Назад На главную страницу

Церковь Николая Чудотворца при тюремном замке в Шуе

Вероятно со стороны процесс возвращения и восстановления шуйских церквей выглядит необычно – в городе постепенно появляются новые церковные кресты и купола на зданиях, которые уже многие десятилетия не воспринимаются как церковные. В советское время казалось, что в Шуе из дореволюционных храмов сохранился только Воскресенский собор (иных построек, отмеченных крестами и куполами, в городе не было). За последние двадцать лет число храмов в Шуе существенно увеличилось. С восстановлением шуйских церквей также возвращается интерес к их истории и архитектуре. История городских церквей не развивалась обособленно от окружающей жизни – церковными строителями и попечителями становились местные купцы и фабриканты, проектирование выполняли в основном местные архитекторы, некоторые события из жизни города отражались и в церковной жизни.

Одним из сохранившихся дореволюционных церковных зданий является бывшая тюремная церковь Николая Чудотворца расположенная во дворе психиатрической больницы (ул. Союзная, д.15). История этого внешне малопримечательного (к тому же скрытого в глубине двора) здания связана с фамилиями местных купцов-благотворителей, талантливых архитекторов, многолетней перепиской высокопоставленных чиновников, и даже историей революционного движения.

Шуйская городская тюрьма с церковью находилась во дворе здания присутственных мест, выходившего фасадом на широкую Дворянскую улицу (сейчас – ул. Союзная). Дворянская улица повторяла старинный проезд между западными и восточными воротами шуйской крепости. В восточной части Дворянская улица расширялась до небольшой площади на которой во второй половине 19-го столетия сформировался административный центр Шуи включающий ансамбль зданий Киселёвской больницы, Покровской церкви и присутственных мест.

В Своде памятников архитектуры и монументального искусства России отмечается «Бывшая Дворянская ул. – один из наиболее ценных градостроительных комплексов Шуи, сочетающий в своей структуре элементы древней и регулярной планировки. В создании её архитектурного облика играют роль и крупные общественные здания, и мелкомасштабная жилая застройка1». Особенностями улицы являются её необычная пространственная планировка с сильным перепадом красной линии, характер застройки (крупные сооружения административно-общественного назначения с Покровской церковью в восточной части и мелкомасштабная жилая застройка в западной части), сочетание разных стилистических традиций (классицизма и эклектики).

Здания городских присутственных мест, тюрьмы и Никольской тюремной церкви с 1870-х гг. образовали единый комплекс. Главной постройкой комплекса является здание присутственных мест, выходящее на красную линию улицы. Строительство здания присутственных мест в Шуе велось с 1805 по 1807 г. на казённые деньги (подрядчиком был шуйский купец Носов). При закладке здания и при его открытии после завершения строительства присутствовал владимирский губернатор князь И.М. Долгоруков. Строительство каменных зданий присутственных мест по единому образцовому проекту выполнялось синхронно в Шуе, Меленках, Коврове, Александрове и Муроме.

Кратко история и внешний вид Никольской тюремной церкви («Никольская, что при тюремном замке») отражены в работах краеведов конца 19-го столетия. Евлампий Правдин указывал «…церковь основана в 1872 году; освящена в том же году 8 октября. Устроена на средства доброхотных дателей, благодаря старанию шуйского купца Ильи Сергеевича Гундобина… Николаевский храм – каменный, тёплый, крытый железом, окрашенным ярью. Он об одной железной главе с таковым же крестом. Стены снаружи оштукатурены и выкрашены белой краской. В храм ведет один вход с юго-западной стороны. Двери в нем двои: железныя и деревянныя. С северной стороны храм примыкает к тюремному двору, из котораго ведет на хоры храма крытая галлерея»2.

Со стороны Дворянской улицы была хорошо видна только каменная колокольня тюремной церкви. Сама церковь, пристроенная к тюремным корпусам, располагалась в глубине двора присутственных мест (позднее – здания полицейского управления). Купол и колокольня тюремной церкви просматриваются на некоторых фотографиях Киселёвской больницы и Дворянской улицы начала 20-го столетия.


Шуя. Киселёвская больница.
Слева – здание присутственных мест, за ним – купола тюремной церкви.



