Назад На главную страницу

Дорогами края...
(Шуя - Лежнево)

Увеличить

Ссылка на карту http://maps.yandex.ru/?um=Vj1EYZ7qUExpQ5_KYYeOdHMmuItWnpJc&l=sat

Одним из достойных внимания исторических поселений Ивановской области является бывшее село Лежнево. Сегодня Лежнево - посёлок городского типа рядом с важнейшей областной дорогой A-113 (Ярославль - Владимир), районный центр Ивановской области. До революции Лежнево - крупное торгово-промышленное село с богатой историей, расположенное на пересечении важных торговых путей.

Сегодня Лежнево, как и прежде, хорошо доступно с крупных автомобильных дорог. До Лежнева можно одинаково успешно добраться и от областного Иванова и от ближайших райцентров - Шуи, Тейкова, Савино. Можно посетить посёлок в рамках путешествия по "Золотому кольцу". Дорога, рядом с которой расположено бывшее село, соединяет Ярославль, Кострому, Иваново, Суздаль, Владимир. Но всё же будет лучше уделить осмотру Лежнева и его ближайших окрестностей отдельный день.

Несмотря на обстоятельства, препятствующие сохранению местной истории (исчезновение сёл и деревень после нашествий татар, поляков, ликвидации неперспективных деревень в советское время; уничтожение и разорение храмов и монастырей; прекратившиеся промыслы, забытые люди, предания и пропавшие документы), территория между Лежневым и Шуей хранит много интересного. Даже поверхностные сведения о местных сёлах позволят оценить культурное богатство этих мест. Десяток поселений между Шуей и Лежневым связан с именами выдающихся поэтов, промышленников, местных святых. Здесь сохранились достойные внимания памятники промышленной и церковной архитектуры, живописные уголки природы.

Добраться от Шуи до Лежнева можно тремя путями:
- через Кохму - Иваново,
- по старинной дороге из Шуи в Суздаль через Хозниково,
- через Новые Горки - Воскресенское.

В первом случае - приемлемое качество дорог, сравнительно высокая скорость перемещения на автотранспорте. Недостатки - необходимость проезда окраин областного Иванова с перспективами стояния в пробках и наблюдением "предместий" крупного города с промышленными предприятиями, торговыми центрами, спальными районами и минимумом достопримечательностей.

Во втором случае (через Хозниково) - грунтовая дорога, практически пустая. Недостаток - невысокая скорость и возможность попадания в "пыльные облака" после проезда автомобилей в сухую погоду. Неоспоримый плюс такого маршрута - погружение в историю (дорога - часть старинного тракта), признаков цивилизации здесь не наблюдается, единственный населённый пункт на пути - село Хозниково. Почти весь путь пролегает через лес. Недалеко от Шуи находится участок дороги, вымощенный камнями.

Третий вариант - движение по полупустой асфальтовой дороге через сёла Воскресенское и Новые Горки. Путь удобный и спокойный для автомобилистов.

Рассмотрим круговой маршрут Шуя - Лежнево от заречной части Шуи (с охватом исторических пригородов) через Хозниково к Лежневу. Обратный путь Лежнево - Воскресенское (Лежневский район) - Новые Горки - Якиманна - Шуя.

ШУЯ. ЗАРЕЧЬЕ

Шуя, Промышленное Заречье (фото старой Шуи)Путь в Лежнево из Шуи традиционно пролегает через правобережную промышленную часть города - Заречье. Западная часть Шуи за Тезой интенсивно застраивается со второй половины 19 века, когда начинают действовать основные шуйские текстильные фабрики на берегу Тезы. С градостроительной и экологической точек зрения территориальное разделение исторического центра с особняками, храмами, благоустроенными улицами с малоэтажной застройкой и учреждениями от промышленной заречной части - решение мудрое и взвешенное.

Роль символических ворот старого города в начале 20-го столетия играли постройки Всехсвятского женского монастыря, располагавшиеся на месте нынешних д. 2 по Советской улице и д.1 по Спортивной ул. Монастырь располагался рядом с мостом через Тезу в начале одной из главных городских улиц - Милионной (ул. Советская). Все путники, переправляющиеся через Тезу непременно миновали величественный Успенский собор, возвышающийся над окружающей застройкой. Собор был построен по проекту гражданского инженера С. Брагина на средства крупного шуйского фабриканта В.В.Рубачёва. Освящение собора 9 сентября 1901 г. проводил архимандрит Серафим (Чичагов), причисленный в 1997 г. к лику священномученников. Собор взорван в 1932 г., остальные постройки разрушены в 40-х гг. Во дворах пятиэтажных домов, возведённых на месте монастырского комплекса, сохранились здания трапезной, бани и фрагмент монастырской стены.

На противоположном берегу Тезы (промышленное Заречье) сразу после моста расположена небольшая Ильинская церковь. Храм построен в 1881 г. на месте часовни (построенной годом раньше). До революции храм являлся подворьем Николо-Шартомского монастыря, затем стал приходским (закрыт в 1924 г.). В 30-е гг. в помещении церкви был клуб "Безбожник" (до недавнего времени - клуб фабрики "Шуйский пролетарий").

Если в историческом центре Шуи выделялись храмы, общественные сооружения (Киселёвская больница, Дом благородного собрания, городская дума), усадьбы состоятельных горожан, то в заречной части важнейшая роль в застройке до сих пор принадлежит фабрикам, выстроившимся вдоль реки. Шуйское Заречье как сто лет назад, так и сейчас, примечательно своими фабричными сооружениями, среди которых специалисты выделяют значительное количество памятников промышленной архитектуры 18-20 вв. Осознание того, что многие заурядные и, на первый взгляд, ничем не примечательные фабричные постройки - краснокирпичные корпуса, трубы, башни, склады тоже могут быть памятниками архитектуры, подобно дворцам и храмам, должно быть, наступит позднее. Конечно, когда какие-либо объекты наблюдаются в избытке (уж чего-чего, а старых фабрик в Ивановской области предостаточно) ценность отдельных экземпляров не замечается.

Комплексы промышленных предприятий Шуи ("Шуйские ситцы", "Шуйский пролетарий", "Шуйско-Тезинская", суконная, мебельная фабрика, завод им. М.В.Фрунзе, "Шуйская водка") являются исторически ценными производственными территориями с обилием зданий и сооружений, являющихся памятниками культуры и архитектуры эпохи эклектики и модерна. Ряд промышленных построек, вероятно, возводился с привлечением передовых архитекторов и использованием новейших технологий. Отдельные шуйские промышленные постройки уникальны для области. Памятники промышленной архитектуры Шуи несут в себе значительный нереализованный ещё потенциал. Очевидно, что повсеместный процесс превращения исторических промышленных зданий в галереи, выставочные залы, развлекательные центры и музеи, подобно Европе и США с одновременным переносом производства в современные новые корпуса для условий Ивановской области выглядит утопией. Но красоту и своеобразие столетних краснокирпичных фабричных корпусов вполне возможно сохранить и использовать в коммерческих и туристических целях. Задачи специалистов в области архитектуры, искусства, туризма, бизнеса - выявить, описать эти сооружения, определить режимы использования и охраны, возможности реконструкции под коммерческие и деловые объекты, элитную недвижимость, музеи промышленности. Примеры европейских стран (Англии, Швеции, да и областного Иванова с Дербенёв-центром) демонстрируют реалистичность "оживления" старых заводских корпусов, привлечения туристов, получения коммерческой выгоды.

В Ивановской области роль промышленной архитектуры достаточно весома. Для многих небольших сёл и посёлков фабрики служили важнейшими постройками, центрами поселений, определяющими жизнь и благополучие местных жителей. Некоторые фабрики в связи с технологическими особенностями производства становились и архитектурными центрами сёл и городов, которым подчинялись остальные постройки. Так здания фабрик часто строились в несколько этажей, имели большие окна, высокие башни, трубы, галлереи переходов между корпусами. В комплексы фабрик включались малопонятные для непосвящённых технологические сооружения причудливой формы, составляющие вместе единое целое. Часто фабрики возводились у воды, что усиливало зрительное восприятие. В облике многих фабричных построек конца 19 - начала 20-го веков просматривались аналогии средневековым европейским замкам и соборам. В проектировании отдельных промышленных зданий принимали участие известные архитекторы.

Мощные корпуса шуйских заречных фабрик с трубами и башнями, растянутые вдоль равнинного правого берега Тезы, противостояли церковным куполам и колокольням старого города с низкими жилыми домами. Церкви Заречья, построенные в 19-20 вв., по сравнению с храмами исторического центра Шуи, скромны по размерам и убранству и не играют важной роли в застройке (возможно, благодаря этому, все храмы сохранились и на сегодняшний день возвращены церкви). К храмам шуйского Заречья относятся Ильинская церковь у моста (подворье Успенско-Казанского мужского монастыря в с. Кузнецово), Вознесенская на заречном кладбище (подворье Воскресенско-Фёдоровского мужского монастыря), Алексиевская церковь при земской больнице (подворье Николо-Шартомского мужского монастыря в с. Введенье).

Вплотную к Шуе на рубеже 19-20 вв. подступил десяток деревень и сёл, вошедших уже в советское время в черту города. К западу от железной дороги лучами расходятся улицы бывших деревень с "клонированными" названиями (многочисленные Текстильные, Свободы, Мира, Фрунзе, Мичуринские). Жители этих мест в прошлом относились к приходам близлежащих сёл - Мельничного, Китова, Дроздова, Взорнова. Все перечисленные села "исторические" - известны с 16-17 вв., имели собственные храмы, упоминаются в местной истории.

Шуя, Мельничное, Преображенский (Никольский) храмМЕЛЬНИЧНОЕ (до революции - село Шуйского уезда Владимирской губернии, сейчас - территория города Шуи Ивановской области).

Памятником старинному селу, расположенному на живописном возвышенном месте между двумя речками Сехой и Мотовилихой служит Преображенская (Никольская) церковь. К сожалению, кроме церкви 19 века в Мельничном не сохранилось иных построек, свидетельствующих о его прошлом. Печально, что не сохранилось достаточно документов и связующих нитей в истории этого примечательного места, но известные и легендарные факты позволяют судить, что Мельничное по возрасту сопоставимо с Шуей и, возможно, в прошлом имело более высокий статус, чем обычное село.

До начала 17 века Мельничное принадлежало князьям Шуйским, которые, возможно, и основали церковь в своем имении. Затем село принадлежало дворянам Внуковым, декабристу Н.В. Шимановскому. Церковь в селе упоминается с начала 17 века, но когда она получила статус приходской - неясно. Считается, что какое-то время она находилась на попечении владельцев села и располагалась на территории усадьбы (о бывшем усадебном парке можно судить по небольшому скверу к северу от храма). В начале 18 века церковь уже была приходской. Но приход мельничной церкви, несмотря на её достаточно крупные размеры, до советского времени оставался довольно скромным по сравнению с соседними сельскими и городскими храмами. В мельничном приходе состояло менее 200 человек, живущих в самом Мельничном. Реликвией церкви был древний местночтимый чудотворный образ Николая Чудотворца. Но описания чудес не сохранились. Считается, что икона спасала Мельничное от разорения поляками - в 1608, 1616 и 1619 гг. Икона в 18 веке переносилась в Шуйско-Троицкий мужской монастырь (на месте нынешнего Троицкого кладбища), затем была возвращена обратно. Всем приезжающим в Шую рекомендовалось посетить Мельничное и приложиться к иконе. Современная каменная церковь построена на средства шуйских купцов в 1836 г, колокольня - в 1860 г. В церкви существовало три престола - Николая Чудотворца, Преображения Господня, Святого Апостола Якова. Церковь закрывалась с 1941 по 1946 г. С 1946 по 1991 церковь в Мельничном была единственным действующим храмом в Шуе и имела статус собора. Сюда многие шуяне несли сбережённые в 30-е гг. семейные иконы и церковные книги, здесь почти полвека протекала вся религиозная жизнь Шуи, до революции славившейся своими храмами и православными традициями. После возвращения церкви других шуйских храмов (Воскресенского собора, Покровской и Александро-Невской церкви) в центре Шуи, роль Никольской церкви в Мельничном значительно снизилась - её прихожанами остаются, в основном, жители заречной части города. В 2010 г. был позолочен центральный купол на четверике, купол и крест на колокольне, изображены фигуры святых в нишах восточной части храма.

Китово, Благовещенский храм (1950-е гг.)КИТОВО (до революции - село Шуйского уезда Владимирской губернии, сейчас - село Шуйского района Ивановской области).

Первый населённый пункт после выезда из Шуи к Иванову - село Китово. Китово сегодня один из наиболее благополучных и социально обеспеченных населённых пунктов Шуйского района. Здесь крупная птицефабрика, новый жилой микрорайон, современный спортивный комплекс, гостиница, дом культуры. В Китове регулярно проводятся различные спортивные соревнования. Впервые Китово упоминается уже в 15 веке. Правда, никаких внешних признаков старины здесь уже не видно.

Китово - значимое в шуйской церковной истории место. Здесь в конце 16 - начале 17 вв. жили и прославились местные святые - иерей Григорий, его дочь Ефросинья и два его ученика - Димитрий и Артемий. Считается, что описания жизни и чудес китовских праведников пропали при пожаре села в 1659 г. Возможно, по причине отсутствия внятных описаний чудес, почитание этих святых было прекращено по указу Петра I в первой половине 18 века (тогда же, возможно, и исчезли следы их захоронений). С 2000 г. память о местночтимых святых праведных Григории, Ефросинье и Артемии Шуйских отмечается 20-го августа вместе с Собором Ивановских святых. С местом погребения китовских святых полной ясности нет - существует мнение, что они могли быть погребены и в Китове и в соседнем селе Дроздове.

Церковь в Китове известна со второй половины 16 в. (прежде Китово - деревня Суздальского уезда в приходе села Дроздово). Каменная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделами Сергия Радонежского и Святителя Николая была построена в 1842 г., колокольня - в 1848 г., ограда - в 1864 г. При церкви находилась деревянная часовня Казанской Божией Матери (первоначально построена в 1866 г., затем перестроена в 1896 г.). Часовня была воздвигнута на месте прежнего (сгоревшего) деревянного храма над мощами китовских праведников Григория, Димитрия, Артемия и Ефросиньи. В часовне в 1905 г. был устроен памятник-надгробие китовским святым. В часовне хранилась древняя чудотворная икона Казанской Божией Матери. В китовском приходе состояло около 900 человек.

Храм в Китово закрыт в 1931 г., разрушен в начале 1960-х гг. В 2003 г. на месте церкви поставлен поклонный крест и оборудовано памятное место.

Дроздово, 1960-е гг.ДРОЗДОВО (до революции - село Шуйского уезда Владимирской губернии, сейчас - урочище в Шуйском районе Ивановской области).

Через два километра от границы Китово по дороге на Иваново будет поворот на деревню Петрилово. Съехав с шоссе, можно по грунтовой дороге добраться до бывшей церкви села Дроздова. Сейчас эту церковь можно сравнивать с колокольней затопленного Рыбинским водохранилищем города Калязина. В обоих случаях церкви были центрами многолюдных поселений с улицами, людьми, домами, базарами. Сейчас на месте затопленных поселений Мологского края - воды Рыбинского водохранилища, на месте села Дроздова с деревнями - пустынные поля.

Село Дроздово старинное. В 15-16 вв. оно являлось центром большой группы деревень, расположенных между дорогами на Иваново и Лежнево.

Дроздовская церковь смогла пережить 30-е годы, когда были закрыты практически все местные храмы. Но в 60-е храм всё-таки был закрыт окончательно. В 1970-х гг. село оказалось в числе "неперспективных" и, в течении нескольких лет, все дома были перенесены в соседние деревни и сёла (главным образом, в Китово и Петрилово).

