Проезд: Проехав мост через реку Волга у Кинешмы в сторону Заволжска, свернуть налево и ехать асфальтом около 25 км. Асфальт разного качества, с выбоинами. На современных топокартах н.п. обозначен как Кистега. (открыть графический файл)
Координаты: 57.619716, 41.866155
Фотографии: Александр Богданов (1 октября 2008 г. и 29 марта 2015 г.).
**************************************************
ДМИТРИЕВСКОЕ (ДМИТРОВСКОЕ). ЦЕРКОВЬ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО, 1-я четв. 19 в. Стоит на южной окраине села, расположенного на высоком правом берегу р. Березовка, впадающей в Шохну. Возведена в 1815 г. из кирпича и побелена. Храм сохранил традиционные композиционные особенности и детали барокко в сочетании с декором раннего классицизма.
Высокий двусветный четверик завершён выпуклой четырёхскатной кровлей. Пять небольших луковичных глав установлены на квадратные со срезанными углами основания - барабаны (центральный световой). К основному объёму примыкают пониженные апсида со скруглённой восточной стеной и широкая трапезная с двумя приделами под общей высокой кровлей; придельные апсиды выступают у западных углов четверика. В центре западного фасада трапезной поставлена трёхъярусная колокольня с высокой восьмигранной кровлей (диагональные грани узкие) и шпилем на барабане. Углы храма и трапезной скруглены, что придает объёмам особую пластичность.
Первый ярус колокольни, трапезная, нижний ярус четверика и апсида объединены общим антаблементом с высоким фризом и модульонами под карнизом; окна — в барочных рамочных наличниках с ушами и филёнками. Под окнами - фигурные фартуки. Во втором ярусе четверика скругления слегка заглублённых углов фланкированы плоскими пилястрами. Барабаны угловых глав украшены ложными окнами.
Стены всех ярусов колокольни прорезаны высокими арками. В нижнем ярусе по их сторонам поставлены парные пилястры; второй, самый выразительный, ярус оформлен портиками из полуколонн с треугольными фронтонами; третий, также с полуколоннами на флангах, завершён антаблементом с сухариками под карнизом. У боковых входов в храм сохранились декоративные металлические решётки 2-й трети 19 в. с ромбовидно-волнистым рисунком.
Четверик перекрыт восьмилотковым сводом с более узкими диагональными гранями и световым кольцом барабана, апсида - коробовым, переходящим в конху. В двустолпной трапезной - система коробовых сводов и конхи в придельных алтарях, над окнами распалубки.
Клеевая роспись в четверике и апсиде - характерный пример провинциальных стенописей 1-й трети 19 в. В яркой цветовой гамме превалируют красные, зелёные и чистые голубые тона. Поновлена маслом (в апсиде частично переписана) одновременно с росписью трапезной (почти полностью утрачена) во 2-й пол. 19 в. Наибольшего внимания заслуживает свод, где располагаются ограниченные штукатурными тягами библейские сцены. В динамичных по композиции "Жертвоприношении Авраама", "Лестнице Иакова" и "Убийстве Авеля" прослеживается влияние барокко. На южной и северной стенах между окнами верхнего света написаны отцы церкви и митрополиты, на западной стене - евангельские сюжеты в три яруса; две сцены Страстного цикла помещены на восточной стене над иконостасом.
Беляев. 1863, с. 1815; ИАК, 1909, вып. 31, с. 185.
**************************************************
Церковь построена на средства прихожан за один строительный сезон в 1815 г. и имела три придела в честь Троицы, пророка Ильи и Дмитрия Солунского. Она представляет собой бесстолпный пятиглавый храм с одной полукруглой в плане апсидой алтаря, двустолпной трапезной, имеющей два придела в виде полукружий алтаря и трёхярусной колокольней. Полукруглые алтари приделов трапезной закрывают угловые пилястры северной и южной стен храма. Лестница на колокольню находится в толще её северо-восточного столба.
Здание выполнено из кирпича. Применена традиционная сводчатая система перекрытий: в холодном храме - восьмилотковый сомкнутый свод, пересечённый кольцом светового барабана; над алтарём холодного храма - коробовый свод, переходящий в конху; в трапезной - система крестовых сводов и конхи над алтарями; над первым ярусом колокольни - восьмилотковый сомкнутый свод. Стены снаружи побелены по кирпичу.
Церковь имеет строго симметричную композицию в отношении главной оси запад-восток. Две мощные вертикали - "второй этаж" холодного храма, увенчанный пятиглавием на четырёхгранном куполе, и два верхних яруса колокольни со шпилем на гранёном барабане - поставлены на низкий "пьедестал" - первый этаж церкви (трапезную, перекрытую трёхскатной кровлей, алтарь, первый ярус четверика и колокольни), объединённый единым неполным антаблементом (отсутствует архитрав).
Декор церкви представляет собой упрощённый вариант петровскоелизаветинского барокко. Карниз неполного антаблемента, опоясывающий "первый этаж" всего культового сооружения, украшен очень крупными упрощёнными модильонами. Памятник интересен скруглёнными восточными углами четверика холодного храма и западных углов трапезной. Северная и южная стены четверика декорированы плоскими пилястрами, антаблемент над которыми раскрепован. Разница в толщине стен между первым и вторым "этажами" четверика отмечена уступом. Второй, более высокий "этаж" четверика имеет высокие, стройные лучковые оконные проёмы, обрамлённые наличниками с "ушами", треугольными сандриками и лежачей впадиной между наличником и сандриком. Окна "первого этажа" четверика и трапезной отличаются от описанных лишь отсутствием сандрика. Дверные проёмы северного и южного фасадов четверика имеют лучковые проёмы с сандриками.
Колокольня характерна классическим декором. По сторонам стройных арочных проёмов первого яруса - спаренные пилястры тосканского ордера. Второй ярус декорирован полуколоннаями тосканского ордера, а стройные арки звона помещены в прямоугольных нишах. Между вторым и третьим ярусами колокольни - упрощённый антаблемент (без архитрава) и треугольные фронтоны на каждом фасаде. Третий ярус украшен ризалитами, образованными раскреповками тосканского ордера, полуколонны которого фланкируют арки звона. Карниз неполного антаблемента (отсутствует архитрав) украшен упрощёнными модильонами. На гранях барабана колокольни, несущего гранёный купол и шпиль, - лучковые ниши.
Все помещения церкви анфиладно связаны разновеликими арочными проёмами, расположенными по главной оси. Размер помещений: холодного храма - 8,49х7,12 м, алтаря - 4,94х5,03 м, трапезной - 8,86х16,56 м. Характерен сильный контраст очень высокого двусветного холодного храма с низким, как бы распластанным интерьером трапезной.
Интерьер характеризуется почти полным отсутствием декоративных элементов. Лишь широкая горизонтальная тяга отделяет "первый этаж" холодного храма от второго. Выразительную пластику интерьера слагают своды и распалубки проёмов. В северном портале храма и его нижних окнах сохранились кованые металлические решётки красивого рисунка.
* * *
Четверик и трапезная Дмитриевской церкви были расписаны, очевидно, сразу после сооружения храма, т.е. в конце 1810-х - начале 1820-х гг., в технике клеевой живописи. Во второй половине XIX в. были прописаны маслом фоны, прописаны и частично переписаны композиции в своде апсиды и в нижнем регистре четверика. Сохранность первоначальной живописи относительно хорошая. Сильным разрушениям красочного слоя подвержены прописанные участки.
Система размещения сюжетов на стенах и в своде четверика соответствует архитектурным членениям. Композиции на темы Ветхого Завета в лотках свода обрамлены профилированными штукатурными тягами и имеют форму треугольника с вогнутостью вверху. Восточный "треугольник" занят изображением Ветхозаветной Троицы. Три других поделены на две части вертикальной линией разгранки и заполнены двумя композициями каждый. В целом, живописное заполнение свода имеет форму "георгиевского" креста.
Свод отделён от стен многообломным штукатурным карнизом. С учетом зеркальной симметричности живописный декор северной и южной стен четверика идентичен: в простенках окон второго света помещены фигуры трёх московских патриархов (на северной стене) и трёх отцов церкви (на южной). На западной стене, в верхней её части, отделённой профилированной штукатурной тягой, в два яруса расположено шесть одинаковых квадратных композиций, иллюстрирующих евангельские темы. В нижней части стены, по сторонам прохода в трапезную, располагаются большие прямоугольные сцены "Христос в доме Марфы и Марии" и "Христос и женщина-грешница". В верхних углах восточной стены помещены "Снятие со креста" и "Моление о чаше", фланкирующие верхнюю часть несохранившегося иконостаса.
Расположение сюжетов на своде апсиды более свободно, хотя также подчинено центрально-осевой симметрии. Центральное положение занимает "Тайная вечеря", к северу и югу от неё в овальных медальонах написаны "Встреча Марии и Елизаветы" и "Благовещение".
Особый интерес представляет стиль росписей четверика и апсиды, целиком восходящий к искусству XVIII в., к монументальной живописи палехского круга. Динамичные композиции строятся на взаимодействии стремительных, полных пафоса диагональных движений. Характерны волнующиеся, взвихрённые складки одеяний, резкие ракурсы, смелые развороты фигур, обилие профильных изображений, округлые лица. В иконографии XVIII в. изображены отцы церкви и московские митрополиты. Чистые, почти прозрачные цвета образуют яркую красочную гамму, в которой выделяются красные, зелёные, голубые тона, специфическая оливковая карнация лиц.
Меньшее художественное значение имеют росписи трапезной, выполненные в технике масляной живописи не ранее последней трети XIX в. и чрезвычайно плохо сохранившиеся.
* * *
Церковь как памятник культовой архитектуры выявлена и поставлена на гос.учёт в 1971 г. Она была закрыта в середине 1930-х гг. и передана под зерносклад местному колхозу, который располагается здесь и поныне. Церковь после закрытия целенаправленно не разрушалась, из неё лишь вынесли утварь и разобрали иконостас. В настоящее время сохранность её в целом удовлетворительная. Исключение лишь составляют частью покосившиеся, частью рухнувшие главы завершения на храме, шпиль на колокольне и протекающая кровля. В оконных рамах отсутствует стекло, но почти все они забиты досками.
По материалам Ополовниковой Е.А., 1971 г.
Ивановский региональный портал
**************************************************
Храм Димитрия Солунского
(Ивановская область, Заволжский район, село Дмитриевское)
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 238-239
Храм Димитрия Солунского
(село Дмитриевское)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
29 марта 2015 г.
1 октября 2008 г.
|