Назад На главную страницу

Гражданский инженер Брагин

На чёрно-белых фотографиях Шуи начала XX века встречаются сооружения абсолютно незнакомые нынешним горожанам. К их числу относится и комплекс Всехсвятского женского монастыря, располагавшийся в начале Миллионной улицы у моста через Тезу.

При попытке оценить значение этого монастыря стоит обратить внимание на принадлежность обители к единоверческой церкви, а также на важную архитектурную роль монастырского комплекса в городском ландшафте.

Основание нового монастыря в центре прогрессивного, благоустроенного, экономически успешного и бурно развивающегося города (каким была Шуя на рубеже веков) немного необычно. Место расположения монастыря не было связано ни с какими историческими и церковными событиями. Кому и зачем понадобилось вкладываться в строительство целого монастырского городка, не обещающее никаких дивидендов? Кто в нём собирался жить и на какие средства? На поставленные вопросы однозначно ответить уже непросто - можно лишь сопоставить фрагментарную информацию об этой обители.

Важной особенностью Всехсвятского монастыря была его принадлежность к единоверческой церкви. Непростая и драматичная история российского раскола не обошла стороной и Шуйский уезд. Старообрядчество на территории современной Ивановской области было развито сильно. Официальное число раскольников на протяжении 18-19 вв. оставалось сравнительно небольшим. Но фактически большая часть местной деловой элиты - купцов, промышленников, зажиточных крестьян в той или иной степени, были связаны со староверами (сами являлись потомственными староверами, состояли с ними в родстве, вели общие дела, сочувствовали старообрядцам). Жизнь местных раскольников порой очень походила на деятельность антиправительственных обществ - они устраивали тайные комнаты для молитв, скрывали беглых и преследуемых властями старообрядческих монахов и священников, распространяли старинные книги и иконы, держали связь с российскими центрами раскола. Между старообрядцами часто существовали особо доверительные отношения, способствующие развитию и процветанию общего дела, осуждалось маловерие, пьянство, курение, было развито уважительное отношение к труду. Большинство современных райцентров и фабричных сёл Ивановской области обязаны своим промышленным ростом и благоустройством на рубеже 19-20 вв. именно старообрядческим текстильным династиям. История раскола в Шуйском уезде тесно связана с историей местной промышленности, кустарных промыслов, торговли, искусства.

Единоверие, учреждённое в 1800, предполагало компромисс между преследуемым старообрядчеством и официальной церковью. Единоверцы признавали иерархию и догматы синодальной церкви, получили долгожданное право иметь собственных священников, могли выполнять службы по старинным обрядам. Многие местные промышленники переходили из старообрядчества в единоверие ради собственной безопасности и коммерческой пользы. Государство одобряло и поддерживало единоверие, ожидая, что это временная переходная ступень от раскола к официальной (синодальной) церкви. Предполагалось, что старообрядцы наконец-то легализуются и будут подконтрольны и управляемы. В письме Обер-Прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева министру внутренних дел указывается, что учреждение единоверческого монастыря в Шуе "может иметь влияние и на ослабление раскола в среде так называемых "Шуйских шубников" ("шубниками" обычно звали участников старинного овчинно-шубного промысла, традиционно распространённого в самой Шуе, селах Дунилове, Горицах, Васильевском, Афанасьевском, Пустоши и окрестных деревнях; эти же места традиционно связывались со старообрядчеством).

Шуйский уезд по развитию единоверия выделялся во всей Владимирской губернии - здесь возник самый первый в губернии единоверческий приход (в Дунилове в 1819 г.), находилась половина единоверческих приходов (в Дунилове, Иваново-Вознесенске, Шуе), здесь же в Иваново-Вознесенске в 1881 г. был учреждён центр отдельного единоверческого благочиния всей Владимирской епархии. С учетом этих обстоятельств появление единоверческого монастыря именно в Шуе - центре уезда с большим числом единоверцев и старообрядцев вполне закономерно.

Конечно, строительство и содержание монастыря требовало значительных средств. Материальная поддержка нового монастыря обеспечивалась состоятельными вкладчиками (в основном - шуйскими купцами), подтверждая явное сочувствие горожан старой вере. В 1889 г. в процессе рассмотрения вопроса о преобразовании женской общины при единоверческой церкви в общежительный монастырь отмечалось стабильное материальное состояние общины (предполагаемый ежегодный доход от имеющихся "материальных средств" ожидался до 1450 рублей, при условии обращения в монастырь один неизвестный благотворитель обязывался внести разовый вклад 3000 рублей). На тот момент община располагала достаточным количеством зданий для проживания сестёр и устройства церковно-приходского женского училища.

Крупнейшим вкладчиком монастыря был Василий Васильевич Рубачев - шуйский потомственный почётный гражданин, купец первой гильдии, совладелец "Товарищества мануфактур братьев Михаила и Василия Рубачевых". Он же являлся старостой Всехсвятской единоверческой церкви, при которой и возникла женская община, обращённая в 1889 г. в монастырь.

Протоирей Евлампий Правдин подробно описал участие В.В. Рубачева в строительстве монастыря с оценкой затрат на постройки, содержание причта, приобретение церковной утвари. С 1883 г. Рубачев начал благоустройство Всехсвятской единоверческой церкви. В 1885 г. построил часовню, в 1886 - дом дьякона и церковную ограду, в 1887 г. начал постройку здания для женской общины. В 1888 г. В.В. Рубачев на выкупленной им у города земле построил два дома для священников и помещение для училища (освящено 17 октября 1888 г.). В 1889 г. им было куплено и присоединено к монастырю большое имение с домом, фабричными корпусами и садом. В том же 1889 г. был построен двухэтажный трапезный корпус. Также была построена монастырская больница на 12 кроватей. Всего по приблизительным подсчетам Е. Правдина В.В. Рубачев потратил на поддержание единоверческого монастыря в период с 1883 по 1889 г. не менее 70 тысяч рублей. Затем Рубачев являлся основным вкладчиком строительства грандиозного Успенского собора в 1891-1901 гг. (оценивался более 200 тысяч рублей). Не исключено, что один из соборных престолов (пресвитера Василия Анкирского) был назван в честь небесного покровителя самого В.В. Рубачева или его отца - фабриканта и церковного благотворителя Василия Киприановича.

Необычная информация приведена в документе «Об охране памятников древности во Владимирской губернии», направленном владимирским вице-губернатором в Департамент Общих Дел МВД в 1902 г.

Среди списка «памятников новейшего времени, воздвигнутых в честь Высочайших особ и в память разных событий» упоминаются две монастырские часовни (в то время как в иных доступных источниках упоминается только одна):

«В г. Шуе при Всехсвятской единоверческой церкви каменная часовня, сооружена в 1889 г. в память чудесного спасения Государя Императора Александра III и Его Августейшего Семейства от смертной опасности 17 Октября 1888 г. на станции Борки.
При Всехсвятском единоверческом монастырском храме каменная часовня, сооружена в 1886 г. в память освобождения крестьян от крепостной зависимости»1.

Имеются фотографии внешнего и внутреннего вида часовни, построенной в 1886 г. и освящённой в честь Александра Невского2. Внутренние размеры (в пересчете на метры) составляли: длина – 4.1 м, ширина – 3.6 м, высота – 3.5 м. Ширина «снаружи по фасаду» и «высота до карниза» составляли по 2 сажени (около 4.3 м). На лицевом фасаде с левой стороны от входа в часовню была прибита медная доска с надписью: «В благодарственное воспоминание 19 февраля 1861 года»; с правой – «Сооружена ктитором сей церкви Василием Васильевичем Рубачевым в 1886 году».

Судя по фотографии наружного вида часовни можно понять, что часовня Александра Невского располагалась вдоль красной линии улицы и вплотную примыкала к колокольне Всехсвятской церкви (с востока) и к зданию церковно-приходского училища (с запада). Вход в часовню был прямо со стороны Миллионной улицы.

Источников в которых бы упоминалась вторая монастырская часовня (в память чудесного спасения Государя Императора Александра III и Его Августейшего Семейства от смертной опасности 17 Октября 1888 г. на станции Борки) пока не обнаружено.

Соборный храм монастыря во имя Успения Божией Матери заслуживает особого внимания. В городском ландшафте Успенский собор стал одной из главных архитектурных доминант Шуи. Собор замыкал центральную часть города с запада, расположившись в начале "аристократической" Миллионной улицы перед мостом к промышленному Заречью. Монастырские храмы были символическим звеном в последовательной череде шуйских храмовых ансамблей. Получилось так, что важнейшие шуйские церкви были расположены практически в один ряд, параллельно реке Тезе. Двигаясь с востока на запад от Троицкого кладбища через центр к Всехсвятскому монастырю (или наоборот) можно было обойти все основные церкви города, почти не отклоняясь в стороны.

Освящение соборного храма в Шуйском Всехсвятском единоверческом монастыре 9 сентября 1901 г. стало грандиозным событием. Описание торжества освящения собора, выполненное известным шуйским священником и краеведом Евлампием Правдиным было издано отдельной брошюрой и дублировано во Владимирских епархиальных известиях (№22 1901). Освящение выполнял настоятель суздальского Спасо-Евфимиева монастыря архимандрит Серафим (в 1997 г. причисленный к священномученникам) вместе с настоятельницей шуйского Всехсвятского единоверческого монастыря игуменьей Досифеей, настоятелем Благовещенского керженского единоверческого монастыря Нижегородской губернии архимандритом Филаретом, местными и московскими единоверческими и синодальными священнослужителями. Также на освящении присутствовали настоятельницы следующих женских монастырей: московского Всехсвятского единоверческого (Александра), Покровского единоверческого Нижегородской губернии (Маргарита), Воскресенско-Фёдоровского в Сергеево Шуйского уезда (София). Службу сопровождало пение двух хоров монахинь - местного и "выписанного" из Москвы. На церемонии освящения присутствовали многие благотворители - представители шуйских, иваново-вознесенских, петербургских, московских купеческих династий, участвующие в устройстве собора и монастыря (К.Н. Балина, Я.Н. и Ф.Я. Фокины, К.М. Машков, Е.П. Зендолинская, П.Н. Корнилова и др.).

Успенский собор был одним из крупнейших храмов Шуи (в основании собора был квадрат со стороной около 23 м, высота составляла около 30 м). Сопоставимыми с ним по размерам и вместимости являются шуйский Воскресенский собор, Успенский собор Воскресенско-Фёдоровского монастыря в Сергеево и Троицкая церковь в Васильевском. Вместимость храма составляла около тысячи человек. Успенский собор был построен в "краснокирпичном" стиле с использованием элементов русской архитектуры. Несмотря на отмечаемое современниками сходство Успенского собора с Храмом Христа Спасителя в Москве, эти постройки по архитектуре различались (правда судьба их оказалась схожа - оба были взорваны в 1930-х гг). Шуйский собор имел крупный, вытянутый вверх четверик, увенчанный пятью куполами на световых барабанах с вызолоченными крестами. К основному объёму четверика по сторонам света примыкали небольшие ризалиты с арочными нишами. Срезанные углы четверика над сводами продолжались восьмигранными барабанами куполов, подобно башням средневековых замков. Ровные ряды кокошников над ризалитами и у оснований купольных барабанов напоминали зубцы крепостных стен. Декор собора был довольно лаконичным и ограничивался небольшим набором повторяющихся деталей (килевидными наличниками, декоративными поясками, кокошниками), что соответствовало монастырскому назначению храма. С трёх сторон (кроме восточной, алтарной) к храму примыкали паперти с входными дверями, в форме кубических палаток-часовень с кокошниками и маленькими главками над четырёхскатными кровлями. Храм был двусветным, тёплым. Внутри на железных балках размещались хоры, рассчитанные на двести человек. Престолы собора посвящались Успению Божией Матери, Святителю и Чудотворцу Николаю, Священномученнику Василию пресвитеру Анкирскому.

Евлампий Правдин описал богатое убранство сбора на момент освящения: "внутренний вид поражает зрителя своею грандиозностью, изяществом и богатством… предалтарный иконостас деревянный резной в пять ярусов, густо вызолоченный. Иконы в иконостасе строго греческого письма, все они без риз… стены в храме и столбы выштукатурены и украшены живописью с сплошным орнаментом. На пилястрах и столбах устроены вызолоченные иконостасы". При освящении собора были пожертвованы единоверцами Шуи и Иваново-Вознесенска "20 икон старого монастырского, 10 новгородского, 4 строгановского писем 17 и 18 веков".

Внешне ансамбль Всехсвятского монастыря формами и неоштукатуренными краснокирпичными фасадами походил и на крепость и на фабрику. Монастырский комплекс одновременно противостоял корпусам и трубам заречных фабрик, выходивших к Тезе, и старому центру Шуи с его административными зданиями, церковными куполами и пожарной вышкой. Успенский собор относился к важнейшим архитектурным доминантам Шуи и хорошо воспринимался с колокольни Воскресенского собора, ряда центральных шуйских улиц, Заречья. Соборы, подобные по внешнему виду и размерам Успенскому в начале 20-го века возводятся в Середе (ныне г. Фурманов), Лежневе, Иваново-Вознесенске.

Автором Успенского собора Всехсвятского монастыря был гражданский архитектор Сергей Петрович Брагин (1859 - 1898 гг). Скупые биографические сведения о зодчем получены из некролога, опубликованного в журнале "Известия Общества Гражданских инженеров" №8 1899 (Брагин С.П. состоял членом общества с 1895 г).

Сергей Петрович получил первоначальное образование в Псковском Сергиевском реальном училище, по окончании которого в 1880 г. поступил в Строительное училище в Петербурге, откуда в 1885 г. был выпущен с званием Гражданского Инженера и правом на чин десятого класса (Cтроительное училище - старейшее в России строительное учебное заведение, предшествовало нынешнему Санкт-Петербургскому государственному архитектурно-строительному университету). По окончании курса Брагин С.П. был причислен к Технико-Строительному Комитету Министерства Внутренних Дел и откомандирован на постройку Новороссийской железнодорожной ветви, где на протяжении 80-и вёрст им были произведены все гражданские постройки. С апреля 1887 г. в городе Ковно строил казармы для 28-й артиллерийской бригады. В 1889 г. перешёл на службу во Владимирское губернское Правление младшим архитектором Строительного Отделения, где главным образом занимался строительством казённых зданий. В 1891 г. С.П. Брагин начинает строительство Успенского собора Всехсвятского монастыря в Шуе по собственному проекту. Осенью 1897 г. Сергей Петрович захворал психическим расстройством и 19 октября 1898 г. скончался в городе Пскове 39 лет от роду. Возможно, собор стал его последней и наиболее значительной постройкой, закончить которую ему не довелось.

По проекту гражданского инженера С.П. Брагина также была построена церковь-часовня Архангела Михаила при городской тюрьме в Коврове (проект утверждён к исполнению в МВД 14 января 1894 г., правда, судя по старым фотографиям, был несколько изменён при строительстве)3.

В изданном в 1914 г. Русском провинциальном некрополе (Сост. В.В. Шереметевский) упоминается некий гражданский инженер С.П. Брагин, умерший 19.10.1898 и похороненный на Дмитриевском кладбище во Пскове, правда, есть отличия между некрологом и данными "некрополя" (указывается, что захороненный - Сергей Павлович Брагин, надворный советник, умерший на 36-м году жизни). Возможно, надгробный памятник был в плохом состоянии, к тому же в изданном вскоре отдельном "Псковском некрополе" (И.Н.Шемякин, 1916) захоронение Брагина уже не упоминается.

Единоверческих монастырей во всей России было немного - к 1917 г. насчитывалось 9 мужских, 9 женских и одна женская община (православных монастырей было около 1100). Все единоверческие монастыри были закрыты в первые годы советской власти и более не возрождались. Церкви бывшего Всехсвятского монастыря продолжали действовать до 1930-х гг. В 1932 г. был взорван Успенский собор, в 1940-х была разобрана Всехсвятская церковь. Постепенно большинство монастырских построек (церкви, часовня, фабрика, монашеские кельи, больница, дома причта) было снесено, сад и кладбище сравняли с землёй, территорию застроили многоэтажными домами. От монастыря сохранилось несколько зданий, включая популярную среди шуян монастырскую баню.

Конечно, восстановление монастырского собора в Шуе, подобно Храму Христа Спасителя в Москве, невозможно и бессмысленно. Роль единоверческой церкви в России существенно изменилась, экономической и политической поддержки единоверцев со стороны государства, церкви и частного капитала не ожидается. Хочется надеяться, что когда-нибудь будет написана история Всехсвятского монастыря, найдутся более подробные сведения о гражданском инженере С.П.Брагине, будет дана объективная художественная оценка уничтоженному Успенскому собору.

Дмитрий Черниховский


********************************************************

Постройки бывшего
Всехсвятского единоверческого монастыря в Шуе

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

Постройки бывшего Всехсвятского единоверческого монастыря в Шуе, Фрагмент монастырской ограды с угловой башенкой (2008 г.)

1. Фрагмент монастырской ограды
с угловой башенкой (2008 г.)

Постройки бывшего Всехсвятского единоверческого монастыря в Шуе, Фрагмент монастырской ограды с угловой башенкой (2011 г.)

2. Фрагмент монастырской ограды
с угловой башенкой (2011 г.)

Постройки бывшего Всехсвятского единоверческого монастыря в Шуе, Монастырская баня (снаружи изменена в 2000-х гг.)

3. Монастырская баня
(снаружи изменена в 2000-х гг.)

Постройки бывшего Всехсвятского единоверческого монастыря в Шуе, Жилой корпус

4. Жилой корпус

Постройки бывшего Всехсвятского единоверческого монастыря в Шуе, Крыльцо

5. Крыльцо

Фрагмент часовни

6. Фрагмент часовни


Церковь-часовня Архангела Михаила
при городской тюрьме в Коврове

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии