Проезд: От Кинешмы - переехать по мосту через реку Волга, свернуть налево, и ехать до деревни Емельяново, за ней свернуть налево и ехать полевой дорогой до перекрёстка. На перекрёстке свернуть налево и ехать в сторону Волги. Подъехав к Волге, спуститься вниз и ехать берегом Волги до деревни Новлянское. Не доезжая Новлянского свернуть направо и ехать около 2-х километров. Внимание! Зимой возможности проезда ограничены. В дождливую погоду полевые дороги становятся непроходимыми.
Фотографии: Александр Богданов (20 января 2007 г.)
************************************
Расположена на левом высоком берегу реки Колдомы, на небольшой площади в центре села. Стройный храм с высокой колокольней доминирует в окружающей застройке и в живописном ландшафте долины реки. Построен в 1816 г. (по другим сведениям - в 1813 г.) из кирпича, побелён. Характерный для костромского зодчества тип храма, традиционная композиция которого сочетается с классицистическим декором. Архитектура сходна с близкой по времени архитектурой церкви в соседнем селе Дмитровском.
К квадратному в плане двусветному пятиглавому четверику со скруглёнными восточными углами и суженной полуциркульной апсидой примыкает широкая трапезная с боковыми приделами (Знамения и Рождества Иоанна Предтечи), их апсиды заходят на боковые фасады храма. Трапезная соединена притвором с квадратной в плане четырёхъярусной колокольней, увенчанной высокой барочной кровлей с люкарнами и луковичной главой на гранёном барабане. У трапезной скруглены западные углы.
Гладь стен прорезана прямоугольными окнами без наличников, дополненными лишь подоконными филёнками, а во втором ярусе четверика - высоко поднятыми прямоугольными сандриками на кронштейнах. Фасадные членения подчеркивают высоту основного объёма: междуэтажный пояс, переходя на стены апсиды и трапезной, становится здесь венчающим карнизом. Широкий гладкий пояс в завершении четверика обыгрывает традиционный мотив кокошников: полуциркульные архивольты поставлены по осям окон. Венчающий карниз - со ступенчатыми кронштейнами. Высокие восьмерики барабанов украшены арочками.
На фасадах апсиды и первого яруса колокольни поставлены парные и одиночные пилястры тосканского ордера. Второй ярус сооружения наиболее выразителен - с портиками из полуколонн по сторонам арочной ниши и треугольными фронтонами. Стены третьего яруса с круглыми проёмами фланкированы спаренными пилястрами; эта тема продолжена и в ярусе звона. Все ярусы завершены антаблементами, различными по рисунку.
В интерьере основной четверик перекрыт четырёхлотковым сводом с кольцом светового барабана; над центральным и придельными алтарями - конхи; в двустолпной трапезной - система сомкнутых сводов на подпружных арках.
Роспись, выполненная клеевыми красками в 1-й трети 19 в. в стиле барокко, сохранилась фрагментарно. Яркий праздничный колорит и коричнево-белые гризайльные обрамления выделяют каждую композицию на бирюзовом фоне стены, а всей росписи в целом придают особый, "станковый", характер. В четверике помещено всего девять небольших композиций, которые сосредоточены в верхней части интерьера. На лотках свода - сцены из Страстного цикла: "Христос перед Пилатом", "Несение креста", "Снятие с креста"; они заключены в рамки, дополненные барочными картушами. Свод отделён от стен карнизом с модульонами. Под карнизом на западной стене написана "Ветхозаветная Троица", на северной и южной между окнами верхнего света изображены московские митрополиты.
Беляев. 1863, с. 122-123; ИАК, 1909, вып. 31, с. 184.
************************************************************
Церковь построена на средства прихожан за один строительный сезон в 1816 г. и имела два престола: в честь Иоанна Предтечи и великомученика Георгия. Она представляет собой бесстолпный, пятиглавый, строго симметричный, трёхчастный холодный храм с четырёхярусной колокольней, с одноапсидным полуциркульным в плане алтарём, с широкой трапезной и двумя полуциркульными в плане приделами.
Все здание выложено из кирпича и побелено. Система перекрытий традиционная: в холодном храме - сомкнутый свод, пересечённый кольцом центрального светового барабана; над алтарями холодного храма и трапезной - конхи; в трапезной система крестовых сводов на подпружных арках; над папертью - коробковый свод; над первым ярусом колокольни восьмилотковый сомкнутый свод.
Объёмно-пространственная композиция церкви являет собой своеобразный вариант монументального культового здания, где объёмы очень высокого пятиглавого храма, пониженных объёмов алтаря и трапезной, увенчанной двускатной кровлей, а также ярусной колокольни симметричны и объединены в единое гармоничное целое. Две мощные вертикали - четверик, увенчаный луковичными главами на высоких гранёных барабанах и четырёхярусная колокольня, также увенчанная луковичной главой на гранёном барабане - доминируют и архитектурно организуют застройку села и широкие пространства живописного ландшафта.
Четверик холодного храма увенчан своеобразным высоким антаблементом, его карниз украшен модильонами, на высоком фризе каждого фасада три декоративных закомары; архитрав состоит лишь из полочки и четвертного вала. Стены четверика почленены на два "этажа" (верхний в два раза выше нижнего), прорезанные оконными проёмами одинаково простой прямоугольной формы. Над верхними окнами - прямые сандрики. "Междуэтажная" тяга четверика является венчающим карнизом алтаря трапезной и паперти и междуярусной тягой колокольни (между первым и вторым ярусами). Стены трапезной и нижней части четверика аналогичны. Лишь стена апсиды холодного храма, обращённая на улицу села, и нижнего яруса колокольни - декорированы пилястрами тосканского ордера.
Богат декор колокольни,"работающий" на обширные низинные заречные пространства. Её второй ярус декорирован "портиком" из двух мощных полуколонн тосканского ордера, увенчанным антаблементом (отсутствует архитрав) и треугольным фронтоном, карнизы которых украшены модильонами. По стронам скошенных углов третьего яруса - спаренные пилястры, а вместо арочных проёмов, имеющихся во всех остальных ярусах, круглое окно на каждом фасаде. Арки звона четвёртого яруса тоже фланкированы спаренными пилястрами. Столп колокольни увенчан гранёным куполом с круглыми люкарнами и одной главой на гранёном барабане. Все боковые главы четверика холодного храма декорированы нишами по сторонам света, а в центральном барабане - арочные проёмы.
Все помещения церкви анфиладно соединены арочными проёмами различного размера, расположенными на главной продольной оси. Размер холодного храма - 8.61х8.61 м, алтаря - 6.39х4.8 м, трапезной - 18.72х8.73 м, паперти - 5,2х2,93 м.
Интересна черта интерьера холодного храма - высокие лучковые ниши (от пола до пяты сомкнутого свода), в которых размещены окна и входы в храм. Высокое, залитое светом пространство главного отделения церкви подчёркнуто контрастом низких пространств трапезной и алтаря. Пластика мощных стен памятника подчёркнута распалубками над световыми проёмами алтарей холодного храма, трапезной, а также паперти.
* * *
Стенописи Георгиевской церкви выполнены в технике клеевой живописи, очевидно около 1816 г., неизвестными мастерами. Повреждения красочного слоя в форме меления и мелких осыпей довольно значительны, особенно на северной и южной стенах четверика. Росписи трапезной утрачены, а в апсиде сохранились лишь незначительные фрагменты.
Росписи четверика состоят всего из девяти небольших композиций, сосредоточенных в его верхних частях. Сцены из страстного цикла - "Распятие", "Христос перед народом", "Несение креста", "Снятие со креста", каждая из которых занимает один из лотков свода, заключены в квадратные рамки со ступенчатыми завершениями и полуциркульными перемычками. Рамки дополнены барочными картушами.
Свод отделён от стены четверика живописным карнизом с модильонами. Под карнизом, на западной стене, помещено изображение Ветхозаветной Троицы, конфигурацией и обрамлением сходное с композициями свода. Размещение изображений на северной и южной стенах идентично: в простенках окон второго света помещены ростовые фигуры московских митрополитов Филиппа и Петра - на северной стене, Ионы и Алексия - на южной.
Иконография стенописей имеет много архаических черт, заимствованных из искусства не только XVIII, но и XVII в. Характерны и сам выбор изображений московских митрополитов и Ветхозаветной Троицы, редких в XIX в., и такие детали одеяний митрополитов, касаккосы, фелони, куколи-клобуки.
В стилистике росписей множество черт, роднящих их с барочным искусством XVIII в. Это диагональные построения композиций, смелые ракурсы, обилие профильных разворотов, оливковая карнация, взвихрённые складки одеяний. Яркий, праздничный колорит, коричнево-белые гризайльные обрамления выделяют каждую композицию на бирюзовом фоне стены, а всей росписи в целом придают особый "станковый" характер.
* * *
Церковь как памятник культовой архитектуры выявлена и поставлена на гос. учёт в 1971 г. Она была закрыта в середине 1930-х гг. и передана местному колхозу под складское помещение, которое располагалось здесь до передачи церкви вновь образованному приходу в 1995 г. Несмотря на закрытие, внешний архитектурный облик памятника не был разрушен: сохранились все завершения. Пострадала лишь утварь интерьера, которая частью была уничтожена, частью растащена местными жителями. В настоящее время у церкви в плохом состоянии находится кровля, а некоторые главки пятиглавия наклонились и готовы в любой момент рухнуть.
По материалам Ополовниковой Е.В., 1971 г.
Храм Георгия Победоносца
(Ивановская область, Заволжский район, село Георгиевское)
Открыть графический файл со схемой проезда
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 236-238
Храм Георгия Победоносца
(село Георгиевское)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|
|