Храм Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла
Фотографии: Андрей Вершинин (19.07.2007).
Проезд: В Шуе - с площади, где находится центральный рынок ехать прямо от рынка в сторону выезда из города на Нижний Новгород (на "Осиновую гору"). Слева метров через 200 будет видна церковь. Проехав еще около 500 метров свернуть налево на ул. 5-я Камешковская и доехать до конца улицы.
Храм Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла возвращён Русской Православной Церкви предприятиями "Товары из пластмасс", "Эргон", семьями Армяниновых и Виноградовых (31.05.2002).
********************************************
История церкви связана со становлением села Петропавловского рядом с Шуей. Начало села связано с трагическим 1831 годом, когда эпидемия холеры, унесла жизни многих шуян. Городские кладбища тогда не смогли вместить всех умерших. Было принято решение организовать отдельное захоронение в малонаселённой на то время окраине города - урочище Рыково.
В память умерших от холеры жителями Шуи был учрежден крестный ход с добровольным недельным постом с 28 июля (по старому стилю). Крестный ход включал обход центральной части города, шествие к месту захоронения и торжественную панихиду на самом кладбище с выносом из храмов почитаемых икон (включая чудотворную икону Шуйско-Смоленской Богоматери из Воскресенского собора).
Место погребения было обнесено земляной насыпью. Над телами умерших в 1847 г. городским головою И.Д. Киселевым поставлен памятник из белого камня с надписью на медной доске “…на сем месте погребены жители г. Шуи от губительной болезни холеры в 1831 г скончавшиеся…”. Пустынное прежде урочище с кладбищем во второй половине 19 века стало активно заселяться. Одна из причин заселения урочища заключалась в том, что владелец земли – купец Г.В. Болотов не нуждался в земле и начал сдавать её в аренду. Жители ближайших деревень охотно переезжали и строились на свободной земле близ фабричной Шуи, где были возможности для заработка. Селение разрасталось и возникла необходимость строительства собственной церкви.
На месте холерного захоронения в 1868 г. с благословения преосвященного Антония построена и освящена часовня. Позднее часовня была обращена в церковь (и освящена 01.10.1872). Строительство часовни и самой церкви выполнялось на средства шуйского купца Г.В.Болотова (владельца территории села), а также потомственной почётной гражданки Шуи М.И.Щеколдиной. Вскоре после строительства церкви урочище Рыково стало селом Петропавловским, по названию церкви. До 1876 г. церковь была приписана к Воскресенскому собору. В 1876 г. были найдены средства на содержание отдельного причта, церковь стала приходской (в приходе в 1898 г. состояло 130 дворов с 600 прихожанами) Видимо, первая церковь оказалась недостаточно вместимой и удачной в архитектурном отношении, так как уже в 90-е годы 19 в. встал вопрос о её перестройке, “по ветхости и тесноте”. Силами церковного старосты – инициативного шуянина Е.А. Гусева организационные вопросы строительства нового храма были решены положительно и оперативно.
Вместо старой обветшавшей церкви на кладбище была построена новая. Для строительства был выбран и выкуплен новый возвышенный и открытый участок (к северо-западу от кладбища), найдены меценаты, проведены строительные работы в 1891-1893 гг. Церковь построена “усердием шуйских граждан”, освящена преосвящённым архиепископом Сергием (28.10.1893), колокольня построена в 1896 г. В архитектурном отношении Петропавловская церковь – “…небольшой приходской храм в русском стиле; укрупненные формы фасадного декора сохраняют связь с традициями тоновской архитектуры. К кубообразному основному четверику, завершённому восьмигранной изогнутой кровлей с заострением в центре, примыкают пониженные объёмы прямоугольного алтаря с выступающей трёхгранной апсидой и неширокого вытянутого западного притвора. Фасады четверика имеют симметричную трехчастную композицию. Углы закреплены широкими лопатками с вертикальным рядом ширинок. Центральная часть фасада акцентирована слабой раскреповкой, ограниченной узкими вертикальными тягами, и щипцовым изломом широкого венчающего карниза, украшенного поясками разнообразных зубчиков и зигзагообразного узора. В боковых пряслах над крупными арочными окнами с килевидными архивольтами, опирающимися на полуколонки, помещены высоко поднятые треугольные сандрики; в центре над порталами входа, им соответствует сдвоенное ложное окно со щипцовым верхом. Декор алтарной части и притвора составляют аналогичные обрамления арочных проёмов (световых и ложных), широкие карнизы с зубчиками, угловые лопатки с ширинками (в притворе)” (цит. Свод памятников, 2000).
Внутри церкви был “красивый” чугунный пол, духовая печь. В иконостасе “с резьбою по дереву” размещались 20 икон, писанных по золотому чеканному фону. Вес большого колокола составлял 160 пудов. Среди жертвователей церкви - Болотов К.Т., Крайкина Е.В., Лядов И.И., Гусев Е.А. При церкви существовала церковно-приходская школа в собственном помещении.
“По устройстве новой церкви общество сочло за нужное не нарушать и старую, как родоначальницу новой; оставить её потомству, как памятник, стоящий на общей могиле погибших от холеры и указываюший на место упокоения” (видимо, старая церковь-часовня была разобрана ещё до революции).
Село Петропавловское присоединено к Шуе в 1928 г. Церковь закрыта в 30-е гг. Колокольня, ограда, купол утрачены. До передачи русской православной церкви (в конце 90-х гг 20 века) помещение использовалась как склад.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. – М.: Наука, 2000. – 813 с.
(Ивановская область, город Шуя, улица Михаила Заботина, 42)
Березин В.С., Добронравов В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898.
Храм Святых Первоверховных Апостолов
Петра и Павла
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|
|