Назад На главную страницу

К истории старообрядческих храмов Шуйского уезда

Вопросы, связанные с историей местного старообрядчества, в последние годы всё чаще обсуждаются в историко-краеведческих исследованиях. Традиционное проживание старообрядцев во владимирских землях, их особый жизненный уклад, деловая активность, религиозность, бытовые особенности и пристрастия оставили свой след в местной истории и культуре [1-4].

Жаль, что шуйские краеведы до конца 20-го века практически не касались в своих работах темы раскола (хотя любопытного материала о раскольниках Шуи, Дунилова, Иваново-Вознесенска было достаточно и в 19-м веке). Возможно, кто-то имел среди староверов родственников, друзей или работодателей, кто-то считал иные стороны жизни и местной истории более важными для изучения.

Легальных старообрядческих центров с храмами, построенными после выхода в свет манифеста "Об укреплении начал веротерпимости" (опубликованного 17 апреля 1905 года), в Шуйском уезде было три - в Иваново-Вознесенске, Шуе и Пустоши.

В "Ведомости о старообрядческих общинах в алфавите губерний за 1907-1914 гг." [5] среди 32 общин Владимирской губернии на 1914 г. в Шуйском уезде значились только две, члены которых относились к "окружникам" - последователям Белокриницкой иерархии.

Казанская община в Иваново-Вознесенке (в списке под №21 по порядку регистрации) зарегистрирована 04 апреля 1908 г. Район деятельности - Иваново-Вознесенск, сёла Алферьево, Кохма, деревни Марицыно, Игнищево и Кривцово Шуйского уезда Владимирской губернии, деревня Баскаково Нерехтского уезда Костромской губернии. При общине, имевшей свой храм, числилось одно духовное лицо.

Свято-Троицкая община в селе Пустошь (№30) зарегистрирована 18 января 1914 г. Район деятельности - село Пустошь и деревни Кудряково, Марково, Тепляково, Колобово, Макащево Афанасьевской волости; Липняки, Ломы, Высоково Дуниловской волости. Духовных лиц за общиной не закреплено, община имела один молитвенный дом.

Шуйская община здесь (в 1914 г.) не упоминается вовсе.

В приложении к книге Е.А.Кириллова "Правда старой веры" [6] указывался "Перечень храмов, построенных старообрядцами за 1905-1914 гг.". Но там из впервые построенных старообрядческих храмов Владимирской губернии указано лишь два (в деревнях Рогово и Федурино), не имеющих отношения к Шуйскому уезду. Это объяснимо - наиболее старый из местных старообрядческих храмов в Иваново-Вознесенске не строился впервые, а лишь перестраивался; церковь в Пустоши только называлась церковью, а на деле представляла собой обычную крестьянскую избу, возможно, отмеченную крестом. А шуйская церковь (единственная из трёх в Шуйском уезде действительно строившаяся как новый храм) к 1914 г. могла быть ещё не построена.

Основным периодическим изданием, освещающим различные стороны жизни старообрядцев в предреволюционной России, был старообрядческий церковно-общественный журнал "Церковь" (1908-1914 гг.), а также сменивший его журнал "Слово церкви" (1914-1917 гг.).

В журнале "Церковь" упоминаются все три старообрядческих центра Шуйского уезда предреволюционного десятилетия. По частоте упоминаний, характеру сообщений и приводимым иллюстрациям можно судить о том, что наиболее крупной и организованной общиной с полноценной приходской жизнью была только Иваново-Вознесенская - сообщения корреспондентов о ней публикуются регулярно в обоих журналах. Сообщения про шуйских и пустошенских старообрядцев встречаются лишь однократно.

На страницах "Церкви" регулярно публиковались сообщения корреспондентов, связанные с Иваново-Вознесенской общиной. Это обсуждение текущих вопросов (строительство ограды и устройство звона, избрание членов совета); торжество по поводу столетия строительства храма; описание крестных ходов и молебнов; некролог певчего старообрядческого хора; сообщение о переходе в старообрядчество; история общины и строительства храма; биография настоятеля общины - священника о. Никиты Евсеевича Евсеева. Приводится много фотографий, запечатлевших лица ивановских староверов, события из жизни общины, внешний вид и интерьер храма. История Иваново-Вознесенской старообрядческой общины известна и отражена в документах и печатных изданиях.

Прямоугольный двухэтажный корпус набойной мануфактуры, основанной в кон. 18 в. (1787 г.) талантливым крестьяниным О.С. Соковым был куплен у его потомков М.И. Ямановским (бывшим крепостным, выкупившимся на свободу в нач. 19 в., главой местных старообрядцев). Ямановский передал свое фабричное помещение старообрядцам-поповцам. В 1810-х г. корпус мануфактуры был перестроен в старообрядческий молитвенный дом (по проекту известного в крае швейцарского архитектора Гауденцио Маричелли). В 1907 г. по проекту губернского архитектора П.Г.Бегена молельня была перестроена в церковь с надстройкой чердака с пятиглавием. Храм освятили во имя иконы Казанской Божьей Матери, святителя Николая и Святой Троицы. В 1910 г. архитектором А.Ф. Снуриловым была построена каменная ограда с оригинальными трёхарочными воротами и новой звонницей. В церковный комплекс входили также каменный двухэтажный дом священника и три деревянных жилых дома. Решением президиума облисполкома 4 февраля 1930 года церковь закрыли. Все сооружения комплекса разобраны в 1930-е гг., тогда же был сильно искажён храм: утрачены главы, крыльцо, частично растёсаны окна; в храме и трапезной возведены плоские перекрытия, поставлены новые кирпичные стены и перегородки. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. первоначальные формы храма были восстановлены [17]. В 1991 году храм передан православной церкви.

Пустошенские староверы упоминаются в журнале "Церковь" в 1908 г. задолго до официальной регистрации общины:

"6-го августа здесь торжественно была отслужена Божественная литургия, по окончании которой диаконом о. Иосифом Кулёминым было провозглашено многолетие Государю Императору, Государыням, Наследнику и всему Царствующему Дому, митрополиту Макарию, архиепископу московскому Иоанну и всем православным христианам. Затем из храма двинулся по селу крестный ход к дому крестьянина И.А.Турлапова, где было совершено водоосвящение. По окончании водоосвящения крестный ход двинулся в поле, где были окроплены святой водой хлеба и диаконом было произнесено прошение об умножении плодов земных и многолетие всем участникам крестного хода, после чего крестный ход направился обратно к храму. По окончании торжества церковным старостою Д.К. Бочаговым духовенству и почётным гостям была предложена трапеза" [7].

Старообрядческая Троицкая церковь1 представляла собой обычную небольшую деревянную крестьянскую избу, перестроенную в молельню. До сегодняшнего дня молельня-церковь не сохранилась, но местные жители могут показать место, где она находилась (около здания лечебницы). Старообрядческую церковь в Пустоши закрыли перед Великой Отечественной войной. Местные старообрядцы после войны стали ездить на службы в Иваново (в открытую и переданную в 1946 г. старообрядцам кладбищенскую Казанскую церковь).

Строительство и освящение старообрядческой церкви в самой Шуе - центре крупного и богатого уезда прошло столь незаметно, что до сих пор неизвестны ни название храма, ни год его постройки и освящения, ни архитектор, ни дата регистрации общины. Не обнаружено ни чертежей, ни фотографий первоначального вида церкви, хотя фотографическое дело в Шуе было достаточно развито уже в конце 19 в. (наглядным и убедительным свидетельством чему служит книга "История города Шуи в открытках и фотографиях" В.А. Барсуков, В.В. Возилов, Иваново, 2011).

Старообрядческая церковь в Шуе была построена на городской окраине - в берёзовой роще близ Конской площади (сейчас - Первомайская пл.) у дороги на Кострому. Берёзовая роща (называемая "Крутихой" или "Грачёвниками") в 1870-х гг. была перепланирована под городской общественный сад. Здесь до середины 18 века были земли Шуйско-Троицкого мужского монастыря (на месте берёзовой рощи находился большой монастырский фруктовый сад и огород, а также гуменник и овин). Когда именно в березовой роще на бывших монастырских землях возникло старообрядческое кладбище - неизвестно. Возможно, это совпало по времени с упразднением Троицкого монастыря и обращением его территории в городское кладбище (около 1772 г.). Для старообрядцев, которых запрещалось хоронить на городских кладбищах, вполне могли отвести отдельное место по соседству.

На рубеже 18-19 вв. в Шуе упоминаются два кладбища - православное и "раскольническое, которое обнесено вокруг земляным валом" [8]. Старообрядческое кладбище на Крутихе существовало "издревле", как объяснили в 1807 году шуяне землемеру при размежевании границ городской земли [9].

Но, возможно, старообрядческое кладбище существовало на этом месте с начала раскола (с 1667 г.). В книге Анания Фёдорова "Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале ключаря тамошняго собора Анании Фёдорова" 1754 г. про шуйских старообрядцев указано: "Обыватели некоторые невесма в вере тверды, но многие из них храмлют и держатся раскольнических обычаев, двуперстного сложения, старопечатных неисправных книг и прочих суеверных мнений. Того ради несколько и в двойном числятся окладе и погребаются близ города в роще кроме церковнаго пения" [10]. Другой рощи, где бы погребались старообрядцы, кроме рощи на Крутихе, нигде и никогда не упоминалось. Следовательно, и в начале 19-го, и в середине 18 вв. речь идёт об одном и том же месте. К сожалению, после уничтожения старообрядческого кладбища в 1950-х гг. практически не сохранилось сведений о тех, кто там был похоронен2.

Год постройки шуйской старообрядческой церкви (и её название) до сих пор неизвестны. Многие краеведы устойчиво повторяют фразу о том, что шуйская старообрядческая церковь - одна из первых в губернии и построена в 1906 г. на пожертвования Я.Турлапова без указания первоисточника.

В каталоге фотографий известного шуйского фотографа Ф.В. Никонова, атрибутированном его сыном В.Ф. Никоновым, есть фото уже перестроенной старообрядческой церкви, сделанное в 1960-х гг. [11]. В комментариях к фотографии осторожно указано, что церковь сооружена около 1910 г.

Специалисты в области архитектуры единодушно сомневаются в возможности постройки храма в 1906 г., склоняясь к более позднему периоду - началу 1910-х гг.

"Кирпичная неоштукатуренная церковь с оградой - чрезвычайно редкий пример старообрядческого храма периода эклектики3 с элементами неорусского стиля4, построенного в провинциальном городе. В наружном убранстве преобладают формы, стилизованные под новгородско-псковское зодчество" [12].

Противоречие здесь, в первую очередь, в том, что время эклектики к 1906 г. уже практически повсеместно закончилось, а стилизаторство под новгородско-псковское зодчество (элементы неорусского стиля) ещё только начиналось в российских столицах и дойти до Шуи могло лишь через несколько лет.

В оформлении скромной шуйской краснокирпичной церкви видны черты модного в начале 20-го века направления модерна - неорусского стиля, имевшего сложные идейно-духовные, социально-культурные и художественные истоки. В формирование данного направления внесли вклад выдающиеся русские художники И.Е. Репин, Н.К. Рерих, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, архитекторы А.В. Щусев, С.С. Кричинский, В.А. Покровский, И.Е. Бондаренко, Ф.О. Шехтель. В неорусском стиле построен Ярославский вокзал в Москве и оформлены фасады Третьяковской галереи. Необычным является факт, что основными заказчиками храмов в неорусском стиле (модном и актуальном направлении начала 20-го века), стали консервативные старообрядцы, увидевшие в нём отражение идеалов и символов древней дониконовской Руси.

"Неорусское направление в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве было одним из интереснейших феноменов в рамках культуры модерна. Наиболее полное и органичное развитие этот стиль получил в храмоздательстве конца 19 - начала 20 вв., что связано с особенностями формирования неорусского стиля и внутренней близостью эстетических установок средневекового зодчества и архитектуры модерна. Доминирование в старообрядческом храмоздательстве европейской части России неорусского направления было связано с тем, что именно неорусский стиль, сочетавший в себе традицию и новаторство, давал возможность элите торгово-промышленного купечества, с одной стороны - продемонстрировать приверженность древнему благочестию, заветам предков, с другой стороны - показать искушённость в эстетических вопросах, обратить на себя внимание, заявить о себе как о передовой и могущественной культурной силе" [13].

Наиболее ярким сооружением в неорусском стиле в Ивановской области является Воскресенская церковь в Вичуге (1911 г.), которая хотя и относилась к господствующей синодальной церкви, но была заказана потомственным старообрядцем-фабрикантом И.А.Кокоревым.

Шуйский храм (если судить по тому, что от него осталось) был достаточно простым и недорогим. Вероятно, шуйские заказчики желали иметь храм, подобный по своему внешнему облику новым московским старообрядческим храмам, выстроенным в неорусском стиле, но всё же были ограничены в средствах.

Шуйский храм отдалённо напоминает постройки известного и очень популярного среди старообрядцев московского архитектора Ильи Евграфовича Бондаренко (который, кстати, работал и в Шуе и в Иваново-Вознесенске). Возможно, автор шуйского храма в пределах ограниченной заказчиками суммы построил церковь, в упрощённой форме подобную известным церквям Бондаренко (старообрядческие храмы в Токмаковом и в Малом Гавриковом переулке в Москве; деревне Кузнецы Московской губернии Богородского уезда; Орехово-Зуево).

Сходство шуйского храма с постройками Бондаренко можно найти в следующих деталях:

- использование элементов архитектурной пластики Пскова и Новгорода (асимметрия боковых пристроек с запада, узкие окна-бойницы, скупой лаконичный декор боковых стен и карнизов, килевидные щипцы боковых фасадов, членение боковых фасадов лопатками);
- применение традиционной схемы "храм - корабль" (звонница-колокольня, трапезная, четверик, алтарь);
- использование шатрового завершения колокольни, килевидных щипцов;
- наличие над входом в храм ниши для изразцовой вставки или храмового образа.

Небольшая статья, связанная с визитом в Шую старообрядческого епископа Кирилла, опубликована в журнале "Церковь" (№11 за 1912 г.).

"14 февраля прибыл к нам владыка Кирилл одесский и бессарабский и в среду, 15-го, совершил св. литургию преждеосвященных Даров. В субботу, 18-го февраля, владыка совершал Божественную литургию и затем панихиду по страдальце патриархе Гермогене, после которой обратился к молящимся с назидательным словом. Вечером того же дня владыка совершил всенощное бдение а наутрие - соборне св. литургию, при стройном пении местного любительского хора и певчих, прибывших из Иваново-Вознесенска. За богослужением много было молящихся и зрителей других исповеданий, так именуемых "неокружников" и последователей господствующей церкви. Служение преосвященного произвело на всех сильное впечатление. По окончании Божественной литургии владыка с причтом отбыл в дом местных благотворителей И.А. и Я.А. Турлаповых, где была предложена скромная трапеза. После этого владыка предложил побеседовать с "неокружниками", но они от этого уклонились. Вечером владыка отбыл из Шуи" [14].

Сообщение это достаточно неопределённо характеризует шуйский старообрядческий храм. С одной стороны, понятно, что епископ Кирилл отслужил несколько служб именно в Шуе (и, скорее всего, в закрытом помещении, т.к. его визит пришелся на февраль). С другой стороны, в статье нет указания на то, что службы велись именно в церкви на территории старообрядческого кладбища. Возможно, службы проводились в недостроенной церкви, либо во временной часовне. Возможность проведения служб в частной молелельне (которых в Шуе было несколько) маловероятна - было много "молящихся и зрителей других исповеданий" с хором.

Единственная информация об окончании постройки в Шуе старообрядческой церкви встречается в отчёте православного Александро-Невского братства в январе 1916 г.: "По сообщению о. Светозарова окружники австрийцы (собственно один богатый старообрядец Иван Курланов) в настоящее время окончили построение новаго храма на своем кладбище" [15].

Наверняка, автор данного отчёта ошибся с написанием фамилии благотворителя. Необычно, что тут упоминается не Яков, а Иван. Возможно, из братьев Турлаповых, принимавших епископа Кирилла в 1912 г. в живых к 1916 оставался только Иван.

В описании 1923 г. здание старообрядческой церкви выглядело следующим образом: "Храм одноэтажный каменный со звонницей без колоколов. Длина 20 аршин, ширина 14 аршин, вышина 7 аршин. Помещается в ограде старообрядческого кладбища" [2].

Шуйский краевед Игорь Юрьевич Смирнов сообщил, что в шуйской старообрядческой церкви служил священник Хвостов.

После закрытия храма в 1935 г. здание внутри было перестроено, часть оконных и дверных проёмов заложены, прорублены новые. Снесено завершение храма и звонница (о них судить сложно, так как никаких изображений храма пока не обнаружено; вероятно, храм имел одну главу и шатровую звонницу, подобно известным старообрядческим церквям И.Е. Бондаренко). Постройки вокруг храма - дом священника, ограда с воротами были уничтожены (последний фрагмент глухой зубчатой кирпичной ограды был разрушен уже в 1990-х гг.). Внутри церкви размещался цех деревообработки. Сейчас в бывшем храме администрация парка и гараж. Иконостас шуйской старообрядческой церкви был передан в 1946 г. в открываемую в Иванове деревянную Успенскую (Казанскую) старообрядческую церковь. Будет справедливым привести описание иконостаса, выполненное в 1990-х гг.:

"Дубовый иконостас выполнен в начале 20 в. Это небольшое четырёхъярусное сооружение простых форм, с заворотами на боковые стены. Иконы, разделённые бронзированными колонками, имитируют древнерусские 2-й пол. 17 в. Праздники написаны в кон. 19 в., другие чины - в начале 20 в., иконы на боковых гранях - в середине 20 в. Центральная часть иконостаса над филёнчатыми царскими вратами выделена более крупными иконами. В завершении более узкого верхнего яруса и по его сторонам помещены трёхлепестковые розетки с крестами. Два "Распятия", иконы в киотах и на стенах храма, трапезной и притвора относятся к 19-20 вв." [16].

В 1952 г. территория городского парка была расширена на юг и восток за счёт уничтоженного старообрядческого кладбища (уничтожение началось в 1931 г.). Сейчас на территории прежнего старообрядческого кладбища - танцплощадка и аттракционы.

Пустошенская и шуйская старообрядческие общины, судя по имеющимся сведениям, сильно зависели от купцов Турлаповых (возможно, самостоятельной шуйской общины, как юридического лица, вовсе не существовало). Родиной многочисленного и разветвлённого рода Турлаповых считается село Пустошь. Вероятно, первые Турлаповы действительно вышли оттуда, но уже в середине 19 века представители разных ветвей не считали друг друга родственниками. Среди Турлаповых были и старообрядцы, и единоверцы, и сторонники господствующей синодальной церкви. Одни Турлаповы до революции занималась овчинно-шубным промыслом, другие - торговлей (бакалеей), третьи - традиционным крестьянским трудом. Одни считали себя шуйскими, другие - пустошенскими. Были "богатые" и "бедные" Турлаповы.

В Пустоши Турлаповы-старообрядцы более двухсот лет традиционно создавали семьи по предварительному сговору родителей (часто браки заключались между односельчанами, даже между однофамильцами, которых в окрестностях Пустоши было немало). Старообрядцы старались бережно хранить многолетние традиции - религиозность, трудолюбие, неприятие спиртного и табака. Распространённым наказанием детей была долгая молитва, стоя коленями на горохе.

В Шуе сохранились дома, принадлежавшие Турлаповым - на ул. Генерала Горбатова, д.1 (бывший "Турлаповский" магазин), Костромской ул. д. 20-22, ул. Ленина д. 52. Сохранился и каменный дом-усадьба Турлаповых в Пустоши.

В регионах старообрядцы часто контролировали определённые виды деятельности (торговлю хлебом, производство фарфора, металлургию, лесозаготовки, золотодобычу и пр.). В наших краях династии большинства текстильных промышленников начинались в 18-19 вв. от выкупившихся из крепостной зависимости крестьян-староверов [4]. Правда, к середине 19 века многие из них, желая сохранить общественное положение и нажитые капиталы, перешли в единоверие, либо синодальную церковь. Традиционным занятием старообрядцев в Шуйском уезде оставался овчинно-шубный промысел, исторически развитый в самой Шуе, селах Дунилове, Горицах, Васильевском, Афанасьевском, Пустоши и окрестных деревнях.

По работам шуйских краеведов можно оценить значимость овчинно-шубного промысла для местной экономики, его специфику, географию сбыта и участие в нём Турлаповых.

Вениамин Рыжов отмечал, что шубное производство "является самым старинным занятием на территории бывшего Шуйского уезда. Оно, вероятно, существовало уже в конце 15 века, а процветало в 16 и 17 веках" [17]. Участников старинного овчинно-шубного промысла называли "шубниками" (такое прозвище имел и царь Василий Шуйский). Владимир Борисов отмечал: "Восточный край Шуйского уезда значительно обогащает овчинно-шубная промышленность; она в своём народном значении занимает между прочими промыслами первое место как по количеству изделия, так и по капиталам, в ней обращаемым" [18].

В военное время спрос на шубный товар, как правило, существенно возрастал, что сказывалось на росте заказов и благосостоянии местных шубников. Выгодными и привлекательными для местных промышленников были крупные казённые заказы на массовый пошив одежды для армии и арестантов. Известно, что спрос на шубный товар резко вырос после 1812 г. В Крымскую войну (1855-1856 гг.) в Шуйском уезде было пошито 200000 солдатских полушубков. В Русско-Турецкую (1877 г.) около 500000 полушубков и других меховых одежд6. Известно, что местные шубники также исполняли крупные военные заказы и в Русско-Японскую войну [17].

Сырьё для овчинно-шубного производства (овчины) закупали в Васильевском, Оренбурге, Казани, Симбирске, на Нижегородской, Макарьевской и Мензелинской (г. Мензелинск Уфимской губ., ныне - Татарстан) ярмарках, в Донских станицах - Урюпинской и Махаиловской. Готовый товар продавали на местных ярмарках (в Холуе, Парском, Введенье), отправляли в Москву, Санкт-Петербург, Владимир, Ярославль, Старую Руссу, Новгород, Ригу, многие губернские города.

Такая обширная география промысла, выполнение крупных государственных заказов подтверждают высокие деловые качества местных шубников, их умение организовать производство, наличие исторически сложившихся торговых связей с другими регионами.

Среди крупнейших овчинно-шубных заводов в 1861 г. были производства в Шуе Ивана Турлапова и Василия Турлапова [19]. В конце 19 в. - завод Онисия Галактионовича Турлапова в Шуе (60 рабочих), завод Якова Алексеевича Турлапова в Пустоши (110 рабочих).

В 1883 шубное производство стояло на первом месте среди других промыслов Шуйского уезда. В 1890-х гг. наиболее известными в Шуе были заведения Турлапова, Корзенева и Пухова. В Шуйском уезде промысел был особенно развит в Афанасьевской, Васильевской и Семёновской волостях [17].

В истории местного старообрядчества рубежа 19-20 вв. наиболее известной фигурой считается шуйский купец 2-й гильдии владелец завода овчинных шуб в Пустоши Яков Алексеевич Турлапов (1845 г.р.). Он финансировал приезд в Шую старообрядческих проповедников и иерархов, организовывал известные на всю губернию публичные диспуты старообрядцев с православными, строил шуйскую и пустошенскую церкви. Яков Турлапов часто устраивал поминальные обеды, раздавал милостыню ситцем, платками и деньгами [1-3].

Его брат - Иван Алексеевич, судя по сообщению в журнале "Владимирские епархиальные ведомости", достраивал шуйскую церковь, а также вместе с Яковом принимал у себя дома в 14 февраля 1912 г. старообрядческого епископа Кирилла Одесского и Бессарабского [14,15].

Дальнейшая судьба братьев Турлаповых, строивших шуйскую церковь, неясна. Возможно, они, как наиболее состоятельные и явно неприветствующие новую власть, были раскулачены и репрессированы, возможно, умерли своей смертью в предреволюционные годы, т.к. оба уже были в возрасте.

Пробелы в генеалогии этой известной в Шуе и Пустоши фамилии отчасти связаны с репрессиями и раскулачиванием, тесно коснувшимися семьи Турлаповых. В списке репрессированных Ивановской области [20] упоминаются девять представителей Турлаповых. У двух из них (Александра Николаевича, 1890 г.р. и у Алексея Николаевича, 1895 г.р.) местом рождения указана Шуя, у семерых (Александра Яковлевича 1878 г.р., Владимира Ефимовича 1903 г.р., Ефима Яковлевича 1868 г.р., Николая Ефимовича 1907 г.р., Сергея Ефимовича 1913 г.р., Александры Александровной 1878 г.р. и Надежды Ефимовной 1917 г.р.) - село Пустошь. Для всех пустошенских Турлаповых приговором определено проживание в спецпоселении в г. Магнитогорске Челябинской области. Судя по инициалам пустошенских Турлаповых - это члены семьи сына Якова Александровича - Ефима Яковлевича и, возможно, ещё один его сын - Александр Яковлевич (он не упоминается А.Кабановым в списке детей Якова Турлапова). По слухам, один из пустошенских братьев Турлаповых был расстрелян в НКВД (спрятав перед этим золото и драгоценности в колодце), другой прокутил своё состояние и умер в Пустоши перед самой революцией, кто-то эмигрировал.

Наверняка восстановление и изучение родословной Турлаповых даст любопытную информацию для шуйской истории. Состоятельные старообрядческие семьи стремились сохранять многолетние традиции и приумножать капиталы, стараясь породниться с достойными одноверцами. Турлаповы не были исключением.

Возможно из пустошенских Турлаповых (семьи родного брата Якова Александровича - Тарасия Александровича) вышла Татьяна Тарасовна Турлапова - мать преподавателя Института старообрядчества на Рогожском посёлке7 Александра Васильевича Зайцева8. Её сестра - Евдокия Тарасовна Турлапова была замужем за представителем старообрядческой семьи Кузнецовых - монополистов фарфорового производства в России9.

В Пустоши на кладбище сохранились надгробия многих Турлаповых, умерших уже в советское время. Рядом с могилами Турлаповых - заросшие участки с разбитыми и повёрнутыми надгробиями. Возможно, здесь захоронены и известные братья-старообрядцы Яков и Иван Алексеевичи Турлаповы, построившие храм в Шуе? На одном из чёрных мраморных надгробий (недавно очищенном от мха и грязи и установленном на место усилиями прихожан шуйского Преображенского прихода) можно прочитать:

"Дражайшим родителям от признательного сына Онисима Галактионовича Турлапова… Здесь же погребено тело Рабы Божией супруги его шуйской купчихи Ирины Николаевны Турлаповой". Судя по материалам статьи Кабанова А.Е., это надгробие принадлежит супругам Галактиону Васильевичу и Ирине Николаевне Турлаповым, установлено их сыном - Онисимом Галактионовичем. Галактион Васильевич Турлапов (р. 1811) - шуйский 3-й гильдии купец. В 1860-е гг. избирался ратманом (членом) городского магистрата и сиротского суда. Он приходится дядей Якову Александровичу Турлапову [3].

Указанные выше сведения о местных старообрядческих храмах позволяют говорить о том, что наиболее развитой из трёх общин Шуйского уезда была только Иваново-Вознесенская. Возможно, к шуйской и пустошенской общинам относились только люди, проживающие рядом с Шуей и вовлечённые в турлаповское шубное дело.

Но всё же, несмотря на официально невысокую статистику старообрядцев в Шуе и уезде (в 1916 г. по приблизительной оценке миссионеров Александро-Невского братства в Шуйском уезде насчитывалось около 1100 старообрядцев, из которых около 500 приходилось на Иваново-Вознесенск10), их влияние на сторонников синодальной церкви признавалось опасным. В уезде активно велась достаточно демократичная и освещаемая средствами массовой информации борьба с расколом. Периодически проходили публичные диспуты православных миссионеров со старообрядческими лидерами, у городских храмов устанавливались специальные витрины, распространялись антистарообрядческие листовки. Явных успехов борьба не имела - в печати, по очереди, появлялись сообщения о теоретических победах в диспутах то миссионеров, то старообрядцев. Беседы привлекали большое общественное внимание - на них собиралось много слушателей, часто возникали жаркие дебаты. Но массовых переходов в сторону официальной церкви (и наоборот) после бесед не наблюдалось.

В переписке об учреждении Всехсвятского единоверческого монастыря в Шуе [21] Обер-Прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев писал министру внутренних дел о том, что учреждение единоверческого монастыря в Шуе "может иметь влияние и на ослабление раскола в среде так называемых "Шуйских шубников".

В отчётах Александро-Невского братства, приводимых на страницах Владимирских епархиальных новостей указывалось:

"Нужно принять во внимание то, что Шуйская и Иваново-Вознесенская промышленность находятся в непрерывных сношениях с Москвой, что в числе прихожан перестроенного храма (Иваново-Вознесенского) большая часть их состоит из временно проживающих в городе по торговле и промышленности. Этот бывалый и развитой народ, при желании может сильно воздействовать на других, не только на старообрядцев других толков, но и на православных, особенно если последние находятся по отношению к ним в какой-либо материальной зависимости, например, являются служащими в их учреждениях" [15].

Даже поверхностное изучение истории шуйских старообряческих общин показывает, что данное направление на данный момент недостаточно раскрыто и требует дальнейшего углублённого исследования.

Дмитрий Черниховский

********************************************************

Фотоиллюстрации

Фотографии (не все) являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

Казанская старообрядческая община. Иваново-Вознесенск. Журнал "Церковь". Старообрядчество в дореволюционной России. По материалам журнала "Церковь" (1908-1914)

САМЫЕ РАЗНЫЕ ФОТОГРАФИИ


Храм Казанской старообрядческой общины в г. Иваново-Вознесенске Владимирской губернии. [Церковь. М., N26, 29 июня 1908 г., с. 907]
Внутренний вид храма Казанской старообрядческой общины в г. Иваново-Вознесенске Владимирской губернии. [Церковь. М., N26, 29 июня 1908 г., с. 908]
Общий вид храма и звонницы Иваново-Вознесенской старообрядческой общины Владимирской губернии. Поднятие большого колокола. [Церковь. М., N17, 24 апреля 1911 г., с. 410]
Старообрядческий хор певчих любителей во главе со священником и диаконом св. храма Живоначальной Троицы в г. Иваново-Вознесенске Владимирской губернии. [Церковь. М., N15, 8 апреля 1912 г., с. 374]
Крестный ход в г. Иваново-Вознесенске Владимирской губернии. [Церковь. М., N25, 19 июня 1911 г., с. 609]
Совет Казанской старообрядческой общины в г. Иваново-Вознесенске Владимирской губернии.
1). Настоятель общины свящ. о. Трофим Янин; 2). Диакон И. Кулемин; 3). Председатель совета общины Н. И. Куражев; 4). Товар. предс. Ф. Х. Митрофанов. Члены совета общины: 5). В. И. Куражев; 6). Г. М. Голубев; 7). М. Е. Набилков; 8). И. П. Кирилов; 9). Секретарь Ю. В. Лакомкин.
[Церковь. М., N17, 24 апреля 1911 г., с. 411]


Иваново, храм Казанской иконы Божией Матери


Иваново. Поклонный столб-часовня у Казанского храма
Иваново. Казанский храм. Восстановление уничтоженных въездных ворот-звонницы, построенных архитектором А.Ф. Снуриловым. 2007 год
Шуя. Здание бывшей старообрядческой церкви (предположительно 1960-е гг.).


Шуя. Бывшая старообрядческая церковь


Шуя. Бывшая старообрядческая церковь. Место сбитого креста на северном фасаде.
Шуя. Бывшая старообрядческая церковь. Остатки уничтоженной ограды.
Шуя. Усадьба Турлаповых - палатка и жилой дом
(ул. Ленина, №52).
Шуя. Усадьба Турлаповых
(ул. Костромская, №22-22а,б).
Шуя. Дом-магазин Турлаповых
(ул. ген. Горбатова, №1).
Пустошь. Часовня на кладбище.


Пустошь. Надгробие Галактиона Васильевича и Ирины Николаевны Турлаповых.



Пустошь. Брошенные надгробия рядом с захоронениями Турлаповых


Студенты старообрядческого богословского института с воспитателем А. В. Зайцевым в апреле 1916 года

(Википедия. Старообрядческий богословский институт)



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть