Назад На главную страницу

Увеличить

Путешествие в Палех

Из Шуи можно совершить интересное путешествие в Палех - знаменитый центр иконописи, а в советские годы - лаковой миниатюры. От Шуи до Палеха около 30 километров по хорошей дороге.

Увеличить - Колокольня в селе АфанасьевскоеИтак, мы едем, и вскоре внимание путешественников привлечёт необычайно высокая для сельской местности колокольня в селе Афанасьевское, стоящая у самой дороги. Она была выстроена в 1895 г., а её первый ярус служил главными воротами в ограде, располагавшейся вокруг храмового комплекса. Деревянные храмы Воскресения и Николая Чудотворца существовали в селе в XVIII веке и сгорели около 1790 г. После этого была выстроена зимняя церковь Николая Чудотворца с колокольней. Второй летний храм Воскресения выстроен в 1808 г. Святынями храма были Владимирская икона Божьей Матери, написанная в память избавления от холеры в 1848 г. и Преображения - вклад жителей соседнего села Пустоши в память избавления от холеры в 1862 г. Никольская церковь была закрыта решением облисполкома в 1938 г. и впоследствии разрушена. От Воскресенской церкви остался лишь нижний ярус стен.

Дальше на нашем пути расположено большое село Пустошь, одно из древнейших в области. Оно было известно ещё в 16 веке. Когда-то это был центр овчинно-шубного производства. Село было старообрядческим, существовал деревянный храм, который не сохранился. Краснокирпичный православный Преображенский храм у дороги выстроен довольно поздно, в 1904 г. и закрыт в 1940 г. Чуть дальше около шоссе сохранилась большая усадьба одного из крупнейших местных промышленников - старообрядца купца Турлапова.

Село Большие Дорки стоит в стороне от шоссе на берегу реки Матни. Хорошо виден храмовый комплекс, который сейчас является подворьем Свято-Николо-Шартомского монастыря. Село Большие Дорки упоминается в документе 1628 г. В это время оно принадлежало братьям Оболдуевым. Село было пожаловано их отцу за "московское осадное сидение при царе Василии Ивановиче Шуйском". В селе существовал деревянный клетский храм Преображения Господня с приделом свт. Николая Чудотворца. При императрице Елизавете Петровне в 1750-е годы освятили новый храм свт. Николая Чудотворца. Существующий ныне каменный летний храм Преображения Господня выстроен в 1796 г. Зимний храм Николая Чудотворца был выстроен в 1840 г. Особо почитаемой была круглая икона Николая Чудотворца 1714 г. - копия знаменитой иконы в Никольском соборе на Ярославом дворище в Великом Новгороде. Храмы были закрыты постановлением облисполкома в 1940 г. Утрачены зимний храм и колокольня летнего храма. Новый деревянный храм Николая Чудотворца выстроен в 2000-е гг.

Увеличить - Церковь иконы Божией Матери Знамение, село КрасноеВскоре слева от дороги открывается великолепная панорама села Красное, центром которого является Свято-Знаменский храм. В документах 1628-1630 гг. отмечался погост Николая Чудотворца на реке Люлехе с деревянной церковью. Близ погоста находилась деревня Красная, принадлежавшая В.И.Ратову. Вероятно, погост и деревня - это современное село Красное, так как в храме есть придел Николая Чудотворца. Существующий в настоящее время в Красном каменный храм построен в 1804 году на средства помещика Порфирия Николаевича Бутурлина и прихожан. Следует отметить, что Бутурлин принадлежал к древнему роду, берущему начало "от мужа честна по имени Радша", потомок которого служил Александру Невскому. Свято-Знаменский храм в с. Красное - один из немногих в области, который никогда не закрывался и в нём не прекращались богослужения. При храме существует деревянная часовня на источнике в деревне Богатищи. Она была выстроена на берегу речки Телушки на месте явления иконы великомученицы Параскевы-Пятницы. По преданию, чудотворную икону выковырнула рогом корова из-под пня на речке. Часовню разрушили в 1931 г. В настоящее время она восстановлена трудами прихожан.

Увеличить - Церковь Воздвижения Креста Господня, город ПалехВскоре вдали появляется панорама села Палех, композиционным центром которого является стройный шатёр колокольни Воздвиженского храма. От Красного до Палеха всего четыре километра. Местность, где находится Палех, в древности представляла собой труднодоступный, почти непроходимый лесной край в Стародубском княжестве. Во времена татаро-монгольского нашествия эти леса служили убежищем для жителей Владимира и Суздаля, которые, видимо, и основали село на берегах реки Палешки. Вначале Палех был уделом Стародубского княжества, а в конце 15 века вместе с ним был присоединён к Москве. В середине 17 века село стало вотчиной бояр Бутурлиных. Источником жизни большого села было передававшееся по наследству иконописное мастерство. Палехское иконописание насчитывает более 300 лет. Ещё в 17 веке в Москву приглашали для работы палехских мастеров. Через село проходил оживлённый Балахнинский тракт, связывавший Шую с Нижним Новгородом. В конце 18 века Палех стал крупным торгово-промышленным селом. Здесь было открыто шесть полотняных заведений, но ткачество не получило развития. Основным занятием жителей осталось иконописание. В начале 19 века крестьянами-иконописцами заинтересовался немецкий поэт Гёте. В сведениях, сообщённых ему губернатором, указывалось, что в те годы в Палехе иконописью занимались 600 человек. В качестве подарка Гёте были посланы иконы палехского письма.

УвеличитьВ конце 19 века художники Палеха участвовали в реставрации живописи в знаменитых храмах Москвы, Владимира, Новгорода, расписывали Грановитую палату в Московском Кремле. После революции иконописцы остались без работы. Они пытались расписывать деревянную посуду, но в результате долгих поисков обратились к чёрному лаку с основой из папье-маше, позаимствовав технологию изготовления лаковых изделий из подмосковного села Федоскина. Первые произведения обратили на себя внимание на художественно-промышленной выставке 1923 г. В следующем году была создана "Палехская артель древней живописи".

Гордостью Палеха является Крестовоздвиженский храм, который сейчас стал подворьем Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря.

Увеличить - Церковь Воздвижения Креста Господня, город ПалехПо писцовым книгам Владимирского уезда 1628-1630 гг. Палех значился в вотчине за князем Иваном Бутурлиным и его детьми. Одна треть села была дана ему за "московское осадное сидение". По документам Патриаршего казенного приказа видно, что в Палехе в 1693 г. освящён новый деревянный храм Воздвижения Креста. В 1762-1774 гг. мастером Егором Дубовым выстроен существующий ныне храм Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. По-видимому, колокольня вначале стояла отдельно, а затем её соединили с трапезной. Тогда же появился верхний придел трапезной в честь Михаила Архангела. Настенная живопись храма была выполнена в 1807-1812 гг., реставрировалась в 1902-1904 и в 1906-1907 гг. под руководством Н. М. Сафонова и И. М. Баканова. Главный иконостас, представляющий собой великолепную и редкую в этот период стилизацию в духе барокко, выполнен в 1907 г. в самарской мастерской братьев И. В. и В. В. Белоусовых. Храм был закрыт постановлением облисполкома от 10 января 1933 г и передан для организации Музея древней живописи. С 1993 г. в храме совершаются богослужения.

Ссылки по теме:
Заботливо вынянчил ты красоту...
Самобытное чудо

ИнтерТВ, 27 мая 2008 г., №22 (461)



Rambler's Top100

Рейтинг

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Коллекция.ру

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Hosted by uCoz