Фотографии: Александр Богданов (17 февраля 2011 г.)
******************************
Расположен в начале Северной ул., к северо-западу от Николо-Шартомского монастыря в бывшем с. Пупки. До нач. 19 в. здесь стояла деревянная Пятницкая церковь 17 в. В 1806 г. её сменила новая кирпичная церковь Вознесения с приделом Параскевы Пятницы - по нему часто именуют храм; а в 1843 г. к югу от последней поставили также кирпичную зимнюю церковь Иоанна Богослова. В кон. 19 в. к западу от неё был выстроен кирпичный дом причта. Ведущую роль в комплексе играет церковь Вознесения, стройный четверик которой и высокая колокольня видны с дальних точек села. Ограда комплекса утрачена.
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3"
******************************
Церковь Вознесения - типичный для этих мест памятник в переходных формах от барокко к классицизму. Композиционно объёмы здания вытянуты вдоль основной оси: стройный трёхсветный и пятиглавый основной четверик с чуть суженной пятигранной апсидой и низкая, более широкая в плане трапезная - квадратная, с чуть скруглёнными восточными углами, - к которой примыкает выстроенная позднее трёхъярусная колокольня. Четырёхгранный с люкарнами купол последней завершён главкой со шпилем на высоком световом барабанчике. Вертикальную направленность объёмов усиливает убранство фасадов. Углы четверика выделены пилястрами, наложенными на широкие лопатки, а обрамление расположенных по трём осям окон составляют плоские наличники с узкими ушками во втором свете и накладными филёнками под верхними квадратными проёмами. Убранство фасадов трапезной и апсиды включает барочные наличники окон с лучковыми перемычками, завершённые сандриками, а также пилястры - одиночные в простенках трапезной и тройные, с выпуском угла, - на апсиде.
Четверики колокольни, последовательно уменьшающиеся кверху, прорезаны высокими арками, а два нижних декорированы двухколонными портиками с треугольными фронтонами.
Высокое и светлое основное помещение храма перекрыто сомкнутым сводом, прорезанным световым барабаном в центре. Это пространство объединено широкими арочными проёмами с трапезной и алтарём. Апсида, освещаемая тремя окнами, перекрыта пятилотковым сводом, а трапезная - поперечным коробовым с двумя лотками. В стене северного устоя колокольни устроена лестница к звону.
Клеевая роспись исполнена в 1-й трети 19 в. Сохранилась фрагментарно в четверике, алтаре и на своде трапезной. Выразительный памятник палехско-шуйской школы с присущими ей барочными по характеру композициями и гризайльным декором, в котором прослеживаются веяния классицизма, а также иконописной манерой письма в изображении отдельных святых. Цветовая гамма мягкая, охристо-коричневатых оттенков с вкраплением голубого и тёмно-красного. Кольцо светового барабана окружено широкой живописной орнаментальной рамой, от неё по граням свода к его основанию спускаются гризайльные полосы. На восточном лотке традиционно написан "Горний Иерусалим", на западном - "Вознесение" (в его древнерусском изводе), на южном и северном представлены редко встречающиеся здесь изображения евангелистов.
На южной и северной стенах в три яруса написаны фигуры апостолов. В промежутках между верхними и нижними рядами окон помещены евангельские и ветхозаветные сцены. Большая часть западной стены занята композицией "Изгнание торгующих из храма", основное место здесь отведено изображению интерьера иерусалимского храма, где своеобразно сочетаются элементы барочной архитектурной живописи и иконописные приёмы в трактовке фонов. Росписи алтаря также традиционны: в конхе, отделённой от стен поясом гризайли, написано "Коронование Богоматери"; на стенах изображены отцы церкви, в исполнении фигур чувствуется иконописная манера; в простенках между центральным и боковыми окнами расположены "Жертвоприношение Авраама" и "Предвечная жертва".
Необычна по иконографическому составу роспись свода трапезной на темы евангельских блаженств. В центре - восьмиугольная композиция "Блаженны чистые сердцем", заключённая в тонкую рисованную раму, от которой по диагоналям свода расходятся четыре луча, украшенные сложным гризайльным орнаментом. Каждый лоток разделён по вертикали рисованной колонкой, что позволило разместить в них по две композиции. Живопись трапезной исполнена в светлой колористической гамме: зеленоватые оттенки здесь удачно сочетаются с голубой гризайлью.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3»
******************************
Церковь Иоанна Богослова сооружена в формах позднего классицизма с небольшой пристройкой крыльца в русском стиле (кон. 19 в.) на западном фасаде. Завершение утрачено. Невысокий, скромный по убранству храм представляет интерес редкой объёмной композицией, образованной квадратным в плане четвериком, фланкированным более широкими, пониженными прямоугольными (вытянутыми по оси север-юг) притвором и алтарной частью. Между выступами этих симметричных объёмов на боковых фасадах четверика помещены двухколонные портики в антах (северный утр.), составляющие основное убранство храма. Центральные части восточного и западного фасадов выделены трёхосевыми ризалитами. Прямоугольные окна (частью ложные) завершены прямыми сандриками, а стены - скромно профилированным неполным антаблементом.
Особенностью планировочной структуры интерьера является круглое в плане внутреннее пространство четверика, перекрытое низким купольным сводом. По продольной оси оно объединено арочными проёмами с одинаковыми трёхчастными притвором и алтарём. Дом причта - небольшое одноэтажное здание, выполненное в лицевой кирпичной кладке. Его архитектура характерна для периода эклектики. Фасады украшены угловыми лопатками, объединёнными в одной плоскости с узким подкарнизным поясом. Центр главного, в три окна, фасада отмечен фигурным аттиком с арочным чердачным оконцем, на углах - парапетные тумбы.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3»
******************************
Ансамбль храмов Вознесения Господня и Иоанна Богослова
Проезд:
(Ивановская область, Шуйский район, село Введенье)
Ансамбль храмов Вознесения Господня и Иоанна Богослова
(село Введенье)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|