Назад На главную страницу

Храм Воздвижения Креста Господня
(Ивановская область, посёлок Палех, Базарный переулок, 1)

Фотографии: Андрей Вершинин (фотогалерея, 22 марта 2012 г.), Александр Богданов (иллюстрации в тексте, 15 июля 2007 г.)

Проезд: Свернуть в Палех с шоссе Иваново - Нижний Новгород, храм виден через 700 метров слева. К нему ведут две параллельные дороги. Уважаемые автолюбители, будьте бдительны!!! Одностороннее движение. Свернуть налево к храму можно только по второй по счёту от въезда дороге, прямо напротив ГИБДД.

*****************************************************************

Увеличить - Церковь Воздвижения Креста Господня, ПалехКрестовоздвиженская церковь построена в 1774 году в традициях древнерусской архитектуры XVII века. Она состоит из четырёх приделов: главный - под пятиглавием (Крестовоздвиженский); к нему пристроено два боковых (Казанский и Никольский); четвёртый - верхний (Михаила Архангела). Колокольня соединяется с храмом папертью. В основании колокольни - четверик, на нем удлинённый восьмерик, который завершается шатром. На наружной восточной стене храма композиция "Воздвижение креста", выполненная братьями Салапиными в середине XIX века. На западной стене выложена кирпичом надпись с именем строителя - Егор Дубов. Убранство храма, находящиеся там произведения древнерусской живописи, создали ему славу музея ещё в начале 20-го столетия. А настенные росписи в храме профессор искусствоведения А.В.Бакушинский назвал "последней великой стенописью, завершающей цикл развития древнерусской религиозной живописной традиции". Крестовоздвиженский храм был расписан в 1807 году палехскими иконописцами. Руководили росписью московские художники братья Сапожниковы. В росписи живописно-картинная манера сочетается с иконописной. В 1992 году Крестовоздвиженский храм был передан Ивановской епархии и стал частью Николо-Шартомского мужского монастыря.

По материалам сайта www.tourizm.ivanovo.ru

*****************************************************************

Увеличить - Церковь Воздвижения Креста Господня, ПалехРасположена на гребне пологого спуска к реке, в центре торговой площади: определяет панораму посёлка с реки и господствует в окружающем пейзаже. Построена в 1762-74 гг. мастером Егором Дубовым. Вначале колокольня стояла отдельно, позднее её соединили переходом-притвором с удлиненной к западу трапезной, которая из двустолпной стала четырёхстолпной. Вероятно, тогда же над трапезной был сооружён третий придел. А по сторонам колокольни - палатки. Территорию церкви окружает ограда с воротами, трёхпролётными и однопролётными, и часовней. Здание кирпичное, побеленное по обмазке. Один из ярких памятников, воспроизводящих сравнительно редкий тип храмов нарышкинского барокко (с аттиковым ярусом), встречающихся в южных районах области.

Основным элементом продольно-осевой симметричной композиции храма является высокий двусветный четверик с сильно уменьшенным в плане аттиковым ярусом, увенчанчанным пятью лучковыми главами над четырёхскатной кровлей. К нему примыкает пониженный прямоугольный алтарь с трёхлепестковым скруглением восточной стены и конусообразной кровлей и той же высоты трапезная с боковыми приделами, скруглённые алтари которых охватывают западные углы храма. Над центральным нефом трапезной поднимается верхний придел; как и боковые, он имеет небольшую самостоятельную главку. Композицию завершает высокий восьмигранный столп колокольни, поставленный на два приземистых четверика и увенчанный гранёным шатром с тремя рядами слухов. Высокий цоколь здания подчёркнут узким поясом поребрика. Широкий фриз с многорядной пилой завершает все основные объёмы. Пучки из трёх тонких колонок подчёркивают углы четверика и трапезной, а одиночные колонки акцентируют сочленения лепестков алтаря. Важный декоративный элемент фасадов - наличники крупных окон (прямоугольных и с лучковым верхом) четверика, алтаря и трапезной. Здесь они украшены трёхлопастным очельем с килевидной средней частью, а их формы характерны для 17-го века. В верхнем приделе трапезной окна меньшие по размеру, барочные, с ушками и фартуками. Выразителен пояс декоративных полукруглых кокошников аттикового яруса, опирающихся на ступенчатые консольки.

Увеличить - Церковь Воздвижения Креста Господня, ПалехСтройные барабаны глав декорированы тонкими колонками. На восточной стене храма, над алтарём, - большая живописная композиция "Воздвижение креста" (выполнена одновременно с внутренней росписью храма в нач. 19 в.); на западном фасаде верхнего придела кирпичной кладкой обозначено имя строителя храма. В убранстве колокольни использованы лопатки, огибающие углы восьмерика, и широкий пояс с выложенным в кирпиче ромбовидным узором под ярусом звона. Глубокие ниши-ширинки с изразцами, расположенные в три яруса на каждой грани столпа, разбивают гладь стены и подчёркивают высоту колокольни. Килевидные архивольты арок звона и фронтончики слухов обогащают пластику шатра. В интерьере основное пространство перекрыто сомкнутым сводом, алтарная часть - коробовым, переходящим в конху. В трапезной система коробовых сводов с распалубками, причём над центральным нефом свод прорезан прямоугольным проёмом в верхний придел (из трапезной туда ведёт винтовая чугунная лестница). Все помещения на продольной оси, соединяющие храм с колокольней, а также её нижний ярус, также имеют коробовые своды.

Роспись церкви исполнена между 1807 и 1812 гг. в смешанной технике с применением графьи. Авторами её, предположительно, были московские художники П. и М. Сапожниковы. Возможно, в работе принимали участие палехские мастера А.Беляев и С. Вечерин. Роспись неоднократно поновлялась и реставрировалась, в 1870-е гг. была сильно записана маслом, а композиции в нижнем ярусе боковых стен исполнены заново. При реставрации 1902-04 и 1906-07 гг. под руководством Н.М. Сафронова и И.М. Баканова очищена от загрязнений и масляной краски. Местами композиции были прописаны водяными красками. Во время последней реставрации в 1950-60-е гг. местными мастерами стенописи промыты и частично освобождены от поновлений. Значительный памятник палехской школы живописи, в стиле которого соединены приёмы барокко и классицизма и в то же время сохранены традиции древнерусской иконописи. В красочной гамме доминируют сдержанные, несколько блёклые тона. С бледно-розовым фоном стен сочетаются коричнево-зелёные, глухие красно-коричневые, приглушённый синий и разбеленные охристые цвета композиций.

Иконографическая программа росписи традиционна для живописи 17-18 вв. В своде на восточном лотке изображено "Отечество" в древнерусском изводе 16—17 вв., на других в медальонах помещены сцены сотворения мира и первых людей, этот цикл заканчивается в верхней части восточной стены двумя композициями "Грехопадение Адама и Евы". Роспись на стенах состоит из большого числа квадратных и прямоугольных композиций, написанных вплотную друг к другу в самостоятельных обрамлениях. В верхнем ряду изображены апокалиптические сцены. Ниже следуют евангельские сюжеты, дополненные изображениями семи Вселенских соборов на западной стене. В алтаре, на стенах и своде помещены семь таинств и видения праведников.

Источником иконографии почти всех композиций служила гравированная библия Кристофа Вайгеля, изданная в Аугсбурге в 1680 г. Переработка её гравюр в иконописной манере придала росписям стилистическую двойственность. Пространственно-воздушное построение сцен, свойственное гравюрам, сменилось рельефным пластическим построением формы. Упрощены и плоскостно трактованы архитектурные и пейзажные фоны. Значительно сокращено количество фигур на заднем плане, что позволило увеличить масштаб изображений первого плана. Всё это придало росписям больший лаконизм. Иконописные традиции нашли отражение в моделировке обратной и усиленно-сходящейся перспективы. Композиции, иконографически заимствованные из древнерусской живописи ("Вселенские соборы", "Великая литургия"), отмечены подчёркнутой симметричностью и яркой декоративностью. Первоначальная роспись трапезной скрыта под масляной живописью 1904-07 гг. На сводах и столбах расположены большие, но разреженные сцены "Хвалим тебя, Господи", "О тебе радуется", "Похвала Богоматери", житийный цикл св. Николая. Главный иконостас выполнен в 1907 г. в самарской мастерской братьев И.В. и В.В. Белоусовых. Это необычное произведение является блестящей стилизацией в духе барочных иконостасов 2-й пол. 18 в., что встречается достаточно редко в искусстве нач. 20 в. Иконостас обильно украшен умело выполненной резьбой, довольно точно имитирующей барочный декор. Иконы написаны в нач. 20 в. в характерной для Палеха манере, подражающей древнерусской живописи 17 столетия; в местном ряду есть несколько икон 18-19 вв.

Большое четырёхъярусное сооружение имеет завороты на боковые стены. В более высоком нижнем ярусе расположены иконы местного чина с арочным завершением и небольшие праздничные иконы в виде квадрифолиев. Ярусы разделены крепованными антаблементами, иконы - массивными витыми колонками на постаментах. Венчает иконостас икона "Новозаветная Троица" и фланкирующие её картуши. Крупные центральные иконы и узкие - по осям боковых врат - вносят определённый ритм в несколько жёсткую и геометрически правильную композицию.

Увеличить - Церковь Воздвижения Креста Господня, ПалехПарадный облик сооружения создаётся благодаря богатой пластичной резьбе в духе барокко. Над заглублёнными в арку царскими вратами расположен резной балдахин с ниспадающей драпировкой и кистями - распространённый элемент декора 2-й пол. 18 в. Крупные завитки и картуши, отличающиеся от барочной резьбы более плоскостной трактовкой, декорируют царские врата и обрамления икон. Резной орнамент в виде плетёнки на филёнках цокольной части, мелкие зубчики карнизов и разорванный фронтон в завершении носят совсем иной характер, им свойственны определённая сухость и дробность - типичные черты декора кон. 19-нач. 20 в. Фон и резьба позолочены.

В алтаре расположен киот, выполненный в одно время с иконостасом, и престол кон. 19 в., декорированный золочёной чеканкой по металлу, с изображением сцен "Страстей". Здесь же находится деревянная раскрашенная скульптура Параскевы Пятницы (19 в.).

Двухъярусный иконостас южного придела трапезной нач. 20 в. характерен для русского стиля. В нижнем местном ярусе помещены четыре крупные иконы, в суженном верхнем - три иконы "Деисуса", написанные в это же время в духе древнерусской живописи. Декорированные басмой царские врата с подковообразным навершием выполнены в 16 в. Это единственное в Ивановской области произведение древнерусского декоративно-прикладного искусства. Глухая геометрическая резьба в филёнках и на колонках, а также трёхлопастные килевидные обрамления отличаются эклектичной манерой.

В верхнем приделе трапезной расположен одноярусный иконостас кон. 19 - нач. 20 в., типичный для русского стиля. Восточная стена притвора оформлена в виде иконостаса, имитирующего классицистические памятники 1-й трети 19 в.

В музейной экспозиции представлено большое число икон 16-18 вв., среди них "Никола с житием" 16 в., двусторонняя икона "Смоленская Богоматерь" и "Св. Николай" 16 в., "Деисус" кон. 17 в. Сохранились три деревянные скульптуры "Христос в темнице" (19 в.), а также Евангелие 18 в. с раскрашенными гравюрами В. Иконникова.

Ограда состоит из круглых столбиков на высоком кирпичном оштукатуренном цоколе, прясла которого украшены крупными лежачими филёнками. Столбики завершены шарами на квадратных плитах. Между ними - звенья ажурной металлической решётки с центрическим узором в середине. Маленькая часовня в юго-восточном углу ограды — квадратное в плане сооружение со щипцовым покрытием. Углы отмечены массивными лопатками, над дверным проёмом — полуциркульная ниша. У южного придела расположены трёхпролетные ворота. Спаренные дорические колонны с широким антаблементом, примыкающие к устоям, фланкируют арки проходов. Сооружение завершается ступенчатым аттиком и барочной фигурной кровлей с небольшим шпилем над каждым проёмом. Западные ворота однопролётные. Широкая арка прохода опирается на мощные пилоны с простыми капителями и завершается фигурным аттиком с крестом.

Филимонов, 1863, № 34—35; Березин, Добронравов, 1898, с. 401; Ушаков, 1908, № 40-41, с. 697-703. Отд. оттиск, Владимир, 1908; Бакушинский, 1934, с. 55-84, 247-253; Некрасова, с. 70-72, прим. 17; Зиновьев, 1975, с. 58-64; Шлычков, 1983, с. 138-140.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 682-688

*****************************************************************

Храм Воздвижения Креста Господня
(посёлок Палех)

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

22 марта 2012 г.

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Коллекция.ру

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть

Hosted by uCoz