Назад На главную страницу

Губернский архитектор Грузии

Фамилия иностранного архитектора Марицелли (Маричелли) для шуян прочно ассоциируется со строительством самого грандиозного в крае сооружения - колокольни Воскресенского собора (собора Шуйско-Смоленской Богоматери). Известно, что архитектор строил колокольню с 1810 по 1819 гг. В 1819 году, доведённая до четвёртого яруса, колокольня обрушилась. Было заведено судебное дело. Распространена версия о том, что Марицелли сразу же после обрушения (в 1819 г.) притворился сумасшедшим и бежал за границу. На этом общеизвестная информация об архитекторе практически исчерпывается. Сформированный образ Маричелли - трусливый итальянец-авантюрист, алчущий денег и опасающийся ответственности за собственные инженерные просчёты. Положительным героем - автором и строителем существующей колокольни - официально считается простой крестьянин владимирского уезда Михаил Савватеев, на втором плане упоминается "присматривающий" за ним владимирский губернский архитектор Евграф Яковлевич Петров (скорее всего, талантливый и высокопрофессиональный Е.Я. Петров - ученик известного зодчего М.Ф. Казакова - проанализировал, доработал и усовершенствовал проект Маричелли, сохранив ряд задуманных итальянцем деталей; практической же реализацией проекта на месте в качестве строителя руководил подрядчик Михаил Савватеев).

Конечно, неудача со строительством шуйской колокольни не могла не отразиться на карьере и здоровье швейцарского зодчего. Ошибок в строительстве, обрушений и судебных разбирательств не избежали многие архитекторы и строители того времени, работавшие в округе (в Шуе во время капитальной перестройки в 1835 г. полностью обрушилась почти законченная Спасская церковь; карьера известного московского ученого и архитектора А.С.Каминского - автора многих построек в Москве и, в частности, кафедрального Преображенского собора в Иванове, завершилась после обрушения одного из домов, возводимых его фирмой в Москве; архитектор Н.И.Финисов, автор колокольни шуйской Спасской церкви, в 1871-74 состоял под судом по поводу обвала в строившемся им доме Алексеева в Москве; талантливый костромской архитектор С.А. Воротилов умер, не пережив судебного обвинения в якобы неверных инженерных расчётах, способных привести к разрушению построенной им колокольни в Костроме).

Гауденцио Маричелли ди Бедиллора въехал в Россию в начале 1792 г. (в Санкт-Петербургской управе благочиния сделано несколько записей в его паспорте - в феврале и июне 1792 г.). Около тридцати лет (с 1792 по 1821) зодчий активно строил во Владимирской и Костромской губерниях - окрестностях Нерехты, Середы (Фурманова), Родников, в Вичуге, Иваново-Вознесенске, Шуе, Введенье, Лежневе [1,2,3]. Наиболее яркими из известных его произведений считаются Троицкий собор в Иваново-Вознесенске (уничтожен в 1930-х гг.), колокольни в Лежнево и Тетеринском (около Нерехты), корпуса Гостиного двора в Шуе [1]. Черты, характерные постройкам Маричелли, присутствуют и в знаменитой колокольне Воскресенского собора в Шуе.

Известный ивановский искусствовед Леонид Алексеевич Шлычков указал, что Маричелли родом из швейцарского кантона (области) Тессина. Тессин (Тичино) - отрезанная Альпами южная часть Швейцарии, граничащая с Италией и населённая преимущественно итальянцами (поэтому вопрос - кто же Маричелли по происхождению, швейцарец или итальянец - не так уж и важен). Оказывается, что эта живописная гористая часть Швейцарии с субтропическим климатом - уникальное место, родина многих выдающихся архитекторов, скульпторов, художников, работавших в Италии, Франции, Германии, Англии, Польше и России. Первым это удивительное открытие сделал русский художник и историк искусства А.Н. Бенуа, отдыхавший в Альпах весной 1908 г. Он опубликовал статью "Рассадник искусства" (журнал "Старые годы", 1909 г.), называя рассадником именно кантон Тессин [4]. Из маленькой гористой местности, радиусом в 8-9 километров произошли многие выдающиеся мастера архитектуры, работающие в России: Доменико Трезини, Агостино Камуцци, Доменико Жилярди, династии Висконти, Адамини, Бернардацци, Руска. Более ста сорока тессинцев - архитекторов, скульпторов, художников - на протяжении нескольких десятилетий работали в России в 18-19 вв. Некоторые тессинцы приезжали в Россию ещё при Иване III (Пьетро Солари, работавший в Москве в 15 веке). Подтверждением "тессинского" происхождения Маричелли также служит факт его знакомства с одним из известных "итальянцев в России" - Давидом Ивановичем Висконти, академиком архитектуры Императорской Академии Xудожеств, членом строительного комитета (Висконти родом из Тессино). В 1821 г. Маричелли, представляя в МВД положительные отзывы о своей профессиональной пригодности, указал, что при необходимости "о познаниях моих в архитектуре может удостоверить член строительного комитета титулярный советник Висконти" [5].

Свидетельств стремительного бегства Маричелли за границу и признаков его "умалишённости" в трудах шуйских краеведов 19-го века не встречается. После обрушения колокольни Г. Маричелли, находясь под следствием, ещё два года работал в Шуе и окрестностях. В 1820-х гг. по проектам Маричелли строились колокольни в Лежнево и Тетеринском (около Нерехты), корпуса Гостиного двора в Шуе [1].

Известно, что само расследование протекало довольно вяло и бессодержательно. С разрешения властей Маричелли покинул Шую в 1821 г. до завершения расследования [6,7]. В паспорте Маричелли стоит отметка "1821 года сентября 8 дня вид сей по случаю отъезда значущегося в оном иностранца Маричелли Дебодилор из Канцелярии господина московского генерал губернатора возвращён для представления в канцелярию господина оберполицейместера". Возможно, эта запись - свидетельство подготовки Маричелли к отъезду из России. Но записей о самом отъезде Маричелли из России в паспорте нет. Существовало мнение, что зодчий, находясь под судом по делу об обрушении шуйской колокольни, продолжал работать в шуйских окрестностях, построил прекрасную колокольню в Лежнево (1823 г.) и дворец Татищева в Вичуге. Возможно, покинув Россию, он продолжал работать в Европе и оставил там свои постройки, которые со временем будут обнаружены [1]. Жаль, но последнее предположение не оправдалось - Маричелли умер и похоронен в России в мае 1822 г.

Последние месяцы жизни Маричелли официально считался губернским архитектором Грузии, но до места службы он так и не добрался [5]. 31 января 1821 г. умер Грузинский губернский архитектор Иосиф Камберлен. Местное начальство в лице генерал-губернатора Вельяминова начало поиск нового архитектора. Вельяминов писал 31.01.1821 управляющему МВД графу В.П. Кочубею: "о назначении на место здешнего архитектора другого чиновника в коем теперь по весьма значительному возведению в Тифлисе казённых и частных строений большая настоит надобность... весьма бы полезно было для здешнего края, если бы чиновник сей имел способность и опытность в архитектурном деле, ибо обитатели здешние начали иметь понятие о хороших зданиях и теперь довольно уже есть в Тифлисе красивых домов" [5].

Но наплыва желающих на эту должность не наблюдалось (в дальнейшей переписке упоминалось, что известные архитекторы либо не желали ехать в далёкую и дикую провинцию, либо ожидали больших благ и привилегий, чем предлагалось). Почти через год после начала поисков (19 января 1822 г.) швейцарский уроженец Иван Маричелли подал в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий МВД прошение об определении его на должность губернского архитектора Грузии. К прошению прилагались отзывы о его профессиональных качествах от прежних работодателей - епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта и костромского помещика Андрея Нечаева.

Помещик Нечаев написал в отзыве: "господин архитектор Маричелла, находящийся в костромской моей вотчине селе Перепелицыне при построении каменной Воскресенской церкви с пределами под смотрением котораго, каменная и штукатурная работа окончена во всем добропорядочно против учинённого им же… плану, фасаду и профилю и за прилежное его смотрение и знание его в оном искусстве свидетельствую…" (18 мая 1797 г.).

Епископ Ксенофонт от себя указал про Маричелли: "он, находясь в здешней Владимирской епархии с давних лет, производил с соизволения моего каменное строительство храмов Божиих и других церковных зданий по подрядам во многих градах и сёлах с особенным усердным тщанием, искусством и исправностью, и исполнял обязанность свою по заключённым контрактам свято и ненарушаемо" (13 мая 1818 г.).

В Строительном комитете Департамента документы Маричелли приняли, а также организовали необходимую аттестацию его профессиональных знаний. О результатах аттестации, прошедшей 28 января 1822 г., докладывалось: "комитет производил испытание в теоретических и практических познаниях в архитектуре художника Швейцарского уроженца Ивана Маричелли, при котором он Маричелли оказал довольно значительные сведения, из коих можно с достоверностью заключить, что он … с благонадежностью может занимать место губернского архитектора в Грузии" [5].

В феврале 1822 г. Маричелли был утверждён в должности, получил из Главного Казначейства прогонные деньги на проезд до Тифлиса, а также жалование наперёд за треть года службы. Архитектору была оформлена бумага от Императора Александра Павловича на беспрепятственный проезд, предоставление лошадей и проводников.

На пути к месту будущей службы Маричелли 22 марта остановился на ночлег в заштатном городке Починок Нижегородской губернии. Там его хватил паралич "от действия коего лишился он языка и движения правых руки и ноги". Маричелли "...в квартире в крестьянском доме оказался ничего не говорящим и не могущим встать с постели". Тяжёлая болезнь архитектора вызвала беспокойство начальства (петербургского, грузинского и нижегородского). Исправляющий должность нижегородского гражданского губернатора регулярно докладывал в Петербург о состоянии здоровья больного. В одном из первых докладов о состоянии Маричелли отмечалось: "было сделано распоряжение как о пользовании его, так и о приличном помещении... хотя по старости лет неблагонадёжен к скорому выздоровлению - но штабной лекарь Ролонтовский принял на себя обязанность употреблять к поправлению его здоровья все верные способы, для чего отведена ему удобная квартира". Ролонтовский, взявшийся пользовать Маричелли, отмечал "по важности случившейся с ним болезни от удара паралича и старости лет его не предвидит он никакой к лечению надежды". Через два месяца "оный архитектор по совершении над ним таинства миропомазания 27 минувшего мая умер, и тело его предано земле по христианскому обряду" [5].

В пухлом архивном деле хранится продолжительная переписка между петербургскими и нижегородскими чиновниками на предмет возврата неотработанных казённых денег, взятых Маричелли. Имущество архитектора продали с аукциона в Нижегородском Губернском правлении. Собранные деньги вернули казне, но значительной части всё же не хватило. Родственников, претендующих на имущество архитектора, не объявилось. Была надежда на обнаружение и продажу недвижимости в целях восполнения казённых трат, но недвижимости у Маричелли также не обнаружилось [5].

После знакомства с "грузинским" делом к характеристике Маричелли добавляется несколько деталей. Если в 1822 г. архитектор был уже довольно стар, то по приезду в Россию в 1792 г. зодчему могло быть более тридцати. Возможно, Маричелли до приезда в Россию успел поработать в других странах и есть вероятность обнаружения его ранних построек.

Предположения, касающиеся участия Маричелли в возведении построек, датируемых после 1822 г., могут считаться справедливыми только при реализации его проектов другими архитекторами. Запись в метрике Знаменской церкви в Лежнево, цитируемая Л.А. Шлычковым, не противоречит авторству Маричелли в составлении проекта: "При Знаменской церкви колокольня, построенная в 1823 году по рисунку, сочинённому немцем Маричелли" [1]. Говорить о том, что строительством лежневской колокольни Маричелли взял реванш за неудачу в Шуе уже нельзя.

Относительно строительства усадебного дворца С.П. Татищева в Вичуге, стилистически близкого постройкам Маричелли, необходим более глубокий анализ времени постройки. Л.Шлычков указывал 1824 год [1], по другим данным, дворец строился в 1801-1803 гг. [2].

Возможно, Гауденцио Маричелли в своё время был единственным итальянцем в Шуйском уезде, но вряд ли единственным иностранцем. Он в числе других иностранных архитекторов, скульпторов, художников приехал в Россию ради заработка и реализации творческих способностей. Тридцатилетняя работа зодчего в наших краях сыграла определённую позитивную роль в развитии местной архитектуры эпохи классицизма. Архитектор, много лет работая в центральной России, перенимал опыт русского зодчества и сам, в свою очередь знакомил местных архитекторов с европейскими архитектурными идеями, стилями, инженерными решениями. Л.А. Шлычков указывал, что Г. Маричелли за годы работы в России выработал свой собственный стиль, в котором соединились формы русского провинциального зодчества и элементы итальянской архитектуры эпохи Возрождения [1].

Для шуйской истории важно хранить память о швейцарском зодчем и продолжать исследование его биографии и творчества. Желательно установить место его погребения (Починки Нижегородской области находятся к Шуе гораздо ближе, чем Швейцария). Возможно, найдутся сведения о Маричелли, относящиеся к периоду его молодости, обучению архитектуре до приезда в Россию и работе в Шуе.

Дмитрий Черниховский

********************************************************



<
Николаевская (Троицкая) церковь с колокольней в с. Вичуга (Костромская губерния, Кинешемский уезд; сейчас - Ивановская обл., г. Вичуга). Построена в 1801 г. Разрушена в середине 1950-х гг. (фото с сайта "Православные храмы Костромской губернии")
Здание Казанской церкви в Иванове, перестроенное Маричелли из производственного корпуса в старообрядческую молельную
Лежнево, комплекс Христорождественского прихода с колокольней Знаменской церкви, построенной по проекту Маричелли (нач. XX века)
Лежнево, колокольня Знаменской церкви
Лежнево, комплекс Христорождественского прихода с колокольней Знаменской церкви, построенной по проекту Маричелли (нач. XX века)
Указание давать по две лошади с проводником от Санкт-Петербурга до Тифлиса определённому в Грузию губернским архитектором швейцарскому уроженцу Маричелли с подписью петербургского генерал-губернатора, героя войны 1812 г. М. А. Милорадовича (Российский государственный исторический архив ф.1285, оп.8, д.1871)
Прошение Гауденцио Маричелли на вакансию архитектора Грузии с личной подписью (архитектор во многих документах именовался, как Иван Иванович - РГИА ф.1285, оп.8, д.1871)
Симметричные корпуса Гостиного двора в Шуе, спроектированные, предположительно, Гауденцио Маричелли
Шуя, Покровская церковь. Предполагается, что Маричелли мог быть автором колокольни и трапезной с двумя тёплыми приделами
Шуя, Покровская церковь. Тёплый придел, пристроенный к основному храму в начале 19-го века
Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Архангела Михаила) в с. Михайловское (Костромская губерния, Нерехтский уезд; сейчас - Ивановская обл., Родниковский р-н).
Колокольня Успенской церкви с. Тетеринское (Костромская губерния, Нерехтский уезд; сейчас - Костромская обл., Нерехтский р-н).



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть