Назад На главную страницу

О тейковском живописце Тимофее Медведеве


К сожалению, при значительном числе памятников церковной архитектуры в Шуйском районе сведений о мастерах местной фресковой росписи почти нет. На территории Шуи и современного Шуйского района (части богатого и экономически успешного Шуйского уезда) находятся около пятидесяти храмов 17-20 вв. (до революции было около 70). Если дореволюционное убранство, иконы и библиотеки местных церквей утрачены полностью и безвозвратно, то фрагменты фресковых росписей местами ещё сохраняются.

Вопросы сохранения, изучения и музеефикации памятников церковной живописи не были приоритетными для Шуйского района. Ни в одном из пяти десятков местных храмов никогда не было ни музеев, ни экспозиций, несмотря на архитектурную ценность отдельных зданий и наличие в некоторых церквях фрагментов высокохудожественных росписей [1,3]. Специальные исследования с подробными оценками, описаниями и фотографими росписей многих местных храмов [1-3] проводились ещё в 1980-х гг. Фотографии местных фресок практически никогда не попадали в путеводители.

Шуйский уезд определённо был благоприятным местом для занятия церковной живописью. Местные купцы и промышленники, добиваясь успеха, жертвовали значительные средства на благотворительность и церковное строительство. В крупных населённых пунктах (Иваново-Вознесенске, Шуе, Тейкове, Кохме, Дунилове, Васильевском) в 18-19 столетиях активно строились и украшались каменные храмы. Доля деревянных церквей была совсем незначительна (на территории Шуи и современного Шуйского района из семидесяти храмов было только четыре деревянных). Работы по созданию (поновлению) фресковой росписи в местных храмах хватало, а попечители богатых приходов стремились привлекать талантливых художников.

Парадоксально, но при близости Шуи к таким иконописным центрам, как Палех и Холуй сегодня ничего не известно о работе мастеров из этих сёл на территории Шуйского уезда. Самый известный мастер церковной живописи, работавший в наших краях в первой половине 19 века - выходец из села Тейково Шуйского уезда крепостной крестьянин Тимофей Медведев (родился в 1776 г.). Тимофей Алексеевич Медведев считался высокопрофессиональным и высокооплачиваемым специалистом. В дореволюционной краеведческой литературе он часто именуется «известным в округе» мастером. В основном он занимался фресковой росписью, но также писал иконы и портреты, оформлял интерьеры. Сложилось так, что большая часть художественного наследия Медведева находится на ярославской земле (Ярославль, Ростов, Мышкин, с. Некрасовское, с. Поводнево). Во Владимирской губернии Т. Медведев работал в Юрьев-Польском, Шуе, Тейкове, Васильевском, Дунилове. Известно, что художник участвовал в росписи Смольного и Троицкого собора в Санкт-Петербурге.

Не совсем объяснима, на первый взгляд, невероятно высокая производительность мастера – Медведев часто выполнял работы по росписи крупных храмов за короткое время, одновременно работал в разных населённых пунктах. Объяснения этому есть – во-первых, у мастера были помощники и ученики, в том числе его младшие братья - Епифан и Василий, которые также занимались живописной работой; во-вторых, Тимофей Медведев возглавлял несколько артелей. Артели могли работать независимо друг от друга одновременно в разных местах, сам Тимофей Алексеевич мог приезжать и выполнять особо важные и координационные работы [4,5].

Сегодня биографию и творческое наследие Т.А. Медведева изучают историки и искусствоведы. Но, несмотря на проделанную работу, в биографии художника ещё остается много неясного.

Интересны подробности биографии художника, отражённые в переписке князя П.А.Вяземского с руководством Императорской Академии художеств [6]. Правда, указанные в переписке факты добавляют и новые вопросы к биографии художника.

Князь П.А. Вяземский1 4 февраля 1832 г пишет неизвестному адресату:

«Имею честь препроводить к Вашему Высокопревосходительству записку о живописце Медведеве, уже известному Вам из моих слов. Если она удостоится внимания Вашего и пожелаете Вы иметь дальнейшие сведения о сем художнике, или истребовать опыты работы его для представления Академии, то кроме сношений в которые Ваше Высокопревосходительство можете войти по сему предмету с К.М.Полторацким2, прошу покорнейше Вас передать и мне, что Вы за благо рассудите сделать, потому, что я дал слово живописцу Медведеву уведомить его об успехах моего о нём ходатайства. Мне приятно будет порадовать его доброй вестью, если как и надеюсь могу поздравить его с покровительством столь просвещённым, заботливым и надёжным, как Ваше Высокопревосходительство».

К письму Вяземский прилагает записку о живописце Медведеве и две характеристики от заказчиков его работ.

О живописце Медведеве

Живописец Тимофей Медведев, Владимирской губернии Шуйского уезда, вотчины Князя Долгорукого села Тейкова крестьянин, представлял ныне в Комитет устройства Выставки в Москве, 3 иконы:

Обручение Св. Екатерины, Главу Марии Магдалины и Представление Алексея Человека Божия

1-я писана на кипарисной доске, 2-я на папке, 3-я на стекле, красками, составленными им не на масле, а на яйце.

Он представлял сии 3 иконы не для того, чтоб искусством своим поставить себя выше прочих сего рода художников; но только для того, чтобы показать, чтобы точно таким же образом, как сии 3 образа написаны, пишет в храмах стенную живопись, которая по признанию опытных людей, прочностью, ясностию и выразительностью лиц не уступая Итальянскому Альфреско превосходит всякое доселе в России известное стенное писание.

Способ живописи его, есть особенный и совсем отличный от прочих Мастеров. Не учась нигде, и не почерпая из книг просто самоучкою, чрез долговременные труды и опыты, довёл он свою стенную живопись до того, что она не изменяется ни от времени, ни от легкого трения и, как утверждают знатоки, может стоять целые столетия. Весь секрет его состоит в том, что он в смешении красок, и даже на изображении лиц употребляет не белила, как прочие художники делают, а извёстку, очищает стены посредством трения, и напитывает их красками, на известке составленными.

Медведев секрета своего ни от кого не таит, а передаёт оный детям и всем ученикам его так, что некоторые из них под надзором его начинают работать почти с таким же изяществом. Он сим способом отделал, а теперь продолжает отделывать.

Показатель сего вотчины г-на Действительного Тайного Советника Обер-Камергера и разных орденов Кавалера Князя Александра Михайловича Голицына Владимирской губернии Шуйской округи с.Тейкова кр-н Тимофей Алексеев находился у меня с 1805 года ноября месяца по нижеозначенное число в Москве при доме и в деревнях моих в иконописной работе и написал полный иконостас. Во всеж сие время вел себя добропорядочно, смирно, и прилежностью к работе всегда показывал себя отменно добраго и трезваго поведения, а при том и искусство его работы заслуживает особенное одобрение. В доказательство моей признательнейшей благодарности, справедливостью почитаю его Алексеева яко человека поведением, а паче искусством работы его отлично достойного, сим аттестовать. Дано сие свидетельство за подписанием моим и приложением Герба моего печати в Москве. Мая 4 дня 1807 года

Его Императорского Величества Всемилостивого Государя моего Действительный Тайный Советник и Орденов Святого Александра Невского и Святого Равноапостольного Князя Владимира большого креста 2-й степени и Святого Станислава Кавалер Граф Алексей Мусин Пушкин3

Свидетельство

Объявитель сего кр-н Владимирской губернии вотчины малолетнего Князя Долгорукого села Тейкова Тимофей Алексеев сын Медведев занимающийся живописным искусством в прошедшем 1826 г. и в настоящем производил по учинённым с ним на законном основании контрактам живописную работу во вновь устроенной при Ярославском Демидовском высших наук училище церкви и в зале училища ценою за 2 тысячи 450 рублей которая ныне им и кончена. Совет Демидовского училища, принимая в уважение во 1-х, свидетельство Господина Ярославского Губернского Архитектора отлично одобряющего прочность и искусство живописного стенного письма в новоустроенном при означенном училище храме и расписания училищной залы. Во 2-х лестные отзывы высоких и других знающих вкус в живописи особ, посещавших храм и залу и отдающих полную справедливость искусству живописца, и в 3-х под видом законтрактованной малозначущей цены за росписание церкви, скрытное усердного художника в пользу учебного заведения и храма Божия пожертвование, как и целым Советом, так и многими, знающими цену в живописном искусстве усмотренное и простирающееся до двух тысяч рублей; в удостоверение всего сего признал справедливым снабдить его Медведева сим свидетельством, каковое вследствии определения Совета означенного училища и дано ему за подписанием всех членов Совета и с приложением казённой училищной печати в Ярославле Августа 26 дня 1827 г.

Подлинное подписали:
Правящий должность Директора училища
Ст. Советник Профессор и Кавалер Степан Вишинский
Ст. Советник Профессор и Кавалер Фридрих Шмидт
Кол. Советник Профессор и инспектор Михайло Ханенко
Надв. Советник Профессор Александр Войнов
Профессор 8-го класса Дмитрий Семеновский
Секретарь Совета Профессор и Кавалер Михайло Морешкин
(у сего свидетельства Ярославского Демидовского высших наук печать)

Адресатом П.А. Вяземского мог быть Президент Академии художеств А.Н. Оленин4. Ответ князю П.А. Вяземскому был отправлен почему-то более чем через год - 24 мая 1833 г. В нём кратко указывается, что просьба князя выполнена – о художнике Медведеве сообщено в совет Императорской Академии художеств, совет затребовал от Медведева подробного описания состава и способа употребления его красок, а также попросил предоставить работы для просмотра. Отмечалось, что в случае, если совет Академии найдет работы «заслуживающими уважения», то будет ходатайствовать за Медведева перед высшим руководством.

Ранее - 24 января 1833 г. от Президента Академии Конференц-секретарю направлено письмо, сопровождающее работы Т.Медведева, с выпиской из журнала Совета:

Президент Императорской Академии Художеств препровождает при сём к Господину Конференц Секретарю Академии опыты трудов Владимирского крестьянина Медведева, о которых уже известно в ИАХ.

Его Высокоблагородию В.И.Григоровичу5
Выписка из Журнала Совета АХ 24 января 1833 г.
Ст. 25 По записке Господина Президента сей Академии /№70/ Определено: По уважению способностей и искусства живописца Медведева предоставить Господину Президенту войти с кем следует в сношение о доставлении ему свободы из крестьянского звания а между тем иметь его в виду для оказания со стороны Академии в нужном случае ему покровительства законного с чем и следовать будет пособие.

Из данной переписки помимо положительных характеристик Т.А. Медведева и сведений о его работе в усадьбах А.И. Мусина-Пушкина и в Ярославском Демидовском училище, видны расположенность и благожелательное отношение к художнику известных российских государственных деятелей и деятелей культуры.

Возможно, отчасти покровительство известных лиц может объясняться географическим фактором. Некоторые из упомянутых в переписке личностей были связаны с Ярославской губернией, где больше всего и проработал живописец. Так вероятным адресатом П.А. Вяземского в переписке мог быть Президент Академии художеств А.Н. Оленин. Женой А.Н. Оленина была Елизавета Марковна Полторацкая – сестра ярославского губернатора Константина Марковича Полторацкого, знавшего Медведева и готового за него ходатайствовать (со слов П.А. Вяземского). Граф А.И. Мусин-Пушкин, открывший миру «Слово о полку Игореве» (рукопись была куплена графом у архимандрита Ярославского Спасо-Преображенского монастыря), владел в Ярославской губернии двумя имениями – Борисоглеб и Иловна.

Интересно – помогло ли Т. Медведеву такое высокое покровительство в дальнейшем? Выкупился ли он из крепостной зависимости?

Известно, что вскоре после завершения упоминаемой переписки Тимофей Медведев уже работает в Санкт-Петербурге над росписью Смольного и Троицкого соборов, затем возвращается обратно в Ярославскую губернию, где продолжает работать над росписью местных храмов и интерьеров [4,5].

В РГИА есть лаконичный платежный документ из архива придворной конторы цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича, в котором обергофмейстер обращается к Великому Князю:

Осмеливаюсь испрашивать разрешения Вашего Императорского Высочества об уплате из Комнатной Вашего Высочества суммы иконописцу Медведеву ста рублей серебром за написанные им по Повелению Вашего Высочества святцы.

Документ подписан в ноябре 1852 г, что ставит под сомнение тот факт, что речь в нём идет именно о Тимофее Медведеве. Инициалы здесь не указаны. А документальные сведения о художнике прекращаются в 1840-х гг. [8].

Вероятно биографии и творчество Тимофея Медведева, его братьев, учеников и последователей будут со временем исследованы подробно. Сегодня важно сохранять и изучать художественное наследие талантливого живописца. Возможно, на сегодняшний день из известных работ артели Тимофея Медведева на территории Шуйского района сохранились только росписи Троицкой церкви в с. Васильевском и фрагменты росписей Крестовоздвиженской церкви в Шуе.

Троицкая кладбищенская церковь в Шуе, которая, по свидетельству известного шуйского краеведа В.Борисова, изнутри была «расписана прекрасною живописью известным художником Медведевым» разрушена в 1939 г.

В Покровской церкви Шуи Епифан Алексеевич Медведев расписывал построенные в 1816-х гг. приделы и трапезную. Но к моменту возвращения храма Церкви в конце 1990-х роспись в трапезной и приделах оказалась полностью утрачена.

Состояние оставшихся росписей вызывает беспокойство. Так, если прежде в заброшенных церквях утрата фресок происходила под воздействием объяснимых факторов – температур, влаги и вандалов, то в действующих храмах старые фрески порой сознательно уничтожаются, забеливаются и переписываются заново (именно так недавно произошло с художественно ценными фресками Успенской церкви женского монастыря села Дунилово, где работала артель Медведевых).

Хотелось бы, чтобы к сохранившейся в местных храмах церковной росписи с должным пониманием и ответственностью отнеслись сегодня представители власти, науки и церкви. Примером бережного отношения к фрескам является Нерехтский район соседней Костромской области, где сохранению, изучению, научной реставрации и музеефикации церковных росписей 18-19 вв. уделяется значительное внимание.

Дмитрий Черниховский


Примечания:

1 Князь Пётр Андреевич Вяземский (1792 - 1878) - русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, мемуарист, государственный деятель. Сооснователь и первый председатель Русского исторического общества (1866), действительный член Академии Российской. Близкий друг и постоянный корреспондент А. С. Пушкина.

2 Константин Маркович Полторацкий (1782 - 1858) - российский военный и государственный деятель; участник Наполеоновских войн (1805—1814), губернатор Ярославской губернии (1830—1842); генерал-лейтенант. Сделал много полезного для развития просвещения и благотворительности в губернии.

3 Граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744-1817) - русский государственный деятель, археограф, историк, собиратель рукописей и русских древностей. Член Российской академии (1789), президент Академии художеств (1794-99), 11-й обер-прокурор Святейшего Синода (1791-1797), действительный тайный советник (1799). Создатель трёх дворянских усадеб - Иловна, Борисоглеб, Покровское-Валуево. Ввёл в научный оборот ряд ценнейших древнерусских рукописей, включая «Слово о полку Игореве». В 1797 году Алексей Иванович вышел в отставку и навсегда поселился в Москве.

4 Алексей Николаевич Оленин (1763 - 1843) - российский государственный деятель, историк, археолог, художник. Государственный секретарь в 1814—1827 годах, впоследствии член Государственного совета. Действительный тайный советник. Член Российской академии (1786), почётный член Петербургской Академии наук (1809), член (с 1804) и президент (с 1817) Академии художеств. С 1811 директор Императорской Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге.

5 Григорович, Василий Иванович (178 – 1865) - художественный критик, конференц-секретарь Императорской Академии художеств, действительный статский советник, издатель "Журнала изящных искусств", секретарь Общества поощрения художников (1829-1854).


Источники:

1. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч.3. - М.: «Наука», 2000. С.537.

2. Шлычков Л.А. Листая времени страницы: Памятники архитектуры Ивановской области. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1983. 159 с.

3. Объекты культурного наследия

4. Городецкая О.А. Художники Тимофей и Епифан Медведевы в Угличе, судьба их творений (Сайт «Про Углич»)

5. Третьякова Т.А. Новое о творчестве Тимофея Медведева в Угличе (Ивановская интернет-лига культуры и просвещения)

6. РГИА, ф. 789, оп. 1, ч. II, 1832 г, д. 1582. О предоставлении на рассмотрение Академии иконописных работ художника-самоучки крепостного крестьянина Т.А.Медведева отличающегося особым искусством стенной живописи и в составлении красок и об исходотайствовании ему отпускного свидетельства от помещика. Записка о живописце Медведеве, присланная в Академию князем Вяземским, ходатайствующим об оказании Медведеву покровительства. Копии свидетельств, выданные Медведеву в удостоверении качества его работы.

7. РГИА, ф. 522, оп.1, 1852 г, д.13. Рескрипты наследника цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича и утверждённые им докладные записки. Об уплате 100 рублей серебром иконописцу Медведеву за написанные им святцы (с. 316)

8. Городецкая О.А. Живописцы 19 века братья Медведевы: Тимофей, Епифан, Василий (Сайт «Про Углич»)

9. Черниховский Д.М. «Наш живописец не уступал знаменитым итальянцам». Шуйские известия. 2014 г. № 102 (19864)



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть