О внешнем виде старообрядческой церкви в Шуе
(Как могла
выглядеть старообрядческая церковь в Шуе?)
История старообрядчества
во Владимирской губернии и, в частности, в Шуйском уезде довольно богата и до
сих пор недостаточно исследована. Местные старообрядцы внесли значимый вклад в
развитие экономики и промышленности Ивановского края. Старообрядческие корни есть
в истории местной промышленности, торговли, кустарных промыслов. По стечению
исторических обстоятельств, старообрядцы за более чем трехвековую историю
раскола, не были гонимы властями только одно десятилетие (с 1906 до 1917 гг.).
В советское время большинство старообрядцев было репрессировано (в процессе
раскулачивания многие семьи были переселены в Сибирь). В историю местного
старообрядческого движения могут войти упоминания о многочисленных и разнообразных
толках и направлениях старообрядчества, сведения о местах расположения скитов и
тайных молелен, связи шуйских раскольников со старообрядческими центрами и известными
деятелями старообрядчества.
Перед революцией в
Шуйском уезде было три старообрядческих прихода поповской (австрийской) церкви – в Шуе, Иваново-Вознесенске и Пустоши. Сведения
об Иваново-Вознесенской общине наиболее полные – сохранились описания и
фотографии церковных сооружений, внутреннего
убранства, священников, членов общины, опубликованные в журналах начала XX века.
Казанская община в
Иваново-Вознесенке зарегистрирована 04 апреля 1908 г. Район деятельности -
Иваново-Вознесенск, сёла Алферьево, Кохма, деревни Марицыно, Игнищево и Кривцово
Шуйского уезда Владимирской губернии, деревня Баскаково Нерехтского уезда
Костромской губернии.
Свято-Троицкая община в
селе Пустошь зарегистрирована 18 января 1914 г. Район деятельности - село
Пустошь и деревни Кудряково, Марково, Тепляково, Колобово, Макащево
Афанасьевской волости; Липняки, Ломы, Высоково Дуниловской волости.
Про шуйскую общину и храм
документальных сведений пока не найдено. До сих пор неизвестны даты постройки и
освящения, наименование главного престола, фамилия архитектора.
По единственному
косвенному упоминанию в печати, можно судить, что старообрядческий храм в Шуе
был построен в 1915 гг. Так в отчёте православного Александро-Невского братства
в январе 1916 г. говорится: "По сообщению о. Светозарова окружники
австрийцы в настоящее время окончили построение новаго храма на своем
кладбище".
В описании 1923 г. здание
старообрядческой церкви выглядело следующим образом: "Храм одноэтажный
каменный со звонницей без колоколов. Длина 20 аршин, ширина 14 аршин, вышина 7
аршин. Помещается в ограде старообрядческого кладбища".
Не обнаружено ни описаний ни фотографий внутреннего и внешнего вида храма. Но
даже оставшееся после перестроек здание старообрядческой церкви в городском парке
вполне достойно внимания. Данный храм по своему оформлению отличается от местных
церквей - здесь прослеживается стилизация под средневековое новгородско-псковское
зодчество, незнакомое местной архитектурной традиции. Удивительно, что при
близком соседстве Шуи с Суздалем, Владимиром, Переславлем-Залесским, Юрьев-Польским, где сохранились памятники архитектуры
домонгольской Руси, образцами для подражания послужили древние храмы западных
русских княжеств.
В классическом труде «Свод
памятников архитектуры Ивановской области» про старообрядческую церковь
сказано: «кирпичная неоштукатуренная церковь с оградой – чрезвычайно редкий
пример старообрядческого храма периода эклектики с элементами неорусского
стиля, построенного в провинциальном городе».
Неорусский стиль (одно из
направлений эпохи модерна) имеет сложные идейно-духовные, социально-культурные
и художественные истоки. В формирование данного направления внесли вклад
выдающиеся русские художники И.Е. Репин, Н.К. Рерих, В.М. Васнецов, М.А.
Врубель, М.В. Нестеров, архитекторы А.В. Щусев, С.С. Кричинский, В.А. Покровский,
И.Е. Бондаренко, Ф.О. Шехтель. В неорусском стиле построен Ярославский вокзал в
Москве и оформлены фасады Третьяковской галереи. Необычным является факт, что
основными заказчиками храмов в неорусском стиле (модном и актуальном
направлении начала 20-го века), стали консервативные старообрядцы, увидевшие в
нём отражение идеалов и символов древней дониконовской Руси.
"Доминирование
в старообрядческом храмоздательстве европейской части России неорусского
направления было связано с тем, что именно неорусский стиль, сочетавший в себе
традицию и новаторство, давал возможность элите торгово-промышленного купечества,
с одной стороны - продемонстрировать приверженность древнему благочестию, заветам
предков, с другой стороны - показать искушённость в эстетических вопросах, обратить
на себя внимание, заявить о себе как о передовой и могущественной культурной силе"
(Бицадзе Н.В.
Храмы неорусского стиля. Идеи, проблемы, заказчики. "Научный мир",
2009 г).
Представить изначальный внешний
вид шуйской старообрядческой церкви без чертежей и фотографий сложно. Сравнение наиболее ранних на данный момент фотографий здания
периода 1960-х гг. (предоставленных фотографом Владимиром Юрьевичем Ждановым) с
современными, а также с изображениями известных старообрядческих храмов позволяет
приблизительно судить о его первоначальном облике.
Сейчас здание бывшей
церкви практически скрыто от глаз деревьями и отгорожено заборами. На первый
взгляд можно предположить, что так было всегда и старообрядческая церковь
(особенно в современном ее виде) никогда и не играла никакой роли в архитектурном
облике Шуи. Подтверждение тому – абсолютное отсутствие дореволюционных фотографий
и изображений храма. С этим нельзя полностью согласиться.
Примерно до 1960-х гг.
старообрядческая церковь с прилегающим кладбищем располагалась почти на
открытой местности – окраине бывшей Конской (сейчас - Первомайской) площади и должна
была хорошо просматриваться при въезде в Шую со стороны Костромы. Южная часть городского
парка, густо засаженная липами, от современного входа до площадки со
скульптурами появилась уже после Великой Отечественной войны при расширении
парка (прежняя граница городского парка пролегала от последних домов ул. З. Касаткиной
до старообрядческой церкви).
Представление о роли
старообрядческой церкви в панораме бывшей Конской площади можно получить даже
по относительно поздним фотографиям 1950-1960 гг.
а
б
в
Г
Рисунок 1. Фотографии здания бывшей старообрядческой церкви в Шуе:
а, б – вид на северную часть церкви с парашютной вышки (городской архив г. Шуи, фонд Л.Н. Шилова, предположительно начало 1960-х гг.), в – вид с юга (краеведческий музей г. Шуи, фонд И.В. Шлепина, 1957 г.), г – вид с юга (краеведческий музей г. Шуи, фонд Никонова, 1957 г.)
Первые две фотографии, вероятно,
сделаны в 1960 - х гг. (с парашютной вышки, которую снесли в 1980-х гг.). Уже построены двухэтажный дом №6 перед входом в парк на
Первомайской площади, общежитие на ул. Ленина, д.51, четырехэтажный дом на ул.
Генерала Горбатова, д.12, но еще нет аттракционов и квартала пятиэтажных домов
между ул. Советской и Васильевской. На фотографиях еще видна похожая на
часовню шатровая башня противопожарного водопровода (такие же башни,
построенные на рубеже 19-20 столетий, находились в районе современной площади
М. Фрунзе, на пересечении Васильевской улицы с улицей Чехова, на
Театральной улице, у спуска к Тезинским лавам; из комплекса сооружений
противопожарного водопровода сохранились только центральная башня на рынке и
башня, на перекрестке Ивановской улицы и 4-го Железнодорожного переулка).
Видно, что местность, где
располагается здание церкви, открыта и хорошо просматривается - видны посаженные
деревья со стороны площади, окруженные деревянным забором, но они еще невысокие
и не сформировали плотного полога. Высокие и более старые деревья (прежний парк
«Грачевники на Крутихе») в стороне от самой церкви и ее не загораживают.
На фотографии рядом со
зданием бывшей церкви видны деревянные дома, принадлежащие прежде причту, а также
две каменные калитки (уже без ограды и без ворот между ними). Расположение
калиток указывает на то, что на территорию кладбища со стороны площади был
въезд с воротами. Ровная, не засаженная деревьями, территория к северу от
церкви – часть бывшего старообрядческого кладбища. Кладбище упоминается с 18
века (а существовало, возможно, с начала раскола – сер. 17 столетия). Уничтожение
кладбища началось при расширении и благоустройстве парка в 1952 г. Старообрядческое
кладбище располагалось восточнее современной парковой аллеи, ведущей от центрального
входа до спуска к Троицкому кладбищу (сейчас на месте кладбища - танцевальная
площадка, аттракционы, место для проведения мотогонок).
По данным фотографиям можно
судить о том, что старообрядческая церковь, возвышаясь над прилегающей незастроенной
территорией, являлась архитектурной доминантой Конской площади и была хорошо
видна с костромской дороги при въезде в Шую.
Возможно, изображение
старообрядческой церкви можно будет найти в документах, освещающих
революционную историю Шуи – на Конской площади перед городским садом
проводились манифестации шуйских рабочих. Здесь 5 ноября (23 октября) 1917 г.
на массовом митинге трудящихся выступил М.В.Фрунзе, зачитавший резолюцию с требованием
передачи полноты власти в руки Советов.
Утрата колокольни и
завершения храма осложняет задачу воссоздания его первоначального облика. Можно
попытаться представить первоначальный внешний вид шуйской старообрядческой
церкви путем сравнения с известными аналогами. По внешнему облику (вытянутый прямоугольный
объем с апсидой алтаря и нижним ярусом колокольни с боковыми камерами;
декоративные элементы, стилизованные под псковско-новгородское зодчество)
шуйская старообрядческая церковь подобна известным старообрядческим храмам начала
20-го века, построенным, главным образом, в Москве и Петербурге передовыми
архитекторами эпохи модерна.
Композиция шуйской церкви
близка постройкам модного и востребованного среди старообрядцев московского
архитектора И.Е.Бондаренко (строил в основном в Москве и Подмосковье, также
работал в Шуе и Иваново-Вознесенске). В губернском Владимире
перед Золотыми воротами архитектор С.М. Жаров построил в 1916 г. крупную и стройную краснокирпичную Троицкую
старообрядческую церковь, используя, в целом, ту же композиционную структуру
(Шуя перед революцией, как известно, была одним из лучших городов Владимирской
губернии, не исключено, что шуйские заказчики хотели у себя построить храм
пусть дешевле и меньше, но все же подобный губернскому).
|
|
|
а |
б |
в |
|
|
|
г |
д |
е |
Рисунок 3. Фасады старообрядческих храмов:
южные фасады а - Москва. Покровско-Успенская церковь в Малом Гавриковом
(Басманном) переулке, арх. И.Е. Бондаренко, 1911; б – Москва. Проект Храма
Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы при 2-ой Московской Общине
старообрядцев Поморского брачного согласия, арх. И.Е. Бондаренко, 1908; в – Шуя, старообрядческая церковь,
1915 г. (фото 1957 г. из шуйского краеведческого музея, фонд Никонова); вид с запада (со стороны
колокольни): г - Поморская церковь в Токмаковом переулке в Москве, д - Церковь
Анны Кашинской в деревне Кузнецы Богородского уезда, арх. И.Е. Бондаренко, 1909;
в – Шуя, старообрядческая
церковь (фото 1960-х гг. из городского архива г. Шуи, фонд Л.Н. Шилова)
Видимо, архитектор
шуйской старообрядческой церкви был хорошо знаком и с новейшими
старообрядческими храмами Москвы того времени и с передовыми архитектурными
веяниями модерна. Поэтому в скромном шуйском храме отражены (в рамках имеющегося
бюджета) черты лучших сооружений неорусского стиля.
Оформление фасадов можно
частично воссоздать сравнением фотографий 1960-х гг. с современными.
Видно, что некоторые элементы декора уничтожены, а оконные проемы изменены.
Сравнение фотографий южного
фасада, выполненных в 1960-х и 2010-х гг. позволяет обнаружить утраченные и
измененные детали декора – заложенные кирпичом кресты с голгофами[1], узоры из треугольных ниш на лопатках, маленькие полукруглые
ниши под бровками[2]. На более ранней фотографии видны арочные архивольты над первоначальными
окнами. Подобные узоры заимствованы архитекторами модерна у новгородских и
псковских средневековых храмов и часто использовались при оформлении храмов в
неорусском стиле в предреволюционные годы.
|
|
а |
в |
|
|
б |
г |
Рисунок 4. Элементы
декора фасадов: а – южный фасад на фото из архива Л.Н.Шилова (1960-е гг.), б –
южный фасад (2013 г.), в – заложенная «голгофа» на северном фасаде, г –
северный фасад (фото 1970-х гг. с сайта http://kulturnoe-nasledie.ru/)
Оформление фасадов
(северного и южного) определенно было симметричным. Сейчас с северной стороны
сохранилось единственное окно с архивольтом, которое находится на своем
первоначальном месте. По архивным фотографиям можно передать расположение окон
и декор фасадов старообрядческой церкви. Расположение и форма окон на фасадах
позволяют считать, что храм изнутри был довольно светлым.
Рисунок. 5. Изначальное расположение окон и элементов декора южного фасада (получено наложением фото 1960-х гг. и 2013 гг.)
С западной стороны храма
находился вход, оформленный порталом. По
сторонам от входа - ассиметричные разновысотные пристройки с узкими окнами, вновь
напоминающие об обращении к древнерусским прообразам. Над входом – ниша киота
(возможно, тут размещался храмовый образ; в некоторых старообрядческих храмах в
киотах над входом были изразцовые вставки).
Судить о форме колокольни,
кровли и купола основного объема храма без специальных исследований можно лишь
приблизительно. Вероятнее всего, шуйская старообрядческая церковь имела один барабан
с куполом луковичной (или шлемовидной) формы, а колокольня с открытым вторым ярусом
завершалась шатровой или двускатной кровлей.
Рисунок 6. Возможные варианты внешнего
вида старообрядческой церкви в Шуе (вид с севера)
|
|
а |
б |
Рисунок 7. Калитка въездных ворот на старообрядческое
кладбище
|
а |
|
б |
Рисунок 8. Фото ограды старообрядческого кладбища: а –
участок ограды, б – две каменные калитки
На фотографиях 1960-х гг.
виден участок ограды, расчлененной на прясла столбиками с остроконечными
завершениями. Ограда окружала всю территорию кладбища, ворота находились со
стороны площади и были ограничены двумя каменными калитками по бокам.
Сооружение
старообрядческого храма с элементами модного неорусского стиля в Шуе
свидетельствует о связях и вкусах местных старообрядческих лидеров и их ориентации
на известные старообрядческие церкви Москвы и Петербурга.
Сегодня важно продолжать
изучение истории шуйских староверов, внесших весомый вклад в местную историю и
экономику. По-возможности, следует восстановить в первоначальном виде редкое по
своей архитектуре здание старообрядческой церкви, имеющий статус местного
памятника.
Примечательно, что неорусский
стиль в церковной архитектуре продолжает до сих пор оставаться актуальным. Считается,
что его потенциал не был полностью исчерпан за отведенное историей десятилетие
в начале 20-го столетия. Сейчас строительство многих новых храмов в России
выполняется именно в неорусском стиле.
*****************
Шуйский фотограф Владимир Юрьевич Жданов в начале марта 2014 г. обнаружил редкое изображение старообрядческой церкви до её перестройки в советское время. На одной из фотографий, выполненной шуйским фотографом Соболевым (фонды шуйского литературно-краеведческого музея им. К.Д.Бальмонта), запечатлено многолюдное собрание на Конской площади с флагами и транспарантами. Возможно, это одно из важнейших событий в жизни Шуи революционного периода - выступление М.В.Фрунзе 5 ноября (23 октября) 1917 г. на массовом митинге трудящихся, где зачитывалась резолюция с требованием передачи полноты власти в руки Советов, либо иной митинг явно политического характера.
Благодаря увеличенному фрагменту можно представить изначальный внешний вид старообрядческого храма. Храм венчала одна луковичная глава на барабане, форма кровли храма не изменилась. Колокольня-звонница довольно необычна для нашего региона – второй открытый ярус колокольни был выполнен в виде часовни, опирающейся на круглые столбы и увенчанной небольшой главкой на тонком барабане (подобная колокольня-звонница сохранилась в старообрядческом Покровском соборе в Ростове-на-Дону). Довольно хорошо видна северная граница территории, ограниченная оградой. Над двумя каменными калитками по сторонам главного входа на территорию прихода установлены кресты. Пока непонятно назначение увенчанного крестом каменного сооружения с фронтонами в юго-западной (левой) части снимка – это могла быть часовня или склеп. В архитектуре шуйской старообрядческой церкви видны элементы стилизации под новгородско-псковское зодчество, используемые передовыми архитекторами модерна (И.Е. Бондаренко, А.В. Щусевым, В.А. Покровским).
На фото также видно, что с северо-западной стороны крыши находилась труба отопления (видимо, после выламывания печи образовалась внушительная дыра, хорошо заметная на послевоенных фотографиях).
Видно, что за старообрядческой церковью – открытое пространство, незанятое деревьями и постройками (кроме деревянных сооружений – видимо, кузниц, располагавшихся вдоль дороги на Дунилово). От центра Конской площади просматривается ряд домов на Дуниловской улице.
Интересны оценки, которые дадут данному храму специалисты-искусствоведы.
Дмитрий Черниховский
[1] Голгофа – ступенчатое основание рельефного креста
[2] Бровка – декоративная рельефная арочка над проемом или нишей
|