Малоизвестные страницы истории Троицкой Кривоезерской пустыни
Игумен Виталий (Уткин). Выступление на круглом столе «Русь Святая, храни веру Православную»,
посвящённом 1025-летию Крещения Руси в Плёсском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике
28 июля 2013 года
В настоящее время можно наблюдать рост интереса к истории Троицкой Кривоезерской пустыни, монастыря, останки которого лежат ныне на дне Волги, напротив города Юрьевец.
В плёсском исследовательском сообществе этот интерес связан в первую очередь с тем, что Исаак Левитан под непосредственным впечатлением от Кривоезерской пустыни написал свои известные картины «Вечерний звон» и «Тихая обитель».
Сегодня мне бы хотелось обратить внимание участников круглого стола на ряд направлений возможных исследований, которые, так или иначе, пересекаются с историей Троицкой Кривоезерской пустыни.
Само возникновение этого монастыря связано с именем одного из наиболее почитаемых святых Иваново-Вознесенской земли – блаженного Симона Юрьевецкого.
Этот святой родился в деревне Братское Оделевской волости, на территории современного Приволжского района в семье благочестивых крестьян Родиона и Марии. До революции в пустоши Братское существовали часовня и почитаемый колодезь, выкопанный, как рассказывали, блаженным Симоном. Среди крестьян Оделево сохранялось медное распятие, принадлежавшее по преданию этому святому. Именно из Братского начался земной путь блаженного Симона, завершившийся в городе Юрьевец Повольский.
Некоторые из благочестивых жителей Юрьевца при жизни этого подвижника видели его чудесным образом переходящим по воде через Волгу С одним из таких случаев связано обетование блаженного Симона об основании монастыря. Однажды юрьевчанин Пётр Сутырев стал свидетелем такого чудесного перехода блаженного через реку. Как свидетельствует рукописная история Кривоезерской пустыни 1817 года, находящаяся в фондах Государственного архива Ивановской области, блаженный успокоил испугавшегося горожанина и, показывая ему на другой берег, на котором находился высокий холм со стоявшей на нём огромной сосной, сказал: «Видиши ли, брате, место, которое я тебе показал? На нём по отшествии моём к Богу, минуя сорок лет, изволением Божиим создан будет монастырь на спасение инокам».
Дата основания монастыря, таким образом, обычно высчитывается от времени преставления блаженного Симона. Во всяком случае, ясно, что исполняя предсказание почитаемого святого, в 20-30-е годы XVII века на указанном им месте поселились подвижники, возглавляемые монахом Симеоном.
Пустынь была построена на песчаных холмах и окружена с трёх сторон озёрами: Кривым, от которого и получила название Кривоозерской, Змиевым и Лопениным. С южной стороны монастыря тянулись песчаные возвышенности, называемые Асафовыми горами - нынешние Асафовы острова.
В 1641 году в монастыре строится храм в честь Пресвятой Троицы. С этого периода начинается рост обители. Троицкий Кривоезерский монастырь становится важным духовным центром в нашей части Поволжья. Монастырский синодик только за первые 90 лет существования обители включает в себя не менее 150 схимонахов, помимо иеромонахов и прочей братии.
Кривоезерский монастырь оказал значительное влияние на развитие монашеской жизни в нашем крае. В разное время к монастырю относились Троицкая Пелегова пустынь, Троицкая пустынь на реке Немде, Ломова пустынь, Успенская Дорофеева пустынь. Некоторое время приписным к Кровоезеской пустыни был Богоявленский монастырь Юрьевца, в храме которого под спудом почивали мощи блаженного Симона Юрьевецкого.
В начале XIX столетия кривоезерским игуменом Феодосием была возобновлена Николаевско-Надеевская пустынь, тесно связанная с именем преподобного Тимона Надеевского, который входил в число братии Кривоезерской пустыни. Мощи преподобного Тимона ныне пребывают в Богоявленско-Анастасиином соборе города Костромы.
Некоторое время приписным к Кривоезерской пустыни являлся Макариев-Решемский монастырь. В 1817 году настоятелем в Макариев-Решемский монастырь был назначен кривоезерский эконом иеромонах Иннокентий и с ним 13 человек братии для заведения общежительства. Связь Макариев-Решемского монастыря с Кривоезерской пустынью не прекращалась и впоследствии. Так, именно духовники из числа братии пустыни окормляли сестёр Решемской обители, ставшей в начале XX века женской.
Взаимосвязь Кривоезерского монастыря и этих обителей, способная много рассказать нам об истории русского монашества, нуждается в специальных исследованиях.
Например, Троицкая Пелегова пустынь была основана в 1616 году монахом Троице-Сергиевой Лавры Трифиллием (Некрасовым) и относилась первоначально к Лавре. Как, каким образом монастырь оказался приписным к Кривоезерской пустыни, какова его внутренняя история – предстоит выяснить.
Дорофеева пустынь в середине XVII столетия принадлежала Саввино-Сторожевскому монастырю. В настоящее время бывшие Дорофеева и Пелегова пустынь находятся на территории Сокольского района Нижегородской области.
Межмонастырские взаимосвязи весьма любопытны. Например, к тому же Макариев-Решемскому монастырю с 1744 года принадлежала Рождественская на Нодоге мужская пустынь (ныне – Кинешемский район Ивановской области). После упразднения последней, из неё в Макариев-Решемский монастырь была перенесена чтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы, остававшаяся там до закрытия обители в советские годы. В Рождественской пустыни на Нодоге принял монашеский постриг будущий настоятель Кривоезерской пустыни, уроженец города Юрьевец игумен Леонтий (Павлов), составивший первый дошедший до нас устав монашеского правила. Он находится в фондах Государственного архива Ивановской области относится к 1711 году.
Общежительство занимает особое место в истории Кривоезерского монастыря. Монастырь являлся общежительным с момента своего основания.
Строгое общежитие было возобновлено в монастыре после 1766 года, когда сюда из Николаевской Писчуговой пустыни был назначен игумен Иероним. Писчугова пустынь (ныне – храм села Писчугово Комсомольского района) была, по преданию, основана на месте явления в начале XVII века чудотворной иконы святителя Николая из разорённого Смутой села. Икона эта сохранялась и почиталась потом на протяжении многих столетий, вплоть до революции.
В 1793 году строителем (настоятелем) Кривоезерской пустыни назначается постриженик Валаамского монастыря иеромонах Софроний, бывший до этого в 1791–1793 годах настоятелем Николо-Бабаевского монастыря. Это был период расцвета Валаамской обители, связанный с именем её настоятеля преподобного Назария, постриженика и духовного чада епископа Астраханского Мефодия. А епископ Мефодий является уроженцем села Холуй нынешней Ивановской области и возобновителем расположенного близ Холуя Борковской пустыни.
Валаам в это время являлся важнейшим центром развития русской монашеской традиции. С именем преподобного Назария Валаамского связано издание «Добротолюбия» - известного аскетического сборника, оказавшего существенное влияние на духовную жизнь России последних двух столетий.
В Николо-Бабаевском монастыре иеромонах Софроний ввел Валаамский устав, являющийся развитием устава Саровской пустыни. Этот же устав утверждается им и в Кривоезерской пустыни. В 1800 году иеромонах Софроний становится настоятелем Николо-Тихонова Лухского монастыря с возведением в сан игумена. Здесь он так же вводит Валаамский устав. Затем игумен Софроний вновь был назначен настоятелем Кривоезерской пустыни, где и скончался в 1806 году.
В 1815 году строителем Кривоезерской пустыни был назначен иеромонах Феодосий (Крюков), постриженик Никольского Песношского монастыря, затем – строитель Белавинской пустыни Вологодской епархии (с 1820 года – игумен). Он продолжил утверждение монашеского общежития. Имеющийся в фондах Государственного архива Ивановской области монастырский устав описывает внутренние общежительные правила.
Лист устава Кривоезерской пустыни, датированный апрелем 1817 года. Подписан иеромонахом Феодосием и всеми насельниками обители.
Следует отметить, что помимо Государственного архива Ивановской области документы Кривоезерской пустыни имеются в фондах Российского государственного архива древних актов. Поэтому не следует исключать выявления и других документов, относящихся к истории монашеского общежития в Кривоезерской обители.
Из Вологодского Белавинского монастыря вместе с иеромонахом Феодосием в Кривоезерскую пустынь прибыло несколько иноков, знавших древнее столповое (знаменное) пение. Отец Феодосий, сам отлично знавший древние напевы, принимал участие в клиросных трудах братии.
Совершенно особое место в истории Кривоезерской пустыни, города Юрьевец и прилегающих местностей занимает Иерусалимская икона Матери Божией – главная святыня обители. В связи с этим значительный интерес вызывает деятельность схиигумена Кариона (Уланова) – известного иконописца, бывшего царского изографа Оружейной палаты. В миру – Кирилл Иванович Уланов, в монашестве – Корнилий. Его кисти принадлежит большое количество икон, многие из которых сохранились до настоящего времени и находятся в различных музейных собраниях. Это имя хорошо известно в искусствоведческой среде.
В январе 1709 году Кирилл Уланов принимает монашеский постриг в Кривоезерской пустыни.
Сразу после этого, в течение 40 дней, как свидетельствует рукописная история монастыря 1817 года, он пишет по обету некоего Кевилова, жителя Юрьевца, точный список с Иерусалимской иконы Божией Матери, находившейся до 1812 года в Успенском соборе Московского Кремля. В 1711 году упоминавшийся игумен Леонтий (Павлов) составил службу Иерусалимской иконы и сказание об её написании. В 1714 году был установлен местный праздник Иерусалимской иконе – 20 августа. Монах Корнилий Уланов написал и ещё несколько списков с Иерусалимской иконы Матери Божией, два из которых находились в Кривоезерской пустыни. Один из них использовался в качестве запасного, когда главная святыня обители износилась с крестными ходами в город Юрьевец и окрестные селения. Кисти Корнилия Уланова принадлежали ещё несколько икон, находившихся в монастыре.
Писал он и для других храмов и иноческих обителей. Так, когда игумен Леонтий был назначен настоятелем Макарьев-Унженского монастыря, Корнилий Уланов в 1715 году поновил чудотворный образ Богоматери Макарьевской. Через год для Тихвинской церкви села Коврова, принадлежавшей Унженскому монастырю, он написал образ Богоматери Тихвинской, впоследствии прославившийся своими чудотворениями. При этом не порывал связи с Москвой, написал ряд икон для Никольского монастыря в Переславле-Залесском.
В 1714 году Корнилий Уланов был рукоположен в сан иеромонаха и произведён во игумена Кривоезерской пустыни. Здесь начала складываться целая иконописная школа, состоявшая из его учеников.
В сентябре 1719 года Корнилий Уланов переезжает в Нижний Новогород, где он был назначен игуменом Ивановского монастыря при Архиерейском доме, где продолжает писать иконы для различных храмов и монастырей, в том числе и для храмов Юрьевца. В 1720 году он принял великую схиму с именем Карион. Скончался в 1731 году в Кривоезерском монастыре, где и был погребён. Впоследствии его могила оказалась внутри одного из приделов Троицкого храма.
Игумен Леонтий (Павлов), сотаинник и духовный друг схиигумена Корнилия (Уланова) прожил очень долгую жизнь. 26 лет он управлял Макарьев-Унженским монастырём, затем в 1741 году вернулся в Кривоезерскую пустынь, где жил ещё 47 лет. Преставился он в 1788 году, проведя в монашестве не менее 80 лет. Такова была братия, создававшая особый духовный мир Кривоезерской обители.
Через свою Иерусалимскую икону Матерь Божия явила много чудес. Она уцелела во время пожара 1781 года, практически уничтожившего обитель. 4 июля 1859 года при большом количестве очевидцев через Иерусалимскую икону был чудесным образом остановлен страшный пожар, бушевавший в Юрьевце.
С Кривоезерским монастырем и Иерусалимской иконой Матери Божией тесно связана жизнь одного из удивительных подвижников благочестия XIX века – иеросхимонаха Нила (Прихудалова).
Его биография свидетельствует, что мы очень мало понимаем внутренний мир и реальное положение русского крестьянства.
Он родился в 1801 году в селе Васильевское Шуйского уезда в семье крепостных крестьян графа Шереметева – Иоанна и Анны. В миру носил имя Николай. Иоанн, отец будущего иеросхимонаха, всё свое время посвящал молитве, чтению Священного Писания и святых отцов, имея, как видим, для этого необходимый досуг. Более того, он состоял в переписке с преподобным Паисием Величковским, с которым обсуждал различные аспекты аскетической практики, те или иные места из святоотеческих творений. И еще более того – преподобный Паисий посылал для беседы с этим крепостным крестьянином всех своих монахов, по тем или иным причинам шедших в Россию. В этой атмосфере и возрос будущий иеросхимонах Нил, получивший от своего родителя соответствующее воспитание. В раннем детстве он поступил в ученики к иконописцу, в совершенстве овладел иконописным искусством. Иконописцем был и его рано скончавшийся старший брат – Власий.
Нужно отметить, что иконописание было широко распространено среди крестьян, причем не только в Холуе или Палехе, но и в других населённых пунктах, ныне находящихся на территории Ивановской области – например, в селе Васильевское. Безусловно, этот феномен требует особого изучения. От своего отца Николай усвоил прекрасное знание церковного устава, которое совершенствовал потом на протяжении всей своей жизни.
В селе Васильевском крестьянами, находившимися в крепостной зависимости, которых обычно в нашей историографии изображали забитыми рабами, был построен величественный храмовый комплекс. Но Николай Прихудалов стремился к монашеской жизни. Он поступает послушников во Флорищеву пустынь. Однако сюда каждое воскресенье и праздники приходили его односельчане, имевшие для этих дальних переходов необходимый досуг. Стремясь к уединению, он переходит в Кривоезерский монастырь при упоминавшемся выше игумене Феодосии (Крюкове), для чего с лёгкостью получает увольнительное свидетельство от своего помещика – графа Шереметева.
В Кривоезерской пустыни Николай принимает монашеский постриг с именем Никон. Затем вместе с преподобным Тимоном Надеевским он подвизался в относящейся к Кривоезерскому монастырю Надеевской пустыни, отстроил здесь храм и гостиницу для паломников.
Являясь, как уже говорилось выше, искусным иконописцем, он обновил чудотворную икону Божией Матери Иерусалимскую. В 1825 году для себя он списал список с этой иконы, с которым не расставался четверть века. Затем иеромонах Никон был назначен настоятелем Нило-Сорской пустыни, древнего монастыря, основанного в конце XV столетия преподобным Нилом Сорским. Эту обитель он возобновил и довёл до цветущего состояния. Здесь прошла большая часть его жизни, здесь он прославился подвижнической жизнью, принял великую схиму, сподобился даров прозорливости и чудотворений составил ряд молитвенных последований, в том числе – молитвы к Пресвятой Богородицы на каждый день седмицы, неоднократно издававшиеся, в том числе, и в наше время.
В 1850 году иеросхимонаху Никону (будущий иеросхимонах Нил) во сне, как бы недалеко от вершины Святой Горе Афон явилась Матерь Божия и повелела отправить в Русский Пантелеимонов монастырь принадлежавшую ему Иерусалимскую икону. Он это исполнил. Выполненное им по просьбе братии Пантелеимонова монастыря изложение явления ему Пресвятой Богородицы вошло в официальное издание истории этой обители. Сама икона была размещена в Покровском храме над Царскими вратами, где находится и поныне.
Пантелеимонов монастырь в конце XIX века как минимум дважды издавал объёмную книгу про иеросхимонаха Нила (Прихудалова), скончавшегося в 1870 году.
В 1928 году монахи Свято-Пантелеимонова монастыря послали список с этой иконы в Данию тяжело болевшей императрице Марии Фёдоровне. Она передала этот список в русский православный храм в честь святого благоверного князя Александра Невского в Копенгагене. Здесь образ прославился мироточением и стал известен как «плачущая Копенгагенская» икона Матери Божией. В 2006 году при перенесении останков императрицы Марии Фёдоровны в Россию в дар собору Петропавловской крепости Санкт-Петербурга был передан список с этой иконы.
История Кривоезерской пустыни, изображённой на картинах Левитана, выводит нас на широкое пространство русской духовной культуры, отсылает к самым разным историко-культурным явлениям. Безусловно, она заслуживает более внимательного изучения.
Благодарю за внимание.
|