Проезд: От автовокзала в Плёсе пройти вниз по улице слева от Троицкой церкви и подняться в гору.
Фотографии: Андрей Вершинин
*************************************************
В Успенском соборе в 1838 году венчался Александр Павлович Бакунин (1797-1862) и Мария Александровна Щулепникова из старинного дворянского рода Щулепниковых, владевших имением Утешное возле Плёса. А.П. Бакунин (адъютант генерала Николая Николаевича Раевского (1771-1829)) начиная с 30-х годов регулярно бывал в своём имении с.Райково. По соседству было имение его сестры, Катеньки Бакуниной, которой посвящал свои стихи А.С. Пушкин. Некоторое время Бакунин был Костромским губернатором, наезжал в своё имение часто, там писал главный труд своей жизни "Управление общее для российских губерний".
Закаменная Е.Н. "Плёс". 2008
*************************************************
Продолжая подъём по улице Спуск Горы Свободы, попадаем на Соборную гору (в настоящее время — гора Свободы), высота которой относительно Волги достигает 54 метров. Это место можно по праву считать сердцем города, отсюда начался его рост и развитие.
В 1410 г. сыном Дмитрия Донского, великим московским князем Василием была заложена весьма обширная для своего времени деревянная крепость с дозорными башнями. Основным назначением крепости являлось охрана волжских рубежей. В районе Плёса Волга течёт в сравнительно узком коридоре почти по прямой, благодаря этому врага можно было увидеть ещё на дальних подступах к городу, а крутые склоны мешали противнику подняться к стенам. К сожалению, крепостные стены не сохранились.
На соборной горе расположен старейший храм города — Успенский собор, действующий в наше время и поражающий гостей города «малиновым» колокольным звоном. Собор был возведён в 1699 г. на месте деревянного храма, сгоревшего в 1695 г. Простой и красивый храм, скромно украшен, с небольшими наличниками на окнах и простыми фризами. Основной объём — восьмерик на четверике. Шатровая колокольня пристроена на рубеже XVIII-XIX вв. Она пышно украшена: её шатер весь изрезан слуховыми оконцами различной формы.
В 1828 г. на пожертвования плёсского мещанина В. Шишкина был построен большой «летний» Казанский собор, а Успенский стал «зимним». Во второй половине XIX в. соборный комплекс был обнесён кирпичной оградой. К сожалению, в прошлом веке Казанский собор и ограда были разрушены. До наших дней дошли более старинный Успенский храм и ворота ограды. Только на полотне И.И. Левитана «Тихая обитель» можно увидеть комплекс Соборной горы целиком. Но в своём творчестве художник не придерживался фотографической точности, образ "тихой обители" во многом собирателен: замысел возник ещё в 1887 г. у Саввино-сторожевского монастыря, окончательно же сформировался после посещения монастыря близ Юрьевца на Волге. И всё же, типичные для Плёса детали легко узнаваемы на этом полотне.
Напротив Успенского собора находится здание бывших Присутственных мест, построенное в последней четверти XVIII в., в период, когда город был уездным центром в составе Костромской губернии. В это же время (в 1779 г.) город получил свой герб. Здание выполнено по образцовому проекту екатерининских времён: большое двухэтажное здание, с простыми строгими наличниками и интересным пристроенным входом. До наших дней сохранился только северный корпус Присутственных мест, первоначально же было два корпуса. В конце XIX в. в зданиях размещались городская управа, Высшее начальное училище, а в подвалах хранился городской архив.
У здания Присутственных мест установлен памятник основателю города московскому князю Василию I (скульптор С. Алёшин). Открытие монумента состоялось в 1910 году, в год празднования 500-летия города. Установка памятника стала серьёзным событием: о происходившем в небольшом провинциальном городе торжестве писали даже столичные газеты.
По периметру горы проходит извилистая аллея со смотровыми площадками. Это очень популярное место для прогулок как коренных жителей, так и гостей города. Отсюда, с выступающего мыса горы, прекрасно просматривается Волга, здесь особенно отчетливо начинает восприниматься название города.
На противоположной от Волги стороне аллеи находятся остатки крепостного вала. Отсюда открывается прекрасный вид на комплекс Троицкой и Введенской церквей, расположенных в Троицкой слободе на въезде в город со стороны Иваново.
*************************************************
Поставлена на Соборной горе на территории бывшей древней крепости. Построен в 1699 г. как зимний храм вместо сгоревшего в 1695 г. деревянного. Здание кирпичное, побелено по кладке. В кон. 18 - нач. 19 в. сооружены новый алтарь и шатровая колокольня. В 1824 г. рядом была возведена небольшая часовня, а в 1828 г. с северо-восточной стороны - крупный летний Казанский собор на средства местного мещанина В. Шишкина. Образовавшийся соборный комплекс во 2-й пол. 19 в. обнесли кирпичной оградой с воротами с юга. К настоящему времени сохранились только зимний Успенский собор и ворота. Это древнейший памятник культового зодчества города, представляющий собой провинциальный вариант московского барокко, с более поздними по времени, но сохраняющими традиции 17 в. частями.
Основной объём Успенского собора - восьмерик на четверике — характерен для храмов нарышкинского типа, но трактован несколько тяжеловесно. Приземистый односветный квадратный в плане четверик несёт широкий восьмерик с купольной гуськовой кровлей и луковичной главкой с перехватом на гранёном барабане. Пониженный полукруглый алтарь и небольшая почти квадратная трапезная (на боковых её фасадах — по одному окну) равны по ширине основному объёму. В композиции доминирует колокольня: её четверик с арочным входом с запада несёт восьмигранный столп, завершенный арками звона и увенчанный мощным шатром с тремя рядами слухов и маленькой главкой. Упрощённое декоративное убранство фасадов архаично и тяготеет к формам середины 17-го века: лопатки, огибающие углы четверика, простые карнизы с поребриком в завершении объёмов, наличники арочных окон на боковых гранях восьмерика - с полуколонками и килевидными завершениями, акцентированные колонками углы восьмерика. На стенах апсиды прямоугольные окна в рамочных наличниках с сандриками чередуются с пилястрами, поставленными в простенках. Аналогичные по форме окна четверика (две оси на боковых фасадах и трапезной) обведены простыми рамками. Углы нижнего четырёхгранного яруса колокольни отмечены парными пилястрами, фланги граней столпа - лопатками. Килевидные архивольты арок звона и уплощенные наличники различных по форме слухов дополняют декор.
Основное помещение храма с тромпами при переходе к восьмерику перекрыто восьмилотковым сводом, алтарь - конхой, трапезная - полулотковым сводом. В нижнем ярусе колокольни, служившем притвором, свод коробовый; лестница в его северной стене ведёт к звону. Кирпичные и побеленные ворота представляют собой два пилона с арочными проходами, раздвинутые на ширину проезда. Пилоны завершены треугольными фронтонами с главками, а их плоскости украшены выполненными в кирпичной кладке крестами и плоскими фигурными нишами. В тимпане фронтона - киоты. Сохранились два прясла ограды в виде низкой стенки, ограниченной четырёхгранными столбиками.
Беляев, 1863, с. 145-146; Холмогоровы, 1902, с. 140; ИАК, 1909, с. 221-222; Историческая записка о заштатном городе Плёсе, 1910, с. 10; Моисеев, 1970, с. 15; Казаринова, 1978, с. 19-24; Шлычков, 1983, с. 44-45; Он же, 1996, с. 168. *************************************************
Успенский собор
(Ивановская область, Приволжский район, город Плёс, Гора Свободы)
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 87-88.
Успенский собор
(город Плёс)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
25 июля 2007 года
|