Назад На главную страницу

Храм Вознесения Господня
(Ивановская область, город Шуя, Заречное кладбище)

Проезд: За элеватором напротив железнодорожной станции Шуи, на территории Заречного кладбища.

Фотографии: Василий Наумов (11 апреля 2010 г.), Дмитрий Черниховский (16 августа 2008 г. и 27 августа 2013 г.)

************************************

Церковь построена на месте часовни (1884 г.) на заречном кладбище. Заложена 25 августа 1902 г. Освящена 23 мая 1908 г. Вскоре после освящения были определены средства на содержание отдельного причта. Закрыта в 1939 г.

“Кирпичная с неоштукатуренными фасадами церковь построена в русском стиле с преобладанием форм, имитирующих декор 2-й пол. 17 в. Продольно-осевая композиция складывается из одноглавого четверика с примыкающими к нему невысокими и более узкими объёмами полукруглой апсиды, прямоугольной трапезной и паперти-перехода к трёхъярусной столпообразной колокольне. Фасады четверика завершаются высокими щипцами, и четырёхщипцовое покрытие, дополненное двускатными диагоналями, значительно обогащает силуэт церкви и превращает основной объём в доминанту всей композиции. Организация фасадов четверика также подчинена завершающим щипцам: крупные арочные окна образуют пирамидальную композицию, подчёркнутую ступенчатым трёхарочным архивольтом; аркатура из перспективных нишек и развитый карниз с рядами зубцов и городков вторят скатам щипцов. Пластику фасадов обогащают безордерные полуколонны с белокаменными капителями и базами, выступающие в виде небольших ризалитов порталы входов, массивные рельефные кресты в нишах. Декор трапезной и колокольни более сдержан и сух, точно копируя элементы убранства церквей 17 в. В гранях среднего яруса колокольни чередуются сквозные и ложные арочные окна в наличниках, очелья которых имеют вид горки из трёх кокошников. Внутри основной четверик перекрыт восьмигранным сомкнутым сводом с узкими диагональными гранями. Широкими арочными проёмами он соединяется с апсидой, перекрытой конхой, и трапезной, полулотковый свод которой архаичен для своего времени. В апсиде и трапезной частично сохранились метлахские плитки пола. Свод в храме и арки проемов обработаны профилированными тягами” (Свод памятников, 2000).

Закрыта в конце 1930-х, венчания сломаны. Внутри бывшего храма было установлено и функционировало оборудование для мукомольного производства. Помещение в целом сохранило первоначальный объём, подверглось внутренней перепланировке. На сводах храма под слоем побелки сохранились фрагменты росписи.

В 2000-х гг. храм был возвращён верующим. В настоящее время имеет статус подворья Воскресенско-Фёдоровского монастыря (с. Сергеево).

Материалы Шуйского краеведческого музея
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. – М.: Наука, 2000. – 813 с.

************************************

Вознесенская церковь на Заречном кладбище - один из последних храмов, возведённых в Шуе перед революцией. Несмотря на достаточно крупные размеры, необычные формы и богатое внешнее оформление, про существование Вознесенской церкви в Шуе сегодня далеко не все знают. Храм находится в промышленной зоне за железной дорогой и пока труднодоступен. Но, судя по имеющимся скупым сведениям о его короткой истории, нельзя говорить о том, что данный храм, несмотря на удалённость от центра города и историческую "молодость", затерялся среди богатых и известных шуйских храмов.

Вознесенская церковь сегодня располагается крайне неудачно для обозрения - на территории заброшенной промзоны. С северной стороны к храму примыкает Заречное кладбище (от которого прежний кладбищенский храм теперь отделён забором), с остальных трёх сторон церковь окружают бывшие производственные постройки. С запада вплотную к колокольне пристроено четырёхэтажное производственное сооружение. С востока (со стороны железнодорожного вокзала) храм загораживает огромный корпус элеватора.

К сожалению, этот яркий и интересный в архитектурном отношении храм по своему невыгодному расположению не играет существенной градообразующей роли. Но, несмотря на окружающие Вознесенскую церковь производственные сооружения и кроны деревьев, обновлённый купол и шатёр колокольни видны и из окон поездов, прибывающих в Шую со стороны Иванова, и с некоторых улиц Заречной части Шуи, и даже из городского парка культуры и отдыха с противоположного левого берега Тезы.

Заречное кладбище у восточной границы Шуи за железной дорогой появилось в конце 19-го века. В то время на основном городском кладбище (Троицком) уже не хватало мест для новых захоронений, а численность населения фабричной Шуи постоянно увеличивалась. Известно, что в 1884 г. на новом Заречном кладбище была построена деревянная часовня (разрушена в 1920-х гг.). В начале 20-го века на кладбище строится новая церковь. Уже изначально предполагалось, что новая церковь кроме выполнения кладбищенских функций станет новым приходским храмом для жителей заречной части Шуи.

Так сложилось, что в крупном и экономически успешном фабричном городе, большую часть населения которого в начале 20-го века составляли рабочие местных текстильных фабрик, не было ни одного фабричного храма! Все приходские церкви в Шуе находились на левом берегу Тезы. А большинство фабрик - на правом. Западная (заречная, промышленная) часть Шуи формировалась из бывших пригородных деревень и фабричных посёлков, постепенно сливавшихся между собой вдоль полотна железной дороги "Иваново - Новки". В заречной промышленной части Шуи при значительном количестве фабричного населения в начале 20-го века не было ни одного приходского храма (Ильинская и Алексиевская церкви были бесприходными, церкви Мельничного и Взорнова были тогда за городской чертой). Для крупных жилых кварталов промышленного Заречья был необходим свой собственный вместительный приходской храм (генеральный план Шуи 1834 г. предусматривал устройство в заречной части двух новых площадей с церквями; Ильинская церковь на площади у большого моста через Тезу действительно была построена, но она была небольшой и являлась подворьем Николо-Шартомского монастыря).

Известно, что инициативу по строительству церкви на заречном кладбище проявил благочинный по Шуйскому городскому округу протоиерей Александр Иванович Казанский (настоятель шуйской Покровской церкви). Хлопотами, связанными со строительством нового храма, занимались члены специально сформированного "Строительного комитета по устройству нового кладбищенского храма в Заречной стороне г. Шуи". Вероятно, в комитет входили первые лица города, представители духовенства, крупные шуйские фабриканты и купцы, предоставившие средства на строительство и содержание причта.

Строительство нового храма началось после соответствующего указа Владимирской Консистории от 27 июля 1901 г. (по другим источникам, храм был заложен только через год после указа - 25 августа 1902 г.). В феврале 1908 г. представители Строительного комитета обратились к епархиальному начальству с просьбой открыть при храме самостоятельный приход и утвердить штатный причт. В прошении указывалось, что храм "в настоящее время совершенно окончен и вполне снабжён церковной утварью, богослужебными книгами, ризницей, звоном и всеми необходимыми предметами для богослужения". Необходимость устройства нового приходского храма также подтверждалась прилагаемыми к прошению сведениями. Шуйский благочинный указывал: "выяснилось, что желающих быть прихожанами новоустроенного кладбищенского храма насчитывается до 455 душ мужского пола и 548 душ женского пола. Все они живут частию в ближайших деревнях, частию в городе и ни к какому определённому приходу не принадлежат и от новоустроенной церкви отстоят в неотдалённом расстоянии. Особые условия новоустроеннной церкви, как кладбищенской, с которой имеет связь, как с местом погребения усопших родственников, целая многолюдная часть города, дают право предполагать, что причт этой церкви может безбедно жить и без общественных домов, устройство которых отложено до будущего времени". Благочинный также указал, что в городе Шуе 7 церквей приходских, в том числе собор, 4 церкви бесприходных и один единоверческий монастырь.

Владимирская консистория на основе сведений, предоставленных Строительным комитетом и шуйским благочинным, в свою очередь, ходатайствовала перед Синодом о необходимости устройства приходского храма в указанной части города (учитывая количество лиц, заявивших желание быть прихожанами новоустроенного храма и немногочисленность приходов в городе).

От Священного Синода уже 22 февраля 1908 г. был получен положительный ответ на ходатайство консистории - открытие прихода с причтом из псаломщика и священника одобрялось "с тем, чтобы содержание причта новооткрываемого прихода относилось исключительно на изысканные местные средства". Освящение Вознесенской церкви провёл 23 мая 1908 г. архиепископ Владимирский и Суздальский Николай. Вскоре после освящения были определены средства на содержание отдельного причта (сначала при церкви служил только один священник, с 1917 г. в штате также появился дьякон). Известно, что в 1914 г. к Вознесенскому приходу относилось 600 человек, живших в 134 домах на Ивановских улицах, в посёлках Дубки, Маремьяновка, Дмитровка.

Вознесенская церковь, как и многие местные храмы, была сначала передана обновленцам (23 октября 1937 г.), а затем закрыта окончательно (май 1940 г.) и передана под склад зерна. Затем здание было переоборудовано под цех Шуйского хлебокомбината. Внутри было смонтировано многоярусное мукомольное оборудование, снаружи пристроены различные технологические пристройки и производственные сооружения. Храм возвращён церкви в 2008 г. В настоящее время Вознесенская церковь на заречном кладбище - подворье Свято-Воскресенско-Фёдоровского мужского монастыря в селе Сергеево.

Вознесенская кладбищенская церковь построена в псевдорусском стиле, распространённом в Шуе и округе. Практически во всех шуйских храмах периода эклектики использовались хотя бы элементы "русского стиля" (комплекс Всехсвятского единоверческого монастыря, Ильинская, Петропавловская и Никольская тюремная церкви, Алексиевская церковь при земской больнице, часовня Александра Невского). Из наиболее ярких гражданских сооружений Шуи в псевдорусском стиле построены здание городской управы (сейчас - краеведческий музей) и водонапорная пожарная башня.

Искусствоведы, описывая архитектурные особенности Вознесенской церкви, отмечают широкое применение форм, имитирующих декор русского зодчества 2-й пол. 17 века.

"Продольно-осевая композиция складывается из одноглавого четверика с примыкающими к нему невысокими и более узкими объёмами полукруглой апсиды, прямоугольной трапезной и паперти-перехода к трёхъярусной столпообразной колокольне. Фасады четверика завершаются высокими щипцами, и четырёхщипцовое покрытие, дополненное двускатными диагоналями, значительно обогащает силуэт церкви и превращает основной объём в доминанту всей композиции. Организация фасадов четверика также подчинена завершающим щипцам: крупные арочные окна образуют пирамидальную композицию, подчёркнутую ступенчатым трёхарочным архивольтом; аркатура из перспективных нишек и развитый карниз с рядами зубцов и городков вторят скатам щипцов. Пластику фасадов обогащают безордерные полуколонны с белокаменными капителями и базами, выступающие в виде небольших ризалитов порталы входов, массивные рельефные кресты в нишах".

До строительства элеватора и цехов мельничного комбината (1950-е гг.) с южной стороны к Вознесенской церкви примыкал открытый незастроенный участок, что позволяло полностью видеть храм от железнодорожного вокзала. Церковь окружала низкая ограда с воротами. Четверик венчало пять декоративных куполов (сейчас восстановлен только центральный). Благодаря крупным окнам, храм должен был быть хорошо освещенным.

По размерам и внешнему оформлению Вознесенская кладбищенская церковь была вполне сопоставима с важнейшими храмами центра Шуи начала 20-го века - Воскресенским собором, Крестовоздвиженской и Спасской церквями (что было излишне для кладбищенского храма). Видимо, попечители строительства церкви, выбирая проект, хотели построить в Заречье новый приходской храм, не уступающий историческим шуйским храмам. Вероятно, большинство прихожан Вознесенской церкви составляли рабочие шуйских фабрик, живущих в заречной части.

Прежнее убранство храма, утварь, иконы полностью утрачены. Внутри выполнена перепланировка (располагается мукомольное оборудование). На сводах храма под слоем побелки сохранились фрагменты росписи.

Известны отрывочные сведения про священников, служивших в Вознесенской церкви.

Первым настоятелем Вознесенской кладбищенской церкви с момента её основания в 1908 до 1928 г. был священник Фёдор Васильевич Казанский (с 1917 г. - протоиерей). Кроме духовной деятельности он известен, как краевед-этнограф и деятель просвещения Владимирской губернии. Казанские - известный в 19-20 вв. духовный род, многочисленные представители которого служили в храмах преимущественно Владимирской губернии. Фёдор Васильевич родился в 1862 г. в с. Большие Всегодичи Ковровского уезда. Окончил Шуйское духовное училище и Владимирскую духовную семинарию. Работал учителем в Переславском, затем надзирателем во Владимирском духовных училищах. Рукоположен во священника 16 марта 1891 г. и определён к Ильинской церкви Ильинско-Телешовского погоста Шуйского уезда. Во время службы в Ильинском-Телешове Казанский Ф.В. активно занимался просвещением крестьян, в 1894 г. организовал общество трезвости и общедоступную библиотеку. Собрал богатый этнографический материал по крестьянскому быту, отношению крестьян Шуйского уезда к вере и народным обычаям (Казанский был одним из активных и добросовестных респондентов этнографического бюро князя В.Н.Тенишева). Материалы Ф.В. Казанского хранятся в Российском Этнографическом музее в Санкт-Петербурге (часть опубликована) и пользуются спросом среди исследователей. После постройки кладбищенской церкви на заречном кладбище в Шуе Фёдор Васильевич Казанский был переведён к ней священником. С 1909 г. Казанский состоял членом правления Шуйского духовного училища. В годы первой мировой войны шуйским земством на Ф. Казанского была возложена обязанность организации воинских захоронений (в том числе немецких военнопленных). Первое из них появилось на Вознесенском кладбище. К счастью, Казанского, в отличие от многих шуйских священников, не коснулись репрессии 1930-х гг. - он служил в церкви, его дети получили образование. Умер о. Фёдор в апреле (по другим данным - в январе) 1945 года и был похоронен в пригороде Шуи - Мельничном, в ограде Никольской церкви, тогда единственной действующей в районе (сейчас - Преображенская церковь в Мельничном). Могила Ф.В.Казанского сохранилась.

В 1931-1932 гг. настоятелем Вознесенской церкви был Александр Матвеевич Чуфаровский - будущий иерарх Русской православной церкви. Александр Матвеевич родился в 1884 г. в селе Чуфарово (Ростовский уезд, Ярославской губернии). В 1908 году окончил Ярославскую духовную семинарию. Учился в Варшавском университете на юридическом факультете (после второго курса обучение оставил, чтобы содержать семью). С 1910 г. служил священником в Ярославле и Ярославской епархии (Ростове, Рыбинске, Тутаеве, Данилове, Яковлевской слободе), Шуе, Буй (Костромской области). В 1944 г. пострижен в монашество с именем Николай. О.Николай 21 мая 1944 г. хиротонисан в епископа Полтавского и Кременчугского. С 23 мая 1944 г. - епископ Волынский и Луцкий. С 1945 года - епископ Волынский и Ровенский. С 3 января 1946 г. - епископ Ижевский и Удмуртский. С 30 октября 1947 г. - епископ Астраханский и Сталинградский. С 12 декабря 1947 г. - епископ Орловский и Брянский. С 19 октября 1949 г. - епископ Ростовский и Новочеркасский. С 27 марта 1951 г. - епископ Рязанский и Касимовский. Возведён в сан архиепископа 25 февраля 1959 г. Скончался 7 марта 1967 года в Ярославле. Похоронен у алтаря Троицкой церкви посёлка Смоленское города Ярославля.

С 1932 по 1937 гг. священником Вознесенской церкви был Аркадий Павлович Каменев. Известно, что он был уроженцем Саратовской области, главой большой семьи (в семье было семеро детей), перебравшейся в Шую. О.Аркадий был арестован 7 октября 1937 года как "Участник контрреволюционной группы церковников в Шуе и за антисоветскую агитацию". Постановлением тройки УНКВД Ивановской области от 22 октября 1937 года был признан виновным в преступлениях, предусмотренных ст. 5810 и 5911 УКГСФСФ и расстрелян 23 октября 1937 года в Иванове. Место захоронения неизвестно (предположительно на кладбище в Балино или Бурылинском, где хоронили расстрелянных в 1930-1940 гг.).

Вознесенская церковь в настоящий момент пока непригодна для полноценных служб. Капитального ремонта с демонтажом мукомольного оборудования и разборкой производственных сооружений, окружающих здание, ещё не было. Еженедельно в деревянной пристройке, примыкающей к алтарю храма, совершаются панихида и водосвятный молебен, а также крестный ход по территории монастырского подворья. Кадры, сделанные во время одной из таких служб (август 2009 г.), выложил в социальной сети LiveJournal ("Живой Журнал") известный российский фотограф Александр Тягны-Рядно. Он любовался Вознесенским храмом ещё в детстве (до переоборудования под мельничный цех) и считает его очень красивым. В компетентности суждений о красоте известного фотографа сомневаться не стоит.

Дмитрий Черниховский

************************************

Храм Вознесения Господня
(город Шуя)

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

16 августа 2008 г.

Увеличить

Вид с пешеходного мостика
над железной дорогой

Увеличить

Вид с юга

Увеличить

Вид с запада,
со стороны кладбища

Увеличить

Четверик. Вид с северо-запада

Увеличить

Вид с северо-востока,
со стороны кладбища

Увеличить

Шатёр колокольни

Увеличить

Элементы декоративного
оформления колокольни

Увеличить

Вид со стороны железной дороги
"Иваново - Новки"


27 августа 2013 г.

Вознесенская церковь - подворье Николо-Шартомского монастыря.
Мукомольное оборудование демонтировано снаружи и внутри,
восстанавливаются утраченные барабаны глав, окна.
Внутри наводится порядок. Храм открыт для богослужений.
Вход пока с южной стороны – главный вход через колокольню еще закрыт.

Увеличить

Вид церкви со стороны входа
на территорию подворья
(с ул. Завокзальной)

Увеличить

Колокольня

Увеличить

Портал главного (западного) входа

Увеличить

Южный фасад.
Восстановление утраченного барабана

Увеличить

Вид изнутри. Южная стена

Увеличить

Вид изнутри. Алтарная часть

Увеличить

Вид изнутри. Северная стена

Увеличить

Свод (в форме звездицы
– священного предмета,
символизирующего Вифлеемскую звезду)

Увеличить

Фрагменты росписи на своде

Увеличить

Фрагменты росписи на своде



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть