Назад На главную страницу

Проект

Увеличить - город Иваново, площадь Революции

Иваново - торжество православия

На смену дискуссиям о названии города в этом сезоне пришло новое околоинтеллектуальное развлечение - выбор места для нового кафедрального собора. Кажется, что все аргументы и "за", и "против" уже высказаны, и единственное, что осталось горожанам, - это либо смириться на долгие годы с выбором властей, либо же проголосовать, кто как сможет (здесь есть два варианта - умом или сердцем).

"С северо-восточной стороны глазам зрителей представляется прекраснейшая картина: на переднем плане река, по берегам которой в виде гирлянды тянется ряд фабрик, над ними постепенно поднимается город, блестя золочёными главами церквей и выставляя местами высокие фабричные трубы вперемешку с крышами домов", - писал об Иваново-Вознесенске начала 1880-х годов фабрикант и краевед Яков Петрович Гарелин.

Стремление епархиальных властей взять реванш за утраты, понесённые в советское время, вполне понятно. Столь же очевидно и стремление, несмотря ни на что, поставить собор на площади Революции, восстановить status quo ante, или, как принято говорить в таких случаях, "восстановить историческую справедливость". Эта фигура речи очень лукава, что должно быть очевидно всем сторонам, так или иначе вовлечённым в конфликт мнений. Апелляция к исторической справедливости для историка и культуролога (к коим я себя отношу) - это всего лишь попытка использовать прошлое в своих целях (стоит учесть и то, что архиерейской кафедры в Иваново-Вознесенске до революции и вплоть до разрушения соборов при советской власти не было). Критерии пресловутой справедливости уж очень неопределённы. Да и не может быть у истории справедливости.

Что касается стремления перенести город и горожан в части восстановления храмов в эпоху до "исторического материализма", то для этого пришлось бы разрушить немало того, что было построено при старом советском режиме: Дворец искусств, многофункциональное здание на площади Ленина (где ныне и магазин "Риат-Заря", и пивной клуб, и ресторан "Ступени"), главпочтамт, энергоколледж и т. д. Будь наш регион побогаче, это обстоятельство, возможно, никого бы не остановило. Вот в Москве храм Христа Спасителя построили заново буквально на пустом месте, не успели большевики поставить там Дворец советов. А гостиницу "Москва", в отличие от "Интуриста" и "России", снесли, чтобы сделать такую же, но ещё лучше. Нам бы так снести до основания перманентно аварийный Дворец искусств и построить на этом месте точно такой же. Только лучше, естественно.

Иваново-вознесенские большевики тоже не успели до ликвидации Ивановской промышленной области построить на месте разрушенных соборов свой Дом советов. Зато установили несуразное здание для городской администрации. Да, чуть не забыл, они ещё и ручей Кокуй упрятали под землю. Только вот кому придёт в голову идея начать восстановление "исторической справедливости" с извлечения на свет божий ручья?

В телефильме "Марк Твен против" есть такая остроумная сцена: во время сбора пожертвований на церковь в американской глубинке этому начинанию предлагается альтернатива в виде строительства тюрьмы. На что один из персонажей резонно отмечает необходимость для городка того и другого, предлагая построить церковь и две тюрьмы. Голосов против строительства кафедрального собора я не слышал. Как бы все - "за". Впрочем, на строительство новых храмов на площади Пушкина и площади Победы никто у горожан разрешения не испрашивал. Начали строить тихо и мирно. Работа не кипит, а несуетно спорится вот уже много лет. Строительство кафедрального храма при теперешних темпах возведения церковных сооружений в лучшем случае завершится к 2027 году. В то далёкое время смело заглянул скандально известный писатель Владимир Сорокин в романе "День опричника". Его антиутопическое видение будущего, разумеется, отклик на тенденции, легко усматриваемые в дне сегодняшнем. Декларируемое сейчас разделение светской и духовной властей пока никто не отменял, но всем умным людям понятно, что не во Франции живём.

На сайте Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии сообщается, что в области имеется 250 церквей, 400 священников, 100 диаконов, 12 монастырей, 6 средних школ, духовная семинария и Богословский институт. Журнал "Русский Newsweek" в одном из последних номеров отметил, что задачей Русской православной церкви на нынешнем этапе является не экстенсивное развитие, а сохранение на уже имеющемся уровне того, что есть. Главным же источником церковных доходов называется спонсорство. Отсюда следует, что в нашей епархии, не самой, надо полагать, финансово процветающей, заниматься новостроем очень несвоевременно. То есть идея строительства собора имеет не сугубо практический, а несколько иной характер. Как уч`ный, занимающийся знаковыми и символическими системами, могу предположить, что церковь хочет "застолбить" место в историческом центре города. Вознести церковные купола выше 12-этажного здания городской администрации вряд ли получится, придётся еще построить колокольню. А потом и мэрию ликвидировать как родимое пятно советской власти.

Увеличить - город Иваново, площадь РеволюцииСимволическое распределение городского пространства - проблема довольно важная для власти. Власть и её символические атрибуты (в нашем случае архитектурные сооружения) должны занимать центральное положение. В Москве с обнаружением центра нет никаких сложностей - "начинается земля, как известно, от Кремля". А вот в Иванове благодаря тем же пресловутым большевикам центром уже можно считать весь маршрут первомайского легкоатлетического пробега. При всей эстетической неоднозначности некоторых сооружений на площади Революции я не могу не согласиться с аргументами главы города Александра Фомина против строительства на ней собора, изложенными в "Рабочем крае" от 31 августа. По-ивановски странный ансамбль площади сформирован. Можно, конечно, его ещё и приукрасить 56-ю светильниками с поэтическим названием "Онегин", но, если рядом с борцами, поднимающими знамя (а их убирать сторонники строительства пока не собираются), поставить новый собор, то этот триумф эклектики и китча превзойти будет непросто.

Сооружение храма на пустыре около железнодорожного вокзала было бы оптимальным решением. Оно помогло бы благоустроить совершенно запущенное место в ещё одной из центральных частей города. Трамвай проведению крестных ходов мешать уже не будет, а "Голова" в центре площади будет находиться на довольно приличном расстоянии от алтаря.

Как я уже неоднократно писал, Иваново может позиционироваться как самый советский город. Слава родины первого Совета изрядно способствовала его преображению в рамках советских канонов формирования городской среды на протяжении нескольких десятилетий. Советское наследие, как, впрочем, и досоветское, нынче не востребовано как символический и туристический ресурс. Иваново постепенно превращается в заурядный областной центр, у которого, как выяснилось, ещё и нет такого актуального атрибута современной российской губернской столицы, как кафедральный собор. Пусть будет, но стоит смириться с тем, что вид Иваново-Вознесенска, который так вдохновенно описал Яков Петрович Гарелин, остался в прошлом.

Михаил Тимофеев

"Рабочий Край", 6 сентября 2007 г.



Rambler's Top100

Рейтинг

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Коллекция.ру

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Hosted by uCoz