Наши публикации
Преображение Господне
Дневники Николая Павловича Смирнова (1898 - 1978) представляют ценную часть его литературного наследия. Он вёл их с юношеских лет. Однако жизнь показала, что бывают времена, в которые ведение подневных записей становится небезопасным занятием. Когда в сентябре 1934 года он был арестован, то сотрудников НКВД, производивших домашний обыск, интересовали прежде всего дневники, послужившие в ходе следствия "вещественным доказательством" для обвинения первого редактора журнала "Новый мир" в троцкизме. После четырёхмесячного пребывания на Лубянке он был осуждён по статье 58-10 и приговорён к четырём годам заключения. Дневники же, вероятно, были преданы огню.
Возобновил "задушевные беседы с дневником" писатель лишь в 1968 году и вёл их все последние десять лет, заполнив 20 общих тетрадей. Озаглавил он свои дневники "Медальонами памяти".
В год 90-летия со дня рождения Николая Павловича Смирнова "Рабочий Край" первым из органов печати начал знакомить читателей с "Медальонами памяти" (В. Смирнов. "Времени не подвластно". "Рабочий Край", 30 октября 1988 г.). большую подборку опубликовал в журнале "Москва" №6 за 1998 год профессор Петербургского университета Владимир Васильевич Перхин. Предлагаем вниманию читателей очередную публикацию из "Медальонов памяти" - записей, навеянных дорогими с юных лет местами и именами.
"Шестое августа по-старому,
Сегодня - праздник Преображения, с особой остротой напоминающий здесь, в Плёсе, детство, огромный заросший сад у старого, давно уже сломанного дома, груды пахучих и свежих яблок под чуть порозовевшими яблонями, бодрый, предосенний грустный запах "плодов земных", насквозь пронизавший весь город, трогательно праздновавший второй - яблоневый Спас…
Утром долго, дружно и музыкально звонили колокола городских церквей, этот звон как бы золотил и опевал Волгу: на базаре весело торговали яблоками, красиво насыпанными в лубяные короба, огненными помидорами, смугло-лиловыми сливами, янтарно-зелёным виноградом, оранжевыми грушами, а дома у нас царила и праздничная чистота, и возбуждающая хлопотливость: дяди собирались в Нижний, на ярмарку, и так хорошо было ждать их возвращения оттуда - они приезжали с подарками…
Праздник Преображения, связанный с именем Иоанна Крестителя, усекновенную голову которого сравнивали с яблоком, и - прежде всего - с фаворским светом, исполнен высокой и мудрой символики и относится к числу наиболее поэтических евангельских страниц (от Матфея 17, 1 - 9).
"По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата Его, и возвёл их на гору высокую одних.
И преобразился пред ними: просияло лице Его как солнце, одежды же его сделались белыми как свет.
И вот явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
При сём Пётр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илие.
Когда он ещё говорил, се облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте…".
Я никогда не мог читать об этом без сокровенного душевного тепла и умиляющей нежности, и даже будучи подростком, как бы въявь видел и эту уединённо сказочную гору в просторах Иудеи, и чистейшую лазурь над ней, и преображённого лазурью и солнцем Иисуса, и этот кочевой уют "кущ" - очень нравилось само это слово и как бы въявь слышал вещий глас из облака, из глуби неба, всем существом ощущая сочетание земного и небесного, данные в образе Совершенного Человека - Сына Божия.
Преображение Господне…"
Борис Пастернак
6/19. 8. [1972. Плёс].
("Рабочий Край", 30 августа 2002 г.)
|