Дорогами края... (Шуя - Дунилово - Введенье)
Места к северу от Шуи отличаются живописным сочетанием среднерусских ландшафтов со слабоволнистым рельефом, смешанными лесами, полями, заливными лугами вдоль рек. Украшением и почти естественным компонентом местных пейзажей стали многочисленные храмы. К счастью, индустриализация практически не коснулась этой части Шуйского района. На небольшой территории вдоль Тезы расположено несколько древних сёл с богатой историей - Горицы, Дунилово, Введенье, Пупки, Чернцы. Здесь происходили военные действия, возникали и исчезали монастыри, проводились крупные ярмарки, развивалась местная промышленность и промыслы. Небольшой кольцевой маршрут на север от Шуи вдоль Тезы до границы Шуйского и Ивановского районов интересен историкам, краеведам, художникам, фотографам, ценителям русских пейзажей, православным паломникам, да и всем любознательным и активным людям, которые не считают проведение свободного времени перед телевизором лучшим досугом.
Большинство поселений вдоль Тезы по этому маршруту известны уже в 15-16 вв. Недостаток документальных сведений, легенды и предания о прошлом, островки средневековья в виде купеческих домов и храмов, живописная природа делают эти места особенно притягательными.
Подлинных сведений о возникновении, названии этих поселений установить практически невозможно. Вполне вероятно, что они возникли одновременно с Шуей (или поселением на её месте) на удобных для жизни и обороны возвышенных речных берегах. Возможно, что и в дохристианское время. Связь между этими поселениями осуществлялась, в первую очередь, по Тезе и её притокам. Есть версия, что в 14-м веке в этих местах собирались русские отряды, шедшие на Куликовскую битву.
Примечательно, что несмотря на годы борьбы с религией и последние десятилетия явного экономического упадка в регионе, церковная жизнь в этих местах возрождается с новой силой - ремонтируются заброшенные и полуразрушенные церкви, возникают и успешно расцветают монастыри, строятся новые часовни и храмы. Вся церковная жизнь на данном маршруте в последнее десятилетие пишется "с чистого листа" - во всех храмах службы прерывались более чем на полстолетия, во всех храмах не сохранилось ничего из прежнего убранства и церковно-исторических реликвий, о преемственности священнослужителей и прихожан также вряд ли можно говорить.
Маршрут от Шуи до Дунилова для знакомства с местными пейзажами и архитектурными достопримечательностями можно совершать разными путями (на рейсовом автобусе, автомобиле, велосипеде, при желании - на байдарке по Тезе). Удобно начинать и заканчивать путешествие в Шуе. Расположение действующих, закрытых и уничтоженных храмов и монастырей на территории Шуя - Дунилово - Введенье - Шуя:
http://maps.yandex.ru/?um=4utI1f7DfFzJkiXSj4ET-WWz_qwCghFX&l=sat
Отправной точкой логично считать архитектурный и духовный центр города - Воскресенский собор [1], от которого по Костромской ул. (прежняя дорога к г. Лух) двигаться к окраине. Первое интересное место - парк культуры и отдыха. Парк ограничивает небольшую площадь у развилки дорог на Кострому и Лух (бывш. Конская пл., дорога на Кострому - Дуниловская ул.). До середины 18 века земли парка относились к Троицкому мужскому монастырю, затем берёзовая роща на крутом берегу использовалась шуянами для гуляний [5]. С 19 века роща, именуемая "Грачевники на Крутихе", получила статус парка.
На площади перед парком сохранились комплексы купеческих усадеб 19-20 вв. с двухэтажными домами, каменными амбарами - "палатками", многочисленными дворовыми пристройками. На территории парка находится красно-кирпичное здание администрации - бывшая старообрядческая церковь [2-4]. Церковь построена в 1910-х гг. Заказчиком и основным попечителем церкви был состоятельный крестьянин из Пустоши - Яков Турлапов (один из крупнейших в местности организатор овчинно-шубного промысла на рубеже 19-20 столетий, финансировал приезд в Шую старообрядческих проповедников и иерархов, организовывал известные на всю губернию публичные диспуты старообрядцев с православными). Необычна и интересна церковь своим архитектурным обликом, вобравшим в себя черты средневековых храмов Новгорода и Пскова. Построек в таком (неорусском) стиле в Шуе больше не было. Храмы в таком стиле появились перед самой революцией и в основном сконцентрированы в Москве и крупных старообрядческих центрах. В Ивановской области настоящим шедевром неорусского стиля является Воскресенская церковь в Вичуге. Пока на данный момент нет ясности ни с точной датой постройки шуйской старообрядческой церкви, ни с названием, ни с архитектором. Также не вполне понятно, как храм выглядел изначально - какая была колокольня, какой купол. Весь храмовый комплекс - хозяйственные постройки, несколько жилых домов, дом настоятеля, ограда были постепенно разрушены. На месте старообрядческого кладбища сейчас танцевальная площадка и аттракционы. Внутри здание перестроено - там администрация парка и гараж. Иконостас был в 40-х гг передан в Ивановскую Успенскую старообрядческую церковь.
С высоты городского парка открывается вид на пологий правый берег с уходящими к горизонту заливными лугами и фабричную часть Шуи [9, 10]. Между элеватором и корпусами фабрик правого берега Тезы виден сверкающий купол и колокольня Вознесенской церкви на Заречном кладбище [6-8]. Вознесенская кладбищенская церковь построена в начале 20 века в русском стиле. После закрытия в 30-х гг. там размещалось мукомольное оборудование. Сейчас храм является подворьем Воскресенско-Фёдоровского мужского монастыря (с. Сергеево Шуйского района) и находится на ремонте.
Через овраг от парка на возвышенной речной террасе расположено Троицкое кладбище. На этом месте находился до 1764 года Шуйско-Троицкий мужской монастырь. Монастырь был достаточно известен и почитаем - в его вкладчиках значились русские цари и известные князья - Иван Грозный, Михаил Фёдорович Романов, Дмитрий Пожарский, князья Шуйские, Горбатые. После упразднения монастырская церковь стала приходской, территория передана под городское кладбище [11, 12]. Церковь, большинство старинных надгробий и склепов в советское время были уничтожены. Въездные ворота на кладбище и ограда сохранились со времен существования приходской Троицкой церкви [16, 17]. На кладбище установлен обелиск в честь павших в годы Великой Отечественной войны [14]. В начале 2000-х гг построена часовня Георгия-Победоносца [13], обнаружена и приведена в порядок могила блаженной Фаины Шуйской [15].
Исторический центр Шуи, городской парк со старообрядческой церковью и Троицкое кладбище (бывший монастырь) занимают сходные возвышенные элементы рельефа над Тезой, что наиболее заметно от реки [1, 5, 16].
Сразу после Троицкого кладбища вдоль Дуниловского тракта начинаются кварталы бывшего села Юрчакова (присоединено к Шуе в 1940-х гг.). В живописном месте около впадения в Тезу небольшого ручья до конца 1950-х гг располагался комплекс Преображенской церкви. При церкви была усыпальница владельцев села - дворян Кашинцевых. После уничтожения церковного комплекса здесь в 1950-х гг построены жилые дома [18-23]. С селом связаны легенды о татарском нашествии. Группа усыхающих сосен на берегу - остатки пригородного леса (известного в Шуе, как "Юрчаковские сосны"). Считается, что здесь у местного помещика Кашинцева гостил и творил композитор и поэт Александр Алябьев (автор романса "Соловей").
При выезде из города открываются живописные панорамные виды Шуи в окружении полей и лесов [27]. Справа от дороги - просторные поля, постепенно поднимающиеся к плоской возвышенности, заросшей лесом - "Осиновой горе". Обширную территорию между кварталами шуйских окраин (Яскино, Петропавловское) и Осиновой Горой занимает городское кладбище "Осиновая гора". У входа на кладбище сооружена новая деревянная Успенская церковь (1998 г.), шатёр которой виден издалека. Храм является подворьем Николо-Шартомского монастыря [26].
Также справа при выезде из Шуи в сторону Дунилова виден купол Петропавловской церкви [24, 25], возвышающейся с небольшого уступа над одноэтажными домами. Храм возвращён верующим в 1996 г. и постепенно восстанавливается (на данный момент из видимых утрат - отсутствие колокольни, которую предполагается отстроить заново). Сейчас Петропавловская церковь является местом хранения мощей Св. Мученика Авксентия (Калашникова).
В центре поселка Перемилово (около 1.5 км от границы Шуи) в 2003 г. освящена новая деревянная церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" [28].
В селе Сенниково (около 8 км от Шуи) в 2002 освящён новый бревенчатый Ильинский храм [30-32].
После 15 км дороги, проходящей, в основном через леса (параллельно реке Тезе) открываются поля, окружающие Дунилово. Въезды в села Дунилово и Горицы отмечены металлическими крестами у дорог (видимо, признак монастырской территории, куда входят все храмы обоих сёл). Красота древних сёл, их богатая история, современная духовная жизнь регулярно отражаются в исторических, религиозных, художественных очерках местного и регионального масштаба.
Первая церковь, открывающаяся путнику при въезде в село - Покровская [33-45]. Ансамбль Покровской церкви включает главную (холодную) Покровскую церковь с шатровой колокольней, зимнюю (тёплую) Всехсвятскую церковь, ограду с башенками и входами. Комплекс сформирован в 17-19 вв. Сейчас выполняются интенсивные ремонтные работы. Любопытно, что в росписи храма просматриваются наложения - результаты разных этапов работ. Напротив Покровской церкви через дорогу - Никольская часовня, построенная в честь победы русских над польско-литовскими интервентами (капитальный ремонт часовни выполнен в 2009 г).
Направо за Покровской церковью - дорога к кладбищу. Кладбище расположено на возвышенном холме. В центре - церковь Преображения Господня [46-50]. Рядом с кладбищем на северо-восток проходит старинная (непроезжая сейчас) дорога к селу Васильевское. Церковь прежде была приписной (относилась к Благовещенской, регулярные службы не велись). Сейчас в церкви проходят службы. Недавно установлены новые купола. Колокольня разрушена.
У моста через Тезу стоит небольшая краснокирпичная Крестовоздвиженская церковь [51]. Храм отремонтирован. Богослужения возобновлены с 1996 г. До революции был приписным (относился к Благовещенской церкви, регулярные службы не велись). Церковь перестроена из часовни, построенной в память умерших от холеры в 1654 г. Интересно, что попечителем строительства храма были представители влиятельного старообрядческого рода Балиных (выходцев из предприимчивых крестьян, местных промышленников, основателей фабричной Южи, строителей Успенского единоверческого прихода в Дунилове, где сейчас расположены основные строения Свято-Успенского женского монастыря). Дом Балиных - напротив церкви в руинированном состоянии.
Через несколько сотен метров от моста на берегу Тезы стоят храмы бывшего Благовещенского прихода - старейшая в селе Благовещенская церковь (бывший собор женского монастыря) и небольшая зимняя Казанская церковь с шатровой колокольней [52, 53]. После десятилетий разрухи храмы быстро восстанавливаются силами Свято-Успенского женского монастыря. Каменная ограда вокруг комплекса сооружена заново. Богослужения в Казанской церкви после ремонта возобновлены с 1998 г. Комплекс наиболее живописно смотрится с противоположного берега Тезы - с дороги на Фурманов [66].
Комплекс бывшей Успенской единоверческой церкви, отделенный от застройки села заливными лугами, сейчас значительно преобразился. За годы существования Свято-Успенского женского монастыря (образован в начале 1990-х), здесь появилось целое поселение с жилыми домами, теплицами, производственными помещениями, фермами, сопоставимое по размерам с небольшим заводом или сельскохозяйственным предприятием [55, 64, 65].
Ансамбль Рождественской и Вознесенской (зимней) церквей в Горицах сейчас также относится к Дуниловскому женскому монастырю [56-63]. Ремонт храмов, видимо, выполняется по мере возможностей. Внутри Рождественской церкви сохранились фрагменты фресок. В наружном оформлении храма использованы изразцы (что, к сожалению, не часто встречается в местных храмах). Службы пока не совершаются. По легенде прежде здесь существовал женский Вознесенский монастырь. Считается, что на возвышенном берегу Тезы рядом с церковным комплексом в 16-17 вв стояли деревянные дома князей Горбатых-Шуйских. Наиболее удачные для обзора дуниловских и горицких храмов места (регулярно посещаемые художниками и фотографами) - мост через Тезу, дорога из Гориц в сторону Иванова. Горицы хорошо наблюдать со стороны Дунилова (от Благовещенской церкви, берега Тезы у Покровской церкви), а также при подъезде к селу со стороны Введенья.
Двигаясь на север от Гориц по шоссе можно насладиться панорамой дуниловских храмов [64-68], а также познакомиться с церковью села Колбацкого (в 5 км вверх по Тезе). Интересно, что к Колбацкому ведёт протяжённый участок старинного тракта - грунтовой, практически непроезжей уже дороги, обсаженной по краям двумя рядами берёз [69, 70].
Колокольня колбацкой церкви видна уже от Гориц. Церковь заброшена и постепенно разрушается [71-73]. Обратный путь в Шую (после Колбацкого) лучше планировать по правому берегу Тезы. Уже в 5 км от Гориц после живописных лесов и полей открывается панорама Введенья со сверкающими куполами Николо-Шартомского монастыря и приходских храмов [74-76]. Современное могущество и влияние монастыря, измеряемое количеством подворий, размерами хозяйства, связанными с монастырем церковными и светскими структурами уже значительно превзошло аналогичные показатели периода исторического расцвета монастыря.
Также в селе активно восстанавливаются бывшие местные приходские церкви - комплекс Введенской и Владимирской, а также Вознесенской и Богословской церквей [77-80].
Практически сразу после Введенья начинается фабричное село Чернцы, вытянутое на несколько километров вдоль дороги. Небольшое село Чернцы своим названием дает повод снова вспомнить о монастырской жизни. По мнению историка В. Огурцова, возможно, в 16-17 веке здесь существовал небольшой монастырь Ильи Пророка. Церковный ансамбль находится практически на выезде из села в сторону Шуи. Сейчас храмы разрушаются (несколько лет назад был начат ремонт кровли Никольской церкви). При посещении села обязательно нужно посмотреть сохранившиеся фрагменты фресок, которые постепенно исчезают [81-86].
При въезде в Шую со стороны Введенья справа видны купола Никольской (Преображенской) церкви в Мельничном [87, 88]. Хотя колокольня церкви видна со многих подъездов к Шуе, наиболее живописный вид открывается с южной стороны (с железной дороги Шуя - Иваново). Церковный комплекс (храм, сторожка, небольшое кладбище внутри ограды) занимает возвышенную часть водораздела узких речек - Сехи и Мотовилихи. Прежде энергия этих двух узеньких речек, большую часть года неотличимых от ручьев, использовалась для мельниц (откуда и название села - Мельничное). В окружении одноэтажной частной застройки и коллективных садов в пойме Сехи церковь на холме как и прежде продолжает оставаться главной архитектурной доминантой местности. От храма вниз к деревянному мостику через речку Сеху ведет деревянная лестница. Рядом с мостиком расположен источник Святителя Николая [89]. Благодаря удачно выбранному для строительства месту, Преображенская церковь хорошо видна с подъездов к Шуе - со стороны железной и автомобильной дороги от Иванова, подъездам со стороны Введенья и Дунилова.
Происхождение церкви не слишком определённое. Известно, что храм существовал уже в 17 веке (по преданию, Мельничное не пострадало от польско-литовских интервентов, благодаря заступничеству чудотворной иконы Николая Чудотворца), но приходским стал позднее - в 18 веке. Возможно, до этого церковь служила домовым храмом для владельцев села (среди которых были и представители князей Шуйских). Любителям истории могут будут интересны следующие сведения: до 17 века село принадлежало князьям Шуйским, одним из владельцев села в 19 в был декабрист Н.В. Шимановский; в 19 в на церковном кладбище находилось несколько полустёршихся надгробных плит, принадлежащих неизвестным княгиням; до 30-х гг. в церкви находилась местночтимая икона Николая Чудотворца, к которой рекомендовалось приложиться всем гостям города и которая "принимала участие" в городских крестных ходах. В советский период (с середины 40-х годов до начала 90-х) Преображенская церковь оставалась единственной действующей в Шуе (соответственно, считалась соборной), поэтому все события местной церковной жизни были связаны именно с этим храмом. Весной 2010 глава колокольни и центральный крест на храме были позолочены.
К центру Шуи (Воскресенскому собору) через Заречье можно пройти через пешеходный мост. При этом дорога на левом берегу будет проходить между крутым берегом и срытым земляным валом шуйской крепости над зарытым крепостным рвом. На пути к собору через площадь Ленина можно увидеть крест на месте взорванной Спасской церкви [92, 93], затем несколько в стороне от центральной площади у кинотеатра "Родина" - перестроенный массив зданий Крестовоздвиженской церкви. Эти храмовые комплексы (Спасский и Крестовоздвиженский) несколько веков определяли облик центральной части Шуи. Архитектура Спасской церкви, оформление и роскошь Крестовоздвиженской (достигнутые благодаря состоятельным и искушённым попечителям - шуйским фабрикантам), сделали их на рубеже 19-20 вв. одними из лучших храмов во всей Владимирской губернии.
Другой путь к Воскресенскому собору от въезда со стороны Введенья для автомобилистов - через Октябрьский мост и улицу Ленина до Зеленной площади. На этом пути находится Ильинская церковь (возвращена церкви в 2009 г, ремонтируется, является историческим подворьем Николо-Шартомского монастыря - подворье там существовало и до закрытия храма, существует и теперь). В помещении храма одно время располагался клуб "Безбожник". Храм потерял колокольню и пятиглавие, которые, скорее всего, будут восстановлены в ближайшие годы [90, 91].
В начале Советской улицы во дворе пятиэтажного жилого дома 60-х гг. постройки можно обнаружить отдельные здания уничтоженного Всехсвятского единоверческого женского монастыря - фрагмент кирпичной стены, корпус монастырской бани, здание краснокирпичной трапезной с нарядными наличниками и входным крыльцом [94-96].
Дмитрий Черниховский
********************************************************
Дорогами края...
(Шуя - Дунилово - Введенье)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|
|