Назад На главную страницу

Ансамбль Входоиерусалимского и Успенского соборов и колокольни
(Ивановская область, город Юрьевец)

Проезд:

Фотографии: Александр Богданов (26 июля 2006 г.)

Архитекторы: Н.И.Метлин, П.И.Фурасов

Храмы ансамбля:
Собор Входа Господня в Иерусалим
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Колокольня Георгия Победоносца

************************************

Увеличить - Ансамбль Входоиерусалимского и Успенского соборов и колокольни в городе ЮрьевецСобор состоит из храмовой части - грузного двухсветного четверика с обширной апсидой, восточная стена которой имеет в плане очертания трёхлопастной кривой, - и примыкающей к четверику с запада небольшой трапезной, почти равной апсиде по протяжённости бокового фасада. Четверик с двумя стоящими поперёк храма столпами, перекрыт системой идущих параллельно стенам узких коробовых сводов на подпружных арках, перекинутых от столбов на стены. Своды осложнены широкими распалубками в местах их пересечения и сложными вырезами вокруг пяти световых барабанов, из которых центральный тесно зажат между столпами, а боковые вплотную придвинуты к углам. Существующие ныне своды четверика не первоначальные. Следы срубленных пят старых сводов, располагающихся значительно ниже, видны на внутренних поверхностях стен храма. Апсида с полусомкнутым сводом соединяется с храмом тремя проёмами; такие же три проёма ведут из храма в перекрытую полулотковым сводом трапезную. Первоначальная фасадная декорация памятника имеет очень плоскостной характер. Её элементы - угловые лопатки, обрамления окон второго света четверика с тонкими полуколоннами, колонки во входящих углах восточной стены апсиды и в начале закруглений боковых дуг кривой, венчающий многообломный карниз с лентой поребрика и сухариками - восходят к традициям XVII в., но выполнены в характерной для XVIII столетия суховатой манере. Барабаны и верхние части фасадных стен были выполнены заново при замене сводов, осуществленной по проекту архитектора Мечнинова в 1806 г., после пожара, но карниз четверика повторяет форму старого карниза апсиды. Аркатурные пояса из штукатурки под карнизами памятника, штукатурные обрамления окон апсиды, трапезной и первого света храма, а также полуциркульные завершения наличников окон второго света (эти окна, видимо, были растёсаны вверх) относятся также ко времени переделки сводов. Обрамления порталов храма отсутствуют, судя по старым фотографиям и акварелях братьях Чернецовых, перед ними были крыльца с высокими фигурными кровлями.

Дату сооружения колокольни по имеющимся в распоряжении авторов проекта библиографическим материалам установить не удалось. Впервые она показана на плане Юрьевца 1850 года. По стилистическим признакам здание относится к периоду позднего классицизма, хронологически укладывающемуся во вторую четверть XIX в.; ряд общих декоративных мотивов и характер кладки сближает его со зданием Успенского городского собора 1833 года. Пятиярусная 70-метровая (до основания шпиля) белёная колокольня стоит на переломе Советской улицы по оси её южного отрезка от Соборной площади до южной части города. Её характерный для приволжских колоколен стройный вытянутый силуэт является доминантой ансамбля городского центра. Памятник представляет собой ярусную композицию из четырёх последовательно убывающих по площади высоте четвериков, увенчанных цилиндрическим пятым ярусом с куполом и шпилем. В конструктивном отношении каждый четверик состоит из четырёх несущих угловых пилонов, соединённых перемычками, образующими арочные пролёты звена. Первый ярус, в котором помещалась церковь во имя Георгия Победоносца (в память Георгиевской церкви, построенной при основании Юрьевца), перекрыт крестовым сводом. Перекрытия вышележащих ярусов деревянные, и только последний ярус накрыт кирпичным куполом с люкарнами, играющими роль резонатора звона. Фасадные грани пилонов декорированы трёхчетвертными колонками тосканского ордера, количество которых убывает от шести в первом ярусе до двух в четвёртом, развитыми классическими антаблементами, и фронтонами над пролётами звена, организующими обрамления пролётов в композиционно законченные ячейки, построенные по принципу табернаклей.

Зимний Успенский городской собор стоит к северу от старого Входоиерусалимского собора на небольшой площади между Советской улицей и восточным склоном Предтеченской горы. Кубический объём собора накрыт железной кровлей в форме четырёхгранного сомкнутого свода, которую венчала декоративная глава на деревянной тумбе с волютами. Плоский карниз со ступенчатыми модульонами отсекает в верхней части стен аттик, в который вписаны приплюснутые фронтоны, покрывающие четырёхколонные тосканские портики северного и южного фасадов и равновеликие прямоугольные объёмы апсиды и притвора, примыкающие к центральному кубу с востока и запада. Торцовые фасады притвора и апсиды обработаны приставными портиками - у притвора из трёхчетвертных колонн, а у апсиды из пилястр - аналогичными боковым портикам собора. В интерколумниях всех портиков в два яруса прорезаны оконные проёмы. На гладких полях стен справа и слева от портиков помещено по одному большому окну с широким рустованным наличником, переходящим выше проёма в полуциркульный архивольт с лепным акантом на замковом камне. Объём собора очень статичен, чувствуется стремление достичь максимально возможной одинаковости всех четырёх фасадов. Все детали декора выполнены с предельным упрощением форм - так, например, у тосканских капителей колонн отсутствует эхин, заменённый преувеличенной тяжёлой абакой.

В интерьере собора подпружные арки, опирающиеся на четыре широко расставленных столпа, несут полусферический купол без барабана, перекрывающий центральную часть помещения. Боковые пространства невелики и перекрыты плоскими деревянными потолками, что ещё больше подчёркивает значение подкупольного пространства; только выдвинутая на восток апсида имеет цилиндрический свод. Росписей в интерьере не было. Тёмными кантами, проходящими вдоль рёбер архитектурных членений, коричневато-зелёные поверхности стен разделены на поля различной формы.

Сайт города Юрьевец

************************************

Находится на пересечении главной улицы и торговой площади. Состоит из Входоиерусалимского собора, возведённого в 1733 г. и перестроенного в 1806 г. губернским архит. Н.И. Метлиным; Успенского собора, более известного под названием нового Входоиерусалимского - предположительно по проекту архит. П.И. Фурсова; колокольни (с церковью Георгия Великомученика в нижнем ярусе) - также по его проекту, в 1840 г. В описи церковного имущества 1865 г. храмы Успения и Георгия датируются по-иному: соответственно 1839 и 1828 гг. Там же имеется указание на заказчика Успенского храма - купца Ивана Васильевича Полякова. Все сооружения выполнены из кирпича и оштукатурены (старый собор первоначально имел известковую обмазку). Они расположены по фронту улицы, храмы обращены к ней апсидами. Высокая многоярусная колокольня фиксирует угол квартала и является доминантой не только храмового комплекса, но и всей застройки центра города. Главный архитектурный комплекс Юрьевца, в котором сооружения в стиле классицизма объединены с несколько архаичным по формам храмом в духе зодчества кон. 17 - нач. 18 в.

Беляев, 1863, с. 199; ИАК, 1909, вып. 3, с. 276; Краткие статистические сведения.., 1911, с. 232-233; Шлычков, 1983, с. 76-78; Полякова, 1984, с. 111-116; РГИА. Ф. 835. Оп. 3. Д. 2713. (Опись церковного имущества епархиального Костромского Спасов-ходненского собора в 1865 г.); ЮКМ 585 (Рукопись Б.В. Ширяева. Юрьевец, 1912-17, с. 61)
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 734-737

************************************



Rambler's Top100

Рейтинг

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Коллекция.ру

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Hosted by uCoz