Театр
В декабре прошлого года в Ивановском музыкальном театре прошла премьера балета "Иуда" в постановке заслуженной артистки России Л. Лакомской. Автор идеи (он же исполнитель заглавной роли) - С. Ефимов. Либретто, подбор музыкального материала (он же - Иисус) - Д. Лапшов. Художник-постановщик - Г. Ижевская. Художник по свету - Т. Ижевская. В балете заняты артисты балета А. Ижевский, Л. Маркова, В. Каравашкин, О. Бирюков, И. Дмитриева, А. Кузнецова, Е. Титова, М. Заболошина.
Спектакль - при всей своей внешней яркости и неожиданности - вызвал самые различные суждения. Предлагаем вашему вниманию несколько точек зрения на увиденное.
Полемические строки
Всё ли можно потрогать руками?
Всё ли можно потрогать руками? Это, пожалуй, первый возникающий после просмотра балета вопрос. Соблазн прикоснуться к тайнам и смыслам Нового Завета и рассказать об этом прикосновении средствами искусства - не нов. Вот и ивановским артистам захотелось это сделать...
Одно ясно: то, что совершила Людмила Лакомская, можно обозначить словами "очень талантливо". Не смею судить о её отношениях с Богом и верой, но в работе балетмейстера-постановщика мне почудилось некое руководство свыше. Да, средства хореографического модерна оказались как нельзя более подходящи для решения суперсложных сценических задач, но в первую очередь, на мой взгляд, именно Людмила Лакомская в очередной раз проявила себя глубоко мыслящим мастером. "Иуда" - её балетмейстерский дебют, но я говорю "в очередной раз", имея в виду прежние работы артистки в качестве примы-балерины. В бытность Валентины Лисовской главным балетмейстером музыкального театра именно она, Лисовская, открыла для нас не просто способную на многое балерину, но и драматическую актрису, игре которой были подвластны самые тонкие психологические нюансы.
Религиозный философ Владимир Соловьёв в своём творчестве ярко показал, что подмена и смешение понятий могут происходить на всех уровнях религиозного сознания. Говорить о том, что у кого-то - у постановщиков ли, зрителей ли, рецензентов ли - уровень религиозного сознания выше, чем у других, значит, впадать в гордыню. Изо всех сил постараюсь этого не делать, хотя сама идея балета изначально заложила под своё основание полемическую "бомбу".
Понятно, что С. Ефимов и Д. Лапшов, взявшись за столь опасный, с моей точки зрения, материал, немало прочитали и немало умственно и духовно помучились. Они, по собственным словам (см. "РК" от 30 ноября), хотели не реабилитировать Иуду, имя которого стало синонимом предательства, а заставить зрителей задуматься над его поступком, попробовать ответить на вопрос: "А почему же Иуда предал Иисуса?". Весь балет, утверждают авторы, - поиск ответов на эти вопросы, "результат осмысления нами концепции Божественного Промысла".
Честно говоря, после премьеры меня посетила странная на первый взгляд мысль: а при чём здесь, строго говоря, евангельский сюжет, при чём здесь Иисус и Иуда? Увиденное на сцене могло быть вполне житейской историей о коварстве и предательстве с участием персонажей с иными, вполне земными, а не евангельскими именами. На какого зрителя в действительности рассчитывали постановщики? Дмитрий Лапшов не исключает, что молодые зрители, посмотрев балет, возьмутся за Божественные тексты. А вот я в этом совершенно не уверена. Для людей, не знакомых с Новым Заветом, многое в спектакле останется неясным (к тому же есть претензии и к собственно тексту либретто); те же, кто ориентируются - да простится мне этот глагол - в Писании или, более того, искренне веруют, знают следующее: да, ни один волос не упадёт с головы человека без Божией воли, но каждый миг нашей жизни - это необходимость делать выбор, которой нас Бог вовсе не лишает. Повторяю: для человека верующего - это аксиома. Когда же мы смотрим спектакль, складывается впечатление, что именно этот момент и остался в нем непроявленным: да, Иуда предал своего Учителя, но - на всё воля Божья... А как же свобода нравственного выбора?
Споры будут - и именно вокруг идеи, потому что с точки зрения театральности и вообще нынешней жизни музыкального театра балет обладает рядом несомненных достоинств. Во-первых, давно мы не видели самостоятельную балетную постановку. Во-вторых, большая часть партий исполнена на вполне достойном уровне (я бы в первую очередь отнесла к ним актёрские работы И. Дмитриевой, Е. Титовой и А. Кузнецовой). В-третьих, впечатляет подбор музыки, развёрнутое симфороковое полотно, в котором мы не услышим затасканных и проходных фрагментов: музыка, безусловно, стала одним из наиболее ярких "действующих лиц" спектакля. В-четвёртых, на славу поработали художники.
...Игнорирование православной догматики, как писал когда-то протоиерей А. Шаргунов, "чревато катастрофическими подменами в коренном вопросе о тайне добра и зла". Было бы глупо с моей стороны выносить вердикты, но ощущение подмены остаётся... Не всё можно потрогать руками...
Татьяна ПОЛОСИНА
Снова распинают Христа!
Господь Иисус Христос своей земной жизнью и крёстными страданиями указал нам путь к спасению. Он основал Церковь Христову на земле. Но, как Сам терпел и пострадал, так и заповедал каждому христианину достойно, с молитвой терпеть искушения и испытания, уповая на милость и защиту Божию.
Почему же так легкомысленно в наше время люди стали относиться ко всему священному? Что для многих стали вера, Церковь, Евангелие, звание христианина? Что кротость, терпение, любовь, воздержание, целомудрие, честность, верность супружества? Нас опять пытаются убедить, что все эти жизненные и нравственные ценности сегодня не модны? Мир лежит во зле, и оно приумножается...
В Рождественский пост в Ивановском Дворце искусств (на святом месте, где когда-то возвышался великолепный храм Божий) прошла премьера балета "Иуда". Что заставило молодой коллектив исполнителей взяться за эту тему и вынести в название спектакля имя Иуды, олицетворяющее предательство и презрение? Дерзнуть изображать образ Христа на сцене! Непонимание? Безверие или кощунство?
Оформление, костюмы, музыкальное решение - всё говорит за то, что постановщики неплохо знакомы с евангельскими событиями. Однако акценты в постановке расставлены таким образом, что сцены, олицетворяющие зло и царство сатаны, "эффектнее".
Заканчивается первое действие, Иуда принимает кусок хлеба от Иисуса и удаляется, чтобы предать Его. Занавес закрывается, зал взрывается аплодисментами. Какое безумие, как же надо окаменеть сердцем, чтобы аплодировать бесчестию!
А заканчивается спектакль недопустимой фантазией постановщиков: Иисус выводит из Ада душу предателя Иуды и приглашает его в Рай. Это искажение евангельского смысла. Евангельский текст Тайной Вечери учит нас иному отношению Господа к Иуде. Господь сказал своим ученикам: "Опустивший со мною руку в блюдо, этот предаст меня (речь об Иуде. - Прим. авт.); впрочем, Сын Человеческий идёт, как писано о Нём, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы этому человеку не родиться" (Евангелие от Матфея 26, 23-24). Вот страшный Божий приговор предательству. Не обольщайтесь те, кто расставляет по-своему акценты, делает ловушки. Ничто нечистое в царствие небесное не войдёт! Хорошо сказал Иоанн Креститель: "Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния" (Евангелие от Матфея 3, 7-8).
Иерей АЛЕКСАНДР,
проректор Ивановского духовного училища,
начальник отдела образования
и катехизации Ивановской епархии.
Несколько вопросов к самому себе
Православная традиция не позволяет играть Христа. Тем более - в балете. Целомудренные протестантские фильмы показывают Иисуса со спины, и то мельком, да так, чтобы тень от его фигуры не дорисовывала портрет. В этом - благоговение перед Ним как Богом и человеком, уважение к исторической реальности, которую нельзя игнорировать.
Спектакль вне этих традиций, но в своём нравственном "этаже" религиозно целомудрен: Христос не пляшет и почти не жестикулирует. На этом спасибо, хотя для кого-то здесь - театральное ханжество (Кстати, и для сторонников, и для противников такого рода постановок).
Не хочется анализировать куски и узлы действа - оно захватывает. Общим местом является относительная невыразительность "положительной" сцены с детьми, которая прекрасно сыграна и поставлена, но непосредственное её воздействие на душу и нервы многократно слабее, чем все сатанинские "клипы", составляющие основу спектакля. Удивительно, но они будто сделаны с натуры: цвет, свет, их игра, гамма, музыка и ритм, комплекс движений и их система, взаимное смещение фигур удивительно напоминают некоторые психиатрические симптомы, которые церковь именует искушениями лукавого. По сравнению с кино и телевидением, где возможности физических трансформаций безграничны, балет здесь выигрывает, и это - творческое чудо. Но не слишком ли много чёрного гипноза света - звука - танца?
Финал вызвал слёзы. Он, на мой взгляд, самая сильная сцена балета "Иуда", и это тоже удача не из лёгких. Мистически красиво и выразительно, в русле простой логики христианского разумения. Апофеоз работы художника, получившего решение явно свыше, а не по измышлению. Но, может, я плачу от веры? Рядом тоже плачут...
"Иуда" - гармоничное, сильное, очень умное зрелище. Балет, где решены небалетные мировоззренческие проблемы, но средствами зрелища. Все ли это поймут? Не спутают ли с шоу?
Юрий ЕРМИЛОВ
("Рабочий Край", 12 января 2002 г.)
Ссылки по теме:
В мире иллюзий и неиллюзий
Иуда - наш и не наш
И почему же Иуда предал Иисуса?
|