Назад На главную страницу

Воскресенский собор
(Ивановская область, город Шуя)

Проезд: От ж-д. вокзала \ автостанции через мост над рекой Тезой к центру города, ориентируясь на колокольню Воскресенского собора.

Фотографии: Андрей Вершинин (13.07.2007 и 12.05.2010), Михаил Тюрев (Колокольня Воскресенского собора на реставрации, 13 апреля 2014 г.), Михаил Наумов.

Почитать на нашем сайте: Архитекторы шуйского собора

*************************************************************

Изначально Воскресенский собор был простой приходской церковью. Дата и причины основания неизвестны. Но из описи Векова (1629 г.), выясняется, что Воскресенская церковь была приходской, а вскоре, примерно в 1690 г., был возведён каменный пятиглавый собор. В 1709 г. воеводой Яковым Сытиным составлена опись города Шуи, и о Шуйском соборе сказано следующее: "…да, в Шуе на посаде, Соборная и Апостольская церковь Пресвятыя Владычице Шуйская, да церковь Великого Чудотворца Николая, каменныя". Обе церкви во время пожара 12 июня 1710 г. сгорают, но усилиями горожан вскоре восстанавливаются.

Отстроенный собор существовал недолго, и вскоре из-за ветхости был разрушен. В 1739 г., по прошению протопопа Льва Семёнова, из Суздальской протоиерейской канцелярии был дан указ о возобновлении собора. В указе было сказано: "О возобновлении той соборной церкови, святых икон и иконостаса перекрыти; кровли, де весьма ветхи, под дождём сквозь кровлю бывает теча немалая; и по возобновлении стен и сводов, ежели подлинно ветх тёс, возобновить новым тёсом, а старый тёс буде к строению не годен, вывести в поле и сжечь, и пепел ввергнуть в текущую реку, или развеять по полю". В 1792 г. усердием горожан и молитвами начал воздвигаться ныне существующий Воскресенский собор. Строительство велось на том же возвышенном месте, и 19 сентября 1799 г. собор был освящён епископом Владимирским и Суздальским Виктором. Высота собора 48.5 аршин (34 м. 84 см.), длина 51 аршин (41 м. 25 см.) и ширина 23 аршин (16 м.). Иконы в храме греческого письма, многие из которых в окладах из серебра и золота. Четыре полотна, на четыре стороны престола, украшены чеканными изображениями, подчеркивающими значение предмета. Кроме других украшений, тонко и мастерски обработаны рамы картин. Они украшены колосья и гроздьями, как символы Священного Таинства совершаемого на престоле. Все фигуры создают впечатление, что как будто вступают из картин.

С историей собора неразрывно связана история о чудотворной иконе Шуйской Смоленской Богоматери. В 1654 году в Шуе свирепствовал мировая язва. Благочестивые жители, напуганные болезнью, решили написать икону Смоленской Богоматери, и реализовали своё решение. Икону написал Шуйский зоограф Герасим Тиханов. Когда же икону принесли в церковь Воскресения Христова, начались чудеса. Язва стала прекращаться и вскоре совсем ушла. Вот предание Шуян о чудесах от этой иконы. Когда иконописец Тиханов начал писать икону, он сделал первоначальные наброски. На другой день, желая продолжить работу, он увидел наброски изменёнными и совсем не похожими на подлинник – правая нога и положение Иисуса Младенца, оказались не в том положении, как он изображал до этого. Тиханов, считая это своей случайной ошибкой, исправил начертанное, но на третий день он со страхом увидел всё тот же первоначальный образ Иисуса. Не осмеливаясь более исправлять увиденное, он счёл это чудом и явным проявлением Промысла Божьего, и донёс об этом начальству и горожанам. Народ был поражён и испуган таким чудом, и с благоговением прославлял Бога. Тиханову же оставалось дописать икону такой, как она сама начерталась. Начертание это имеет следующий вид: вместо обеих простёртых ног (как изображено на иконе Смоленской Одигитрии) правая ступня Младенца стоит на колени левой ноги, придерживаемая левой рукой Спасителя. А правая рука Его, держа символ судеб всего мира – свиток, поставлена локтем на правом колени так, что свиток находится против лика Младенца. Это было первое чудо от сей иконы. Второе чудо – необыкновенный свет, который исходил от иконы по принесении Её в церковь. Третье чудо – многочисленное избавление от моровой язвы жителей Шуи. Четвёртое чудо – исцеление безумного мальчика Якова Григорьева, случившееся 12 лет спустя (1668 г.). В актах говорится, что когда мальчик Григорьев получил исцеление, то ударили в колокола, и весь город узнал об этом.

Столь явное чудо, как исцеление от язвы, возбудило в людях особенное почитание к Святой иконе. Народ начал стекаться со всех сторон и многие, одержимые разными недугами, получали исцеление. Священник Воскресенской церкви, духовенство и горожане в 1667 г. довели факты о чудесах до сведения Царя Алексея Михайловича и Патриарха Иосифа.

Для исследования столь важных обстоятельств в Шую была выслана особая комиссия, состоявшая из пяти архимандритов, двух игуменов и протоиерея. Комиссия эта была под главным управлением Суздальского и Тарусского архиепископа Стефана. Истина чудес была подтверждена и описана, а икона получила название "Смоленская – Шуйская Богоматерь".

В 20 саженях от собора, возвышается огромная колокольня, состоящая из четырех ярусов. Высота её 149 аршин (106 метров, самая высокая в Европе из отдельно стоящих от храма звонниц). Она украшена колоннами и полуколоннами. Началось строительство колокольни в 1810 г., а закончилось в 1832 г. Первоначально начинал строительство архитектор из Турина Марицелли. Но на третьем ярусе конструкция не выдержала и обрушилась. Марицелли сбежал, а строительство закончил простой крестьянин из Владимира Михаил Савватьев под руководством губернского архитектора Перова. На третьем ярусе колокольни было установлено 11 колоколов, а самым замечательным среди них был колокол, поднятый вручную 19 мая 1891 г., в день рождения Российского Императора Николая II. Этот колокол был отлит в Москве, в честь спасения Государя Императора Александра III и его семьи 17 октября 1888 г. во время железнодорожной катастрофы под Харьковом. Отлил колокол мастер–умелец Ксенофонт Верёвкин, он же приехал в Шую для организации подъёма. Колокола храма Христа Спасителя были отлиты этим же мастером. Поднятый колокол весил 1270 пудов (20802,6 кг.), и является по весу седьмым колоколом в России.

В 1991 г. Воскресенский собор отдали в ведение Русской Православной Церкви, и в том же году было совершено первое Богослужение. Заняла свое место в храме копия утраченной иконы Смоленской-Шуйской Богоматери. В данное время Воскресенский собор является подворьем Николо–Шартомского монастыря. Он отреставрирован и в нём регулярно ведётся служба. Отстроена кирпичная стена вокруг соборного ансамбля, вновь расписан храм, отреставрирован иконостас. Функционирует библиотека для прихожан.

Диакон Олег Фенов (переработанная статья с cайта протоиерея Андрея Ефанова).

*************************************************************

Храмовый комплекс: соборы Воскресенский и Никольский и колокольня. 2-я пол. 18 в. - 1-я треть 19 в., нач. 20 в., пл. Зелёная.

Главный храмовый комплекс Шуи расположен на высоком берегу Тезы, на одной из центральных площадей - бывш. Соборной, и главенствует в панораме города, доминируя в широком окрестном пространстве. Деревянная приходская церковь Воскресения известна здесь с 1629 г.; на её месте в 1667 г. была сооружена каменная, с 1690 г. она стала соборной. В 1710 г. храм сгорел. В пожаре погиб и зимний собор Николая Чудотворца, известный с нач. 18 в. Формирование существующего комплекса началось с 1756 г., когда у древнего взвоза, на небольшой террасе, укреплённой подпорной стенкой, на месте прежнего был построен зимний Никольский собор. В 1792-98 гг. к югу от него на средства прихожан был заново выстроен летний Воскресенский собор. В 1810 г. ещё южнее итальянским архит. Я. Маричелли начато строительство колокольни. Возведённая до третьего яруса, в 1819 г. колокольня рухнула, и дальнейшую работу по её сооружению (до 1833 г.) проводил крестьянин Владимирского уезда Михаил Саватеев под руководством губернского архит. Петрова. Строительство субсидировал в основном купец Д.В. Корнилов. Он же в 1833 г. пристроил к Никольскому собору северный придел Митрофания Воронежского и западный портик. В 1912-13 гг. Воскресенский собор был расширен: его трапезная сделана двусветной с устройством боковых приделов и высокой трёхсветной паперти-притвора на западе. Прежде в соборный комплекс входили также две часовни: Смоленская (сер. 19 в., перестроена в 1876) - рядом с колокольней и Александра Невского (1896) - к юго-западу от колокольни, у рынка; обе ныне утрачены. Все сооружения возведены из кирпича и оштукатурены, детали белокаменные. Храмовый комплекс в стиле классицизма, определивший облик центральной части города.

Колокольня - организующая вертикальная доминанта комплекса - исключительно стройное, как бы парящее над площадью и городом монументальное сооружение, замечательный памятник эпохи классицизма. Стены сложены из кирпича, цоколь и колонны белокаменные. По некоторым сведениям, в первом ярусе колокольни находилась часовня.

Основанием четырёхъярусной композиции служит шестигранник, несущий три цилиндрических яруса с открытыми арками звона, последовательно убывающие по диаметру. Полусферический купол с люкарнами увенчан 35-метровым шпилем. Нижний шестигранник усложнён западным и восточным ризалитами, на которых поставлены главки со сквозными проёмами в барабанах. Зрительное облегчение здания кверху усиливается увеличением числа проёмов в третьем и четвертом ярусах по сравнению со вторым и композиционным распределением колонн - основного элемента убранства. В двух нижних ярусах сдвоенные колонны фланкируют арочные проёмы, в верхних ярусах на этих же осях расположены одинарные колонны. Каждый ярус, кроме третьего, завершён развитым антаблементом (в завершении третьего - узкий карниз с модульонами). Первый ярус перекрыт сомкнутыми сводами. На второй ярус ведет каменная лестница, выше лестница винтовая, металлическая.

Борисов, 1851, с. 104-110; Гундобин, 1860; Он же, 1862; Правдин, 18846, с. 68-73; Журов, 1892, с. 106; Березин, Добронравов, 1898, с. 6-13; Древности, 1907, с. 75, л. IX, X; Бородин, 1973, с. 44-45; Шлычков, 1983, с. 107; Сурин, 1989, с. 63-70.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 520-524

*************************************************************

Воскресенский собор расположен в северной части города на возвышенном, левом берегу реки Тезы, в 70 саженях от неё расстоянием. Вид от собора к северу – восхитительный. Внизу, под горой, протекает река. На которой шумит мельница. За рекой на большое пространство раскинуты луга, покрытые озёрами и прорезываемые той же рекой Тезою в разных направлениях. Далее виднеются поля и леса, кресты и куполы сельских церквей и колоколен.

Воскресенский собор был прежде приходскою Воскресенскою церковью. Когда была основана эта церковь неизвестно. Нужно полагать, что основание её относится ко временам, не отдалённым от основания самого города. Ясно же упоминается о ней в 1629 году…

Воскресенский собор с главной церковью во имя Шуйской – Смоленской иконы Божией Матери имеет вид четырёхугольника. Увенчан пятью главами, крытыми латунью, вызолоченною чрез огонь. Кровля покрыта железом, выкрашенным ярью. Стены оштукатурены цементом и выбелены, в некоторых местах украшены лепною работою. Окна в три света. В храм ведут три входа. На задней стороне паперть и входное крыльцо с колоннами – каменные, внутри искусно расписанные разными священными изображениями. По обеим сторонам паперти устроены две небольшие каменные палатки с глухими железными дверями для хранения разных церковных вещей. На северной стороне крыльца каменный, для выливания воды из купели, колодезь.

На южной стороне храма входное крыльцо чугунное, изящной работы. На нём кровля железная, украшенная тремя чугунными, вызолоченными крестами; поддерживается она 10-ю красивыми чугунными колоннами. Между колоннами на 4-х полуколоннах утверждены 4 стеклянные фонаря с вызолоченными, на верху их, крестами. Вверху, в середине фронтона, образ Шуйской – Смоленской Божией Матери, написанный в древне-греческом стиле. На оборотной стороне его образ Господа Саваофа. Крыльцо обустроено в 1866 году усердием церковного старосты Н.Г. Калужского и стоило 2,000 р.

На северной стороне входное крыльцо каменное со ступенями из белого камня. По сторонам крыльца железные решётки. Фронтон его поддерживается 4-мя каменными колоннами.

Двери, ведущие в собор с трёх сторон – тройные: первые – железные, вторые – дубовые, полированные, с зеркальными стёклами, третьи, окрашенные под дуб, с бемскими стёклами. Последние навешиваются только в зимнее время.

Во всех окнах собора двойные рамы с бемскими стёклами.

Под собором устроена в 1866 году церковным сторостою Н.Г. Калужским духовая печь, которою нагревается весь собор. Устройство печи стоило 3,000 руб. сер.

Вышина храма от земли до верхней оконечности креста на средней главе – 48 и ? аршина, длина 58 аршинов и ширина 23 и ? аршина.

Из книги: "Описание города Шуи и шуйских церквей" Составитель: священник Евлампий Правдин, г.Шуя, издание Ив. Трушина, лито-типография Я.И. Борисоглебского, 1884 г., стр. 28-31

*************************************************************

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

Воскресенский собор, город Шуя

Колокольня (звонница)

13 июля 2007 г.

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить Увеличить

12 мая 2010 г.

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить

Фотографии Василия Наумова

Увеличить
Увеличить - Колокольня Воскресенского собора и памятник погибшим за веру вечером в свете декоративной подсветки



Воскресенский собор

13 июля 2007 г.

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить

12 мая 2010 г.

Увеличить
Увеличить
Увеличить



Никольский собор (зимний)

13 июля 2007 г.

Увеличить



Вид на Шую с колокольни Воскресенского собора

12 мая 2010 г.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить
Увеличить Увеличить Увеличить



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть