Это интересно!
Шуйские святые
Каждый, кто хоть раз ездил автобусным маршрутом из Иванова в Шую, помнит, наверное, перед самой Шуей посёлок с десятком пятиэтажных домов: это посёлок городского типа, а ранее - село Китово.
Село имеет богатую пятивековую историю. Где-то во второй половине XVI века в Китове была выстроена деревянная церковь, предположительно носившая название Благовещенской (то есть, Китово из деревни превратилось в село). Сохранилось о том времени предание, легенда, зафиксированная в книге священника Николая Миловского "Неканонизированные святые г. Шуи" (1893 г.). Легенда сообщает, что в конце XVI века - начале XVII жили в Китове иерей Григорий, дочь его Ефросинья и два его ученика (наверное, церковнослужители) Димитрий и Артемий, признанные в народе за свои богоугодные чудодейства святыми.
Похоронены были китовские праведники в местной церкви, но случилась в 1659 году беда. "В нынешнем году, мая в 17 день, село Китово выгорело и церковь Божия сгорела… чудотворные мощи были в гробницах и те гробницы сгорели", - писал донесение преосвящённому Стефану, архиепископу Суздальскому и Юрьевскому (1658-1679 гг.) главный надзиратель за церквами Шуйского округа архимандрит Павел.
По мнению Николая Михайловича Миловского, архимандрит Павел не смог посетить Китово сразу после пожара и писал в Суздаль из Николо-Шартомского монастыря с чужих слов. Поэтому в донесении была допущена неточность - сгорели не гробницы, а надгробья.
Церкви в XVII веке в сельской местности были, как правило, деревянные и при нередких пожарах сгорали бесценные исторические документы. Так было и на этот раз. Вместе с Китовской церковью сгорели документы, рассказывающие о жизни и чудодействах святых праведных Григория, Димитрия, Артемия и Ефросиньи.
Когда в Китове выстроили новую церковь, также деревянную, в ней были устроены новые гробницы с мощами подвижников. И 30 сентября (по старому стилю), в Григорьев день, жители Китова и окрестных деревень собирались здесь для празднования памяти святых праведных.
Церковное чествование Шуйских (Китовских) святых было прекращено в первой половине XVII века по указу Петра I о проверке "сумнительных" святых. По этому же указу мощи таких святых тайно перезахоронивались. "В настоящее время, - пишет Николай Миловский, - неизвестно место, где покоятся Китовские праведники; одни говорят, что мощи их сокрыты в том же селе Китове..., по словам же других, мощи эти находятся будто бы в соседнем селе Дроздове…".
История на этом не закончилась. Предание о святых сохранилось в здешних местах до середины XIX века. Одна женщина в 30-40-х годах прошлого века якобы видела ночью огни на Китовском погосте. В 1843 году в Китово приехал "по направлению" молодой священник Виноградов Н. А. Видя уважение местного населения к сохранившемуся преданию, он иногда упоминал имена Китовских праведных в своих службах.
Шло время, менялись в Китове священнослужители, и постепенно имена святых забылись…
И вот в 1991 году Спасо-Преображенским Валаамским монастырём издаётся интереснейшая книга "История русской церкви". В конце книги приложен "Хронологический список Русских святых и подвижников благочестия IX-XX вв.". В списке святых за XVII век читаем:
Святой праведный Григорий иерей, Шуйский.
Святой праведный Димитрий Шуйский.
Святой праведный Артемий Шуйский.
Святая праведная Ефросинья Шуйская.
Евг. СТАВРОВСКИЙ
("Рабочий Край", 20 августа 1993 г.)
Ссылки по теме:
Ивановскиe святыe со днями памяти (по старому стилю)
|