Шуя. Дворянская улица. Справа – здание присутственных мест и Киселёвская больница.
В центре над крышей виден купол тюремной церкви.



Шуя. Вид на шуйский кремль с противоположного берега р.Тезы.
В центральной части – колокольня Покровской церкви, правее – колокольня тюремной Никольской церкви.



Шуя. Здание присутственных мест (уездное полицейское управление)
с колокольней тюремной церкви3.

Наблюдателю, оказавшемуся перед зданием присутственных мест, – на территории бывшего шуйского кремля между Киселёвской больницей и Покровской церковью, открывались виды большинства городских церквей. В нескольких десятках метров друг от друга располагались сразу три церкви – на северной стороне Дворянской улицы во дворе присутственных мест располагалась Никольская тюремная церковь, в главном корпусе Киселёвской больницы – церковь Василия Парийского, напротив через дорогу – приходская Покровская церковь. Примерно в двухстах метрах к востоку на широкой площади возвышалась изящная Спасская церковь, за которой виднелся Воскресенский собор с колокольней.



Шуя. Дворянская улица. С левой стороны – Покровская церковь,
с правой стороны – Киселёвская больница и здание присутственных мест.



Шуя. Вид на центральную часть города от Киселёвской больницы и присутственных мест.



Шуя. Дворянская улица. Слева в ряду домов – здание Киселёвской больницы с крестом и куполом,
справа – Покровская церковь. На заднем плане – Крестовоздвиженская церковь, Воскресенский собор
и Спасская церковь. Литография с изображением Большого крестного хода в Шуе
из книги Е.И. Правдина «Описание города Шуи и шуйских церквей» 1884 г.

В настоящее время облик бывшей Дворянской улицы больше соответствует городской окраине, чем административному центру города – некоторые дома запущены, фасады ряда исторических построек изменены и скрыты плотно растущими деревьями, появились современные постройки, значимых государственных учреждений на улице уже нет. Здания бывших присутственных мест и городской тюрьмы по адресу ул. Союзная, д. 15 относятся к городской психиатрической больнице. Здание присутственных мест является памятником истории и культуры (бывшее здание полицейского управления и тюрьмы в которой в разные годы содержались О.А. Варенцова, Ф.А. Афанасьев, М.В. Фрунзе4). В Своде памятников упоминается история строительства тюремных построек с церковью. Видимо по ошибке в Своде указано «к настоящему времени сохранилось лишь главное здание (т.е. здание присутственных мест)»5. На самом деле из комплекса построек сохранился и корпус тюрьмы, и здание бывшей церкви и сторожка. Утрачены церковная колокольня и завершение церкви.

Историю шуйской тюрьмы, располагавшейся на территории городского кремля, иллюстрируют некоторые старинные акты 17-го столетия. В одном из них приводится «Сметная грамота на починку тюремной избы в г. Шуе»6:

Лета 7145 (1636) ноября в … день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руссии грамоте из Разбойного Приказу за приписью дьяка Ивана Трофимова и по наказной памяти воеводы Ивана Васильевича Крейского смечали и ценили в Шуе тюрьму и около тюрьмы тын и сторожню Шуяне посадские люди Куземка Козмин сын Свиньин Ивашко Онтипин …. Тюремная изба в тыну трех сажен у той избы в верху два потолка в исподи два мосты и около ее тын станет та изба в доме и с кровлею и с тыном двенатцать рублев. Да изба стороженная полу-третьи сажени у нее же прирубить при стене да перед нею же тын с дверми и с делом и с кровлею та изба станет в восмь рублев да около всех изб тын большой по смете двести бревен да на иглы пятдесят бревен а на них болшой тын и на иглы лес будет с сох а от того болшого тыну дать от дела сорок рублев а всего та тюремная изба с кровлею и около её тын и сторожевая изба и с пристеном и что против тое сторожни тын с дверми опричь болшога тынного лесу и с делом станет в шестьдесят рублев опричь земляной новой тюрьмы что стоит в болшем же тыну а ставил Князь Иван Шаховской а денги сбирали аз на тое тюрму с сох.

Расположение шуйской тюрьмы в первой половине 19-го столетия не вполне определённо. Шуйский историк В.А. Борисов (1809-1862) указывал, что до городского пожара 1792 г. тюрьма находилась на территории кремля. Позднее на месте тюрьмы были построены соляные амбары (следовательно, шуйская тюрьма в 18 веке располагалась на территории нынешней автошколы ДОСААФ на Союзной пл., д. 9 – соляные амбары в середине 19-го столетия находились именно там7). После пожара 1792 г. тюрьма была перенесена в богадельню при Троицкой церкви. О состоянии и расположении городской тюрьмы В.А. Борисов более не упоминает.

Судя по отдельным упоминаниям, можно предположить, что первую половину 19-го столетия деревянная тюрьма продолжала располагаться именно у Троицкой кладбищенской церкви.

Важно отметить, что ряд построек в городах, относимых к казённым зданиям, - присутственные места, тюрьмы, соляные и винные склады, дома губернаторов, имел особый статус и находился на особом контроле государства. Личную ответственность за их строительство и состояние несли губернаторы перед министерством внутренних дел, а в отдельных вопросах даже перед императором. Деньги выделялись государством и строго контролировались. На планах Шуи конца 18 – середины 19-го столетия казённым местам отводилась территория внутри кремля на месте современного комплекса Киселёвской больницы, пожарной части и школы ДОСААФ.



Фрагмент плана Шуи 1787 г.8 Цифрой 2 обозначены места для строительства
деревянных судебных мест и прочих казённых строений.



Фрагмент плана Шуи 1802 г.9 Буквой D обозначены места для казённых строений.

Владимирский губернатор И.М. Долгорукова 25 сентября 1803 г. докладывал министру МВД10:

«… В перечисленных же городах Юрьеве, Шуе, Муроме, Вязниках, Переславле и Меленках остроги столь ветхи, что на будущий год необходимость заставляет построить на месте их новые…
В Юрьеве на построение вновь тюрьмы без острога по начале оную длиной на 6 шириной на 4 ½ саженных вышиной от земли в 5 ½ аршин разделе внутрь стенами для прислужников мужеска и женского и больных с караульной всех порознь с двумя печами с наружи вокруг стен с вбитыми плотно сваями, которое построение по изчислению стоит будет 860…
В Шуе одинаковой величины должна быть построена с Юрьевской, которая по тамошней цене материалу, стоит будет 730»
.

О завершении постройки нового деревянного острога в Шуе было доложено министру внутренних дел 23 декабря 1804.

О внешнем и внутреннем виде шуйской тюрьмы первой половины 19-го столетия можно судить по проекту, разработанному для тюрем уездных городов Владимирской губернии губернским архитектором А.Н. Вершинским11. Позднее тот же проект при очередном ремонте и строительстве тюрем повторил губернский архитектор Е.Я. Петров12.



Проект деревянной тюрьмы в уездных городах Владимирской губернии
(архитектор А.Н. Вершинский): а – фасад, б – план.

В архиве Шуйской Градской Думы имеется сообщение, полученное 19 марта 1818 года от владимирского губернского архитектора (Е.Я. Петрова), относительно уточнения стоимости строительных материалов для составления сметы на острог. Можно заключить что построенная заново в 1806 г. тюрьма потребовала ремонта уже в 1818 г.

В начале апреля 1840 г. в Шуйской Градской Думе обсуждался вопрос о выборе помещений для размещения арестантов13. Желающих сдавать собственные дома для размещения арестантов не нашлось. Члены Городской думы осмотрели несколько свободных общественных зданий и отметили следующее:

1-е, что в Общественном каменном доме, занимаемом прежде Магистратом и Думою, нижний этаж или две довольно большие комнаты - с удобностию могут быть заняты арестантами (речь о здании, занимаемом сейчас литературно-краеведческим музеем К.Д. Бальмонта – Ч.Д.);
2-е, что хотя в здании прежде занимаемом арестантами же находящемся при городовом кладбище имеются свободные помещения, но как таковые требуют немаловажных и благовременных исправлений…

Указанные сведения свидетельствуют о том, что городская тюрьма незадолго до 1840 г. действительно размещалась на Троицком кладбище, но по каким-то причинам (возможно, из-за плохого физического состояния) дальнейшее содержание там заключённых оказалось невозможным, поэтому Городская Дума озаботилась поиском помещений для размещением арестантов.

Возможно в середине 19-го века заключённых размещали в частных домах или в общественном каменном здании (современном здании музея), которое в 1850 г. было перестроено для размещения в нём городских присутственных мест14. Возможно также, что тюрьмой служили помещения внутри здания присутственных мест на Дворянской улице. Так на одном из планов городских присутственных мест «План присутственным местам в городах уездных Александрове, Юрьеве Польском, в Коврове, Шуе, в Муроме и Меленках» (без указания даты, подписан губернским архитектором Е. Петровым)15 отмечена арестантская комната (на первом этаже), тюрьма и караульня (во флигелях).

В публикациях, посвящённых биографии и творчеству архитектора Николая Карловича Рейма, указывается, что здание шуйской городской тюрьмы в начале 1860-х гг. разместилось в обширном каменном корпусе во дворе присутственных мест. При нём были устроены канцелярия, тюремная больница, а в 1872 г. (когда Н. Рейм уже служил в Харькове) была сооружена небольшая каменная Никольская церковь с хорами для арестантов по его же проекту 1864 г16.

Имеющиеся документы позволяют сомневаться в участии архитектора Н. Рейма в проектировании построенной тюремной церкви. Знакомство с перепиской о строительстве тюремной церкви16 удивляет продолжительной и необъяснимой задержкой необходимых согласований и участием в этом процессе высокопоставленных чиновников.

Сохранилась переписка о строительстве тюремной церкви 1865 – 1871 гг. Само строительство началось и завершилось в 1871 г. Сын основного инициатора строительства церкви Ильи Сергеевича Гундобина - шуйский купеческий сын Пётр Ильич Гундобин, возмутившись затянувшимся согласованием строительства, отправил гневное письмо в редакцию газеты «Северная Почта»17:

Милостивый Государь.
Позвольте просить Вас напечатать в Редактируемой Вами газете следующее известие.
Один из числа граждан города Шуи (Владимирской губернии) еще с 1863 года изъявил желание устроить при шуйском тюремном замке церковь во имя святителя Николая. Принять участие в устройстве храма согласились и многие его знакомые. Гражданин этот позвал Архитектора, попросил составить план и с разрешения и благословения Владимирского Епископа Иустина представил составленный Губернским Архитектором План Начальнику Губернии г. Самсонову с просьбою о разрешении постройки храма. Все это было в 1863 году, т.е. два года тому назад. Начальник губернии (он же и Председатель Строительной Комиссии) принял прошение и препроводил его на утверждение в МВД. С того время прошло 2 года, а из МВД не получено никакого известия. Предпринявший устройство храма гражданин не знает что делать. Материал для постройки у него давно заготовлен, деньги за него заплачены – а разрешения нет, как нет!
Дело устройства храмов при тюремных замках я нахожу, по своему убеждению, вопиющим, потому что для заключённых несчастных лиц содержащихся в остроге, Церковь может быть одним из лучших утешений и поэтому крайне удивляюсь, от чего так долго нет разрешения предпринимаемой постройки из МВД.
При напечатании сего письма покорнейше прошу имя моего не объявлять, а выставить псевдоним (один из числа жителей г. Шуи).
За достоверность же сообщаемого вполне Вам ручаюсь. О деле том я писал и бывшему Владимирскому губернатору г-у Самсонову, но не получил от него никакого ответа…
Шуйский купеческий сын Петр Ильич Гундобин. Жительствую в г. Рыбинске в доме Григорьевского.
П. Гундобин.

Неизвестно – была ли опубликована данная статья в «Северной Почте», но в МВД она попала и послужила поводом для вопросов владимирскому губернатору. Сотрудник МВД М. Похвачев пишет в 1866 г. Владимирскому губернатору П.А. Шатохину:

В МВД получены сведения, что один житель г. Шуи еще в 1863 году изъявил желание устроить при тюремном замке церковь во имя Св. Николая, составленный же на эту постройку план был предъявлен при (прошении) губернскому Начальству, которым дело это будто бы внесено на разсмотрение в МВД. Но до сего времени разрешения не последовало… По неимению в делах Министерства сведений по сему делу я имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство… действительно ли было ходатайство об устройстве при шуйском тюремном замке церкви и если о сём было представлено в Министерство, то не оставьте доставить копию с этаго представления…18.

Активная переписка между владимирским губернатором и МВД отмечалась в 1865 г. – был оценён и одобрен проект (архитектор Н.Рейм), указаны источники финансирования («на счёт доброхотных пожертвований при содействии и пособии известных ему (И.С. Гундобину) благодетелей»19). Далее по неясным причинам согласование застопоривается20. Через пять лет владимирский губернатор В.Н. Струков трижды (22 июня, 17 сентября, затем 22 октября 1870 г.) обращается к председателю техническо-строительного комитета МВД К.И. Марченко с просьбами ускорить процесс согласования:

В виду религиозного влияния на нравственность заключённых, и дабы не охладить усердия жертвователей на построение Церкви, имею честь покорнейше просить В.П. в особенное для меня одолжение, не оставить содействием к ускорению разрешение на построение этой церкви и уведомлением меня о последующем21.

В ответ К.И. Марченко, демонстрируя положительное отношение к строительству церкви, просит дополнить проект, составленный в 1865 г., некоторыми материалами: генеральным планом тюремного двора и окружающей местности со стороны улицы с показанием существующего вблизи оврага; подробными планами этажей тюрьмы и сведениями на какое число арестантов тюрьма устроена; поперечным разрезом части тюрьмы за которой назначена пристройка церкви; сведениями об ограде, окружающей тюрьму (материал, высота)22.

Проект тюремной церкви в Шуе был рассмотрен и одобрен Техническо-Строительным Комитетом 16 марта, затем утверждён к исполнению 18 марта 1871 г. Министром Внутренних Дел Генерал-Адъютантом А.Е. Тимашевым.

В выписке из журнала ТСК МВД от 16 марта 1871 № 82, отправленной после утверждения проекта владимирскому губернатору 14 апреля 1871 г., содержатся некоторые опасения, связанные со строительством церкви по проекту Н. Рейма:

ТСК, рассмотрев представленный Владимирским Губернатором проект на построение иждивением купца Гундобина церкви при тюрьме в г. Шуе, находит проект этот в техническом отношении одобрительным, с тем, чтобы до начала работ по этой постройке произведено было ближайшее исследование местности, для положительного убеждения в том что близость от предполагаемой постройки до оврага до 4 сажен не представит в будущем никакой опасности для церкви.

Утверждённый проект церкви при шуйской тюрьме, подписанный Н.К. Реймом23, вызывает много вопросов. Если год утверждения проекта (1871), не соответствующий периоду службы архитектора во Владимирской губернии (1846-1865) можно объяснить использованием проекта, разработанного Реймом еще в 1865 г., то оригинальное решение фасада тюремной церкви и расположение пристраиваемой церкви с северной стороны тюрьмы, фасадом к реке Тезе, весьма необычны.


Фасад тюремной церкви (арх. Н.К. Рейм)

На проекте Н.К. Рейма скромный фасад церкви вместо привычного купола завершает не вполне характерный для местных храмов четырёхконечный крест на небольшом аттике.


План пристройки тюремной церкви к зданию городской тюрьмы (арх. Н.К. Рейм)

Красным цветом на плане тюрьмы показаны стены проектируемой церкви. Согласно данному плану главный вход в церковь устраивался с запада, арестанты могли попадать в церковь через проходы в северной стене, ведущие на специальную галлерею.

Вскоре после долгожданного утверждения проекта церкви, составленного Н. Реймом, была довольно оперативно выстроена церковь по другому проекту и с другой (южной) стороны тюрьмы. Причиной изменения проекта могли быть опасения, высказанные специалистами технико-строительного комитета относительно опасности строительства церкви на краю крутого берега Тезы. Вряд ли для спешного составления нового проекта церковные попечители снова обращались к давно уехавшему в Харьковскую губернию архитектору Н. Рейму. Скорее всего новый проект был составлен владимирским епархиальным или губернским архитектором.

По окончании строительства тюремной церкви Министр Внутренних Дел генерал-адъютант А.Е. Тимашев поручил Владимирскому губернатору объявить благодарность благотворителям церкви. Отмечался вклад в 3 т. руб. серебром, присланный 25 сентября 1871 г. душеприказчиками умершего купца Вознесенского посада Антона Николаевича Шодчина купцами Вознесенского посада Александром Иларионовичем Корноуховым и Егором Павловичем Клюниным.

Инициатор строительства церкви и её многолетний староста Илья Сергеевич Гундобин - представитель династии муромских купцов (в 1830 г. он написал прошение о зачислении в шуйское купечество). Один из его сыновей - Фёдор Ильич Гундобин (1847-1919) был известен в Шуе как церковный благотворитель. Более десяти лет Фёдор Ильич был старостой Никольской тюремной церкви, продолжая дело отца. И также, как отец, построил в городе «свой» храм – Александро-Невскую церковь при Шуйском духовном училище. В этом храме он выполнял обязанности церковного старосты со дня освящения храма в 1885 г. до самой революции. Другой сын И.С. Гундобина - Пётр Ильич (1837 - 1871) - рыбинский купец, занимался русскими древностями и составил замечательную коллекцию древних русских монет, кубков, блюд, шейных крестов. В 1862 г. Пётр Ильич Гундобин был перечислен из шуйского купечества в рыбинское. Из своих собраний сделал много приношений Императорской публичной библиотеке и археологической комиссии. Писал статьи по археографии. В 1859-1871 гг. передал в Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге более 2000 редких книг, рукописей, планов, эстампов, в том числе 123 рукописи XVIII-XIX вв., преимущественно на церковнославянском языке, за что был награждён двумя золотыми медалями и избран её почётным членом-корреспондентом. Пётр Ильич был также членом-корреспондентом Императорского русского археологического общества, членом Русского географического общества и автором значительного количества статей по истории, этнографии, нумизматике, археологии24.

Купец Вознесенского посада Антон Николаевич Шодчин (его душеприказчики Корноухов и Клюнин перечислили на строительство шуйской тюремной церкви 3 т. р. серебром) был достаточно неординарным человеком. Выходец из старообрядцев А.Н. Шодчин был одним из самых самобытных и ярких ивановских предпринимателей. Он развил бизнес отца, нажил миллионное состояние. Фабрика А.Н. Шодчина на протяжении нескольких десятков лет была одним из самых образцовых предприятий Шуйского уезда. При этом Антон Николаевич активно занимался благотворительностью. Шодчин являлся ктитором Успенской церкви в Иванове (сейчас – кафедральный собор Ивановской митрополии), жертвовал деньги на храмы, учебные заведения, больницы. После смерти А.Н. Шодчина, согласно завещанию, практически весь накопленный капитал (около миллиона рублей) был потрачен на благотворительные цели. Основным храмом, которому А.Н. Шодчин уделил наибольшее внимание при жизни, а также завещал значительные средства после смерти, стала ивановская Успенская церковь. По завещанию А.Н. Шодчина были выделены средства десяти церквям Шуйского уезда и Золотниковской пустыни. Также накопленные Шодчиным капиталы пошли на строительство церкви при гимназии в Могилеве, покупку здания для Житомирского училища девиц духовного звания, украшение Инкерманского монастыря близ Севастополя, поддержку духовных учебных заведений Владимирской епархии (семинарии и училища), учреждение в Иванове «низшего механико-технического училища» (сейчас – Ивановский текстильный техникум). Но самым необычным было пожертвование Антоном Николаевичем 25 тысяч рублей на построение православного храма в Нью-Йорке25.

Колокольня тюремной церкви до 1887 г. была деревянной (Е. Правдин в 1884 г. отмечал «колокольня временная, деревянная»). В работе В. Березина и В. Добронравова «Описании церквей и приходов Владимирской епархии» указано: «В 1887 году при церкви построена каменная же колокольня, вместо бывшей деревянной»26.

Проект постройки каменной колокольни при шуйской тюремной церкви27 подписан епархиальным архитектором Н.Д. Корицким. На проекте существующее на момент проектирования здание тюремной церкви обозначено черным, проектируемая колокольня – красным, приведены виды церкви с проектируемой колокольней и дан план построек тюрьмы, расположенной за двором присутственных мест.


Чертёж пристройки каменной колокольни к тюремной церкви
(разрез колокольни и план). Красным цветом показаны проектируемые части



Чертёж пристройки каменной колокольни к тюремной церкви (южный фасад)
с планами дворов присутственных мест и тюремного замка.



Чертёж пристройки каменной колокольни к тюремной церкви (вид с запада)

Сохранившееся здание Никольской церкви в целом соответствует изображённому на проекте, отличаясь деталями (формой алтаря, элементами декоративного оформления). Возможно при проектировании колокольни в 1887 г. епархиальный архитектор использовал первоначальный чертёж церкви 1871 г., который при строительстве был изменён на месте.


Бывшее здание Никольской тюремной церкви. Вид с юго-востока


Бывшее здание Никольской тюремной церкви.
Южный фасад



Бывшее здание Никольской тюремной церкви. Южный фасад


Бывшее здание Никольской тюремной церкви. Алтарная часть.


Бывшее здание Никольской тюремной церкви со стороны Союзной улицы.

Творчество и биография владимирского епархиального архитектора Николая Дмитриевича Корицкого (1854 – 1915), оценка его вклада в архитектурное наследие Владимирской губернии, заслуживают углублённого и обстоятельного изучения.

Николай Дмитриевич Корицкий – потомственный архитектор, прослуживший на строительных должностях во Владимирской губернии около тридцати лет. Выпускник Императорской Академии художеств Н.Д. Корицкий долгое время совмещал службу в Строительном Отделении Владимирского Губернского Правления (1880 – 1904) с должностью епархиального архитектора (1882 – 1910). Формулярный список Н.Д. Корицкого с перечнем его заслуг, званий и наград довольно внушителен. Архитектор упомянут в Юбилейном справочнике Императорской Академии художеств28 и ряде энциклопедических изданий.

До настоящего времени творческое наследие Н.Д. Корицкого изучено мало. Несмотря на то, что зодчий практически всю свою творческую жизнь продуктивно работал на строительных должностях во Владимирской губернии, в авторитетном академическом издании «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России» по Ивановской и Владимирской областям архитектор вовсе не упоминается. Авторство его построек либо вовсе не указывается, либо указывается ошибочно (в частности, некоторые постройки Н.Д. Корицкого приписываются архитектору П.Г. Бегену).

Известно, что Н.Д. Корицкий построил во Владимирской епархии более 50 церквей, перестроил и капитально отремонтрировал не менее 100.

Среди работ архитектора – крупные соборы в Юрьев-Польском и Лежневе, строительство и перестройка церквей в Коврове, Камешкове, с. Муска Муромского уезда, с. Щербово Ковровского уезда, с. Бутылицы и Запрудье Меленковского уезда, с. Горицы и д. Буланове Владимирского уезда, с. Горяинове Юрьевского уезда, погосте Дмитриевском Покровского уезда, с. Воронцове Переславского уезда, колокольня в с. Добром Владимирского уезда, часовни в с. Юже Вязникосвкого уезда, в с. Красна Муромского уезда. Известно, что в Шуе Н.Д. Корицкий полностью спроектировал Петропавловскую церковь (с. Петропавловское, вошедшее к концу 19-го столетия в состав Шуи), перестройку Ильинской церкви, колокольню Никольской тюремной церкви.

Вопрос авторства самой тюремной церкви пока остается открытым. Однозначно, что проект церкви Н. Рейма, утверждённый в 1871 г., был отвергнут. Подпись архитектора Н.Д. Корицкого на проекте колокольни относится лишь к самой колокольне. Вероятнее всего оперативно предложить новый проект тюремной церкви (которая, судя по сохранившейся переписке высокопоставленных чиновников, и так уже привлекла к себе значительное внимание) мог кто-нибудь из местных владимирских архитекторов.

Шуйская Никольская тюремная церковь не отличалась размерами, богатством, выдающейся архитектурой или внутренней отделкой. Здание тюремной церкви с колокольней, построенное в период эклектики, занимало свое определённое место в городской архитектурной среде. С историей строительства шуйской тюремной церкви связаны имена талантливых архитекторов, попечителей и меценатов, среди которых были незаурядные и достойные люди.

Дмитрий Черниховский


Примечания:

1 Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Ч.3 / Отв. ред. Е.Г. Щеболева. – 2000, с. 451.

2 Правдин Е. Описание Шуи и шуйских церквей. Изд-е И.Турушина. 1884. С.173-175.

3 РГИА, ф.1293, оп.169, д. 186. Владимирская губерния. Город Шуя. Здание Уездного полицейского управления.

4 Объекты культурного наследия Шуи

5 Свод, с.472.

6 РГИА, ф. 950, оп.1, д. 83. Сметная грамота на починку тюремной избы в г. Шуе (копия из фонда Н.В. Калачова). 1636 г.

7 РГИА, ф. 1488, оп. 1, д. 537. Соляные и винные магазины; РГИА, ф. 1488, оп. 1, д. 558. Соляной амбар в Суздале, Шуе, Переславле, Вязниках.

8 РГИА, ф. 1293, оп. 168, д. 31. План Шуи. 1787 г.

9 РГИА, ф. 1293, оп.166, д.49. План Шуи. 1802 г.

10 РГИА, ф. 1285, оп. 8, д. 36. Об отпуске денег… относительно отпуска сумм на построение вновь острогов в шести Городах и исправление в таковых же Корпусов и Домов Присутственными местами и Казначейством… равно о построении вновь Каменных Корпусов для Присутственных мест в городах Шуе, Меленках… (1803 – 1806 г.).

11 РГИА, ф. 1488, оп.1, д. 560, л.1. «План и фасад для содержания преступников тюрем по каковому вновь выстроенны в городах Переславле, Юрьеве, Александрове, Шуе, Вязниках, Муроме, Меленках, в Судогде и Коврове»

12 РГИА, ф. 1488, оп.1, д. 560, л.2. «По сему плану строение тюрем в уездных городах Шуе, Коврове, Вязниках, Меленках и Судогде»

13 ГАИО, ф.21, оп.1, д. 1435, л. 106.

14 РГИА, ф. 218, оп. 4, ед. хр. 165, л. 6 об.; РГИА, ф. 1287, оп. 31, ед. хр. 1248, л.38, 39.

15 РГИА, ф. 1488, оп. 1, ед. хр. 548

16 Иванова А.А., Дьяков А.Б. Из биографии архитектора Николая Карловича Рейма, строителя храмов земли южской // Пожарский юбилейный альманах: Вып. 5 / Ред.-сост. А.Е. Лихачёв. – Иваново. 2009. - C. 56-59; Иванова А.А., Соловьев Е.В., Посвятенко Ю.В. Архитекторы российской провинции XIX в.: Н.К. Рейм (опыт биографического исследования) // Вестник МГСУ. 2010. № 4-3. С. 80-85.

16 РГИА, ф. 1286, оп. 26, д. 1081; РГИА, ф. 1293, оп. 76, д. 37

17 РГИА, ф.1286, оп. 26, д. 1081, С.4б – 5.

18 РГИА, ф. 1286, оп. 26, д. 1081, С.6а, 6а об.

19 РГИА, ф.1293, оп.76, д.37, Л.1.

20 Возможной причиной длительной задержки согласования могла стать бюрократическая путаница, связанная с проводимыми в то время реформами госучреждений, отвечающих за строительство (Департамент Полиции Исполнительной, Технико-строительный комитет).

21 Там же, Л. 3, 3об.

22 Там же, Л. 5, 5об.

23 РГИА, ф.1293, оп.166, д.77. Владимирская губерния. Проект пристройки каменной церкви в тюремном замке в гор. Шуе. 1871

24 Казанкова М.А., Насонова Н.В., Сазонова Е.И. Из истории рода муромских купцов Гундобиных / Сообщения Муромского музея – 2012: Материалы отчетной конференции МИХМ. – Владимир, 2014. С. 40 – 75.

25 Как ивановский мужик храм в Нью-Йорке строил

26 Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Часть 5. Типолитография В.А. Паркова, Владимир. 1898. С. 35.

27 РГИА, ф.1293, оп. 166, д. 88 Владимирская губерния. Проект постройки колокольни при тюремной церкви в гор. Шуе. 1887 г.

28 Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. ч. 2: Список русских художников к Юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. СПб., 1915. С. 344.



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии