Истоки
И прости нам долги наши
Ну что ж: похоже, время начинает всё расставлять по своим местам. Первая волна перестроечного энтузиазма в отношении духовной музыки отхлынула, оставив в зрительных залах бреши пустых кресел. Теперь на концерты, подобные выступлению камерного хора Новгородской филармонии "Русский партес", приходят, как мне показалось, лишь действительно любящие духовную музыку люди ("не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием") да профессионалы.
А на пути истинного познания этой музыки вслед за первичным наслаждением - неслыханное прежде благозвучие, умиротворённость, покой - возникает потребность духовного осмысления. Зачем вообще когда-то первый сочинитель музыки на библейские, из церковных служб, тексты отважился на это? Осознавая сокращение пути Божьего слова до сердца человеческого через музыку? Желая обвенчать дух и душу - Бога и музыку?
Так или иначе, но рядом с детства известными именами Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского мы должны поставить в своей памяти имена Дилецкого, Титова, Березовского, Веделя, Бортнянского, Давыдова, Кастальского - композиторов, завещавших потомкам поразительные по красоте и силе сочинения.
В концерте камерного хора "Русский партес" прозвучали произведения многих вышеназванных авторов. Художественный руководитель коллектива и дирижёр, лауреат Международного конкурса Игорь Журавленко высказал, обращаясь с любовью и почтением к зрителям, мысль о том, что русскую музыку лучше всего слушать в контрастах, в том числе и в контрастах эпох. И, сообразуясь с этим принципом, выстроил интересную программу, познакомившую ивановцев с партесным пением - стилем русского многоголосного хорового искусства 17 - 18 веков. В партесном пении, в отличие от бытовавшего ранее одноголосного знаменного распева, господствовал аккордовый склад, отдельные голоса или группы голосов сопоставлялись со всем хором.
Мы услышали "Херувимскую" дьяка Василия Титова, в которой автор стремился к высокой изобразительности, нюансировке текстов, и "Концерт в честь Иоанна Златоуста" - образец раннего русского барокко; сочинения Александра Кастальского "Чертог твой" и "Милость мира", где отразилось соединение русского церковного начала с мелосом; фрагмент из Нагорной проповеди, положенный на музыку композитором Христовым…
Вот и приобщились… Для чего? Поаплодировать и забыть? Или чтобы молить о прощении долгов наших, но и - простить должникам нашим? А долгов у каждого из нас так много! И больше всего, наверное, нравственных.
Успеем ли выплатить?
Любовь АКСЁНОВА
("Рабочий Край", 29 мая 1991 г.)
Ссылки по теме:
Побеждать, так музыкой!
И смотрят души с высоты...
Открыт новый талант Серебряного века
|