Назад На главную страницу

Успенско-Казанский мужской монастырь
(Ивановская область, Шуйский район, село Кузнецово)

Проезд: Свернуть налево с дороги "Шуя - Родники" сразу за селом Михалково, и через 2 км (500 метров до фермы ж/б плиты, грязь, далее асфальт хорошего качества) село Кузнецово.

Фотографии: Александр Витальевич Богданов (фото в тексте - 7 апреля 2007 г., фотогалереи - 4 ноября 2009 г. и 5 октября 2013 г.), Дмитрий Черниховский (фотогалерея, 1 августа 2008 г.)

Храмы монастыря:
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь Казанской иконы Божией Матери

*****************************************************************

Прежде в церкви находилась Чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери. До революции на колокольне находился колокол 3.5 пуда, пожертвованный основателем церкви (Д.С. Змиевым) в 1635 г.

Богослужения в церкви прерывались в годы Великой Отечественной войны. Всего в Шуе и Шуйском районе в советское время (после массового закрытия в 30-х гг и до "возрождения" в 90-х) работали только три церкви - в Мельничном, Кузнецове и Дроздове.

В Кузнецово после революции служил священником протоиерей Феодор Лебедев. В 1933 г был арестован, два месяца отбывал наказание, потом вернулся и продолжал службу, в 1937 снова арестован и расстрелян. Реабилитирован 22 апреля 1959 года.

Архиерейским собором 2000 г. причислен к лику святых.

*****************************************************************

Среди широких, окружающих село полей уже издали видна высокая колокольня; однако полностью комплекс раскрывается на центральной площади села. Первоначально здесь по заказу воеводы Д.С. Змиева в 1636 г. была построена деревянная Успенская церковь. В 1775 г. возвели кирпичную тёплую Казанскую церковь с оградой, а в 1810-1811 гг. - также кирпичную холодную церковь Успения. Территория комплекса вытянута вдоль площади, образованной широкой улицей села. Казанская церковь, стоящая к востоку от Успенской, несколько отступает вглубь от дороги и обнесена низкой каменной оградой с двумя воротами и калиткой. Территорию комплекса с церквами и кладбищем с юго-востока огибает небольшой сельский пруд.

Церковь Казанская - скромный образец сельского храма, выполненного в традициях 17-го века с использованием деталей нарышкинского барокко. Фасады побелены по кладке. В 19-м веке некоторые детали убранства были стёсаны, а в 20-м веке уничтожены алтарная апсида и притвор; часть проёмов в ходе ремонта 1980-х гг. заложена.

В объёмной композиции доминирующая роль принадлежит двусветному пятиглавому четверику, несколько растянутому в поперечном направлении. С запада к нему примыкает пониженная, близкая по площади трапезная. Проёмы на боковых фасадах четверика расположены по двум осям, ярусы света разделены пояском. Углы первого яруса отмечены плоскими огибающими лопатками, второго - пучками тройных колонок. Первоначальные арочные проёмы окон в обрамлении наличников с разорванным фронтоном сохранились во втором ярусе северного фасада. Цилиндрические барабаны луковичных глав охватывают аркатурно-колончатые пояса. Стены завершает широкий фриз с полукружиями декоративных кокошников. Четверик перекрыт четырёхлотковым сомкнутым сводом, трапезная - коробовым. В восточной стене сохранились три заложенных арочных проёма в алтарь. В своде уцелели небольшие фрагменты масляной живописи конца 19-го века.

Церковь Успения. Крупные объёмы храма отражают характерную для местной архитектуры привязанность к традиционным формам 17-го и 18-го вв. К почти кубическому двусветному четверику, завершённому широко расставленным на четырёхскатной кровле пятиглавием, примыкает сильно пониженный прямоугольный алтарь с полукруглой апсидой в центре восточной стены. Короткая трапезная также низкая, к её западному фасаду примыкает высокий столп шатровой колокольни. В строгой трёхосевой композиции главного южного фасада четверика центральная ось выделена массивным портиком крыльца. Окна обоих ярусов объединены продолжением вертикалей рамочных наличников с лучковыми сандриками над верхними проёмами. По рисунку к этим сандрикам близки дуги раздвинутых кокошников венчающего фриза, однако оси их не совпадают. Над нижними проёмами выделены прямоугольные филенки. Углы всех объёмов отмечены огибающими лопатками с раскрепованными над ними уступами карнизов. Гранёные барабаны глав (центральный - световой) обработаны арочными нишками, поясками и дентикулами.

Колокольня декорирована более изобретательно. Нижний четвериковый ярус с широкими арками входов отмечен фронтонными портиками с тройными колоннами на углах. Высокий восьмигранный столп колокольни, вертикализм которого подчёркнут парными узкими лопатками на углах, расчленяют пояски, а на гранях помещены ромбические, квадратные и фигурные филёнки. Арки звона имеют лучковые перемычки небольшого подъёма. Основание шатра над ними обработано барочными филёнками. Грани прорезаны тремя рядами слухов в наличниках, Внутреннее пространство четверика перекрыто четырёхлотковым сводом со световым кольцом в центре, алтарная часть - поперечным цилиндрическим, переходящим в конху апсиды, трапезная - полулотковым. В западных углах трапезной сохранились печи, облицованные белым кафелем.

Клеевая роспись сер. 19 в. записана в 1977 г. с грубым искажением стиля и колорита. Расположение композиций в четверике характерно для 19 в.: в своде - "Новозаветная Троица" и ангелы, на южной и северной стенах - евангельские сцены, написанные в два яруса. Один из них занимает простенки верхних окон, другой - стену между верхними и нижними окнами. Над арочным проёмом западной стены помещена наиболее крупная композиция - "Успение". Росписи трапезной были представлены большой, архаичной для своего времени композицией "Страшный суд", от которой сохранились фрагменты. Трехъярусный пятичиновой иконостас выполнен во 2-й пол. 19 в. Отличается плоскостной композицией и известной сухостью сквозной резьбы, повторяющей барочные формы. Ярусы разделены слабо крепованными антаблементами с широкими фризами (в верхнем и нижнем из них - по два ряда икон). Иконы нижнего яруса разделены массивными витыми колонками. Центральная ось над царскими вратами подчёркнута крупными иконами в окладах. В завершении помещено скульптурное "Распятие", по сторонам которого - две круглые иконы в резных картушах в духе барокко 2-й пол. 18 в. Фон окрашен в белый цвет, резьба позолочена. Иконы палехского и холуйского письма современны иконостасу.

В основном объёме сохранились барочный киот кон. 18 в. и сень кон. 19 в.; в трапезной - две деревянные скульптуры 1-й пол. 18 в.: "Христос в темнице" и "Глава Иоанна Предтечи".

Ограда состоит из невысокой кирпичной стенки, расчленённой широкими столбами с двускатным покрытием, и закреплённой между ними решётки (вокруг Успенской церкви). В ограде прорезаны двое ворот перед южными фасадами церквей и небольшая калитка между ними, на повороте ограды перед прудом. Столбы обработаны прямоугольными филёнками и фронтончиками.

Лучше сохранились ворота перед церковью Успения: высокую арку въезда, обрамлённую пилястровым портиком с наложенным на аттик крупным фронтоном, фланкируют пониженные стенки с прямоугольными проёмами калиток, также под треугольными фронтонами. Центральный фронтон над проездной аркой имеет небольшой киот и завершён фигурной двухчастной главкой. В проёмах сохранились железные решётки ворот и калиток нач. 20 в.

Калитка на повороте ограды ниже боковых калиток ворот. Её пилоны обработаны филёнками, в завершении - треугольный фронтон.

Борисов, 1859; Топография и статистика.., 1879, № 18, с. 2; Березин, Добронравов, 1898, с. 62-63; ГАИО. Ф. 862. Оп.1. Д. 31. Л. 51; Ф. 863. Оп. 1. Д. 23. Л.58.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». с. 607-610

*****************************************************************

Успенско-Казанский мужской монастырь
(село Кузнецово)

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

1 августа 2008 г.

Увеличить

Казанская церковь (слева).
Строительство нового здания в монастыре.

Увеличить

Пруд у входа в церковный двор


Увеличить

Успенская церковь



4 ноября 2009 г.

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить


5 октября 2013 г.

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Коллекция.ру

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть