Приглашаем
И почему же Иуда предал Иисуса?
Сегодня в Ивановском музыкальном театре состоится премьера балета "Иуда". Мы предлагаем вашему вниманию беседу с автором идеи Станиславом Ефимовым, автором либретто Дмитрием Лапшовым (кроме того, они исполнители главных ролей в спектакле) и балетмейстером-постановщиком заслуженной артисткой России Людмилой ЛАКОМСКОЙ.
- Как возникла идея балета?
- Это долгая история. Сама идея появилась ещё несколько лет назад, но развиваться, так сказать, обрастать плотью начала только в прошлом году.
- Согласитесь: Новый Завет, сам образ Иуды - тема не совсем традиционная для балетной сцены...
- Для нашей ивановской - может быть. Но современный балет давно обращается к сюжетам, поднимающим нравственные и философские вопросы. "Братья Карамазовы" и "Чайковский" Эйфмана, "Казанова" Лавровского, "Смерть молодого человека" и "Пиковая дама" Пти, в конце концов - "Золотой век" Григоровича - эти балеты совсем не похожи на классические постановки "Лебединого озера" или "Жизели". Необходимость в обновлении языка хореографии, не говоря уже о музыке и собственно тематике балета, появилась ещё в начале XX века. А к середине столетия уже целая плеяда блестящих хореографов работала в нетрадиционной для классического балета пластике, использовала музыку, никогда ранее в балетных постановках не звучавшую. Яркие свидетельства этого - шедевры Мориса Бежара, Матса Экка, Джона Ноймайера, Марты Грэм...
- И всё-таки давайте вернёмся к вашему балету...
- Балет "Иуда" - это результат осмысления нами концепции Божественного Промысла. И именно образ Иуды становится выражением наших идей о непостижимости замыслов Бога, о вечном противостоянии человечества и веры в Божественное в душе каждого из нас.
- Но Иуда - предатель...
- Вот именно. Всего лишь одно из целого ряда ставших нарицательными имён - Ирод, Хам, Иуда... Но прочтите Евангелие и попробуйте ответить на вопрос: "А
почему же Иуда предал Иисуса?".
- И вы своим балетом на него отвечаете?
- О, нет. Но, безусловно, предлагаем над этим задуматься. Все знают, что Иуда предал Иисуса, но каким он был до предательства, почему решился на него, да и решался ли?
- Вы хотите оправдать Иуду?
- Разумеется, нет. Мы не собираемся переписывать Евангелие, никогда такой цели перед собой не ставили. Весь наш балет - это размышление, если угодно - поиск ответа на вопрос.
- Вопрос какой?
- Любой человек - независимо от веры, даже убеждённый атеист - рано или поздно задает его себе: "Что есть моя жизнь? Цепочка непредсказуемых случайностей? Психофизическая проекция, контролируемая неким искусственным разумом? Или же часть Его замысла?". Оглянитесь вокруг - и вы увидите, что этот вопрос стал сегодня очень актуален. Не забудьте и о том, что из вопроса "Что есть моя жизнь?" неминуемо вытекает другой: "Что есть моя смерть?" Оба этих вопроса неразрывно связаны с верой в Бога. Балет "Иуда" и про это тоже.
- Как я поняла, язык вашей постановки отличается от классического?
- Вы в этом сами убедитесь. Пластическое решение каждого персонажа диктуется музыкой, а подобранная нами музыка - компиляция композиций, выдержанных в симфо-роковом ключе, - изначально предполагает неклассическую хореографическую лексику. Обилие авторов-композиторов обусловлено нашим желанием максимально приблизить характер музыки к характеру персонажей, к эмоциональному фону каждой сцены, расширить исполнительский диапазон.
Мы рассчитываем на диалог со зрителем и готовы ответить на любые вопросы, которые возникнут после просмотра балета. Приглашаем вас на премьерные спектакли: они состоятся сегодня и 7 декабря в 18 часов.
Беседовала Елена РЫЖОВА
("Рабочий Край", 30 ноября 2001 г.)
Ссылки по теме:
В мире иллюзий и неиллюзий
Иуда - наш и не наш
Всё ли можно потрогать руками?
Снова распинают Христа!
Несколько вопросов к самому себе