковь Грузинской Богоматери [62]. Крупнейший храм Васильевского - Троицкий (1768-1784 гг). Интересно, что в его оформлении, как и в некоторых шуйских храмах отражены архитектурные стили разных эпох [59,60]. Под слоем штукатурки с элементами классицизма видны следы первоначального древнерусского декора. Роспись Троицкого храма выполнена в 1828 г. тейковским иконописцем Тимофеем Медведевым. Роспись - "выдающийся памятник палехско-шуйского круга, в котором сочетаются различные стилистические направления: в гризайльном декоре прослеживаются признаки классицизма, в композиционном построении сцен и трактовке фигур видно влияние барокко. Яркие, сочные, чистые цвета, контрастно подчёркивающие друг друга, усиливают декоративность общего впечатления…" (Свод памятников архитектуры Ивановской области…).

Важнейшей постройкой Троицкого прихода является высокая пятиярусная колокольня с парадными воротами посредине нижнего яруса, сооружённая в 1802 г. [63]. Автором её проекта выступил П.Е. Корсаков, крепостной архитектор князя Трубецкого из дер. Порхачево. Первоначально оштукатуренные стены колокольни красились в тёмно-красный цвет, на фоне которого выделялись побелённые детали.

В 1802 г. комплекс был окружён оградой с башнями-часовнями по углам и въездными воротами. Приход был крупным - в 1899 г. в нём числилось более 7000 человек. Сейчас комплекс храмов после многолетнего запустения восстанавливается, службы ведутся.

Увеличить - Дорога к селу КузнецовоМежду Васильевским и Шуей, справа от дороги, будет поворот к селу Кузнецово. Шатровая колокольня летнего храма видна издалека [64,65]. История села не столь богата и насыщена событиями, как история Введенья, Дунилова, Васильевского, Парского. Упоминания о Кузнецове встречаются с 17-го века, село, как и большинство местных поселений, разорялось поляками, было подарено Даниилу Змееву царём Василием Шуйским за "московское осадное сиденье". В 18-19 вв. храмы перестроены в камне. К занятиям жителей Кузнецова и окрестных деревень в 19-м веке помимо традиционных в этих краях ткачества и выделки овчин также относилось изготовление кленовых прядильных гребней. Кленовую древесину привозили из Калуги, готовые гребни продавали на местных ярмарках и везли в Нижний Новгород. В 1899 г. в кузнецовском приходе состояло более 2000 прихожан из окрестных деревень. Для верующих важно, что службы в храме не прерывались (сюда и в Мельничное в советское время постоянно направлялись потоки верующих из Шуи). В 90-х гг. 20-го века здесь возник Успенско-Казанский мужской монастырь.

Храмовый комплекс состоит из двух церквей - летней Успенской (1811 г.) и тёплой Казанской (1775 г.). С севера к церквям примыкает сельское кладбище, с юга у ворот к Казанской церкви - небольшой заросший пруд [66]. В 19 в. и в советское время оформление церквей несколько менялось (стёсывалось декоративное убранство, обновлялись и переписывались фрески). Сейчас внутри Успенской церкви интересны иконостас с иконами палехского и холуйского письма; сень конца 19 в.; деревянные скульптуры 1-й пол. 18 в.: "Христос в темнице" и "Глава Иоанна Предтечи". К западу от храмов строятся бревенчатые жилые и служебные помещения монастыря, с востока - краснокирпичное сооружение, видимо, проектируемое под новый храм [67,68,69].

Местность, расположенная в треугольнике между рекой Тезой и дорогой на Васильевское, прежде относилась к Мардасской волости (по названию небольшой речки Мардас, протекающей посредине). К Мардасской волости в 19-м веке относилось около сорока деревень с числом жителей около 4000 человек. Первые упоминания о местных деревнях относятся к началу 17-го века. Административным центром волости было Дунилово.

Земли Мардасской волости отличались благоприятными почвенными условиями сравнительно с иными местами шуйского уезда. По наблюдениям шуйских историков В.Борисова и И.Лядова, скотоводство и земледелие занимало первое место среди прочих занятий мардасцев по причине "чернозёмности" почв. Другими распространёнными промыслами, были производство сит, торговля, надомное ткачество, выделка кож.

Близость к крупным дорогам способствовала развитию торговых отношений мардасцев. Для обеспечения сырьём местных промыслов, реализации готового товара, розничной продажи местные деловые ("торговые") крестьяне посещали ближайшие и достаточно удалённые регионы. Так холст закупали в Костромской губернии для последующей реализация в Москве, на Нижегородской ярмарке и местных базарах (в Дунилове, Тейкове, Иванове, Лежневе, Васильевском, Шуе, Холуе). Зимой мардасские предприниматели (в частности, из деревень Ивонино, Орлиха, Высокое) ездили в Заволжье для скупки звериных шкур, сбруи, саней, рогож и циновок, деревянной посуды для продажи в Шуйском уезде, Москве, южных малолесных районах. Торговцы-бакалейщики закупали товары в Казани, Москве, Городце и на украинских ярмарках. В ряде деревень имелись кожевенные заводы, производящие сапожный товар, юфть, отправляемый для продажи в Москву. Производство сит (традиционное занятие мардасцев, передающееся из поколения в поколение на протяжении веков) включало покупку сырья (конского волоса) на ярмарках и базарах Шуи и Казани с продажей готовых изделий (сит и ситных полотенец) в Шуе, Дунилове, Ковровском и Вязниковском уездах, а также на Нижегородской ярмарке, в Москве и Туле.

Увеличить - Вид на Шую с Осиновой горыСправа от дороги к Шуе виден лесной массив, занимающий возвышенный пологий холм - "Осиновая гора" [70,71,72]. "Осиновая гора" сейчас ближайший к Шуе лес, удобный для прогулок, занятий спортом (зимой здесь действует лыжная база, регулярно проводятся соревнования), отсюда открываются живописные виды города и окрестностей. Историю Осиновой горы также связывают с репрессиями 30-х гг. Считается, что сюда ночами привозили и расстреливали "врагов народа". "Осиновая гора" - памятник природы регионального значения - здесь встречаются редкие травянистые растения, рельеф местности имеет ледниковое (моренное) происхождение.

Дмитрий Черниховский

********************************************************

Дорогами края...
(Шуя - Палех - Парское)

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

Окрестности Афанасьевского

1. Окрестности
Афанасьевского

Окрестности Афанасьевского

2. Окрестности
Афанасьевского

Село Афанасьевское, въезд со стороны Шуи

3. Село Афанасьевское,
въезд со стороны Шуи

Село Афанасьевское, храм Воскресения, крыльцо главного входа

4. Село Афанасьевское,
храм Воскресения,
крыльцо главного входа

Село Афанасьевское, храм Воскресения

5. Село Афанасьевское,
храм Воскресения

Село Афанасьевское, алтарь Воскресенского храма

6. Село Афанасьевское
алтарь Воскресенского храма

Село Афанасьевское, храм Воскресения

7. Село Афанасьевское,
храм Воскресения

Село Афанасьевское, колокольня

8. Село Афанасьевское,
колокольня

Окрестности Пустоши

9. Окрестности Пустоши

Вид Васильевского с дороги на Палех

10. Вид Васильевского
с дороги на Палех

Село Пустошь, Преображенский храм

11. Село Пустошь,
Преображенский храм

Село Пустошь, Преображенский храм

12. Село Пустошь,
Преображенский храм

Пустошь

13. Пустошь,
Преображенский храм

Село Семёново-Высоково, Троицкий храм с дороги Пустошь-Харитоново

14. Село Семёново-Высоково,
Троицкий храм с дороги
Пустошь - Харитоново

Село Семёново-Высоково, Троицкий храм с центральной улицы села

15. Село Семёново-Высоково,
Троицкий храм
с центральной улицы села

Село Семёново-Высоково, придел Троицкого храма

16. Село Семёново-Высоково,
придел Троицкого храма

Село Семёново-Высоково, своды Троицкого храма

17. Село Семёново-Высоково,
своды Троицкого храма

Село Семёново-Высоково, фрески Троицкого храма

18. Село Семёново-Высоково,
фрески Троицкого храма

Село Семёново-Высоково, центральная часть Троицкого храма

19. Село Семёново-Высоково,
центральная часть
Троицкого храма

Палех, Крестовоздвиженский храм

20. Палех,
Крестовоздвиженский храм

Палех, могила писателя Ефима Вихрева у Крестовоздвиженской церкви

21. Палех, могила писателя
Ефима Вихрева у
Крестовоздвиженской церкви

Палех, Крестовоздвиженский храм

22. Палех, купола
Крестовоздвиженского храма

Палех, часовня Александра Невского

23. Палех, часовня
Александра Невского

Палех, Ильинский храм

24. Палех,
Ильинский храм

Палех, Ильинский храм

25. Палех, Ильинский храм

Палех, Ильинский храм, надгробия художников-палешан

26. Палех, Ильинский
храм, надгробия
художников-палешан

Палех, остов дворца творчества художников

27. Палех, остов дворца
творчества художников

Село Красное

28. Село Красное,
Знаменский храм

Село Красное

29. Село Красное,
Знаменский храм

Село Майдаково, Петропавловский храм со стороны Сосновца

30. Село Майдаково,
Петропавловский храм
со стороны Сосновца

Село Сосновец, Рождественский храм

31. Село Сосновец,
Рождественский храм

Село Парское, храмы с торговой площади

32. Село Парское,
храмы с торговой площади

Село Парское, Предтеченский храм

33. Село Парское,
Предтеченский храм

Село Парское, крыльцо бокового входа в Предтеченскую церковь

34. Село Парское,
крыльцо бокового входа
в Предтеченскую церковь

Село Парское, храм Вознесения

35. Село Парское,
храм Вознесения

Село Парское, храмовый комплекс от источника

36. Село Парское, храмовый
комплекс от источника

Село Парское, источник

37. Село Парское, источник

Село Парское, долина реки Парши от церкви

38. Село Парское, долина
реки Парши от церкви

Село Парское, купальня

39. Село Парское, купальня

Село Парское, фреска на Вознесенской церкви

40. Село Парское, фреска
на Вознесенской церкви

Чечкино-Богородское, Владимирский храм от кладбища

41. Чечкино-Богородское,
Владимирский храм
от кладбища

Чечкино-Богородское, ворота сельского кладбища

42. Чечкино-Богородское,
ворота сельского кладбища

Чечкино-Богородское, сельская улица

43. Чечкино-Богородское,
сельская улица

Чечкино-Богородское, Владимирский храм

44. Чечкино-Богородское,
Владимирский храм

Чечкино-Богородское, Владимирский храм

45. Чечкино-Богородское,
Владимирский храм

Чечкино-Богородское, портал Владимирского храма

46. Чечкино-Богородское,
портал Владимирского храма

Чечкино-Богородское, колокольня изнутри

47. Чечкино-Богородское,
колокольня изнутри

Чечкино-Богородское, фрески Владимирского храма

48. Чечкино-Богородское,
фрески Владимирского храма

Чечкино-Богородское, фрески Владимирского храма

49. Чечкино-Богородское,
фрески Владимирского храма

Чечкино-Богородское, храмы со стороны центральной улицы

50. Чечкино-Богородское,
храмы со стороны
центральной улицы

Чечкино-Богородское, Никольский храм

51. Чечкино-Богородское,
Никольский храм

Чечкино-Богородское, окрестности

52. Чечкино-Богородское,
окрестности

Чечкино-Богородское, окрестности

53. Чечкино-Богородское,
окрестности

Село Васильевское, окрестности

54. Село Васильевское,
окрестности

Село Васильевское, Успенский храм

55. Село Васильевское,
Успенский храм

Село Васильевское, вход в Успенский храм

56. Село Васильевское,
вход в Успенский храм

Село Васильевское, дом в центральной части

57. Село Васильевское,
дом в центральной части

Село Васильевское, вид на Троицкий приход с бывшей дороги на Лух

58. Село Васильевское,
вид на Троицкий приход
с бывшей дороги на Лух

Село Васильевское, Троицкий храм

59. Село Васильевское,
Троицкий храм

Село Васильевское, Троицкий храм

60. Село Васильевское,
Троицкий храм

Село Васильевское, Никольский храм

61. Село Васильевское,
Никольский храм

Село Васильевское, храм Грузинской Богоматери

62. Село Васильевское,
храм Грузинской Богоматери

Село Васильевское, колокольня

63. Село Васильевское,
колокольня

Кузнецово, дорога к селу

64. Кузнецово,
дорога к селу

Кузнецово, дорога к селу

65. Кузнецово,
дорога к селу

Село Кузнецово, пруд

66. Село Кузнецово, пруд

Село Кузнецово, монастырские дома на центральной улице

67. Село Кузнецово,
монастырские дома
на центральной улице

Село Кузнецово, Казанский храм и строящееся здание

68. Село Кузнецово,
Казанский храм
и строящееся здание

Кузнецово

69. Кузнецово,
Успенский храм

Осиновая гора

70. Шуя, Осиновая гора

Осиновая гора

71. Шуя, Осиновая гора

Вид на Шую с Осиновой горы

72. Шуя,
вид с Осиновой горы



Rambler's Top100

Рейтинг

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Коллекция.ру

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть

Hosted by uCoz