Назад На главную страницу

К истории шуйского Всехсвятского единоверческого женского монастыря

Шуйскому Всехсвятскому монастырю уделено достаточно внимания на дореволюционных фотографиях и серийных открытках. Сохранились виды монастыря со стороны бывшей Всехсвятской (сейчас – Комсомольской) площади, Миллионной (Советской) улицы, с моста через реку Тезу, с соборной колокольни, со стороны Заречной части города. Любопытна открытка №128 из этнографической серии «Русские типы», на которой изображён сборщик милостыни с фотографией шуйского Всехсвятского монастыря.

Постройки монастыря в начале 20-го века сформировали выразительный архитектурный комплекс на въезде в исторический центр города. Наибольшую художественную ценность представлял величественный Успенский собор, видный издалека с разных концов города.

Основание и достаточно активное строительство нового монастыря практически в центре фабричного, благоустроенного и бурно развивающегося города (каким была Шуя на рубеже веков) представляется не вполне логичным. Расположение монастыря – среди купеческих домов и небольших фабричных сооружений, не связано с историческими и церковными событиями.

Единоверие

Важной особенностью Всехсвятского монастыря была его принадлежность к единоверческой церкви. С Шуйским уездом связана непростая и драматичная история российского церковного раскола. Старообрядчество на территории современной Ивановской области было развито достаточно сильно. Официальное число раскольников на протяжении 18-19 вв. оставалось сравнительно небольшим. Но значительная часть местной деловой элиты – купцов, промышленников, зажиточных крестьян в той или иной степени, были связаны со староверами (сами являлись потомственными староверами, состояли с ними в родстве, вели общие дела, сочувствовали старообрядцам). Жизнь местных раскольников порой очень походила на деятельность антиправительственных обществ – они устраивали тайные комнаты для молитв, скрывали беглых и преследуемых властями старообрядческих монахов и священников из нижегородских монастырей, распространяли старинные книги и иконы, держали связь с центрами раскола. Между старообрядцами часто существовали особо доверительные отношения, способствующие развитию и процветанию общего дела, осуждалось маловерие, пьянство, курение, было развито уважительное отношение к труду. Большинство современных райцентров и фабричных сёл Ивановской области обязаны своим промышленным ростом и благоустройством на рубеже 19-20 вв. именно старообрядческим текстильным династиям. История раскола во Владимирской губернии связана с развитием местной промышленности, кустарных промыслов, торговли и искусства.

Более двухсот лет старообрядцы со стороны государства подвергались преследованиям и гонениям (в наиболее мягких случаях эти преследования представляли собой штрафы, ограничения в правах; в худших – переселение, изъятие имущества, лишение свободы, смертная казнь). Единоверие, учреждённое в 1800 г., предполагало компромисс между преследуемым старообрядчеством и официальной церковью. Единоверцы, признавая иерархию и догматы синодальной церкви, получили долгожданное право иметь собственных священников, могли выполнять службы по старинным книгам и обрядам. Многие местные промышленники переходили из старообрядчества в единоверие ради собственной безопасности и коммерческой пользы. Государство одобряло и поддерживало единоверие, рассматривая его как переходную ступень от раскола к официальной (синодальной) церкви. На образование нового единоверческого монастыря в Шуе возлагались определённые надежды властей. В письме обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева министру внутренних дел отмечалось, что учреждение единоверческого монастыря в Шуе «может иметь влияние и на ослабление раскола в среде так называемых «Шуйских шубников» («шубниками» называли участников старинного овчинно-шубного промысла, традиционно распространённого в самой Шуе, селах Дунилове, Горицах, Васильевском, Афанасьевском, Пустоши и окрестных деревнях; эти же места традиционно связывались со старообрядчеством)».

В Шуйском уезде в 1821 г. был открыт первый во Владимирской губернии единоверческий приход в селе Дунилове, куда в первые же годы стали активно присоединяться старообрядцы из ближайших поселений Владимирской и Костромской губерний. В Шуйском уезде находилась половина единоверческих приходов Владимирской епархии (в Дунилове, Иваново-Вознесенске, Шуе), здесь же в Иваново-Вознесенске в 1881г. был учреждён центр отдельного единоверческого благочиния всей епархии. Другим, ближайшим к Шуе, единоверческим центром стало село Вичуга, расположенное в Костромской губернии (два отдельных единоверческих прихода были на территории сёл Новая Гольчиха и Бонячки, позднее вошедших в городскую черту Вичуги, один – в селе Новопокровском на территории современного Кинешемского района).

Формирование и развитие единоверческих приходов в Шуе, Иваново-Вознесенске и Дунилове при активной поддержке со стороны государства и местных промышленников в целом способствовало налаживанию отношений со старообрядцами. Учреждение единоверческих приходов также позволило уточнить довольно приблизительную статистику численности старообрядцев-поповцев, желающих открыто исповедовать старую веру в рамках единоверия (многие старообрядцы, во избежание неприятностей, не числились раскольниками и регулярно посещали службы в храмах синодальной церкви, обращаясь к старым книгам и услугам беглых священников тайно; поэтому оценка численности старообрядцев на основе официальной статистики была, в большинстве случаев, заниженной).

С учётом перечисленных обстоятельств появление единоверческого монастыря именно в Шуе – центре крупного промышленного уезда со значительным числом единоверцев и старообрядцев вполне закономерно.

Монастырь

Самой известной публикацией о Всехсвятском монастыре является репортаж шуйского священника и краеведа Евлампия Правдина «Торжество освящения соборного храма в Шуйском Всехсвятском единоверческом монастыре 9 сентября 1901 г.», опубликованный во Владимирских епархиальных ведомостях №22 за 1901 год. История образования единоверческого прихода в Шуе начинается с ходатайства небольшой группы шуйских единоверцев во Владимирскую духовную Консисторию в декабре 1869 г. об открытии единоверческой школы и церкви. Силами шуйских единоверцев (в первую очередь, П.А. Борисова и купчихи М.П. Воиновой) была приобретена земля с постройками, необходимыми для устройства церкви и училища, садом и огородом в начале Миллионной (Советской) улицы, найдены средства на обеспечение священника.

Первое открытое богослужение по старопечатным книгам в здании, предназначенном для единоверческой церкви, прошло 27 октября 1870 года. Службу проводили приглашённые из Дунилова священник и уставщик. Подробности первой церковной службы отражены в статье учителя Шуйской единоверческой школы Ивана Успенского, помещённой в неофициальной части Владимирских Епархиальных Ведомостей №1 за 1871 г.

В 1870-х гг. при Всехсвятской единоверческой церкви в Шуе была устроена женская богадельня. В 1886 г. богадельня была преобразована в женскую монашескую общину, 5 мая 1889 г. определением Святейшего Синода из монашеской общины был образован Всехсвятский единоверческий женский монастырь 3-го класса. Материальная поддержка женской общины, а позднее – монастыря, обеспечивалась состоятельными вкладчиками. В 1889 г. в процессе рассмотрения вопроса о преобразовании женской общины в общежительный монастырь отмечалось стабильное материальное состояние общины (предполагаемый ежегодный доход от имеющихся «материальных средств» ожидался до 1450 рублей, при условии обращения в монастырь один неизвестный благотворитель обязывался внести разовый вклад 3000 рублей). На тот момент община располагала достаточным количеством зданий для проживания сестёр и устройства церковно-приходского женского училища.

Крупнейшим вкладчиком монастыря был Василий Васильевич Рубачёв – шуйский потомственный почётный гражданин, купец первой гильдии, совладелец «Товарищества мануфактур братьев Михаила и Василия Рубачёвых». Он же ранее являлся старостой Всехсвятской единоверческой церкви. Протоирей Евлампий Правдин подробно описал участие В.В. Рубачёва в строительстве монастыря с оценкой затрат на постройки, содержание причта, приобретение церковной утвари. С 1883 г. Рубачёв начал благоустройство Всехсвятской единоверческой церкви. В 1885 г. построил часовню, в 1886 – дом дьякона и церковную ограду, в 1887 г начал постройку здания для женской общины. В 1888 г. В.В. Рубачёв на выкупленной им у города земле построил два дома для священников и помещение для училища (освящено 17 октября 1888 г.). В 1889 г. им было куплено и присоединено к монастырю большое имение с домом, фабричными корпусами и садом. В том же 1889 г. был построен двухэтажный трапезный корпус. Им также была построена монастырская больница на 12 кроватей. Всего по приблизительным подсчётам Е. Правдина В.В. Рубачёв потратил на поддержание единоверческого монастыря в период с 1883 по 1889 г не менее 70 тысяч рублей. Также В.В. Рубачёв являлся основным вкладчиком строительства грандиозного Успенского собора в 1891-1901 гг. (оценивался в сумму более 200 тысяч рублей). Не исключено, что один из соборных престолов (пресвитера Василия Анкирского) был назван в честь небесного покровителя самого В.В. Рубачёва или его отца – фабриканта и церковного благотворителя Василия Киприановича.

Монастырь был закрыт вскоре после Октябрьской Революции. Успенский собор взорван летом 1932 г. Всехсвятская церковь закрыта 2 октября 1937 г. и разрушена в конце 1940-х гг.

В 1932 г. прорабатывался план строительства на месте монастыря Дворца культуры. В 1950-х гг. на месте Всехсвятской церкви и приходского училища был построен пятиэтажный дом. Позднее (в 1990-х гг.) на бывшей монастырской территории были построены ещё два пятиэтажных дома.

От комплекса монастырских построек сохранилось два жилых дома (ул. Советская, №6 и №8) и трапезный корпус (ул. Советская, д. 2А).

Всехсвятская церковь

Здание Всехсвятской тёплой церкви, как отмечается в «Описании церквей и приходов Владимирской епархии», было построено и освящено в 1871 г. Основой здания церкви стал небольшой жилой дом, перестроенный внутри и снаружи, на котором был установлен купол с крестом. С запада к церкви была пристроена невысокая шатровая колокольня. Престол в церкви был один – в честь Всех Святых.

Успенский собор

Соборный храм монастыря во имя Успения Божией Матери заслуживает особого внимания. В городском ландшафте монастырский собор стал одной из главных архитектурных доминант Шуи. Собор располагался в начале главной улицы города (Миллионной) и начинал вереницу шуйских храмов, выстроившихся вдоль основной дороги, проходящей через центр Шуи, по направлению к Костроме.

Настоятельница монастыря игуменья Досифея 11 сентября 1890 года обратилась во Владимирскую Духовную Консисторию с прошением о разрешении и благословении строительства нового монастырского храма на участке земли, подаренном монастырю благотворителем В.В. Рубачёвым. Игуменья просила произвести построение нового храма под наблюдением составлявшего проект архитектора С. Брагина. Источниками финансирования игуменья Досифея указывала «средства благотворителей, изъявивших желание помочь мне в сём деле и на текущие монастырские средства». Также предполагалось участие в строительстве храма благотворителя монастыря В.В. Рубачёва. В переписке отмечалось, что на пожертвованном монастырю участке расположено несколько каменных и деревянных строений, некоторые из которых предполагается снести, а кирпич от разрушенных зданий использовать для нового строительства. Рассмотрение и одобрение прошения произошло в кратчайшие сроки – разрешение на строительство было получено уже 15 октября 1890 г. За этот срок в строительном отделении Владимирского Губернского правления также был рассмотрен и одобрен проект новой церкви.

Освящение соборного храма в Шуйском Всехсвятском единоверческом монастыре 9 сентября 1901 г. стало грандиозным событием. Хроника торжественного освящения собора была отражена известным шуйским священником и краеведом Евлампием Правдиным на страницах Владимирских епархиальных ведомостей (№22 за 1901 год). Освящение выполнял настоятель суздальского Спасо-Евфимиева монастыря архимандрит Серафим (в 1997 г. причислен к священномученикам) вместе с настоятельницей шуйского Всехсвятского единоверческого монастыря игуменьей Досифеей, настоятелем Благовещенского керженского единоверческого монастыря Нижегородской губернии архимандритом Филаретом, местными и московскими единоверческими и синодальными священнослужителями. На освящении присутствовали настоятельницы трёх женских монастырей: московского Всехсвятского единоверческого (Александра), Покровского единоверческого Нижегородской губернии (Маргарита), Воскресенско-Фёдоровского в с. Сергееве Шуйского уезда (София). Службу сопровождало пение двух хоров монахинь – местного и «выписанного» из Москвы. На торжественном освящении собора были многие благотворители – представители шуйских, иваново-вознесенских, петербургских, московских купеческих династий, участвующие в устройстве собора и монастыря (К.Н. Балина, Я.Н. и Ф.Я. Фокины, К.М. Машков, Е.П. Зендолинская, П.Н. Корнилова и др.).

Успенский собор был одним из крупнейших храмов Шуи (в основании собора был квадрат со стороной около 23 м, высота составляла около 30 м). Вместимость храма составляла около тысячи человек. Успенский собор был построен в традициях «русского стиля». Современники отмечали некоторое внешнее сходство шуйского Успенского собора с Храмом Христа Спасителя в Москве (возможно, в архитектурном отношении этот вопрос является спорным, но судьба обоих храмов оказалась схожей – оба были взорваны в 1930-х гг.). Шуйский собор имел крупный, вытянутый вверх четверик, увенчанный пятью куполами на световых барабанах с вызолоченными крестами. К основному объёму четверика по сторонам света примыкали небольшие ризалиты с арочными нишами. Срезанные углы четверика над сводами продолжались восьмигранными барабанами куполов. Основания барабанов куполов, ризалиты и палатки-часовни были украшены рядами кокошников. Декор собора включал набор повторяющихся элементов (килевидные наличники, декоративные пояски, многочисленные мелкие кокошники). С трёх сторон (кроме восточной, алтарной) к храму примыкали паперти в форме кубических палаток-часовен с кокошниками и маленькими главками над четырёхскатными кровлями. К декоративным элементам, используемым при оформлении здания, также относились кружевные полоски из белой жести, украшавшие завершения кокошников, наличников, входных арок, карнизы. Примечательна редкая для нашего региона форма куполов собора – каждый крупный луковичный купол завершался небольшой стройной главкой с высоким крестом. Подобные главки с крестами на высоких барабанах, украшенных «висячими» кокошниками, завершали шатровые кровли палаток-часовен по сторонам храма.

Храм был двусветным, тёплым. Внутри на железных балках размещались хоры, рассчитанные на двести человек. Престолы собора посвящались Успению Божией Матери, Святителю и Чудотворцу Николаю, Священномученику Василию пресвитеру Анкирскому.

Евлампий Правдин описал богатое убранство собора: «внутренний вид поражает зрителя своею грандиозностью, изяществом и богатством… предалтарный иконостас деревянный резной в пять ярусов, густо вызолоченный. Иконы в иконостасе строго греческого письма, все они без риз… стены в храме и столбы выштукатурены и украшены живописью с сплошным орнаментом. На пилястрах и столбах устроены вызолоченные иконостасы». При освящении собора были пожертвованы единоверцами Шуи и Иваново-Вознесенска «20 икон старого монастырского, 10 новгородского, 4 строгановского писем 17 и 18 веков».

Гражданский инженер С.П. Брагин

Автором проекта Успенского собора Всехсвятского монастыря был гражданский архитектор Сергей Павлович Брагин (1859 – 1898 гг.), служивший младшим архитектором Владимирского губернского строительного отделения. Он же и руководил строительством. Краткие биографические сведения о зодчем приводятся в Юбилейном сборнике сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Барановский, с. 43) и некрологе, опубликованном в журнале «Известия Общества Гражданских инженеров» №8 1889 г.

Сергей Павлович Брагин, сын отставного фельдфебеля, родился 29 сентября 1859 г. Выпускник Института Гражданских инженеров в Петербурге. В свидетельстве об окончании института отмечалось: «…и при отличном поведении показал отличные успехи. По окончании курса учения в Мае 1885 г. Советом Института Гражданских инженеров удостоен звания Гражданского Инженера с правом производить работы по гражданско-строительной и дорожной частям, носить особый Высочайше утверждённый знак и, при поступлении в гражданскую службу, получить чин X класса». По окончании института был причислен к Технико-Строительному Комитету Министерства Внутренних Дел и откомандирован на постройку Новороссийской железнодорожной ветви, где на протяжении 80-и вёрст им были произведены все гражданские постройки. С апреля 1887 г в г. Ковно строил казармы для 28-й артиллерийской бригады. В 1889 г. перешел на службу во Владимирское губернское Правление младшим архитектором Строительного Отделения, где главным образом занимался строительством казённых зданий. В 1891 г. Сергей Павлович начинает строительство Успенского собора Всехсвятского монастыря в Шуе по собственному проекту. Осенью 1897 г. С.П. Брагин заболел психическим расстройством и 19 октября 1898 г. скончался в г. Пскове в возрасте 39 лет.

Часовня

Вдоль красной линии Миллионной улицы между колокольней Всехсвятской церкви и двухэтажным каменным зданием единоверческого училища располагалась небольшая часовня в честь Александра Невского, построенная в 1886 г. в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. Внутренние размеры часовни составляли: длина – 4.1 м, ширина – 3.6 м, высота – 3.5 м. Ширина «снаружи по фасаду» и «высота до карниза» составляли около 4.3 м. Вход в часовню был со стороны улицы. На фасаде с левой стороны от входа была прибита медная доска с надписью: «В благодарственное воспоминание 19 февраля 1861 года»; с правой – «Сооружена ктитором сей церкви Василием Васильевичем Рубачёвым в 1886 году».

В документе «Об охране памятников древности во Владимирской губернии», направленном владимирским вице-губернатором в Департамент Общих Дел МВД в 1902 г., упоминается еще одна монастырская часовня: «В г. Шуе при Всехсвятской единоверческой церкви каменная часовня, сооружена в 1889 г. в память чудесного спасения Государя Императора Александра III и Его Августейшего Семейства от смертной опасности 17 Октября 1888 г. на станции Борки». Но других источников, в которых упоминается эта часовня, пока не обнаружено.

Трапезная

Для того, чтобы увидеть здание бывшей монастырской трапезной, необходимо зайти во двор дома №2 по Советской ул. (или дома №1 по Спортивной ул.). Проект здания был составлен и согласован в 1900 г. Строительство велось около года, и было завершено до освящения Успенского собора (9 сентября 1901 г.). Существующее в настоящее время здание практически полностью соответствует дореволюционному виду, но несколько отличается от первоначального проекта.

Корпус трапезной представляет собой вытянутое Г-образное в плане одноэтажное краснокирпичное здание с высоким полуподвалом и нарядным крытым крыльцом. Фасадная часть здания, богато декорированная в русском стиле, обращена к востоку, где прежде располагался величественный пятиглавый Успенский собор.

На первом (полуподвальном) этаже, согласно проекту, должны были располагаться кладовая, подсобные помещения, кухня, просвирня, комната для кухарок и палата для заразных больных (на две койки). На втором этаже – богадельня, столовая, комната для умывания, гардероб, аптека, больничная палата на четыре койки и примыкающая комната с ванной. В трёх местах здания оборудовались туалеты. Этажи соединялись двумя лестницами – одна от парадного входа с крыльцом, вторая с тыльной (западной) стороны здания к пристройке. При строительстве пристройку разместили не с южной (как предполагалось проектом), а с северной стороны.

Снаружи здание делится на три неравные части, отмеченные плоскими лопатками на стенах и парапетами вдоль края крыши. По проекту предполагалось сооружение высокой кровли (равной по высоте самому зданию) с шашечным рисунком и узорной решёткой вдоль конька. Парапеты также соединялись решёткой. Но, видимо, в процессе строительства, размеры кровли решили уменьшить, а решётки исключить. Фасады трёх частей здания, выделенных лопатками, предполагалось украсить разными вариантами наличников, но в итоге использовалось два варианта наличников для основных форм окон. В оформлении использованы килевидные завершения окон и завершения в виде кокошников, полуколонки, декоративные пояса и ниши. Завершения окон также отмечены жестяными кружевами. Парапеты украшены рядами квадратных нишек, кроме наиболее протяжённого (северного), расположенного над входным крыльцом – там размещены килевидные нишки. На месте существующего в настоящее время центрального окна, отмеченном выступом над плоскостью фасада, изначально располагался киот с иконой, увенчанный небольшой вытянутой главкой с крестом. Важным композиционным элементом здания является нарядное крыльцо с щипцовым завершением и нишей под икону. Кровля крыльца опирается на столбы-кубышки, в проёмах – подвесные арочки с гирьками. Изначально над кровлей был небольшой шатёр с шашечным узором.

Автором проекта трапезного корпуса монастыря стал коллега и преемник С.П. Брагина по службе классный художник архитектуры Пётр Густавович Беген (1863-1917). Пётр Густавович – выпускник московского училища живописи, ваяния и зодчества, служил сверхштатным техником строительного отделения. В 1899 году занял вакантную после увольнения С.П. Брагина должность младшего архитектора. С 1901 по 1907 гг. П.Г. Беген занимал должность владимирского губернского архитектора. Пётр Густавович много строил во Владимире и в Шуйском уезде. В церковном строительстве архитектор известен тремя крупными пятиглавыми соборными храмами – Успенским собором Воскресенско-Фёдоровского монастыря в селе Сергеево, Введенской и Владимирской церквями в Иваново-Вознесенске.

Оба архитектора строительного отделения, задействованные в проектировании построек Всехсвятского монастыря, наверняка были знакомы друг с другом. Можно предположить, что П.Г. Беген перенимал опыт у более опытного коллеги и участвовал в строительстве Успенского собора в Шуе еще до увольнения С.П. Брагина.

Трапезный корпус, выполненный в русском стиле, соответствовал архитектуре главного монастырского здания – величественного пятиглавого Успенского собора. Архитектурные приёмы, использованные П.Г. Бегеном при проектировании трапезной шуйского Всехсвятского монастыря (высокая кровля с решёткой на коньке, шашечный рисунок кровельных листов, крытое крыльцо с гирьками, сложный и разнообразный декор фасада с элементами русской архитектуры 17 века), позже применялись зодчим при строительстве здания исторического музея во Владимире.

Трапезный корпус женского монастыря в Шуе не относится к памятникам архитектуры и не упоминается в Своде памятников архитектуры и монументального искусства. Хорошо сохранившийся первоначальный внешний вид здания, богатое декоративное убранство представляют художественную и историческую ценность. Документально подтвержденное авторство известного архитектора придаёт зданию дополнительную значимость и указывает на необходимость его охраны и изучения.

Прочие сооружения монастыря

Кроме описанных выше храмов, часовни и трапезной, внутри монастырской территории находилось церковно-приходское училище, несколько каменных и более десятка деревянных жилых домов, хозяйственные постройки, огороды. В жилых помещениях проживали монахини, церковнослужители и священники. В прочих постройках размещались хлебопекарня, больница, скотный двор.

На плане монастыря, составленном в 1890-х гг., территория общей площадью около 4,3 га разделялась на три части.

Первая часть занимала вытянутую с севера на юг площадь, западная граница которой ограничивалась Чёрным переулком, северная – Миллионной улицей. Сюда относились земли, принадлежащие единоверческой церкви с 1870-х гг. Вдоль Миллионной улицы последовательно располагались двухэтажное каменное здание церковно-приходского училища, часовня, Всехсвятская церковь с колокольней. Сейчас на месте этих зданий располагается восточная часть жилого дома №2 по Советской ул. Внутри территории находился каменный трапезный корпус (1901 г.), сохранившийся до наших дней (Советская ул., д.2А), а также ряд деревянных жилых домов и служебных помещений. На месте монастырских деревянных построек сейчас расположен дом №1 по Спортивной ул., а также западная часть дома №2 по Советской ул.

Вторая часть монастыря также представляла собой вытянутый с севера на юг прямоугольник и ограничивалась с севера Миллионной ул., с востока – частной территорией (землями шуйского купца М. Посылина). Эта территория была выкуплена и передана монастырю В.В. Рубачёвым в 1889 г. Вдоль Миллионной ул. располагались пятиглавый Успенский собор и два каменных двухэтажных дома. На территории находилось еще два каменных корпуса (предполагавшиеся к сносу), деревянные служебные постройки и монастырский сад. На свободном месте в глубине участка предполагалось строительство новой церкви с прилегающим кладбищем. Сейчас на месте уничтоженного Успенского собора огороженный и заросший деревьями участок с восточной стороны д. 2 по Советской ул. Внутри квартала построен пятиэтажный жилой дом (Спортивной ул., д. 4), в 1920-х гг. построен корпус бань, известных в народе под названием «монастырские» (Советская ул, д. 6Б). Два каменных здания на Миллионной ул. (сейчас дома №6 и №8 по Советской улице) сохранились. На месте бывшего монастырского сада сейчас постройка с участком (ул. Коммунальный двор, д.2), заросшим старыми деревьями.

Третья часть монастырской территории, не занятая постройками, располагалась вдоль Чёрного переулка. Сейчас на этом месте частные дома и производственно-складские помещения (Спортивная ул., 1А, 1, 1Б, 2).

Ограда

Территория Всехсвятского монастыря со стороны Миллионной (Советской ул.) и Чёрного переулка (Спортивная ул.) была обнесена кирпичной оградой в русском стиле. Элементы оформления ограды близки архитектуре Успенского собора и трапезной, что указывает на то, что ограда была сооружена приблизительно в то же самое время.

Северная часть ограды вдоль Миллионной (Советская ул.) выглядела наиболее представительно. Глухие участки стен разделяли столбики с килевидными завершениями, крытые железом. В верхней части прясел между столбиками были решётки с изящным рисунком. Торжественно выглядел главный вход в монастырь со стороны Миллионной ул. Он представлял собой тройные арочные ворота, соединённые переходом с папертью Успенского собора. Плоские участки над арочными пролётами завершались мелкими кокошниками. Над центральным пролётом была установлена декоративная главка с крестом.

Вдоль Миллионной улицы ограда проходила по границе красной линии застройки, поэтому фасады зданий, выходящих на улицу, остались неогороженными. Судя по сохранившимся фотографиям, ограда со стороны Миллионной улицы незадолго до революции была оштукатурена. На фотографии, запечатлевшей строительство дома №2 по улице Советской в 1957 г., виден фрагмент бывшей монастырской ограды (три столбика и два прясла), примыкающий к дому №6 по Советской улице. К настоящему времени этот фрагмент стены сократился.

С западной стороны монастыря – вдоль Чёрного переулка (Спортивная ул.) ограда была оформлена проще, чем с северной. Стены были полностью глухими, без решёток. В верхней части прясла были украшены рядом узких декоративных щелей-бойниц. С этой стороны также были устроены въездные ворота.

По фотографиям разных лет можно наблюдать постепенное разрушение ограды.

Дмитрий Черниховский



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии