Назад На главную страницу

Храм Происхождения Честных Древ Креста Господня
(Ивановская область, Пестяковский район, посёлок Нижний Ландех)

Проезд: От Иванова до Нижнего Ландеха дорога с асфальтовым покрытием, вполне приличная, около 150 км. От центральной площади села ехать асфальтом около 150 метров, свернуть направо, далее до кладбища около 300 метров.

Фотографии: Александр Богданов (24 апреля 2011 г.)

*************************************************************

Увеличить - Храм Происхождения Честных Древ Креста Господня в посёлке Нижний ЛандехСтоит на окраине села, при кладбище, за которым начинаются поля. Построена из кирпича в 1807 г., в 1-й трети 19 в. возведена отдельно стоящая колокольня, тогда же церковь и кладбище обнесены кирпичной оградой. В 80-х гг. 19 в. построена трапезная, включившая в свой объём основание колокольни. Здание побелено по кирпичу, ограда и ворота оштукатурены. Первоначальные объёмы представляют собой выразительный памятник архитектуры раннего классицизма (храм) и более позднего его периода (колокольня).

Церковь, расположенная на понижающемся рельефе, имеет высокое, нарастающее к востоку подцерковье. Стоящий на нём двусветный кубический объём с высокой барочной кровлей (четырёхскатной, купольной, с широкой полицей в основании) увенчан главой на восьмигранном световом барабане. Крупная, прямоугольная со скруглёнными углами апсида покрыта купольной кровлей и тоже завершена главкой. Трапезная, почти вдвое шире основного объёма, также имеет скруглённые восточные углы и загораживает боковые фасады четверика до осей западных окон. Она покрыта на два ската с повышением кровли над фронтонами в центре боковых фасадов и увенчана маленькой главкой. Вход в церковь - на западном фасаде через нижний ярус колокольни. Над ним поднимаются ещё два четвериковых яруса, верхний из которых, с арками звона, завершён четырёхскатной купольной кровлей с люкарнами и высоким шпилем на гранёном барабанчике.

В декоре фасадов основную роль играют узкие лопатки: они членят боковые стены четверика на три прясла (на краях фасадов лопатки парные), а также фиксируют место примыкания апсиды и её скругления. Рамочные наличники с замковым камнем обрамляют арочные окна нижнего света и круглые - верхнего; между ними помещены небольшие прямоугольные доски. Антаблемент и карниз раскрепованы над лопатками. Над стенками апсиды световые проёмы чередуются с ложными в аналогичных наличниках. Эклектичный декор трапезной включает рустованные лопатки, архивольты арочных окон, зубчики и сухарики в карнизах. Её боковые фасады завершены треугольными фронтонами с килевидным подвышением в центре и киотом в тимпане. Ярусы колокольни имеют раскреповки в центре фасадов, напоминающие портики (в среднем ярусе они дополнены фронтонами). Арки звона и соответствующие им арочные ниши среднего четверика отмечены импостами.

Четверик перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом барабана, апсида, в трапезной и палатках по сторонам колокольни - парусные своды.

Сохранившаяся в храме масляная живопись выполнена во 2-й пол. 19 в., Поновлена в 1971 г. По своей трактовке это довольно типичное произведение в духе позднего академизма, отличающееся некоторой сухостью исполнения и блёклостью колорита, в котором преобладают серо-зелёные тона. В гризайльных псевдобарочных завершениях, карнизе с розетками и модульонами в основании свода, а также в сцене "Царь царём" в своде алтаря заметно влияние живописи 1-й пол. 19 в. В то же время по иконографическим особенностям роспись выделяется среди памятников этого периода. Значительное место в стенописи отведено малораспространённой во 2-й пол. 19 в. сцене "Страшный суд". Свод занят большой четырёхчастной композицией (каждая из частей обрамлена штукатурными тягами), продолжающейся в сцене "Воскрешение мертвых" на западной стене. В простенках боковых стен евангельские композиции расположены в два яруса (нижний закрыт киотами).

Трапезная расписана маслом в нач. 20 в. На западной стене сцена "Воскрешение мёртвых" аналогична композиции основного объёма, на своде помещены евангельские сцены.

Главный иконостас 2-й пол. 19 в., стилизованный в духе барокко, - выразительный памятник, украшенный пышной резьбой измельчённого рисунка.

Небольшое двухъярусное сооружение (в первом ярусе - иконы двух чинов) с заворотами на боковые стены имеет выступы в центральной части (здесь они фланкируют царские врата) и по краям. Витые полуколонки на высоких каннелированных постаментах несут межъярусный и венчающий крепованные антаблементы. Во втором, суженном до трёх осей ярусе центральная полуциркульная арка соединяет выступы с волютообразными завитками по сторонам. Вычурная резьба, обильно покрывающая царские врата, филёнки и фризы, несмотря на жестковатый характер исполнения, придает иконостасу нарядный вид. Фон и детали позолочены. Изображения ангелов на боковых вратах выполнены в духе барочной живописи 18 в. Убранство храма дополняют киоты в простенках, выдержанные в одном стиле с иконостасом.

Трёхъярусный иконостас нач. 20 в. южного придела трапезной характерен для русского стиля. Над большими иконами местного чина (одновременны иконостасу) расположены маленькие праздников. Иконы деисусного чина имеют многолопастные криволинейные обрамления. Резной декор на массивных колонках, царских вратах и филёнках несколько тяжеловесен.

В храме сохранились деревянные скульптуры 19 в. - "Христос в темнице", "Распятие" и "Никола Можайский", а также амвон нач. 20 в. с орнаментом в стиле модерн.

Пятиугольная в плане ограда с прямыми западными углами обходит участок по периметру. Ворота расположены на её западном участке, по сторонам от храма, и обращены на дорогу; на углах - восьмигранные башни с высокой купольной кровлей и шпилем. Над высоким кирпичным цоколем, разделённым на равные прясла четырёхгранными столбами, укреплена ажурная металлическая решётка. Северные ворота представляют собой прямоугольный проём с аналогичными пряслам створками. Центральный проезд южных ворот композиционно повторяет ворота храмового комплекса в Нижнем Ландехе: монументальное сооружение в традициях классицизма со сдвоенными колоннами, стоящими на постаментах по обе стороны арки проезда (здесь она лучковая, а не полуциркульная). Колонны поддерживают сильно вынесенные раскреповки карниза. В завершении аттик-киот с маковичной главкой. Со стороны двора колонны заменены столбами. Справа к проезду примыкает арочная с архивольтом калитка. Створки ажурные, металлические. Все металлические элементы ограды относятся к кон. 19 в.

Березин, Добронравов, 1898, с. 487
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 734-737

*************************************************************

Храм Происхождения Честных Древ
Креста Господня
(посёлок Нижний Ландех)

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Коллекция.ру

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть

Hosted by uCoz