Фотографии: Александр Богданов (24 апреля 2011 г.)
*************************************************************
В состав комплекса входят шесть прекрасно сочетающихся построек: зимняя Троицкая церковь (1768) и летняя Рождества Богородицы (1805), колокольня, въездные ворота, Саввинская часовня (XVIII в.) и торговая палатка.
«Обе церкви возведены на месте их деревянных предшественниц и величаются местными жителями за их монументальность «соборами», вот почему мы часто весь архитектурный ансамбль называем соборным» (из книги «Ландех» Д.А. Иванова).
В Нижнем Ландехе есть ещё несколько культовых строений: кладбищенская церковь Животворящего Креста (1807), Ильинская (XVIII в.) и Николаевская (1768) часовни.
*************************************************************
Расположен в центре села, на большом участке в форме прямоугольной трапеции, ограниченном четырьмя улицами. Та из них, которая подходит к участку с восточной стороны, расширяется, образуя перед комплексом небольшую площадь. Три его главных сооружения - церковь Троицы (1755-63), построенная вместо сгоревшего деревянного храма, церковь Рождества Богородицы (1785-1805) и колокольня (1774-75) - составляют уникальный, редкий по красоте ансамбль барочных зданий.
Пространственную композицию и декор храмов в значительной мере определяют реминисценции нарышкинской архитектуры. В 1-й трети 19 в. была сооружена ограда (не сохр.) с воротами в стиле раннего классицизма, а в кон. 19 в. построены церковноприходская школа и часовня - обе в формах эклектики, как и небольшая пристройка к Троицкой церкви. Все здания комплекса кирпичные, Рождественская церковь и колокольня оштукатурены, остальные побелены по обмазке. Церкви Рождества и Троицы, поставленные, соответственно, в северной и южной частях участка, обращены апсидами к воротам — в сторону входа на территорию комплекса. Необычно расположение колокольни со стороны алтарных апсид храмов, с легким сдвигом к югу. С западной стороны между храмами находится небольшое здание церковноприходской школы, а слева от ворот на восточной границе участка - часовня. Храмы и колокольня, разные по объёмам и силуэтам, эффектно открыты в сторону подъездной дороги. Храмовый комплекс Нижнего Ландеха - самый яркий по архитектуре культовый ансамбль области. Особую ценность имеют также сохранившиеся уникальные элементы внутреннего убранства храмов.
Колокольня. Своеобразный памятник барокко, в ярких декоративных формах которого отразилось влияние народного зодчества. Состоит из трёх квадратных в плане четвериков: первый ярус - приземистый, почти глухой, с небольшим дверным и одним оконным проёмом; два верхних, с арками звона, нарастают по высоте. Необычен переход от верхнего четверика к восьмигранному шатру - без промежуточного восьмерика шатёр врезан в четырёхскатную кровлю колокольни. На каждой грани шатра - три ряда слухов; в первом ряду их наличники имеют килевидные завершения, в верхних - крутые щипцовые. Ордерный декор ярусов колокольни применён с необычайной свободой. Узкие вытянутые пилястры поставлены попарно на флангах фасадов. В первом ярусе дополнительные "висячие" и разорванные филёнками пилястры (более широкие, чем боковые) занимают всю свободную от проёмов плоскость стены. Антаблементы имеют неканоническое строение и во втором ярусе удвоены. Особое своеобразие и подчёркнутую нарядность придают колокольне часто расположенные на пилястрах небольшие фигурные филёнки, образующие на фасадах вертикальные орнаментальные ленты, которые подчеркивают столпообразную композицию и стройность этого сооружения.
От входа наверх ведет каменная внутристенная лестница, со второго яруса её сменяет деревянная.
Ворота служили главным (восточным) въездом на территорию. Одновременны и аналогичны по формам въездным воротам кладбищенской церкви Трёх Святителей в этом селе. В их композиции и декоре объединены формы барокко и классицизма. В базах, капителях и карнизных плитах применён белый камень; створки ворот и калиток, как и звенья примыкавшей ранее к пилонам ограды, выполнены из кованого железа. Поздняя штукатурка кон. 19 в. огрубила формы декора, а профилированные тяги измельчили первоначальные профили, выложенные из кирпича. Сооружение представляет собой трёхпролётную композицию ступенчатого силуэта, состоящую из высокой центральной въездной части с крупной полуциркульной аркой и пониженных боковых, с арочными калитками. Все четыре пилона ворот оформлены сдвоенными колоннами тосканского ордера, которые поддерживают сильно вынесенные раскреповки антаблемента. Со стороны улицы колонны поставлены с отступом от стен, а со двора им соответствуют трёхчетвертные.
Часовня расположена на одной оси с колокольней. Её не лишённый монументальности объём заметно выступает на площадь за линию утраченной ограды. Фасады побелены по кирпичу. Завершение утрачено. К западному фасаду сделана деревянная пристройка. Небольшое культовое сооружение типа восьмерик на четверике с декором в русском стиле. Квадратный в плане четверик имеет нетрадиционно расположенные оконные проёмы в западной и восточной стене, тогда как южная стена глухая, а дверь - на северном фасаде. Крупные лопатки поставлены на флангах с широким выпуском угла, и вся угловая раскреповка акцентирована над карнизом композицией из треугольного и двух килевидных кокошников. Фриз в несколько рядов полочек изогнут над проёмами в виде широкого архивольта. Глухие грани низкого восьмерика украшены перспективными нишами-филёнками с зубчатым верхом; в завершении граней - пологие щипцы. В декоре присутствуют также мелкие детали - нишки в угловых раскреповках и поребрик в завершении восьмерика. Интерьер перекрыт восьмилотковым сводом, переход к восьмерику - через тромпы.
Церковноприходская школа - прямоугольное в плане здание под четырёхскатной кровлей. Углы огибают широкие лопатки, на продольном западном фасаде одна более узкая лопатка делит стену на две неравные части - с одним и двумя окнами. На южном торце помещены два окна, на северном - вход. Окна украшены лучковыми сандриками-бровками с зубчиками, завершает фасады карниз с поребриком. Внутри два хорошо освещённых помещения.
Березин, Добронравов, 1898, с. 486-487: Сухов, 1909. Т. 3, с. LIV.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 724-734
*************************************************************
Церковь Троицы - один из лучших в области барочных храмов типа восьмерик на четверике.
Ярусная композиция основного объёма состоит из высокого двусветного четверика, над которым поднимается широкий восьмерик, завершённый гранёным куполом с характерным барочным изгибом, прорезанным четырьмя люкарнами. Над куполом, в свою очередь, возвышается восьмерик светового барабана, увенчанный крупной луковичной главой. Широкая просторная трапезная под высокой двускатной кровлей едва достигает половины высоты четверика, подчёркивая тем самым уходящие вверх ярусы храма. Прямоугольная с полукруглым выступом алтарная апсида завершена крутой барочной кровлей. Одинаковая высота этих двух объёмов подчёркнута повтором профиля венчающего их развитого антаблемента (его своеобразный рисунок создаётся четырьмя рядами тяг, разделённых гладкими фризами). Для убранства фасадов характерно свободное обращение с ордерными формами, стремление усилить их декоративность. Значительно развиты базы членящих стены пилястр, активные раскреповки антаблемента над ними повторяют форму укрупнённых капителей. Непринуждённость обращения с ордерными формами проявилась и в устройстве овальных ниш-медальонов (для живописи), прерывающих в верхней части пилястры четверика. Окна всех объёмов церкви — арочные, в каждом ярусе здания они объединены формой наличников. Последние имеют развитую венчающую часть своеобразного типа, с гребнями или бровками; в основе их лежат барочные формы.
Крыльцо у входа на южном фасаде сделано в 1834 г. в формах классицизма, но с барочной по силуэту кровлей. Пристроенная в кон. 19 в. с запада тёплая паперть предваряет вход в трапезную. В интерьере основного объёма четверик отделён от восьмерика продольно ориентированным коробовым сводом с крупными распалубками окон второго света. Над восьмериком - восьмилотковый свод с узкими диагональными гранями. В апсиде - коробовые свод и конха. В обширном помещении трапезной с двумя мощными квадратными столбами - система коробовых сводов.
Масляная живопись, сохранившаяся в храме, - характерное произведение сер. 19 в. в стиле классицизма. Имеются значительные утраты красочного слоя, цветовая гамма сильно загрязнена. Спокойные уравновешенные композиции, первоначальный колорит которых был построен на чистых, локальных тонах, напоминают станковую живопись. На южной и северной стенах композиции располагались в три яруса. Изображения евангелистов в верхнем ярусе отделены от свода гризайльной полосой орнамента. В среднем и нижнем ярусах, также разделённых гризайльным карнизом, помещены редкие для этого времени композиции "Вселенских соборов". На восточной стене алтаря написаны святые и "Жертвоприношение Авраама", на западной - сцены "Страстей". В росписи выделяются небольшие, отличающиеся ясностью рисунка гризайльные композиции над дверными проёмами, изображающие букет цветов и беседку. Типичная для кон. 19 в. роспись трапезной выполнена в позднеакадемической манере. Своды заняты композициями на евангельские темы и из жития Николая Чудотворца. На восточной стене - необычная сцена "Покаяния", где изображены Христос, царь Давид, мытарь и блудный сын.
Главный четырёхъярусный иконостас - интересный памятник 1-й пол. 19 в. в формах зрелого классицизма с элементами псевдоготики. Иконы утрачены. В первом ярусе царские врата (утр.) с кессонированной конхой фланкировали две конструкции типа портиков, между пилястрами которых размещались иконы двух чинов (верхние в виде стрельчатых арочек). Оригинальна трактовка низкого второго полуяруса: между укороченными пилястрами с кронштейнами помещены полуциркульные арки, заполненные резьбой, включающей листья аканта и розетки. В четвёртом ярусе овальные иконы в изящных картушах чередовались с прямоугольными. В центре помещалось "Воскресение" (?), увенчанное аркой с исходящими от нее лучами. Позолоченная резьба ярко выделяется на основном голубом фоне иконостаса.
Придельные иконостасы трапезной (оба сохранились фрагментарно) выполнены в 1-й пол. 19 в. в стиле классицизма.
Березин, Добронравов, 1898, с. 486-487: Сухов, 1909. Т. 3, с. LIV *************************************************************
Церковь Рождества Богородицы - наиболее значительная и монументальная постройка ансамбля. Над стройным трёхсветным четвериком под четырёхскатной кровлей возвышаются пять крупных луковичных чешуйчатых глав на легких гранёных барабанах. В объёмной композиции существенную роль играет высокая трёхчастная алтарная часть из гранёных апсид, завершённая широкой, также трёхчастной купольной кровлей.
Впечатлению стройности и вертикальной устремлённости храма способствуют высокие арочные окна, расположенные в пять осей на всех фасадах четверика. Особую нарядность восточному фасаду придают круглые окна второго света в апсидах. Каждый простенок на фасадах четверика и апсид зрительно облегчен парой узких пилястр с коринфскими капителями классических форм, хотя сами пилястры, вытянутые на всю высоту объёмов, напоминают ордерные формы нарышкинского барокко. Над каждой парой антаблемент раскрепован в соответствии с традициями елизаветинского барокко, однако выступы раскреповок невелики, а лепной декор храма стилистически относится уже к раннему классицизму. Это гирлянды под проёмами верхнего света четверика и апсид, помещённые на накладных досках, угловые розетты оконных ниш, волнообразный фриз в антаблементе четверика и алтарной части.
Интерьер храма представляет собой великолепное высотное архитектурное пространство, расчленённое крещатыми столбами (квадратные со слегка вынутыми углами) на 9 ячеек, перекрытых крестовыми сводами (центральная и угловые прорезаны кольцами световых барабанов). Барабаны, восьмигранные снаружи, внутри становятся цилиндрическими. Грандиозное внутреннее пространство храма поражает великолепием своего убранства. Лепнина, выполненная под влиянием классицизма, масляная роспись и иконостас в духе барокко, гармонично сочетающиеся друг с другом, образуют замечательный ансамбль, который отличается единством замысла и высоким художественным уровнем исполнения. Это уникальное произведение русского монументального искусства 2-й пол. 19 в., не имеющее аналогий среди одновременных ему памятников Ивановской области. Богатый лепной полихромный декор, окрашенный в тёмно- и светло-охристые, зелёные, голубые и вишнёвые тона, и позолоченный иконостас играют ведущую роль в убранстве. Профилированные вертикальные штукатурные тяги усиливают динамичность интерьера. Они окаймляют узкие вертикальные ниши, членящие плоскость стен и объединяющие оконные проёмы трёх светов, подчёркивают вынутые углы крещатых столбов. Ребра сводов и арки также обрамлены тягами, энергично расходящимися от розеток к углам сводов. Мощный антаблемент с крупными модульонами в сильно вынесенном карнизе и лепными херувимами во фризе проходит в основании свода. Аналогично решены капители столбов. Ярким декоративным акцентом в убранстве являются эффектные лепные капители в простенках под антаблементом и на столбах. Пластичные и нарядно раскрашенные, они включают изгибающиеся листья аканта, свисающие гирлянды, перевитые цветами, и головки херувимов в завершении. Карниз на стенах апсиды, декорированной вазонами, окрашен в жёлтые, синие и вишнёвые цвета.
Сюжетные живописные композиции, помещённые в три яруса на боковых простенках и в пять — на западной стене, занимают второстепенное место в интерьере — довольно редкое явление для 2-й пол. 19 в. Утрачены многие композиции, особенно в нижней части стен. В поблёкшем колорите превалируют розовые, серые и зеленоватые тона. В нишах в двух верхних ярусах написан гризайльный орнамент, а в нижнем висели иконы. Композиции по своей иконографии и стилю следуют традициям барочной живописи, что прослеживается в динамичном построении сцен, обрамлённых кулисами, и разнообразных ракурсах персонажей в развевающихся одеждах. Иконографическая программа весьма своеобразна. В ней преобладают редко встречающиеся библейские сюжеты, архаичные для данного времени. В верхнем ярусе на боковых стенах и в трёх нижних на западной написаны новозаветные композиции, в том числе сцены евангельских блаженств. Столбы расписаны в розовый цвет, "под мрамор". В алтаре сохранилась масляная живопись кон. 19 - нач. 20 в. в духе позднего академизма. Высокий четырёхъярусный иконостас представляет собой оригинальное произведение, стилизованное в духе барокко. Необычна композиция этого монументального сооружения, занимающего не только восточную, но частично северную и южную стены четверика (завороты на боковых стенах продолжаются до восточных откосов оконных ниш). Центральная часть во всю высоту отмечена трапециевидной в плане нишей, которая фланкирована выступами в две оси. Вертикальные членения выявлены мощными колоннами (частью витыми, частью каннелированными), убранными гирляндами цветов, а также пилястрами на каннелированных постаментах. Крепованные антаблементы имеют арочные изгибы-архивольты, акцентирующие прясла иконостаса во всех ярусах. Большая часть икон в затейливых барочных обрамлениях утрачена, сохранившиеся выполнены в кон. 18—2-й пол. 19 в., некоторые имитируют древнерусскую живопись 17-18 вв. В первом ярусе были иконы двух чинов. Убранство иконостаса дополняют резные гирлянды на пилястрах и картуши, выполненные в несколько плоскостной манере. Над престолом ранее была резная сень.
Березин, Добронравов, 1898, с. 486-487: Сухов, 1909. Т. 3, с. LIV *************************************************************
Ансамбль храмов Троицы и Рождества Богородицы
Проезд: От Иванова до Нижнего Ландеха дорога с асфальтовым покрытием, вполне приличная, около 150 км. От Пестяков до Нижнего Ландеха асфальтовое шоссе (16 км).
(Ивановская область, Пестяковский район, посёлок Нижний Ландех)
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 724-734
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 724-734
Ансамбль храмов Троицы и Рождества Богородицы
(посёлок Нижний Ландех)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|