Каменная Воскресенская церковь с тёплым Покровским приделом построена в 1821 вместо деревянной, упоминаемой с 18 века. Колокольня пристроена в 1854, ограда - в 1861. Сейчас церковь и бывшая сельская школа (построенная в 1930-х гг.) одиноко стоят в поле, на перекрёстке дорог - бывших сельских улиц. Рядом - дроздовское кладбище (действующее), на котором похоронены родственники поэта К.Д. Бальмонта. К Воскресенской церкви была приписана кладбищенская Вознесенская каменная церковь (уничтожена).

В приходе Дроздова состояли жители окрестных деревень Петрилово, Горлицыно, Новино, Федорково, Батыево, Тараканово, Пестово, Старостино, Соловцово, Жигари, Матвейково. В конце 19 века прихожан дроздовской церкви насчитывалось около 1200 человек.

Дроздово примечательно тем, что в местной церкви служил отец Ивана Цветаева (основателя музея изящных искусств в Москве) и дед великой русской поэтессы Марины Цветаевой - Владимир Васильевич Цветаев. Владимир Васильевич, сын талицкого священника, после получения духовного образования в 1841 г. был направлен в Дроздово, где прослужил 12 лет. За годы пастырского служения в Дроздове Владимир Васильевич приобрел любовь и уважение своих прихожан. Он жил с ними одной жизнью, занимался тяжёлым крестьянским трудом, благоустраивал дроздовские церкви. В 1840 г. в Дроздове рядом с домом о. Владимира поселилась семья штабс-капитана К.И. Бальмонта. Между семействами Бальмонтов и Цветаевых сразу же установились доверительные отношения. Константин Иванович был даже крёстным отцом Николая, сына Владимира Васильевича, умершего в младенчестве. Особенно знаменателен дроздовский период жизни священника Владимира Цветаева тем, что в этом селе родились его четверо сыновей - Пётр, Иван, Фёдор и Дмитрий, каждый из которых внёс свой вклад в дело просвещения России.

Старший сын - Цветаев Пётр Владимирович (1842-1902) закончил Шуйское духовное училище и Владимирскую духовную семинарию. Служил священником в с. Першине и Талицах. Был учителем в талицкой земской школе, затем и в построенной его усилиями женской церковно-приходской школе. За учительские труды в 1896 г. был награждён орденом св. Анны 3-й степени.

Цветаев Иван Владимирович (1847-1913) учился в Шуйском духовном училище. Высшее образование получил на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Преподавал на кафедрах римской словесности Варшавского, Киевского и Московского университетов. В 1889 г. возглавил кафедру истории и теории искусства Московского университета. Преподавательскую деятельность совмещал с руководством Румянцевским музеем (1900-1910 гг.). Его усилиями был создан Музей изящных искусств им. Императора Александра (сейчас музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Цветаев Фёдор Владимирович (1849-1901) учился в Шуйском и Владимирском духовных училищах. Высшее образование получил на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Учитель русской словесности. Инспектор 2-й женской гимназии Москвы. Цветаев Дмитрий Владимирович (1852-1920). Младший сын священника В.В. Цветаева. Учился в Шуйском и Владимирском духовных училищах, во Владимирской духовной семинарии и Петербургской духовной академии. Профессор Варшавского университета и Московского археологического института. Известный историк, исследователь протестантизма и католичества в России. Автор первой монографии о царе Василии Шуйском. С 1911 г. - управляющий Московским архивом министерства юстиции. Один из основателей российского государственного архива древних актов и его первый директор.

В конце 1990-х гг. были попытки возрождения дроздовского храма, одиноко стоявшего в поле. Здесь было подворье одного из ивановских монастырей. Итогом начальных работ стало водружение креста, отделение тёплой части храма стеной, установка печи. Сейчас храм приписан к Шуйскому Преображенскому храму (в Мельничном). Служба проводится один раз в год в престольный праздник бывшего села Дроздова.

После посещения Дроздова можно по объездной дороге вокруг Шуи добраться до дороги на Лежнево и следовать по ней, через Хозниково; можно вернуться и ехать в Лежнево через Иваново.

Хозниково, Никольский храмХОЗНИКОВО (до революции - село Ковровского уезда Владимирской губернии, сейчас - посёлок городского типа, районный центр Ивановской области).

Старинная дорога из Шуи в Лежнево (а далее на Суздаль, Владимир, Москву) сейчас проходит лесами по малолюдной местности. Редкие деревни расположены, как ни странно, не вдоль дорог, а вдоль рек Уводи и Шепелевки в окружении лесов (возможно, они возникли задолго до появления сухопутных дорог, когда жизнь и благополучие жителей зависели от рек). Многие деревни исчезли после средневековых татарских и польских разорений, часть была ликвидирована уже в советское время.

Практически единственный населённый пункт на тридцатикилометровом участке - село Хозниково, расположенное посредине между Лежневым и Шуей. В селе сохранилась заброшенная церковь Святителя и Чудотворца Николая (построена в 1789 г. на средства помещика Мельгунова и прихожан; в 1859 г. пристроен тёплый придел Богоматери "Всех Скорбящих Радость").

Хозниковский приход в конце 19 в. объединял около 2000 человек, живущих в окрестных деревнях. К хозниковской церкви относилась каменная часовня (построенная в 1887 г. крестьянином М. Сорокиным) и церковь Иоанна Предтечи при каменной богадельне (построена в 1869 г. купцами Шорыгинами). Церковь при богадельне и часовня уничтожены.

С Хозниковым связаны страницы биографии княгини Софьи Григорьевны Волконской (супруги министра императорского двора генерал-фельдмаршала Петра Михайловича Волконского), сестры опального декабриста Сергея Григорьевича Волконского, сосланного в Сибирь. Волконская владела значительными имениями в Суздальском, Шуйском и Ковровском уездах (в том числе Хозниковым и Воскресенским). Она провела в Хозникове зиму 1854-1855 годов и весну 1855-го.

С Хозникова началась история одной из успешнейших промышленных династий края - фабрикантов Шорыгиных. Биография Шорыгиных типична для местных промышленников - трудолюбивые выходцы из крепостных крестьян-старообрядцев княгини Волконской начали собственное дело с пары изб с примитивными станками, затем, по мере роста капитала, производство развивалось, вчерашние крестьяне переходили в купечество, дело становилось семейным с привлечением братьев, жён, детей, создавались товарищества, объединённые мануфактуры, строились новые фабрики, благоустраивались фабричные сёла. Династия Шорыгиных внесла существенный вклад в развитие текстильного производства в крае. От первой избы-светёлки в Хозникове усилиями нескольких поколений Шорыгиных возникло пять крупных текстильных предприятий - подмосковная Старогоркинская мануфактура, Горкинская мануфактура в Новых Горках (ООО "Новогоркинская мануфактура"), товарищество Шуйской мануфактуры (сейчас шуйская объединённая прядильноткацкая и ситценабивная фабрики), фабрика наследников И. А. Треумова в городе Коврове, фабрики товарищества А. Т. Шорыгина при селе Новинках (Савинский район, ООО "Архиповский текстиль). Важно, что кроме получения чистых дивидендов от производства, Шорыгины оставляли и иные следы в истории края - они занимались благотворительностью, развивали производство (в т.ч. используя недешёвые новейшие технологии и оборудование), строили дороги (в т.ч. и железные). Ценной чертой династии Шорыгиных было постоянное стремление к собственному образованию и обучение фамильному делу детей.

Лежнево, колокольня Знаменского храмаЛЕЖНЕВО (до революции - село Ковровского уезда Владимирской губернии, сейчас - посёлок городского типа, районный центр Ивановской области).

История дворцового села Лежнево уходит в глубокое средневековье. Считается, что Лежнево с окрестностями существовало уже во времена Батыя (сохранились легенды о татарских набегах, разорённых сёлах, местах ожесточённых сражений).

Стратегически Лежнево расположено очень удачно - на перекрёстке важных торговых путей (на Ростов и Ярославль, Ковров и Муром, Владимир и Москву, Плёс и Кинешму, Шую и Нижний Новгород, Нерехту и Кострому). Речка Ухтохма (приток Уводи), на берегах которой стоит Лежнево, прежде была более полноводной и являлась судоходной. Вниз от Лежнева ходили торговые струги до самой Волги.

Торговля, промыслы (важнейшим из которых стал текстильный), удачное расположение между губернским Владимиром, богатым фабричным Ивановом и уездной Шуей положительно сказались на облике, состоянии и благополучии села.

Среди владельцев Лежнева были представители известных дворянских родов. В 1588 г. село было пожаловано вдове ливонского короля Магнуса Марии Владимировне (в девичестве княжны Старицкой). Судьба племянницы Иоанна Грозного и бывшей ливонской королевы достаточно драматична, запутана и достойна приключенческого романа - она оказалась заложницей в сложных политических играх. Обманом привлечённая в Россию, Мария Владимировна была пострижена в монахини, потеряла дочь, сменила несколько монастырей. При этом отдельные эпизоды её жизни и даже смерти достаточно неоднозначны и противоречивы (история её возвращения трактуется и как организованное хитроумное похищение и как добровольная передача; по одним источникам смерть её наступила в 1597 г., по другим - она активно участвовала в событиях польско-литовского нашествия и умерла в 1612 г; среди причин насильственного пострига упоминаются и конкуренция за престол и женская ревность, неясна и причина смерти её дочери). Упоминается несколько монастырей, где она жила (Новодевичий монастырь, Подсосенский монастырь рядом с Троице-Сергиевой лаврой, лежневский Знаменский монастырь). Основной причиной её приключений, пострига, интриг и преследований рассматривается опасность захвата власти - Мария Владимировна (и её дети) теоретически могли претендовать на российский престол, подступы к которому в то время бдительно контролировал Борис Годунов.

Лежневым в разное время владели князь И.Б.Черкасский, думный дьяк М.Волошенский, Иван Фёдорович Стрешнев, бояре Пушкины (предки великого поэта), князь С.М.Львов, князь В.М.Голицын, боярин А.С.Матвеев, князь Ф.Ф.Куракин, боярин А.С.Шеин, генерал-майор И.И.Чемберс, князь Ю.Ю.Одоевский, князь Долгорукий.

Санкт-Петербург, Крюков каналСтал знаменит выходец из Лежнева - крестянин Семен Крюков, отправленный на строительство Петербурга. Благодаря своей физической силе, выносливости, и, видимо, незаурядным деловым качествам, Крюков смог из обычного строителя сам стать начальником (строительным подрядчиком), накопить определённые средства, да заодно и лично познакомиться с Петром Первым. В честь лежневского крестьянина был назван один из первых петербургских каналов, вырытый под его руководством. Крюков канал сейчас расположен в одном из живописнейших, романтических и загадочных уголков старого Петербурга.

Внешне центр Лежнева, хоть и в упрощённой форме, напоминает центр ближайшего (в 16-19 вв.) города Шуи. Здесь так же, как и в Шуе, на высоком речном берегу построен каменный церковный комплекс с высокой изящной колокольней (колокольню строил тот же архитектор, что и в Шуе - швейцарский зодчий Гауденцио Маричелли, стимулом к строительству колокольни, как и в Шуе, послужила победа русских над французами; правда, некоторые историки указывают на более приземлённый характер торжества местных промышленников - отечественная война сильно помогла их бизнесу, т.к. после наполеоновского нашествия были разорены московские текстильные предприятия, овновные конкуренты владимирским). Так же, как и в Шуе в панораме Лежнева видны старые фабричные корпуса и трубы (промышленность села в 18-19 вв. развивалась довольно успешно и динамично). В начале 20-го века в селе Назарьеве (сейчас часть Лежнева) возник женский монастырь с крупным краснокирпичным Покровским собором в псевдорусском стиле (в Шуе в это же время появился Всехсвятский единоверческий женский монастырь с похожим по стилю Успенским собором).

Многим Лежнево обязано династии предприимчивых крестьян-старообрядцев Кокушкиных, развивавших местную промышленность в конце 18-го - начале 20-го вв. Они основали местное градообразующее предприятие - миткалево-ткацкую фабрику (сейчас ЗАО "РОСКО-Лежнево"), участвовали в благоустройстве села. Фабрика Кокушкиных в Лежневе стала за столетие одним из крупнейших во Владимирской губернии текстильных предприятий, представляла собой доходное, достаточно гибкое производство с современным высокотехнологичным оборудованием. Были налажены цепочки поставок и рынки сбыта, использовались последние технические достижения.

Кроме фабричного производства в Лежневе и соседних деревнях в сер. 19 века был сильно развит сапожный промысел (изготовление сапог и башмаков), производство рукавиц, тканье холста для клеёнок, кузнечное дело (изготовление гвоздей, подков, котлов для фабрик). Лежневцы вели торговлю с Украиной, Белоруссией, Астраханью, Петербургом и Москвой. Местные изделия продавались на местных ярмарках и базарах (в Шуе, Парском, Иванове, Введенье, Холуе), охотно скупались офенями для распространения по всей стране. Существенный и стабильный достаток местным жителем приносил приют путников, круглогодично следующих в соседние ярмарочные и промышленные центры через Лежнево.

Храмы Лежнева, в целом, сохранились, потеряв, правда, наружние завершения и внутреннее убранство. В центре села на небольшой территории сконцентрированы сразу три сельских храма - Рождественский, Казанский, Троицко-Знаменский.

Лучше остальных сохранилась действующая двухэтажная Троице-Знаменская церковь. До середины 18-го века при ней находился Знаменский женский монастырь. Считается, что вдовствующая королева Мария Владимировна Старицкая (инокиня Марфа) в конце 16-го века основала и сам монастырь и главный Знаменский храм. Каменная Знаменская церковь (вместо деревянной, существовавшей с начала XVII века) была построена в 1745 г. на средства лежневского крестьянина А.П. Любимова (он же финансировал строительство и двух соседних храмов; вероятно, был основным вкладчиком и Знаменского монастыря в 18-м веке; в то время Любимов был самым богатым человеком в Лежневе, содержал казённые винные откупы, до самой смерти был вотчинным бурмистром, заслужил почёт и уважение всех жителей Лежнева). После упразднения монастыря в 1754 г. монахини были переведены в суздальский Покровский монастырь, а Знаменская церковь временно сделана отдельной приходской (с 1782 г. Знаменский храм стал приписным к соседнему Христорождественскому). В 1813 г. над Знаменской церковью был надстроен второй этаж, освящённый во имя Святой Троицы, после чего храм стал называться Троицко-Знаменским. Церковь имеет три престола: в честь Знамения Божьей Матери (зимний), во имя Святой Троицы (летний), в честь святителя Петра, митрополита Московского.

В 1816-1823 году в честь победы русского оружия над Наполеоном на средства фабриканта К.В. Кокушкина при Знаменской церкви была возведена высокая колокольня (76 м.). Автором проекта стал Гауденцио Маричелли из швейцарского города Тессина. Лежневская колокольня по мнению многих специалистов - совершенное творение, лучшая колокольня в крае. Это сооружение - результат последовательного многолетнего развития талантливого, оригинального и плодовитого зодчего (к сожалению, наиболее известным широкой общественности фактом его биографии является неудача при обрушении колокольни в Шуе; между тем, ответственность Маричелли, его роль в проектировании и строительстве шуйской колокольни окончательно неясны - не обнаружен до сих пор ни один проект - ни начальный, ошибочный, ни исправленный, воплощённый в жизнь; возможно, при строительстве шуйской колокольни Маричелли был исполнителем, а не автором проекта). Считается, что в Лежневе Маричелли взял профессиональный реванш за неудачу в Шуе, построив лучшее своё творение в России (вскоре швейцарец покидает Россию, видимо, в связи с уголовным делом об обрушении шуйской колокольни, его следы теряются).

Несмотря на белые пятна в биографии зодчего, известно, что он за тридцатилетний период жизни в Росии построил довольно много. Маричелли строил церкви в костромском Перепелицыно (не сохр.) и Тетеринском (Нерехтский район); на территории современной Ивановской области - церкви в селе Михайловском (Фурмановский район) и в Старой Вичуге (не сохр.), в Иванове (перестройка старообрядческой молельни в Казанскую церковь, строительство Троицкой церкви, уничтоженной в советское время), в Шуе (перестройка Покровской церкви). Также Маричелли приписывают строительство усадебного дворца графа С.П.Татищева, и соседний парк, в Вичуге, Шуйского гостиного двора, небольших построек в Николо-Шартомском монастыре (ограды, частей зданий). Вероятно, сохранились и иные постройки зодчего в России и в Италии. Важно, что зодчий совершенствовал и развивал своё мастерство именно в России.

"Можно предполагать, что Маричелли приехал в Россию начинающим архитектором. Во всяком случае зарубежного опыта ему недостаёт, чтобы сразу ярко проявить себя. Долгие годы он ищет себя в профессиональном плане. При этом осваивает местные архитектурно-строительные традиции, учится. И, наконец, вырабатывает свой стиль, в котором соединены формы русского провинциального зодчества и элементы итальянской архитектуры эпохи Возрождения". (Л. Шлычков)

В 1870 г. в колокольню вмонтировали часы с курантами и четырьмя циферблатами фирмы "Братья Бутенопы". Фирма братьев-датчан изготавливала (ремонтировала) часы для Спасской башни Московского кремля, Петропавловского собора в Петербурге, кремлей Твери, Астрахани, Страстного монастыря в Москве. Колокольня сейчас является гордостью и визитной карточкой Лежнева, изображена на гербе Лежневского района.

Рядом со Знаменской церковью на высоком берегу Ухтохмы расположены ещё два каменных храма - Рождественский и Казанский. На данный момент они переданы Лежневскому подворью Свято-Успенского мужского монастыря (Иваново) и ожидают восстановления.

Главной среди трёх лежневских церквей до революции считалась Рождественская (так следует из Историко-статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии; шуйский историк В.Борисов выделял Казанскую церковь, как главную в селе, возможно, по размерам). Церковь Рождества Христова (тёплая) усилиями крестьянина А.П. Любимова перестроена в камне в 1725-1739 гг., позднее была расширена в 1839-1851 гг. В церкви существовали престолы Рождества Христова, Николая Чудотворца, Андрея Критского. Также при церкви была шатровая колокольня, хорошо видная на старых фотографиях (не сохранилась).

В 1745 г. на средства того же А.П. Любимова рядом с Рождественской была построена летняя однопрестольная Казанская церковь. Обе церкви с шатровой колокольней были обнесены собственной оградой.

К Христорождественской церкви относилось шесть часовен. Одна из них находилась рядом со Знаменской церковью, пять - в деревнях Кузьмаденье, Скокове, Селышках (две), Мальчихе.

В Лежневе также существовала деревянная кладбищенская церковь на каменном фундаменте, освящённая в 1854 году, в честь Успения Пресвятой Богородицы (церковь была куплена в селе Биликино в 1853 г.).

В лежневских храмах хранились многочисленные церковные реликвии 17-19 вв. - богослужебные книги, кресты с частицами мощей, сосуды, облачения. Среди икон выделялись древние почитаемые иконы Николая Чудотворца и Иоанна Богослова (бывшие храмовые иконы сгоревшей в 1629 г. деревянной Никольской церкви), иконы-вклады владельцев села князей В.В.Долгорукова, М.П.Голицына, И.П.Тюфякина.

В лежневском приходе к концу 19 в. состояло около 6000 человек (жители Лежнева и деревень на удалении до 10 вёрст).

Троицко-Знаменский храм был закрыт в 1936 году. В нем размещались клуб и районная библиотека, столовая и ресторан. В 1947 году возобновились богослужения. Остальные храмы Лежнева (Казанский, Христорождественский) также были закрыты и разграблены. Переданы церкви в 1990-х гг.

Напротив исторического центра Лежнева на противоположном берегу Ухтохмы прежде располагалось старинное село Назарьево (сейчас это часть Лежнева). На территории лесничества постепенно разрушается здание бывшей сельской церкви Покрова Божией Матери (построена в 1740 г.). Есть предание, что именно в этом храме крестили великого полководца А.В. Суворова. Этот факт сомнителен, но, вполне вероятно, что полководец посещал этот храм - его поместья располагались неподалеку.

Главный храм бывшего села Назарьево имел в холодной части престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в тёплой - Святого Пророка Божия Илии. При церкви была каменная шатровая колокольня и каменная ограда (разрушены). В 1898 г. в приходе Покровской церкви числилось около 2200 человек, живущих в окрестных деревнях.

Совсем рядом с Покровской приходской церковью (примерно, в 200 м. к юго-востоку) на склоне Ухтохмы расположены храмы бывшего женского монастыря - крупный краснокирпичный Покровский собор и небольшая церковь в честь Николая Чудотворца. Первым храмом монастыря стала Никольская кладбищенская церковь-часовня на сельском кладбище (построена старанием крестьянина Семёна Филипповича Неплохова в 1877 г.). Свято-Никольская женская община зарегистрирована в 1898 г. при Никольской церкви. В 1901 г. в общине числилось 35 монахинь и послушниц. В 1911 г. был сооружён величественный Покровский собор, построены кельи, ограда, звонница. Община была обращена в монастырь в 1915 г. Перед революцией в монастыре числилось 120 насельниц. Архитектор Покровского собора Николай Корицкий в пояснительной записке к проекту указывал: "При составлении настоящего проекта были приняты во внимание построенные и строящиеся в настоящее время церкви, а именно: церковь в Санкт-Петербурге на Васильевском острове; Великокняжеская усыпальница в Санкт-Петербурге; Собор в Москве на Миусской площади; Собор в Порт-Артуре; церковь в Иваново-Вознесенске".

Считается, что Никольский женский монастырь, возникший в начале 20-го века на сельском кладбище расположился на месте старинного мужского Никольского монастыря, известного уже в 13-м веке и затем исчезнувшего.

Сейчас оба храма бывшего Никольского женского монастыря отнесены к Лежневскому подворью ивановского Успенского мужского монастыря (достойно внимание упоминание о разорении Никольского мужского монастыря в Назарьеве Батыем в 1239 г.; также В.Борисов упоминал два белых полустёршихся надгробных камня с датами погребения "1507", "1502" недалеко от берега Ухтохмы в Назарьево - считалось, что это могилы двух архимандритов).

В июне 1943 года в Лежневском районе был создан первый в СССР генеральский лагерь для военнопленных. В нём на протяжении 13 лет содержались более 400 представителей высшего командного состава. Среди них генерал-фельдмаршал Паулюс, командующий Квантунской армией Ямада Отодзо, член японской императорской семьи Фумитака Коноэ, камердинер Гитлера, его адъютант и личный пилот. В живописном месте к северу от Лежнева в сторону Шуи на опушке соснового леса находится кладбище военнопленных из Германии, Италии, Австрии, Румынии, работавших после войны в Ивановской области.

Интерес для любителей истории представляет деревня Кузьмаденье (расположена в 2 км. к северу от Лежнева напротив выезда из села в сторону Иванова на дорогу А-113). До 1764 г. здесь на берегу Ухтохмы находился небольшой монастырь - Козьмодемьяновская пустынь, подчинявшийся Николо-Шартомскому монастырю. В. Борисов, описывая в сер. 19-го века местность, указывал, что территория пустыни (размером, примерно, 110 на 160 м.) располагается на небольшой горе и окружена глубокими рвами. Монастырь размещался между рекой и деревней. Место бывшего монастыря было отмечено каменной часовней с иконою Козьмы и Дамиана и колодцем с ключевой водой. Название деревни - Кузьмаденье произошло от названия престола главного монастырского храма.

Воскресенское, храмовый комплекс ВОСКРЕСЕНСКОЕ (до революции - село Воскресенское-Прозоровских Ковровского уезда Владимирской губернии, сейчас - село в Лежневском районе Ивановской области).

Старинное село расположено в месте примыкания дорог Шуя - Новые Горки - Воскресенское и Лежнево - Савино. Владельцами села в прошлом были князья Прозоровские, Голицыны, графы Строгановы.

Церковный комплекс, построенный на возвышенном месте у дороги, состоит из колокольни, крупной Воскресенской (летней) и Никольской (зимней) церквей. Воскресенская церковь построена в 1713 г., придел Покрова Пресвятой Богородицы при ней и трапезная - в 1751 г. (примерно в то же время построена и колокольня). Никольская церковь с приделом Смоленской Божией Матери начала сооружаться в 1791 г. (закончена, вероятно, уже в 19-м в.). В приходе к концу 19-го в. состояло около 1800 человек.

Специалисты характеризуют Воскресенский храм, как "яркий памятник местной архитектурной традиции, продолжающей развивать формы зодчества 17-го в.". Внутри фрагментарно сохранилась роспись 3-й четверти 19-го в. "Хороший образец живописи, следующей барочным традициям" (Свод памятников архитектуры Ивановской области).

Сейчас зимний (Никольский) храм действует, церкви восстанавливаются. Церковная ограда и завершения летнего храма утрачены.

С Воскресенским связана жизнь и прославление святого блаженного Киприана Суздальского, чьи мощи свыше 300 лет находились в Воскресенской церкви.

Блаженный Киприан жил на рубеже 16-17 вв. (умер в 1622 г.), был прихожанином села Воскресенского, но при этом жил на небольшом острове в пещере при устье р. Уводи (недалеко от с. Петровского), а в воскресные и праздничные дни приходил молиться в храм села Воскресенского.

"Его отшельническая, подвижническая жизнь была причиной того, что ещё при жизни своей блаженный был почитаем верующим народом настолько, что по кончине его между крестьянами сёл Воскресенского и Петровского был спор; те и другие хотели похоронить у себя тело почитаемого ими отшельника. В итоге отшельник был погребён по левую сторону храма в Воскресенском напротив клироса" (Житие и чудеса святого блаженного Киприана).

В 1751 году князь Голицын, владелец с. Воскресенского (большой почитатель блаженного Киприана), пристроил к летнему Воскресенскому храму придел в честь Покрова Божией Матери над гробом Блаженного. Тогда же положено было совершать торжественно службу с всенощным бдением кроме храмового праздника, на другой день (2 октября) священномученику Киприану, в память о блаженном Киприане.

В начале 20 века блаженный Киприан был причислен к лику Владимирских святых. Перед революцией начался систематизированный сбор материалов о чудесах, связанных с Блаженным Киприаном, для общецерковного прославления святого (активное участие в этом принимала Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна Романова). В архиве УФСБ России по Ивановской области найдено описание чудес, наблюдаемых у гробницы блаженного (1915-1919 гг.). 20 февраля 1938 г. Комиссия по ликвидации мощей, уполномоченная Ивановским облисполкомом, вскрыла надгробие и изъяла мощи блаженного Киприана. Икона с изображением святого и металлическая доска с надписью были переданы Центральному Антирелигиозному музею, а останки блаженного препровождены в ивановский институт судебной медицины, который, в свою очередь, должен был передать их в Москву в упомянутый музей. С этого момента мощи святого исчезли.

Новые Горки, вид села со стороны ШуиНОВЫЕ ГОРКИ (до революции - село Ковровского уезда Владимирской губернии, сейчас - село в Лежневском районе Ивановской области).

Новые Горки живописно расположены на высоком холме над рекой Уводь. История села не слишком длинная - в середине 19 века в крохотном сельце Горки в семь дворов предприимчивые купцы Шорыгины основали ткацкую фабрику (сейчас прядильно-ткацкая фабрика ООО "Новогоркинская мануфактура"). Строительство и развитие фабрики, инициированные Шорыгиными, привели к существенному увеличению села. Произошло слияние сельца Горки с соседним сельцом Корнево с появлением нового названия "Новые Горки", появились новые улицы, где селились фабричные рабочие, была построена церковь, даже проведена ветка железной дороги (станция северной железной дороги у посёлка Архиповка, где те же Шорыгины основали Шуйско-Новинскую ткацкую фабрику, ныне ООО "Архиповский текстиль", названа "Шорыгино" в честь выдающегося советского химика-органика Павла Полиектовича Шорыгина - представителя династии текстильных фабрикантов).

В Новых Горках с подачи Шорыгиных в начале 20-го века возведена Троицкая церковь с элементами модного и редкого для провинции неорусского стиля (в округе церкви в подобном стиле строились в Вичуге, Шуе, Иванове). Церковь строилась по заказу фабрикантов Шорыгиных на средства рабочих и мастеровых фабрики. Возведена, вероятнее всего, была в 1916 г. московскими зодчими (по другим данным в 1904 г.). "Своеобразный по формам приходский храм, в архитектуре которого свободно сочетаются мотивы русского и неорусского стилей" (Свод памятников…). Также в 1916 г. произошло освящение храма. Службы проходили до закрытия храма в 1928 г. В 1953 г. была сломана колокольня (также были уничтожены завершения). В храме размещалась библиотека, затем склад. С 1992 г. храм передан верующим. 10 мая 1998 года архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием совершено повторное освящение храма. В 2005 году на новогоркинском кладбище была построена и освящена часовня в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. 8 июня 2006 был освящён левый (Казанский) престол храма.

Сравнение современного вида новогоркинского храма с прежними фотографиями позволяет обнаружить некоторые отличия. Так по центральной оси храм украшали ещё две главы - над трапезной и над алтарём. Считается, что прежде наружные стены были выкрашены в голубой, жёлтый и зелёный цвета, купола были позолочены.

Как бы ни были существенны различия и велики потери, белоснежный ново-горкинский храм со сверкающими крестами и куполами после восстановления выглядит очень живописно. Удачно выбранное строителями место для храма позволяет безошибочно находить к нему дорогу при подъезде к селу со всех сторон. Несмотря на окружающие пятиэтажные панельные дома Троицкая церковь всё равно остаётся наиболее высоким сооружением. Наиболее выигрышно и логично храм смотрится при подъезде со стороны Воскресенского - на вершине холма, над частоколом антенн окружающих домов, фабричными постройками, извивающимися по холмам дорогами, зеленью огородов, водной гладью.

Якиманна, колокольняЯКИМАННА (до революции - Якиманский погост Шуйского уезда Владимирской губернии, сейчас - село в Шуйском районе Ивановской области).

Последним поселением со стороны Новых Горок перед Шуей является село Якиманна. Упоминания об Якиманском погосте встречаются с первой половины 17-го в. Название села происходит от названия главного храма погоста - Иоакима и Анны.

На рубеже 18-19 столетий на средства местного помещика - дворянина Василия Павловича Каблукова (усадьба владельцев села находилась в соседней деревне Абрамово, где до сих пор сохранился усадебный парк) вместо прежних деревянных храмов были возведены каменные – холодная пятиглавая церковь Иоакима и Анны (1771 г) и тёплая церковь Казанской Божией Матери с приделом Святителя и Чудотворца Николая (1809 г.). Казанской церковь примыкала к колокольне. Церковный комплекс был обнесён кирпичной оградой. Внутри ограды находилась каменная усыпальница-часовня. Храмовыми реликвиями Якиманского прихода были старинная местночтимая икона Иоакима и Анны, а также резная икона Спасителя.

В конце 19 столетия церковными попечителями были Бальмонты (родители и родственники известного поэта-символиста). Большой 130-пудовый колокол для местной колокольни был отлит на средства одного из Бальмонтов.

В 1898 г. в Якиманском приходе числилось около 1600 прихожан из окрестных деревень.

В советское время Казанский храм, примыкающий к колокольне, был уничтожен. Внутреннее убранство храмов утрачено. В церкви Иоакима и Анны заложены окна второго света и разобраны четыре главы. Ограда и усыпальница были разрушены.

После возвращения храма Церкви в 2002 г. бывшая церковь Иоакима и Анны была освящена как Казанская. Назначение погоста практически не изменилось - кладбище продолжает существовать, село, к сожалению, вымирает.

Якиманна в последние времена регулярно становится центром местной культурной жизни - здесь место упокоения родителей известного поэта-символиста К.Д.Бальмонта (родовое гнездо Бальмонтов - местных дворян находилось в сельце Гумнищи в 1 км от Якиманны). На территории погоста проходят "Бальмонтовские чтения" с участием потомков поэта, литературно-краеведческой общественности, учёных, сотрудников музеев и представителей прессы, любителей поэзии.

Интерес к творчеству и биографии великого поэта-уроженца шуйской земли может быть отчасти удовлетворён посещением шуйского историко-литературного музея им. К.Д.Бальмонта (бывший краеведческий музей). В последние годы в Шуе активно проводятся литературно-краеведческие изыскания и разного уровня мероприятия, связанные с творчеством поэта, выпускаются книги.

Сейчас недалеко от колокольни построена деревянная часовня (примерно в 2008 г.). Установлены плиты-надгробия родителей К.Д. Бальмонта. Церковная колокольня оштукатурена, выкрашена жёлтой краской и расписана в нижнем ярусе изображениями святых.

При посещении Якиманны имеет смысл посетить Гумнищи (где установлен памятный знак К.Д. Бальмонту; усадьба Бальмонтов не сохранилась), а также осмотреть заросший парк барской усадьбы в Абрамово (свернуть с асфальтовой дороги сразу после колокольни в Якиманне).

Взорново, Никольский храмВЗОРНОВО (до революции - село Шуйского уезда Владимирской губернии, сейчас - территория города Шуи Ивановской области).

Пути из Лежнево и Новых Горок к Шуе сходятся после пересечения объездной дороги в конце ул. Маяковской. Там на небольшой поляне с берёзами, где летом обычно пасутся козы, до 1960-х гг. находилась Никольская церковь села Взорново. При церкви было сельское кладбище (сейчас это незастроенная поляна). Каменная Никольская церковь была построена старанием помещиков Хрущёвых и прихожан в 1802 г. Приделы (Сергия Радонежского и Владимирской Божией Матери) достраивались в 1847 и 1858 гг. Колокольня построена в 1906 г. на средства шуйского купца И.П.Ершова (его же силами и средствами были перестроены и вновь освящены все три придела храма).

История села Взорнова прослеживается с конца 16 в., как вотчины дворян Кайсаровых, получивших село во время опричнины. В конце 18-го века Взорново и окружающие поселения, принадлежащие Кайсаровым, покупают помещики Хрущёвы.

К взорновской церкви относилась каменная часовня Животворящего Креста в барской усадьбе сельца Лихушина (построена помещиками братьями Хрущёвыми в 1801 г.). В начале 20-го века в местной газете "Серп и молот" упоминался большой старинный рубленный деревянный крест, хранившийся в этой часовне.

Приход взорновской церкви в 1914 г. объединял около 1500 человек. Кроме самого Взорнова к приходу относились окружающие деревни, позже включённые в границы Шуи (Лихушино, Филино, Слободка, Гриткино, Панфиловку, Турсуково, Трутнево, Старостино, Набережки, Высоково). Необычно, что к Взорновскому приходу относилось Лихушино - сельцо на противоположном берегу Тезы.

Закрытие и разорение церкви во Взорново состоялись в 1930-х гг., в военное время там размещался склад. Разрушение церкви с прилегающим кладбищем произошло уже в 1950-е гг. В Шуе у запасного выхода из краеведческого музея (со стороны пруда) лежит надгробная плита с могилы статской советницы Софьи Николаевны Пестель, привезённая военными в 1980-е годы. Пестели владели сельцом Лихушиным (глава семьи - статский советник Борис Иванович Пестель был младшим братом известного декабриста, правда, не разделял его взглядов), были прихожанами церкви во Взорнове. Их семейный склеп был разрушен при уничтожении взорновского кладбища. Часовня в Лихушино также не сохранилась (закрыта в 1931 г., в ней размещался склад, библиотека, жилой дом, затем была уничтожена).

Лихушино, Лихушинский парк (в центре) на возвышенном берегу ТезыЛихушино достойно внимания, как одна из лучших видовых точек Шуи. Здесь на крутом левом берегу Тезы остался небольшой парк (памятник природы). В парке прежде размещалась барская усадьба с часовней (деревянный жилой дом сгорел сравнительно недавно - в 1980-х гг.). Напротив - заросшие ивняком пойменные луга, справа от парка за новым автомобильным мостом через Тезу - фабричная Шуя, слева - ажурные конструкции "Стальмоста" (железнодорожного моста, возведённого в 1930-е гг., но не используемого по назначению долгие годы - планы по строительству железной дороги были изменены, впоследствии рядом с Лихушинским парком была станция самой длинной в СССР узкоколейной железной дороги торфовозного назначения Шуя - Балахна). За "стальмостом" - пойменные луга вдоль Тезы, контуры нового вантового моста, купол колокольни в с. Ильинском, уходящие за горизонт леса. Сам Лихушинский парк хранит следы былого великолепия (последние его владельцы проявляли интерес к садово-парковому искусству - содержали оранжерею, высаживали различные растения, создавали аллеи, копали пруды). Правда, сейчас бывший усадебный парк мало отличается от обычного леса - пруды высохли, поляны, аллеи и дорожки зарастают обычными сорными травами и кустами, многие деревья находятся уже в довольно почтенном возрасте и постепенно отмирают, редкие древесно-кустарниковые породы почти исчезли.

ШУЯ. ЗАРЕЧЬЕ

В начале Маяковской улицы расположен комлекс строений туберкулёзной (бывш. Земской) больницы. Среди больничных построек конца 19-го начала 20-го века находится небольшая больничная церковь.

Шуя, храм Алексия человека БожияЦерковь Алексия человека Божия построена в 1887 г. усердием г. Иваново-Вознесенска 1-й гильдии купца Авксентия Никаноровича Новикова (занимался хлебной торговлей). "Церковь - небольшой храм в русском стиле, характерный для времени эклектики" (Свод памятников…). До 1913 г. церковь была бесприходной, после стала приходской. Закрыта в 1923 г. После закрытия завершение храма и колокольни было утрачено, окна заложены, внутренняя отделка уничтожена, внутри размещалась дезинфекционная камера больницы. В 1994 г. церковь передана верующим (первая служба прошла в 1995 г.). Сейчас Алексиевский храм - подворье Свято-Николо-Шартомского монастыря.

Рядом с бывшей земской больницей существовала каменная часовня Грузинской Божией Матери (построена впервые в 1654 г., затем перестроена в камне, пришла в упадок уже в конце 19-го века, возможно, исчезла ещё до революции).

В посёлке Филино (часть Шуи) сохранилась часовня в честь Казанской иконы Божией Матери (построена в конце XIX в; заново освящена 21 июля 1995 г.).

На Заречном кладбище сейчас восстанавливается Вознесенская церковь (видимо, последняя из шуйских церквей, построенная до революции). Церковь построена "тщанием шуйских фабрикантов, купцов и других жертвователей" и освящена в 1908 г. К приходу Вознесенской церкви относились жители ближайших шуйских окраин и прилегающих деревень. В 1914 г. число прихожан составляло около 600 человек. Храм в 1937 г. был передан обновленцам, окончательно закрыт в 1940 г. Долгие годы в нём размещалось мукомольное оборудование. Несмотря на то, что храм в настоящий момент окружён технологическими пристройками хлебокомбината и скрыт листвой окружающих со всех сторон деревьев, вероятно, его роль в городском ландшафте будет меняться на глазах. Так купол и колокольня храма, несмотря на препятствия, видны и с железной дороги, и с некоторых улиц Заречья и от городского парка. Кладбищенский храм достаточно крупный и отличается оригинальной архитектурой.

Маршрут Шуя - Лежнево насыщен разнообразными достопримечательностями. Возможно, по внешнему восприятию для туриста здесь не так уж и много сохранившейся старины (по сравнению с Введеньем и Дуниловым) и совсем нет музеев (по сравнению с Палехом), но достоинств у данного маршрута также достаточно. Прекрасно вписавшиеся в ландшафт храмовые комплексы Лежнева, Воскресенского, Новых Горок не смогут оставить путников равнодушными. Лежневская колокольня - последняя, наиболее яркая и удачная постройка швейцарца Г.Маричелли в России, явно заинтересует ценителей архитектуры. Знатокам русской культуры будет интересно посещение Дроздова и Якиманн, связанных с родом Цветаевых и Бальмонтов. Для верующих будет особенно ценным посещение Китова (место прославления шуйских святых) и Воскресенского (в храме которого триста лет хранились мощи блаженного Киприана Суздальского). Историков могут заинтриговать сведения о лежневских монастырях (Знаменском, Никольском, Козьмодемьянском), подробности пребывания на местной земле декабристов (Н.В. Шимановского, С.Г. Волконской, Пестелей). Среднерусские равнинные пейзажи со спокойными реками, заливными лугами и церковными главами вокруг Лежнева, Воскресенского, Шуи оценят многие.

Дмитрий Черниховский

********************************************************

Дорогами края...
(Шуя - Лежнево)

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

Шуя, Успенский собор Всехсвятского монастыря (фото старой Шуи)

1. Шуя, Успенский собор
Всехсвятского монастыря
(фото старой Шуи)

Шуя, Ильинский храм (фото старой Шуи)

2. Шуя, Ильинский храм
(фото старой Шуи)

Шуя, Промышленное Заречье (фото старой Шуи)

3. Шуя,
Промышленное Заречье
(фото старой Шуи)

Шуя, Мельничное, Преображенский (Никольский) храм

4. Шуя, Мельничное,
Преображенский храм

Шуя, Мельничное, восточная стена храма Преображения

5. Шуя, Мельничное,
восточная стена храма
Преображения

Шуя, Мельничное, парк на месте барской усадьбы

6. Шуя, Мельничное,
парк на месте
барской усадьбы

Китово, Благовещенский храм (1950-е гг.)

7. Китово,
Благовещенский храм
(1950-е гг.)

Китово, изображение шуйских святых Иоакимма Шартомского и Григория Китовского

8. Китово, изображение
шуйских святых
Иоакимма Шартомского
и Григория Китовского

Китово, крест Казанской Божией Матери на месте церкви

9. Китово, крест
Казанской Божией Матери
на месте церкви

Дроздово, 1960-е гг.

10. Дроздово, 1960-е гг.

Дроздово, Воскресенский храм

11. Дроздово,
Воскресенский храм

Дроздово, Воскресенский храм

12. Дроздово,
Воскресенский храм

Хозниково, Никольский храм

13. Хозниково,
Никольский храм

Лежнево, комплекс Христорождественского прихода

14. Лежнево, комплекс
Христорождественского
прихода

Колокольни Лежнева

15. Колокольни Лежнева

Лежнево, колокольня Знаменского храма

16. Лежнево, колокольня
Знаменского храма

Лежнево, памятник героям Великой Отечественной Войны

17. Лежнево,
памятник героям
Великой Отечественной Войны

Лежнево, Троицко-Знаменский храм

18. Лежнево,
Троицко-Знаменский храм

Лежнево, Казанский храм

19. Лежнево,
Казанский храм

Лежнево, Христорождественский храм

20. Лежнево,
Христорождественский храм

Храмы бывшего села Назарьево: Покровская церковь с колокольней (слева), Никольская церковь и Покровский собор женского монастыря (справа)

21. Храмы бывшего села
Назарьево: Покровская
церковь с колокольней
(слева), Никольская церковь
и Покровский собор
женского монастыря (справа)

Лежнево, вид на бывшее село Назарьево

22. Лежнево, вид на
бывшее село Назарьево

Лежнево, Покровский храм (бывшее село Назарьево)

23. Лежнево, Покровский храм
(бывшее село Назарьево)

Лежнево, Покровский храм (бывшее село Назарьево)

24. Лежнево, Покровский храм
(бывшее село Назарьево)

Лежнево, Никольский женский монастырь в нач. 20 века

25. Лежнево, Никольский
женский монастырь
в нач. 20 века

Лежнево, вид бывшего Никольского женского монастыря

26. Лежнево, вид бывшего
Никольского женского
монастыря

Лежнево, Покровский собор Никольского женского монастыря

27. Лежнево, Покровский
собор Никольского
женского монастыря

Лежнево, Покровский собор Никольского женского монастыря

28. Лежнево, Покровский
собор Никольского
женского монастыря

Лежнево, Никольский храм бывшего Никольского женского монастыря

29. Лежнево, Никольский храм
бывшего Никольского
женского монастыря

Лежнево, кладбище военнопленных

30. Лежнево, кладбище
военнопленных

Лежнево, кладбище военнопленных

31. Лежнево, кладбище
военнопленных

Воскресенское, храмовый комплекс

32. Воскресенское,
храмовый комплекс

Воскресенское, памятник героям Великой Отечественной Войны

33. Воскресенское,
памятник героям
Великой Отечественной Войны

Воскресенское, зимний Никольский храм (действ.)

34. Воскресенское, зимний
Никольский храм (действ.)

Воскресенское, летний Воскресенский храм (не действ.)

35. Воскресенское, летний
Воскресенский храм
(не действ.)

Воскресенское, Воскресенский храм внутри

36. Воскресенское,
Воскресенский храм внутри

Воскресенское, фрески Воскресенского храма

37. Воскресенское, фрески
Воскресенского храма

Воскресенское, храм Воскресения. Место, где находились чудотворные мощи Святого Блаженного Киприана Увотского (Суздальского)

38. Воскресенское, храм
Воскресения. Место, где
находились чудотворные
мощи Святого Блаженного
Киприана Увотского
(Суздальского)

Воскресенское, храм Воскресения. Место, где находились чудотворные мощи Святого Блаженного Киприана Увотского (Суздальского)

39. Воскресенское, храм
Воскресения. Место, где
находились чудотворные
мощи Святого Блаженного
Киприана Увотского
(Суздальского)

Воскресенское, Уводь за храмом Воскресения

40. Воскресенское, Уводь
за храмом Воскресения

Новые Горки, вид села со стороны Шуи

41. Новые Горки,
вид села со стороны Шуи

Новые Горки, Троицкий храм

42. Новые Горки,
Троицкий храм

Новые Горки, Троицкий храм

43. Новые Горки,
Троицкий храм

Новые Горки, Троицкий храм

44. Новые Горки,
Троицкий храм

Якиманна, колокольня

45. Якиманна, колокольня

Якиманна, новые фрески на колокольне

46. Якиманна, новые фрески
на колокольне

Якиманна, надгробие родителей поэта Бальмонта

47. Якиманна, надгробие
родителей поэта Бальмонта

Якиманна, Казанский храм

48. Якиманна,
Казанский храм

Взорново, Никольский храм

49. Взорново,
Никольский храм

Шуя. Место уничтоженной церкви во Взорнове

50. Шуя. Место уничтоженной
церкви во Взорнове

Лихушино, Лихушинский парк (в центре) на возвышенном берегу р. Тезы

51. Лихушино, Лихушинский
парк (в центре) на
возвышенном берегу Тезы

Лихушино, Лихушинский парк

52. Лихушино,
Лихушинский парк

Лихушино, вид на Лихушинский мост и Заречье от Лихушинского парка

53. Лихушино, вид на
Лихушинский мост и Заречье
от Лихушинского парка

Шуя, храм Алексия человека Божия при земской больнице (открытка начала XX века)

54. Шуя, храм Алексия
человека Божия
при земской больнице
(открытка начала XX века)

Шуя, храм Алексия человека Божия

55. Шуя, храм Алексия
человека Божия

Шуя, Вознесенский храм (Заречное кладбище)

56. Шуя, Вознесенский храм
(Заречное кладбище)

Шуя, Вознесенский храм (Заречное кладбище)

57. Шуя, Вознесенский храм
(Заречное кладбище)



Rambler's Top100

Рейтинг

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Коллекция.ру

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть