Слово священника
Явися, благодать божия, спасительная всем человекам
Дорогие соотечественники, ивановцы, братья и сёстры! Святая Православная церковь Христова вновь и вновь обращается к вам со словами любви и мира, словами Света Христова, просвещающего всякого человека, приходящего в мир. Побеседуем сегодня о празднике Богоявления Господня, другое его название - Крещение Господне. По православному календарю оно отмечается сегодня, 19 января.
Если перенестись мысленно в те времена, о которых повествует Святое Евангелие, то в нынешний день на реке Иордане в Палестине была чудная картина. Течёт с шумом река Иордан, на берегу стоит строгий видом и великий духом Пророк Божий Иоанн Предтеча. Вид его был поистине вид Ангела Божия. Великий подвижник, служитель истины, аскет, пророк двух заветов, конца Ветхого и начала Нового Завета.
До 30 лет Иоанн жил сокровенно от людей, но Бог повелевает ему выйти из пустыни и идти проповедывать по берегам Иордана о пришествии на землю Сына Божия, Христа Спасителя, и крестить. Народ приходил и слушал проповедь пророка Божия, исполненную пламенной ревностью и силою убеждения проповедуемой истины. Он приготовлял путь Господень и говорил собравшемуся народу: "Покайтесь и веруйте во Иисуса Христа, ибо приблизилось Царствие небесное". Народ в умилении исповедовал грехи свои и крестился в реке Иордане.
Когда пришло время исполнить волю отца небесного, показать людям путь в Царствие Божие, взять на себя грехи всего мира и освободить мир от власти дьявола, Господь приходит на Иордан, чтобы креститься от того, который совершал над приходящими к нему людьми "крещение покаяние для прощения грехов" (Лука, 3.3).
Когда крестился Иисус, Божество Его ещё яснее открылось: над ним отверзлись небеса и с неба был голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный! Его слушайте!". И на Него сошёл Дух Святой в виде голубя. Так крестился Иисус Христос, и всё показало в Нём Бога, Господа, Творца неба и земли.
Этот праздник называется Крещением Господним, потому что Сам Христос Спаситель крестился и своим примером показал необходимость крещения для каждого человека для духовного возрождения, спасения. Этот праздник именуется ещё праздником Богоявления, то есть, Господь явил людям всю полноту Своего Божества. Действительно, на реке Иордане при крещении Христовом открылась святая Троица. Сын Божий крестился в воде. Бог Отец своим гласом свидетельствовал о Христе, как о своём возлюбленном Сыне, и Дух Святый сошёл на Христа в виде голубя.
Господь Иисус Христос в основанной им Церкви Своей, на все времена установил таинство святого Крещения. "И так идите, - сказал Господь своим ученикам, - научите все народы и крестите их во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Учите их соблюдать всё, что Я заповедовал Вам, и я с вами во все дни до скончания века" (Евангелие от Матфея, 28, 19-20). Крещение необходимо каждому. "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие".
Торжество праздника Крещения Господня побуждает нас вспомнить о нашем собственном крещении. Каждый из нас, кто в младенчестве принял Крещение и кто позже стал христианином должен сознавать, что в таинстве крещения есть две стороны: видимая, когда священник погружает крещаемого в освящённую воду, ставит печать креста святым миром, чтобы освятились все чувства человека, и духовная. Если человек принимает крещение с верой, с раскаянием в своих грехах, то по вере человека на него воздействует невидимая спасительная сила Духа Святого, возрождающая его для новой жизни по заповедям Божиим. За этим кратким обрядом наступает длительное крещение жизнью, сознательное восприятие силы Божией, усвоение её сердцем и волей. Вся жизнь есть постоянное испытание - кто ты? Христов ли ты, христианин ли? Живёшь ли по-христиански или нет? Тех, которые крестились, облеклись в свет заповедей Божиих, Господь призывает к совершенствованию своей духовной личности, избегать пороков, грехов, изучать Святое Евангелие и исполнять заповеди Господни на деле и по совести.
Господь повелевает так жить, чтобы другим нести свет веры Христовой, чтобы все вокруг нас исправлялись, делались лучше и, видя наши добрые дела, прославляли Бога. Истинный христианин соответствует тем заповедям, которые он добровольно обещал исполнять при крещении, любит Бога и испытывает любовь к ближнему, как к самому себе. "Не всякий, говорящий мне Господи, Господи, войдёт в Царствие Божие, но исполняющий волю Отца моего небесного" (Матфей, 7.21). Заповеди Господни кажутся трудно исполнимыми до тех пор, пока человек не войдёт в благодатную жизнь святой Церкви. Пока Царство Божие, в которое призывает нас Господь, не станет реальной жизнью с Богом и в Боге, пока человек не вступит в непосредственное общение с ним в искренней сердечной молитве. Тогда воистину разверзаются небеса, как во время праздника Крещения.
Дух святой сошёл на человеческую природу Христа Спасителя и освятил её. Так и с нами, за нашу веру, за наше доверительное открытие Богу своего сердца происходит не только очищение от первородного греха в водах крещения, но происходит истинное крещение Духом Святым, происходит именно новое рождение свыше, человек реально, верой, просвещённым духом своим познаёт своего Творца.
Часто перед обрядом крещения люди обращались с просьбой дать объяснение действий, совершаемых при крещении. Через таинство крещения человек входит в Церковь, становится христианином, действительно по существу или только формально принявшим звание христианина. Раньше, в первые века христианства, люди, обращавшиеся к крещению из язычников и иудеев, проходили период оглашения, то есть научения христианским истинам.
Сегодня дети и взрослые могут узнать о них из закона божьего. В нём разъясняется понятие о Боге, о вере, о таинствах Крещения, Покаяния, Причащения. Рассказывается о действенных средствах общения с Богом через молитву, через дела добра, любви и милосердия, разъясняется Священное Писание Ветхого и Нового Заветов.
Из священнической практики 24-х лет служения в Преображенском соборе, сложился какой-то маленький опыт, взгляд на приходящих в церковь для принятия святого таинства Крещения. Много прошло людей за эти трудные годы. Я часто спрашивал, почему Вы решили креститься, порой человек не мог объяснить, но говорил: я хочу, я желаю, чувствую внутренний зов. Иногда были ответы на мой вопрос такие: "Я пришёл к вере, в церковь, к крещению, только благодаря атеистической литературе". Я удивлялся и говорил: "Как же это может быть, там же всё отрицается и якобы доказательно, научно?". "Именно логически я подошёл к этому вопросу, - говорили мне, - как же так, Бога нет. Его отрицают. Его нет, а борьба ведётся, как с существующим, борьба осмысленная, жестокая, беспощадная. Именно вот эта борьба заставила войти, не жить чужим умом, а просто мыслить самому без руководителей в этом плане".
И что я мог сказать этим людям, единственно на основании Священного Писания, что Бог есть любовь, что для Бога дорога каждая душа. Бог неизменен в своей любви к человеку, поэтому его зов, призыв никогда не прекращается во Вселенной и касается каждого человека: ни одного человека Господь не обходит этим призывом, Божия Любовь стучит в сердце каждого, но человек, имея свободную волю, часто искажённую грехом, отвергает призывающую силу Любви Христовой, те же, кто сохранил здравый смысл, идут на зов Божий: "Прийдите ко мне все и найдёте покой душам вашим". Так свершался всегда этот приход человека к Богу, ко Крещению, так происходит и теперь, только более свободно, без страха.
Крещение младенца и взрослого совершается одинаково, с тем различием, что над младенцем совершается крещение по вере родителей и воспреемников, крёстных, которые поручаются за веру младенцев, и на них лежит обязанность научить впоследствии своего крестника истинам веры Христовой. Взрослые принимают крещение по своей вере, по своему личному убеждению и в процессе жизни должны развивать божий дар веры через глубокое осмысленное изучение Евангелия Иисуса Христа, через чистую жизнь по вере.
Из обрядов, бываемых при крещении, необходимо отметить отречение от дьявола и сочетание Христу.
Дьявол понимается, как отпадший от Бога ангел. Будучи существом духовным, нематериальным, он имеет свойство проникать в человека, в его мысли и разум и, действуя изнутри, возбуждает в человеке злость, вражду, ненависть, искушает к совершению греха. Перед принятием крещения человек отрекается от дьявола, от всех злых дел его.
После отречения от тёмной демонической силы, крещаемый сочетается трижды со Христом и исповедует свою веру в Иисуса Христа, читается символ веры, исповедание христианских истин, догматов веры. Если же совершается крещение младенца, то и отрицание и сочетание Христу, исповедание веры произносит крёстный и крёстная.
Божий дар веры возгревается в душе человека, он укрепляется искренней молитвой, чистосердечной исповедью, таинством Причащения, делами добра и милосердия.
Протоиерей Преображенского собора
Николай ВИНОКУРОВ
О святой воде
В нынешний день святая Церковь совершает чин водоосвящения. Раньше, когда в России были чистые реки, водоосвящение совершалось прямо на реке. На заранее приготовленную прорубь выходило духовенство, и при большом стечении народа православного совершалось торжественное великое водоосвящение. Вспоминая сегодня великое Иорданское событие, Церковь спрашивает у Господа, чтобы силой и наитием Святого Духа и очистительным действием Пресвятой Троицы и этой воде, находящейся в святых храмах, было сообщено благословение, освящение Иорданово. Как там, погружением Своего Пречистого Тела в воды Иордана, Господь освятил всё водное естество, так и сегодня в святых храмах, через троекратное погружение в воду святого креста, Он освящает и эту воду. Та же благодать Божия, которая была явлена на Иордане, тем же всемогущим действием освящает и эту воду, освящает так, что всякий, с верою принимающий её, здрав бывает. Не потому ли эта вода освящённая долгое время не портится и имеет целебную силу? "Скорбь ли тебе какая на душе, - говорит святой отец Церкви, - тоска ли, досада, гнев, гордость ли пробуждается, немощь ли душевная и телесная - всё пройдёт, если с верою приемлешь эту святыню". Как следовало бы после этого нам, братья и сёстры, приступать к этой великой святыне и как следовало бы её употреблять? С чистым сердцем, в чистые сосуды возьмём святую крещенскую воду, которая хранится целый год и долее, для нашего здравия душевного и телесного, в отгнание демонической злобной силы, для освящения наших жилищ. Принимается святая крещенская вода с верой, благоговением, молитвенным обращением во здравие души и тела, натощак до еды.
("Рабочий Край", 19 января 1993 г.)
Ссылки по теме:
Мы связаны с миром...
Неугасимая лампада в храме души
Бог есть любовь
Звучат молитвы...
И не грустите обо мне...
|