Назад На главную страницу

Ансамбль храмов Усекновения главы Иоанна Предтечи и Вознесения
(Ивановская область, Родниковский район, село Парское)

Проезд: Парское находится на перекрёстке двух дорог, поэтому, в принципе и чисто теоретически, к нему можно проехать с 4-х сторон.

  • 1). Свернуть с шоссе Иваново - Кинешма у города Родники направо в сторону города Шуя и проехать 8-10 км, Парское - справа.
  • 2). Проезд от г. Шуя: выехать из Шуи на Родники, ехать асфальтом около 25 км., Парское - слева.
  • 3). Проезд от посёлка Палех: свернуть с шоссе Нижний Новгород - Иваново направо за мостом после перекрёстка с отвороткой на Палех. Ехать асфальтом мимо сёл Красное, Майдаково, Сосновец около 30 км.
  • 4). (Для экстремалов и любителей церковной архитектуры) Свернуть с шоссе Иваново - Кинешма в Родниковском районе направо по указателю "Никульское", ехать асфальтом до Никульского около 5 км. Не доезжая до Никульского около 100 метров свернуть налево и ехать по грунтовой, сильно разбитой дороге до Хрипелёво около 10 км. За Хрипелёвым ехать по бетонным плитам мимо водохранилища. Плиты имеют большие перекосы, проезд затруднён. По плитам ехать около 3 км. Затем хорошим асфальтом около 10 км до Парского.
  • Фотографии: Александр Богданов (июнь-июль 2007 г.)

    Координаты: 57.012444, 41.710857

    ************************************************

    Село Парское расположено по обоим берегам реки Парша, от которой и произошло название села, основанного в 1399 г. на большом тракте из Костромы в Шую. Сходящиеся к переправе дороги из торговых сел Иваново, Дунилово и Палех способствовали формированию центрической планировки села с крупной торговой площадью на высоком левом берегу реки. Композиционный центр площади уже в середине 16-го века был закреплён постановкой деревянного храма, известного тем, что в 1552 г. в него был сделан крупный вклад Иваном Грозным. Среди первых владельцев села были князья Шуйские, Черкасские, боярин И.В. Морозов. С нач. 17 в. село становится известно местными, так называемыми Ивановскими, ярмарками, проходившими 26-30 августа и приуроченными к престольному празднику Усекновения главы Иоанна Предтечи, а также еженедельными торгами. Особенно славилось Парское среди окружающих сел производством роговых и пальмовых гребней.

    В 18 в. село переходит во владение кн. С. Трубецкому. В это время вместо старого храма, сгоревшего в 1773 г., строится новый кирпичный Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773-85) в традиционных для Шуйского региона формах - с пятиглавым двусветным четвериком и шатровой колокольней. К этому времени торговую площадь занимал крупный гостиный двор, получивший к нач. 19 в. форму каре с шестью воротами по периметру. Помимо основного холодного храма ансамбль торговой площади в 1816-22 гг. был дополнен ещё одной тёплой церковью, скорее всего, в формах позднего классицизма. Вновь образованный комплекс окружала ограда с ампирными часовнями по углам.

    В 19 в. производство гребней, прежде изготовлявшихся отдельными мелкими мастерскими, сосредоточивается на фабриках, крупнейшая из которых, с машинным производством, располагалась на берегу реки у северной окраины села. В кон. 19 в. на ней работало 125 человек. Застройка села разрасталась параллельными порядками вдоль направлений главных дорог.

    Перевод всероссийской Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород и строительство во 2-й пол. 19 в. железной дороги Иваново - Шуя подорвали торговлю в селе. Однако именно в это время зимний храм 1816-22 гг. перестраивается в новую крупную церковь Вознесения (1863) в модном византийско-русском стиле, что в целом усилило роль в селе храмового комплекса. С утратой гостиного двора в кон. 19 в. комплекс стал единственным композиционным акцентом, организующим пространство широкой торговой площади. Среди деревянной, в основном рядовой застройки, окружающей площадь, выделяются кирпичные лавки вдоль её западной границы. У самого спуска к реке сосредоточены бревенчатые амбары. Заречная часть села застраивается в кон. 19 - нач. 20 в. и состоит и в наши дни из двух порядков изб, вытянутых вдоль реки.

    К нач. 20 в. улицы села были мощены камнем, а в застройке наряду с полукаменными появились двухэтажные кирпичные дома. Большинство деревянных изб выстроено в одну связь с рубленым одноэтажным крытым двором. На окнах многих домов - наличники с пропильной резьбой. В настоящее время село развивается к востоку от исторического центра в соответствии с генеральным планом, разработанным в 1981 г. институтом "Росгипрониисельстрой".

    Поливанов, 1836; Беляев, 1863, с. 213; Веселовский И.О., 1899; ИАК, 1909, с. 236; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 172; Барское, 1915; Русакомский, 1980, с. 213-214; Галашевич, Шередега, 1982, с. 243-246.

    ************************************************

    Храмовый комплекс занимает участок трапециевидной формы в северной части торговой площади, над высоким живописным береговым склоном реки Парша. Состоит из двух крупных пятиглавых церквей: холодной Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773-85) и расположенной к северу от неё тёплой Вознесения (1863), построенной на месте храма 1816-22 гг. Постановка зимней церкви с небольшим выносом к западу от летней придаёт особое богатство объёмной композиции комплекса, эффектно воспринимаемого при подъезде к центру села из Дунилова. Границы участка зафиксированы расположенными по его углам тремя ампирными часовнями и сторожкой, где жили сторожа и мастеровые. От первоначальной ограды с тремя воротами (1822) сохранились двое ворот и калитка, а также несколько прясел с кирпичными столбами и кованой решёткой вдоль южной и западной сторон участка.

    Один из наиболее ярких в области храмовых комплексов, отличающийся выразительным силуэтом и нарядностью фасадного убранства. Играет ведущую роль в ландшафте, возвышаясь над одноэтажной застройкой села.

    Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Кирпичные стены окрашены по обмазке. В середине 19-го века пристроены гранёные объёмы боковых притворов с высокими куполообразными кровлями и главками; в конце столетия основание колокольни укрепили мощными контрфорсами.

    Церковь принадлежит к одному из наиболее интересных типов приходских церквей 2-й пол. 18 - нач. 19 вв., встречающихся на территории бывших Владимирской, Костромской и Ярославской губерний и воспроизводящих формы храмов рубежа 17-18 вв.

    Высокий основной четверик завершён характерными для ярославской архитектуры двумя рядами декоративных кокошников, причём нижний трактован как аттиковый ярус, а верхний, суженный, - как постамент со срезанными углами под высокими цилиндрическими барабанами крупных луковичных глав с чешуйчатым покрытием. Столь же характерна форма апсиды, единый объём которой расчленён колонками на три слабо выраженных скругления. Высокий восьмигранный столп шатровой колокольни поднят на двухъярусный четверик у западного фасада трапезной. Поздние притворы боковых входов имеют вид восьмигранных снаружи, близких к овалу изнутри объёмов (основные грани более широкие), вытянутых по оси север-юг. К их слегка приподнятым площадкам с трёх сторон ведут лестницы.

    В убранстве церкви использованы элементы московского и раннепетровского барокко. Боковые фасады четверика с тремя осями высоких проёмов обработаны на углах пучками тройных колонок и завершены широким наборным фризом из поребрика, четырёхрядной пилы и городков, раскрепованным у пят широких кокошников верхнего яруса. Дуги кокошников декорированы поребриком и дентикулами, а углы каждого из ярусов рустованы. В отличие от окон нижнего света четверика, апсиды и трапезной, заключённых в рамки с набором мелких бусин, более высокие верхние окна фланкированы рустованными пилястрами. Наличники обоих ярусов завершают высокие разорванные гребни, более массивные во втором свете. Первоначальные входы в храм обрамлены перспективными порталами.

    Первый четвериковый ярус колокольни со стороны внешних углов обработан богатым набором руста и двойным рядом ширинок. Ширинки с поливными изразцами украшают грани столпа и основание яруса звона, под которым проходит кирпичный фриз крестообразного рисунка. Углы восьмерика подчёркнуты огибающими лопатками с филёнками на уровне звона. Высокий шатер прорезают три ряда слухов. В их нижнем ряду на юго-западной грани были устроены часы.

    Своеобразным изяществом отмечен и декор боковых притворов. Выполненные в формах классицизма, они украшены на основных гранях колонными портиками с треугольными фронтонами, обрамляющими широкие арочные входы. Диагональные грани прорезают арочные окна в простых наличниках под лучковыми сандриками. Некоторую грузность притворам придают массивные колоколовидные кровли с перехватом и гранёными луковичными главами.

    Четверик перекрыт сомкнутым сводом со световым барабаном в центре. В апсиде, соединённой с четвериком тремя проёмами, - высокая конха с распалубками; в трапезной - полулотковый свод, также с распалубками. Сохранились чугунные плиты пола с изображением розеток и первоначальные решётки и ставни окон.

    Храм и трапезная расписаны местными мастерами ок. 1830 г. темперными красками с применением графьи. Живопись сохранилась в четверике, алтаре и трапезной (имеются частичные утраты красочного слоя). Во 2-й, пол. 19 в. поновлена масляными красками, дописаны драпировки в композиции "Поклонение волхвов" и изображения евангелистов. Выдающийся памятник палехско-шуйского круга, отличающийся высоким художественным уровнем исполнения, своеобразным стилем и эффектной цветовой гаммой, что позволяет говорить о нём как об одном из самых ярких в ряду стенописей данного периода в Ивановской области. Стиль и манера росписи весьма разнообразны. Сюжетные композиции восходят к барочной традиции: любовь к сложным многофигурным динамичным композициям, обилие пейзажных и архитектурных фонов, тщательная разделка драпировок. Наряду с этим в росписи органично существуют и условные приёмы "иконного письма" рубежа 17-18 вв., особенно ярко проявляющиеся в ряде изображений, особенностях доличного письма и технике исполнения. Богатство стилевых приёмов дополняет перспективная гризайльная живопись в стиле классицизма, играющая большую роль в создании более сложного и оригинального пространства интерьера (особенно в трапезной). Сочетание этих направлений, неразрывно связанных в единое целое, придаёт росписям подлинное своеобразие. Чрезвычайно выразителен яркий мажорный колорит, построенный в основном на контрастных цветах. Преобладают интенсивно-голубые, глубокие киноварные, медовые охристые тона, позолота. Особенно изысканна цветовая гамма в алтаре, где гармонично сочетаются розовый и белый, оливковый и ярко-красный, глубокий синий и изумрудно-зелёный.

    Свод отделяется от стен позолоченным, сильно вынесенным штукатурным карнизом и разбит горизонтальными живописными карнизами на три яруса. Вертикальные тяги, сходящиеся у светового кольца, образуют в двух нижних ярусах по три композиции на каждом лотке. Четыре сцены верхнего яруса, обрамлённые арками, разграничены великолепными гризайльными канделябрами ампирного рисунка. В куполе барабана написан Саваоф, в простенках - архангелы. Роспись свода посвящена преимущественно ветхозаветным темам. В центральной части восточного лотка изображена Голгофа, являвшаяся фоном для Распятия, завершавшего иконостас.

    Росписи стен четверика расположены в четыре яруса. Верхний, над окнами второго света, состоит из вытянутых по горизонтали небольших аллегорических сцен, отделённых друг от друга крупными вазонами с цветами. Ниже, в южных и северных простенках, написаны евангелисты на фоне пилястр; на откосах окон изображены святые, вверху - иконы Богоматери, несомые ангелами. Следующий ярус, проходящий под верхними окнами, состоит из евангельских сцен. Самый нижний ярус представлен сценами "Воскресение" (южная стена) и "Вознесение" (северная стена), размещёнными на участках между порталом и окном. На западной стене над высокой аркой написан выступающий карниз с фризом и розетками, а на нём - четырёхколонный портик. В центре портика - большая композиция "Поклонение волхвов" с ландшафтным фоном. По сторонам от неё изображены пилястры, частично закрытые тремя большими евангельскими композициями, помещёнными одна над другой с каждой стороны.

    В конхе апсиды - многофигурная композиция "Да молчит всякая плоть". Поверхность стены здесь занята перспективной аркой, в которой реальные оконные проёмы чередуются с иллюзорными нишами. По сторонам от центрального окна написаны "Снятие с креста" и "Положение во гроб"; на западной стене алтаря - "Тайная вечеря" и ещё две композиции на евангельские темы.

    Оригинальна в композиционном отношении роспись свода трапезной. Через коробовый свод "переброшены" гризайльные кессонированные арки. Средняя часть свода занята широким восьмигранником с кессонами: три ряда перспективно уменьшающихся к центру кессонов создают впечатление высокого шатра, замкнутого восьмигранной композицией "Сошествие Св. Духа". На северный и южный склоны от восьмигранника спускаются две трапециевидные рисованные рамы с большими композициями на темы апостольских деяний.

    Церковь Вознесения. Крупный храм с выразительной, но несколько суховатой пластикой объёмов играет подчинённую роль в комплексе. Кирпичные стены оштукатурены и побелены. Основной двусветный четверик, чуть суженная полуциркульная апсида, квадратная в плане, слегка уширенная четырёхстолпная трапезная и притвор западного входа размещены на общей продольной оси. Декоративное фасадное убранство, выполненное в основном в формах русско-византийского стиля, эклектически сочетало приёмы древнерусского зодчества, классицизма и московского барокко. Характерно и своеобразное венчание храма пятью маленькими луковичными главками на гранёных глухих барабанах (средний разрушен и заменён деревянным, глава отсутствует). Главки установлены не непосредственно на барабаны, а на невысокие шатры с килевидными кокошниками в основании. Особую пластическую выразительность объёму придают парные трёхчетвертные колонны, членящие фасады четверика и трапезной на три прясла (на углах они образуют группы из трёх колонн). Боковые входы в храм выполнены в виде притворов-тамбуров, с килевидным завершением кровли над полукруглым окном. Средняя ось боковых фасадов четверика дополнительно подчёркнута неполным фронтоном среднего прясла, врезанным в аттиковый ярус, разработанный филёнками. Окна в основном арочные, в наличниках с килевидными архивольтами или с разорванными треугольными фронтонами.

    Четверик перекрыт сомкнутым сводом; трапезная - системой лотковых и сомкнутых сводов; в притворе плоские потоки; в апсиде - конха.

    Масляная роспись 2-й половины 19-го века, сохранившаяся на своде четверика и восточной стене алтаря, - типичное произведение в духе позднего академизма. В колорите преобладают сдержанные холодные тона. Стены четверика окрашены масляной краской и не имели росписей.

    Свод отделён от стен узким штукатурным карнизом. Его ребра подчёркнуты живописными орнаментальными тягами. На восточном лотке написано "Вознесение", на северном и южном - группы апостолов, на западном - "Коронование Богоматери". В алтаре свод также отделён лепным карнизом. По сторонам центрального окна написаны Богоматерь и Христос.

    Ограда. Первоначально окружала весь участок и включала четыре угловых павильона-часовни и трое ворот. Ныне сохранились прясла только на южной и западной сторонах, три часовни и двое ворот; на месте четвёртой (северо-западной) во 2-й пол. 19 в. выстроена сторожка в стиле эклектики. Металлическая ограда на кирпичном основании выполнена в формах позднего классицизма. Ампирный рисунок её кованой решётки отличается особым изяществом на фоне крупных форм окружающих сооружений. Выразителен ритм вытянутых ромбов, ограниченных одинаковыми фризами в верхней и нижней части и увенчанных копьями стоек.

    Квадратные в плане часовни имеют характерный облик ампирных павильонов. Выстроены из кирпича, оштукатурены и окрашены. Над низкой четырёхскатной кровлей со всех сторон поднимаются небольшие аттики-парапеты. В центре каждого внешнего фасада помещена трёхчастная композиция: вход (или ниша) в обрамлении тосканских колонн или пилястр и узких окон (ниш). Завершается эта композиция полуциркульным окном или наложенным на стену архивольтом с замком в вершине. Угловые части фасадов рустованы до уровня перемычек нижних проёмов.

    Ворота образованы мощными объёмами двух пилонов по сторонам широкой арки центрального проезда. В прямоугольные проходы внутри пилонов вписаны, как в пропилеи, дорические колонны (по четыре с каждой стороны). Столь же монументальны формы калитки перед западным фасадом церкви Иоанна Предтечи, где центральную арку со ступенчатым аттиком обрамляют приставленные к пилонам парные колонны нарочито утяжелённых пропорций.

    Поливанов, 1836; Беляев, 1863, с. 213; Веселовский И.О., 1899; ИАК, 1909, с. 236; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 172, 226-27; Галашевич, Шередега, 1982, с. 243-246; РНБ. Хмыровская коллекция, Костромская губерния, т. 5, № 51, с. 16-17 (Церковь Иоанна Предтечи в селе Парском).
    "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3". М. Наука. 2000, с. 181-188

    ************************************************

    Купальня и Святой Источник

    Фотографии являются ссылками,
    которые увеличивают их в новом окне

    Увеличить
    Увеличить
    Увеличить
    Увеличить Увеличить



    Предтеченская церковь

    Фотографии являются ссылками,
    которые увеличивают их в новом окне

    Увеличить
    Увеличить
    Увеличить
    Увеличить
    Увеличить Увеличить Увеличить



    Вознесенская церковь

    Фотографии являются ссылками,
    которые увеличивают их в новом окне

    Увеличить
    Увеличить
    Увеличить
    Увеличить
    Увеличить
    Увеличить
    Увеличить
    Увеличить
    Увеличить



    Архитектурный ансамбль

    Фотографии являются ссылками,
    которые увеличивают их в новом окне

    Увеличить
    Увеличить
    Увеличить
    Увеличить
    Увеличить
    Увеличить
    Увеличить
    Увеличить
    Увеличить
    Увеличить Увеличить



    Rambler's Top100

    Яндекс.Метрика

    Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

    Монастыри и храмы Киева

    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

    Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

    Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

    Паломники.ru - международная православная социальная сеть