Фотографии - Андрей Вершинин (25-26.07.2007). Дом причта - 29.10.2008
Памятник архитектуры XIX века (1-я треть 19 в.).
Храмы ансамбля:
**********************************
Важный планировочный акцент нагорной части города. Деревянная Троицкая церковь известна на этом месте ещё в 1628 г., в 1712 г. она заменена новой. В 1778 г. здесь уже было два деревянных храма: летний и зимний (Введенский). В 1808 г. на месте первого из них была поставлена каменная церковь Троицы, в 1828 г. на средства купцов Г.С. и Д.В. Частухиных сооружён зимний каменный Введенский храм. В последней четверти 19 в. к северо-западу от него построен двухэтажный дом причта. Церкви стоят рядом, параллельно друг другу. Доминирует в комплексе более крупная стройная Троицкая церковь. Стоящая к северу от неё невысокая Введенская дополняет ансамбль своими монументальными формами. Оба храма кирпичные, побелены по кладке, стены дома причта выполнены в лицевой кладке.
Церковь Троицы - замечательный образец культовой архитектуры костромских земель нач. 19 в., выполненный в стиле барокко. По своему решению близка к церкви Николая Чудотворца (1779) в г. Приволжск, что даёт возможность предположить использование последней в качестве образца.
Крупный двухъярусный четверик с аттиком увенчан пятью луковичными главками с перехватами на восьмигранных барабанах. Полукруглый алтарь и короткая трапезная со скругленными западными углами понижены до уровня первого яруса четверика и чуть сужены. Стройная трёхъярусная колокольня отличается подчеркнутой вертикальной устремлённостью своих постепенно уменьшающихся в плане четвериков с арочными проёмами. Её венчает четырехгранный купол с люкарнами и луковичной чешуйчатой главкой на высоком сквозном барабане.
Нарядное барочное убранство храма состоит из поставленных на высокие постаменты пилястр в простенках и на углах объёмов (здесь они сдвоенные), развитых антаблементов в завершениях и ярусов рамочных наличников с ушами и лучковыми сандриками. Боковые входы акцентированы двухколонными портиками с фронтонами. В декоре аттика место традиционных кокошников заняли фигурные филенки, разделенные короткими лопатками (с нишками на угловых). Грани двух нижних ярусов колокольни также декорированы филенками; углы их раскрепованы, а грани среднего яруса завершены фронтонами. В третьем ярусе с трёхчетвертными колонками по сторонам арок сохранились металлические решётки ограждения.
Основной объём перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом барабана, в алтаре и трапезной перекрытия плоские, в нижнем ярусе колокольни - крестовый свод. В северо-восточном устое нижнего яруса колокольни устроена лестница. Необычно небольшое помещение в юго-восточном устое со скруглённой западной стеной (вход в него — из трапезной).
Клеевая живопись в основном объёме — выразительный пример росписей середины 19 в. в духе барокко. В рисованных фигурных рамах на лотках свода помещены четыре крупные композиции: "Горный Иерусалим" (восточный лоток), "Несение креста" (северный), "Снятие с креста" (южный), "Воскресение" (западный). В углах написаны евангелисты с двойными витыми колонками по сторонам. В этих изображениях, тяготеющих к живописи конца 18 - начала 19 в., барочные принципы прослеживаются особенно ясно. Для них характерны динамичные композиционные решения, подчеркнуто драматическая трактовка событий. Затейливый гризайльный орнамент на рёбрах свода и в верхней части стен также включает многие элементы, распространённые в предыдущую эпоху: переплетающиеся барочные завитки, картуши, витые колонки. Однако их трактовке присущи измельчённость и излишняя детализация, свойственные псевдобарочной живописи.
На южной и северной стенах композиции расположены в два яруса. В верхнем между окнами первого и второго света помещены сцены, иллюстрирующие евангельские блаженства. На восточных выступающих простенках, кроме того, изображены митрополиты.
В трапезной масляная живопись середины 19 в. сильно искажена при поновлении конца 19 и середины 20 в. На потолке написан "Страшный суд", на западной стене - редкая композиция на библейскую тему "Испытание горькой водой" с подробной передачей бытовых деталей.
Церковь Введения - своеобразный памятник 1-й трети 19-го века в стиле позднего классицизма. Массивный четверик, слегка растянутый по оси север-юг, с широко раскрепованными углами и фронтонами на фасадах, увенчан низким цилиндрическим глухим барабаном и купольной колоколообразной кровлей с маленькой луковичной главкой. Более узкие прямоугольный алтарь и удлинённая трапезная слегка понижены и имеют двускатные кровли с фронтонами на торцах.
В лаконичном фасадном убранстве выделяется портик на восточной стене алтаря из четырёх трёхчетвертных колонок тосканского ордера. Стены завершены простыми карнизами с крупными сухариками на гранях фронтонов. Своеобразный триглифно-метопный фриз с круглыми розетками, украшавший барабан под карнизом, ныне упрощён, розетки утрачены. Сильно вытянутые по вертикали прямоугольные окна заключены в рамочные наличники, соединённые с простыми прямоугольными сандриками. Выделяются композиции из трёх окон на боковых фасадах четверика: в их простенках поставлены пилястры, а сверху они объединены крупной арочной нишей с подобием клинчатого архивольта. Необычен небольшой киот на северной угловой пилястре трапезной: две гранёные полуколонки с фронтоном.
Основной объём с мощными пилонами, внутренние углы которых срезаны, перекрыт сферическим куполом на парусах. В алтаре и трапезной - коробовые своды.
Беляев, 1863, с. 146; Холмогоровы, 1902, с. 1-2; ИАК, 1909, с. 222; Моисеев, 1970 с. 14; Казаринова, 1978, с. 64-65; Шлычков, 1983, с. 48-51.
Архитектурный ансамбль Троицкой и Введенской церквей
Проезд: Расположен на юго-западной окраине, в бывшей Троицкой слободе, на небольшой площади автовокзала при въезде в город из Иванова.
(город Плёс, ул. Корнилова, 7)
Летняя церковь Троицы Живоначальной
Зимняя церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 92-95.
Архитектурный ансамбль Троицкой
и Введенской церквей
(город Плёс)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|
|