Проезд:
Фотографии: Александр Богданов (6 марта 2016 г.)
Координаты: 56.59257, 41.02113
************************************************
ВОЗНЕСЕНИЕ (ВОЗНЕСЕНЬЕ, ЧТО В МЕДВЕЖЬЕМ УГЛУ). ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ ВОЗНЕСЕНИЯ И НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, 1-я треть 19 в.
Занимает обширную территорию у перекрёстка дорог в центре большого старинного села, раскинувшегося на берегу р. Уводь. Уже издали при подъезде к селу разворачивается его панорама с вертикалями Вознесенской (1800) и расположенной севернее тёплой Никольской (1820-30-е) церквей над невысокой застройкой. Храмы разделены дорогой - объединяющим высотным акцентом служит колокольня церкви Николая. Раздельная постановка храмов, прежде обнесённых самостоятельными оградами (утр.), превращает отрезок улицы между ними в небольшую площадь. Сюда выходит своим фасадом сторожка (нач. 20 в.), пристроенная к церкви Николая, а с юго-востока площадь ограничена небольшим двухэтажным зданием земской управы того же времени. Все постройки кирпичные, главы храмов и колокольни утрачены. Храмовый комплекс играет определяющую роль в пространственной и силуэтной композиции села, отражая разные этапы в развитии барокко и классицизма в зодчестве юга Ивановской обл.
Березин, Добронравов, 1898, с. 194—195; Токмаков, 1903, с. 40-41.
************************************************
Церковь Николая Чудотворца. Классицистический облик памятника значительно искажён позднейшими пристройками. В 1834 г. к храму пристроили обширный придел, закрывший почти весь его южный фасад, в 1842 г. - симметричный ему придел с севера (позднее удлинённый к западу); стены основного четверика были прорезаны проходами, а восьмерик, возможно, был надложен. Главную роль в композиции играет трёхъярусная колокольня, стоявшая прежде отдельно. Чуть вытянутый с севера на юг первоначальный четверик несёт крупный восьмерик с более узкими диагональными гранями и изогнутой кровлей с глухой главкой (не сохр.). К четверику примыкают чуть суженный удлинённый полукруглый алтарь и квадратная трапезная, равная по ширине четверику. Стены трапезной и алтаря завершены карнизами из уступчатых консолей, грани восьмерика обработаны филёнками; в северной и южной гранях прорезано по два окна (заложены) с филёнчатыми же простенками. Над филёнками проходит пояс сухариков, относящийся, быть может, к членениям первоначального карниза. Особенностью диагональных граней является вогнутость нижней границы филёнок, что вызвано заходящими здесь в поле граней тромпами. Центр фасада южного придела выделен четырёхпилястровым тосканским портиком с фронтоном, окна по сторонам портика помещены в неглубокие арочные ниши. Три четверика колокольни (нижний очень высокий), завершённые изогнутой кровлей с гранёным барабаном утраченной главки, почти равны в плане и прорезаны большими арочными проёмами. Угловые пилоны нижнего четверика оформлены парами тосканских пилястр, карниз и аттик над ними раскрепованы. Декор усложнён узкими огибающими пилястрами. В среднем ярусе пилястры на углах заменены трёхчетвертными колонками, поставленными в нишах, его грани заканчиваются треугольными фронтонами. В третьем ярусе на углах - пучки из трёх колонок, а по осям граней — полуглавия, врезанные в основание кровли.В интерьере верхний ярус (восьмерик) имеет вид четверика с чуть срезанными углами, перекрытого восьмилотковым сомкнутым сводом на двухуступчатых тромпах. В трапезной свод полулотковый, в западном и центральном помещениях южного придела - цилиндрические своды.
Березин, Добронравов, 1898, с. 194—195; Токмаков, 1903, с. 40-41.
************************************************
Церковь Вознесения. Памятник архитектуры барокко с элементами раннего классицизма. Основой композиции является высокий трёхсветный четверик, нижняя часть которого (первый свет) трактована как основание и покрыта дощатым рустом. Этому ярусу равны по высоте примыкающие к четверику одинаковая с ним по ширине трапезная и несколько суженная пятигранная апсида; их стены также рустованы. Апсида и трапезная имеют очень высокие кровли, коньки которых достигают уровня окон третьего света основного объёма. Четырёхскатная кровля четверика завершалась главой, от которой уцелел лишь цилиндрический световой барабан. Пристройка с севера и западный притвор поздние, 2-й пол. 19 в. Верхняя часть стен четверика декорирована тосканскими пилястрами на высоту обоих ярусов, поддерживающими развитый венчающий карниз. Размещение пилястр подчинено ритму проёмов (в три оси), из-за чего средние пилястры оказываются сильно сближенными. Проёмы нижнего света имеют лучковые перемычки и заключены в наличники типично барочного рисунка, дополненные крупными лучковыми сандриками. Перемычки окон второго света также с ушами, но сильно уплощены, проёмы обрамлены узким валиком, к небольшим трапециевидным фронтонам добавлены снизу сандрики с подвесками. Окна третьего света круглые, обведённые рамкой. Наиболее архаичен южный перспективный портал четверика с дыньками и архивольтом из фигурного кирпича. Внутри высокое центральное пространство, перекрытое сомкнутым сводом со световым кольцом, в настоящее время разделено на два этажа. Остатки штукатурных тяг и живописного орнамента сохранились в верхней части стен четверика. Алтарь перекрыт коробовым сводом с лотками, трапезная - лотковым.
Березин, Добронравов, 1898, с. 194—195; Токмаков, 1903, с. 40-41.
************************************************
Храмовый комплекс.
Фотографии являются ссылками,
Храмовый комплекс. Церкви Вознесения Господня и Николая Чудотворца
(Ивановская область, Савинский район, село Вознесенье)
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 211-213
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 211-213
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 211-213
Церкви Вознесения Господня и Николая Чудотворца
(село Вознесенье)
которые увеличивают их в новом окне
6 марта 2016 г.