Шествие в вечность
7 июля исполняется 110 лет со дня рождения нашего земляка-палешанина, замечательного русского художника Павла Дмитриевича Корина (1892-1967). Его творческое наследие исключительно разнообразно: монументальные живописные полотна (триптих "Александр Невский"), великолепные портреты знаменитых соотечественников, пейзажи родной среднерусской природы, мозаичные панно для станции метро "Комсомольская-кольцевая", наконец, проделанные им огромные реставрационные работы. Но не будет преувеличением сказать, что могучий дар художника во всей своей силе проявился в неоконченной картине "Реквием - Русь уходящая", подготовке к которой Корин отдал несколько десятилетий своей жизни.
Замысел этой работы возник у Корина весной 1925 года, когда вместе со своим учителем Михаилом Васильевичем Нестеровым художник был свидетелем массового паломничества к гробу патриарха Тихона. К стенам Донского монастыря день и ночь шли, словно из тьмы веков, люди трагического обличия - монахи, схимники, калики перехожие - шла "святая Русь". Корин смотрел на этот величаво-трагический исход глазами философа, и ему захотелось сохранить для будущих поколений образы и характер этих людей.
Но только представьте себе это время - и вы поймете трудность художника, решившего запечатлеть многоликость человеческого бытия на переломе российской истории, когда эта Русь, казалось бы, обречённая, вдруг проявила у гроба первосвятителя молчаливый пример человеческого достоинства, духовной собранности и мужества, предпочитая уйти, но не изменить своей сути.
Началась напряжённейшая работа над поиском натуры - ведь в те страшные годы преследования церкви монаху или паломнику нужно было немало мужества чтобы прийти в мастерскую художника для позирования. Помог Нестеров, порекомендовав обратиться к митрополиту Трифону, одному из любимых народом иерархов Русской церкви, находившемуся уже на покое. Митрополит Трифон - в миру Борис Александрович Туркишвили - принадлежал к древнему княжескому роду, а по матери - к роду Нарышкиных. Это был человек блестящего светского образования и огромного благочестия, непревзойдённый проповедник. Он согласился позировать Корину, но, сославшись на некрепкое здоровье и преклонный возраст, - всего лишь на четыре сеанса. Корин написал лишь голову иерарха, а облачение со всеми атрибутами прописывал уже с манекена.
Постепенно накапливались этюды к задуманной картине: "Иеромонах и епископ", "Схиигуменья Фамарь", "Молодая монахиня", "Молодой иеромонах", "Слепой", "Нищий", "Отец и сын", "Сельский священник"… Вынашивался эскиз композиции. В общих чертах он сложился в 1935 году, а под окончательным вариантом стоит дата - 1959 - свидетельство того, что это был плод размышлений всей жизни художника.
Осторожный Горький посоветовал Корину дать название картине "Уходящая Русь", чтобы в те нелёгкие времена хотя бы формально признать изображённые им типы уходящими. Павлу Дмитриевичу было ближе другое название - "Реквием", то есть исход, последнее шествие - в вечность, потому что он никогда не верил в уход, в уничтожение духовности. Огромная многофигурная композиция размещается в интерьере основного когда-то храма России - Успенского собора Московского Кремля. Видно, как тщательно и продуманно расставляет художник фигуры людей, которых он запечатлел на этюдах.
Великолепный портретист, Корин не персонифицирует образы своей картины. На частый вопрос, кто были те, кого он изобразил, мастер отвечал уклончиво: "Живые люди, когда я их писал". Ему была важна не персонификация, а философское осмысление образа и всей композиции в целом.
Философскую нагрузку несут фигуры сразу трёх (!) русских первосвятителей-патриархов, хотя в каждый определённый исторический период он может быть лишь один. Мы узнаём в центре патриарха Тихона, умершего в 1925 году. Справа от него - патриарх Сергий, возглавивший Русскую церковь после Тихона и умерший в 1944 году, а слева - преемник Сергия патриарх Алексий, который скончался в 1970-м. Больше того, самое удивительное в том, что Корин в 1935 году в образе молодого иеромонаха пророчески прозрел четвёртого патриарха - Пимена - и поставил его на первый план картины, а живописным фоном для его фигуры стала фигура епископа с панагией на груди. Получилась живая преемственная история православия за несколько советских десятилетий.
В центр композиции, перед людской стеной, Корин перенёс этюд, написанный с митрополита Тихона. Святитель был небольшого роста, но художник ещё более преуменьшил его, поставив рядом гиганта-протодиакона. Такое мощное решение было своеобразным аллегорическим ключом к замыслу живописца. Воздетая огромная рука протодиакона - это жест, которым обычно предваряется богослужебное действо, а образ митрополита в пасхальном огненном облачении - как факел нерушимой русской духовности. "Русь была, есть и будет, - говорил Павел Дмитриевич. - Всё ложное и искажающее её подлинное лицо может быть пусть затянувшимся, пусть трагическим, но эпизодом в истории этого великого народа".
… В мастерской Корина был заготовлен огромный белый холст для картины. Вдоль стен стояли этюды. Но холст так и остался нетронутым. О причинах можно строить только догадки. Однако даже эскиз композиции, этюды, которые живут сегодня своей особой жизнью, - стали одной из самых ярких страниц творческой биографии нашего земляка и в конечном счёте крупнейшим явлением в нашем искусстве.
Евгений БОГОРОДСКИЙ
("Рабочий Край", 5 июля 2002 г.)
Ссылки по теме:
Сайт, посвящённый жизни и творчеству Павла Корина
|