Проезд: Доминантой посёлка является колокольня Троицко-Знаменского храма (рядом с автостанцией - площадь Советская, 8).
Фотографии: Андрей Вершинин (7 октября 2007 г.)
***************************************************
Каменная Знаменская церковь (вместо деревянной, существовавшей с начала XVII века) была построена в 1745 г. на средства крестьянина А.П. Любимова (бургомистра села, винного откупщика). Храм был частью Знаменского женского монастыря, который существовал с XV века. В 1764 г. монастырь был закрыт, и церковь стала приходской.
В 1813 г. был надстроен второй этаж, освящённый во имя Святой Троицы, после чего храм и стал называться Троицко-Знаменским.
Церковь имеет три престола: в честь Знамения Божьей Матери (зимний), во имя Святой Троицы (летний), в честь святителя Петра, митрополита Московского.
В 1816-1823 году в честь победы русского оружия над Наполеоном на средства фабриканта К.В. Кокушкина, владельца местной фабрики, была возведена высокая колокольня. Автором проекта является итальянец Гауденцио Маричелли. Возможно, достраивал колокольню шуйский зодчий Павел Воронин. В 1870 г. в колокольню вмонтировали часы с курантами и четырьмя циферблатами фирмы «Братья Бутенопы» (год производства – 1858 г.).
***************************************************
Первые исторические документы говорят, что Лежнево было дворцовым селом, то есть принадлежало видной знати. Так, в 1588 г. оно было пожаловано царём Фёдором Ивановичем во владение вдовствующей супруге литовского короля Магнуса, дочери двоюродного брата царя Ивана IV, Старицкого князя Владимира Андреевича. После смерти короля королева Мария Владимировна вернулась в своё Лежнево и построила здесь Знаменский женский монастырь, в котором и была пострижена, по настоянию царя Бориса Годунова, под именем Марфы.
Известно, что уже в 1588 г. в селе существовала деревянная церковь с такой же колокольней. Храм был во имя Святого Николая Чудотворца с приделом во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
Если сама Троицко-Знаменская церковь была построена в 1745 году, то колокольня гораздо позже - в 1823 году, в честь победы русского народа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Величественная, отличающаяся классическими пропорциями, она оставляет неизгладимое впечатление. Особую привлекательность придают колокольне обращённые на четыре стороны света огромные, до двух метров в диаметре, часы с курантами. К ним ведёт крутая винтообразная деревянная лестница из 231 ступени. На обратной стороне одного из циферблатов надпись: "Братья Бутенопы. 1858". Семью годами раньше они же изготовили часы, и поныне украшающие Спасскую башню московского Кремля. Каждая из трёх гирь лежневских часов весит десять пудов. Рядом - разнокалиберные купола курантов. На самом большом метка: "Сей колокол отлит в Москве на заводе майорши Анны Петровны Зенкевич". Благодаря стараниям местного механика Ю. И. Чудова часы на колокольне показывали безукоризенно точное время.
***************************************************
Архитектурный ансамбль Троицко-Знаменской церкви расположен в центре посёлка и определяет восточную сторону его главной площади. В средней части участка, близкого по форме к трапеции, расположена церковь, в северо-западном углу - дом Кокушкиной, восточную сторону занимает богадельня, в юго-западном углу - земское училище. Разрывы между зданиями заполнены оградой с воротами с трёх сторон (кроме восточной). На площади перед храмом, по оси его западного фасада воздвигнута отдельно стоящая высокая колокольня.
Первоначально на этом месте существовал женский Рождественский Знаменский монастырь с деревянным собором, по преданию, основанный в 15-м веке и впервые упомянутый в 1712 г.; в 1741- 45 гг. на средства лежневского крестьянина А.П. Любимова возведено новое, каменное, здание собора Знамения. Одновременно были сооружены и другие монастырские постройки: корпус келий, колокольня и ограда. В 1764 г., после упразднения монастыря, Знаменская церковь стала приходской, в 1813 г. её надстроили вторым этажом, где разместилась Троицкая церковь. В 1816-23 гг. была сооружена новая колокольня с часами, выполненными на средства местного купца К.В. Кокушкина. Возможно, авторство колокольни принадлежит работавшему в Шуе архитектору Я. Маричелли. В 1-й пол. 19 в. сооружены дом А.В. Кокушкиной и новая ограда, в сер. 19 в. - женское земское училище, а в 1860 г. по заказу московского купца Прохорова вместо прежних келий возведён корпус богадельни. Вероятно, в нач. 20 в. западный, выходящий на площадь участок ограды перестроен. В 1965 г. проведён ремонт и частичная реставрация колокольни. Все здания кирпичные, оштукатуренные.
Комплекс занимает главенствующее положение в панораме Лежнева, особую градостроительную роль играет вертикаль колокольни. Вытянутые в линию перпендикулярно реке Знаменская церковь и колокольня композиционно перекликаются с расположенным к югу от них комплексом Казанской и Христорождественской церквей. Один из ярких сельских ансамблей, объединяющий культовые и гражданские здания в стиле классицизма.
Церковь Знамения - интересный памятник, сочетающий архитектурные черты двух эпох: формы и декор нижнего храма развивают приёмы зодчества 17-го века, тогда как верхний храм и паперть имеют традиционную композицию и декорацию в стиле раннего классицизма.
Объём церкви чётко членится на два этажа. В первом он представляет собой вытянутый по продольной оси храм с полукруглой апсидой в ширину основного объёма и квадратной трапезной такой же ширины. У северного фасада трапезной расположен придел, удлинённая апсида которого примыкает к основному четверику. С севера и юга этот этаж окружён шестиколонными аркадами, поддерживающими гульбище верхнего этажа. С востока перед апсидой придела расположена полукруглая подпорная стенка с двумя арками. На нижнем храме и приделе стоит верхняя церковь. Основу её композиции составляет двусветный четверик со срезанными углами, покрытый высокой четырёхскатной кровлей и увенчанный пятью восьмигранными барабанами (центральный световой) с гранёными шатровыми кровлями и маленькими главками. С востока к верхнему четверику примыкает алтарный выступ (пониженный до уровня первого света) с крутой конусовидной кровлей, с запада - такой же высоты трапезная, покрытая двускатной кровлей с торцовой вальмой. Выносы кровли трапезной, опускающиеся ниже её карниза, опираются на металлические столбики. Перед западным фасадом церкви - двухэтажный объём паперти с восьмискатной кровлей (по фронтонам над гранями) и необычным гранёным "дутым" куполом в центре.
На фасадах нижней церкви окна с лучковыми перемычками заключены в простые наличники с треугольным завершением. По верху апсиды проходит карниз с пилой. Колонны аркад - тосканского ордера, с сильным выносом абак. Углы фасадов верхнего храма подчёркнуты тройными пилястрами в два яруса. Ярусы разделены карнизом, переходящим в венчающий на алтаре и трапезной. По верху четверика проходит трёхчастный антаблемент с карнизом с сухариками. Прямоугольные окна первого света заключены в ниши, под ними - прямоугольные фартуки; окна второго света - в наличниках с развитым горизонтальным сандриком и фигурной доской внизу. Барабаны декорированы арочными нишками (в центральном - окна) и филёнками в узких диагональных гранях. В нижнем этаже края фасадов паперти отмечены лопатками, в центре главного фасада - арочный вход в широком обрамлении такой же формы. Во втором этаже главный фасад трактован как портик из четырёх тосканских полуколонн на импостах, в промежутках между которыми - крупные арочные окна в филёнках с подоконными досками. Над венчающим карнизом паперти поднимаются треугольные фронтоны с зубчиками вдоль скатов.
Интерьер нижнего храма состоит из основного помещения и трапезной, перекрытых коробовыми сводами с распалубками над окнами и лотками с запада; придел и два небольших помещения паперти имеют коробовые своды; в ячейках галереи - крестовые своды, в апсиде - конха. Верхний храм перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом, трапезная - лотковым сводом; второй этаж паперти имеет плоское перекрытие.
Клеевая роспись верхнего храма Троицы и трапезной - характерный пример монументальной живописи середины 19-го века в духе классицизма с отголосками барокко в орнаменте. В своде основного объёма рёбра выделены широкими гризайльными полосами с изображениями херувимов и растительным орнаментом, в обрамлении которого написаны традиционные композиции: "Небесный Иерусалим" (восточная грань), "Се агнец Божий" (южная), "Вознесение" (западная), "Преображение" (северная); на стенах помещены евангельские сюжеты; в своде трапезной - "Величит душа моя Господа".
Главный двухъярусный иконостас - сборный. К кон. 19 - нач. 20 в. относятся его царские врата и иконы нижнего яруса, витые колонки и килевидные завершения. В верхнем ярусе интересны иконы с веерообразными деталями в обрамлениях. Перенесённые сюда створки боковых врат выполнены в середине 19-го века.
Нижняя церковь Знамения расписана маслом на евангельские темы в кон. 19 в., живопись поновлена в сер. 20 в. Двухъярусный главный иконостас и одноярусный иконостас северного придела принадлежат периоду эклектики конца 19-го века. В церкви сохранилась деревянная скульптура 19 в. (изображения ангелов).
Колокольня - монументальное сооружение в стиле позднего классицизма, одна из лучших в области. Четырёхъярусная с верхним полуярусом, она завершена фигурной кровлей, над которой прежде возвышался стройный шпиль, а ныне - небольшая главка. Три нижних яруса восьмигранные, четвёртый и полуярус с часами - круглые в плане. На углах восьмериков и в простенках четвёртого яруса расположены спаренные полуколонны: внизу - мощные, тосканского ордера; в двух последующих ярусах - ещё достаточно массивные, коринфские, в четвёртом - также коринфские, но тонкие и вытянутые; полуярус лишён декора. Между парами колонн прорезаны проёмы, прямоугольные в двух нижних ярусах (по сторонам света сквозные, а на диагональных гранях -ложные) и арочные - в третьем и четвёртом ярусах звона. Своеобразны дополнительные проёмы типа окон второго и третьего света в каждом ярусе. В нижнем они полуциркульные, во втором - полуциркульные и круглые над ними, в третьем - круглые, в четвёртом - укороченные арочные. В полуярусе под куполом помещены четыре циферблата. Согласно надписи на них, часы изготовлены в 1858 г. фирмой братьев Бутеноп.
Внутри нижних трёх ярусов колокольни (с плоскими перекрытиями) устроены винтовые лестницы, переходящие в маршевые.
Богадельня - скромное здание в формах позднего классицизма. Двухэтажный корпус, покрытый вальмовой кровлей, имеет в плане форму вытянутого прямоугольника с примыкающим с юго-запада под острым углом коротким крылом. В первом этаже в центре здания устроен сквозной арочный проезд. Со стороны реки фасад прорезан частыми прямоугольными окнами в обоих этажах, дворовый фасад имеет редкие проёмы лишь во втором этаже. Фасады венчает плоский широкий фриз с карнизом.
Внутри этажи имеют одинаковую планировку с тремя помещениями в северной части корпуса и одним большим - в южной. Внизу все помещения имеют плоские перекрытия, верхние перекрыты коробовыми сводами с распалубками над окнами.
Дом А.В. Кокушкиной - жилая постройка в стиле позднего классицизма. Двухэтажный прямоугольный объём под вальмовой кровлей вытянут в глубь участка и стоит торцом к площади. С севера к его продольному фасаду примыкает деревянная лестничная клетка. Прямоугольные окна лишены наличников. По верху стен проходит гладкий фриз и карниз с уступом.
Планы первого и второго этажей совпадают: в центре расположены сени, с западной стороны - большая комната, с восточной - меньшая и коридор вдоль северной стены. Сени перекрыты коробовым сводом, комнаты - парусными.
Земское училище - небольшое учебное здание, сочетающее в фасадном декоре мотивы позднего классицизма и эклектики (фронтон). Вытянутый прямоугольный одноэтажный объём покрыт пологой двускатной кровлей. Западный торцовый фасад, выходящий на площадь, во всю ширину увенчан фигурным фронтоном. По верху стен протянута гладкая полоса фриза с карнизом. Окна прямоугольные, без наличников.
Внутри здания единое помещение, перекрытое лотковым сводом.
Ограда - интересный образец сооружений подобного рода в стиле позднего классицизма. Северный и южный её отрезки представляют собой невысокую кирпичную стенку, разделённую столбами на прясла, украшенные филёнками. Более поздний (видимо нач. 20 в.) западный участок, выходящий на площадь, образован столбами-тумбами и низкими пряслами, верх которых забран штакетником. Двухпролётные западные ворота с плоской перемычкой проёмов имеют столбы со ступенчатым верхом, ступенчатый фронтон над большим проёмом и плавно изогнутый - над калиткой. Трёхпролетные южные и северные ворота схожи по композиции: центральная арка проезда и две калитки по сторонам. По краям пилонов-опор расположены тосканские полуколонны (южные ворота) или пилястры (северные). Арку южных ворот венчает аттик, на который наложен треугольный фронтон.
Борисов, 1851, с. 167-173; Зверинский, 1892, с. 297, № 1126; Березин, Добронравов, 1898, с. 226-233.
Из книги "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2", М, Наука, 2000, с. 571-576
***************************************************
Троицко-Знаменский храм
в посёлке Лежнево
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|