Фотографии: Александр Витальевич Богданов (cfif) - 26 июля 2006 г.
Проезд:
Дата постройки: Между 1733 и 1806 гг.
Архитектор: Н.И.Метлин
*****************************************************************
Входит в ансамбль Входоиерусалимского и Успенского соборов и колокольни.
Входоиерусалимский собор - один из поздних примеров двустолпного храма в традициях костромской архитектурной школы 2-й пол. 17 - нач. 18 в. В 1806 г. пристроена трапезная с приделом Иоанна Воина, тогда же в барабанах пробиты большие окна стрельчатых очертаний. К кон. 19 в. относится штукатурный декор: арочные завершения наличников, аркатурный пояс под карнизом основного объёма и апсид.
К высокому двусветному четверику, вытянутому по продольной оси, покрытому четырёхскатной кровлей и завершённому пятью главами (на широких цилиндрических барабанах), примыкает равная ему по ширине трёхчастная апсида под высокой скатной кровлей. Трапезная с двускатной кровлей, такой же высоты и ширины, как апсида, на западном фасаде завершена фронтоном с маленьким полуциркульным окном в тимпане. Высокие прямоугольные окна верхнего света четверика слегка заглублены в перспективные нишки и обрамлены наличниками с колонками-дудочками, опирающимися на консольки по краям подоконников; нижние проёмы (три на северном фасаде и четыре - на южном) расположены с некоторым смещением осей. Боковые входы в храм находятся не по центру фасадов, а сдвинуты к западу. Углы объёма закреплены широкими огибающими лопатками, образующими раскреповки в карнизе, дополненном мелким поребриком, полочками и зубчиками. При этом на местах несуществующих межоконных лопаток в карнизе сделаны условные раскреповки на боковых фасадах и по центру восточного и западного. Апсиду украшают трёхчетвертные колонки - одинарные между скруглениями и сдвоенные на краях.
Внутри два столба со скруглёнными и раскрепованными углами, поставленные по поперечной оси четверика, поддерживают два поперечных коробовых свода с распалубками, усиленных подпружными арками, переброшенными на стены. Световые кольца глав, центральная из которых поставлена между столбами, прорезаны в своде без дополнительных арочек. В апсиде конха с распалубками, в трапезной - сомкнутый свод с распалубками.
Стенопись выполнена масляными красками по известковому грунту неизвестной артелью мастеров, судя по стилистическим и иконографическим признакам, в начале 20 в. Все композиции и отдельные фигуры святых вписаны в фигурные штукатурные рамы. Ярусное расположение композиций на стенах храма подчинено архитектурным членениям. На сводах центрального и боковых нефов расположены ветхозаветные сюжеты в рамах в виде квадрифолиев. На склонах подпружных арок написаны отдельные фигуры святых, первых пустынников и основателей монашества. Сюжетный состав росписей на стенах охватывает события Ветхого и Нового Заветов с включением довольно обширного пантеона восточных и русских святых. Стиль живописи сознательно стилизован под манеру древнерусского письма, но в сюжетных и многофигурных композициях чувствуются позднеакадемические влияния, что характерно для росписей городских церквей нач. XX в.
Беляев, 1863, с. 199; ИАК, 1909, вып. 3, с. 276; Краткие статистические сведения.., 1911, с. 232-233; Шлычков, 1983, с. 76-78; Полякова, 1984, с. 111-116; РГИА. Ф. 835. Оп. 3. Д. 2713. (Опись церковного имущества епархиального Костромского Спасов-ходненского собора в 1865 г.); ЮКМ 585 (Рукопись Б.В. Ширяева. Юрьевец, 1912-17, с. 61)
*****************************************************************
Собор Входа Господня в Иерусалим
(Ивановская область, Юрьевецкий район, город Юрьевец)
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 734-737