Проезд: Село расположено примерно в 2 км от Шуи по дороге "Шуя - Колобово".
Фотографии: Дмитрий Черниховский (29 июля & 8 августа 2008 г.), Александр Сорокин (2 июня 2013 г.)
***************************************************************
Комплекс сооружений при несохранившейся церкви расположен на месте старого погоста с. Ильинское. Погост этот принадлежал с кон. 16 в. находившемуся неподалёку богатому с. Телешову, которое в 1571 г. было подарено Иваном IV своему тестю В.С. Собакину. В 18 в. погост также назывался Сергиевским или Воскресенским, по бывшей здесь деревянной клетской зимней церкви Сергия и, возможно, её приделу. В 1801-16 гг. на средства князя А.Ф. Пожарского была построена новая кирпичная церковь Ильи Пророка, вскоре окружённая оградой, от которой сохранилась угловая башня. За границами ограды в сер. 19 в. был выстроен кирпичный дом причта. К юго-западу от колокольни храма в 1874 г. поставили здание приходского училища. К достопримечательностям самого кладбища относится фамильная часовня Собакиных, поставленная в нач. 19 в. над могилой убитой во 2-й пол. 18 в. владелицы села Собакиной.
До настоящего времени от церкви Ильи Пророка сохранилась лишь колокольня.
Колокольня церкви Ильи Пророка построена в 1801-04 гг., ещё до окончания перестройки в кирпиче старой деревянной церкви. К северо-восточному пилону примыкает часть трапезной с парными лопатками на углу.
Высокое и стройное сооружение, выполненное в формах раннего классицизма, состоит из трёх четвериковых ярусов, прорезанных арками. Завершает колокольню удлинённый гранёный купол с люкарнами, на который водружён световой четверичок со срезанными углами. Он, в свою очередь, имеет гранёный колоколовидный куполок, образующий основание шпиля. Такое венчание в сочетании с последовательным уменьшением и облегчением четвериков - ярусов придает общей композиции динамичность и изящество. Средний ярус колокольни отличается наибольшей высотой. Убранство граней четвериков составляют двухколонные портики с широкими антаблементами и треугольными фронтонами (кроме верхнего). Арки звона с архивольтами, замковыми камнями и профилированными импостами заглублены в прямоугольные ниши. Антаблементы и скаты фронтонов дополнены зубчиками; рёбра граней светового барабанчика украшены небольшими волютами. Между северными пилонами первого яруса в толще стены была устроена лестница к ярусам звона.
Училище приходское расположено к юго-западу от колокольни. Двухэтажное прямоугольное здание, ориентированное по оси запад-восток, покрыто вальмовой кровлей. Кирпичные стены побелены. Нижние проёмы растёсаны. Скромный фасадный декор выполнен в формах позднего классицизма. Стены с тремя осями окон на торцовых и продольных фасадах (у последних простенки значительно шире) расчленены междуэтажным поясом, отделяющим более высокий верхний этаж, и завершены антаблементом с сухариками. Углы подчеркнуты широкими огибающими лопатками.
Башня ограды находится к северо-западу от колокольни. Невысокое цилиндрическое сооружение завершено почти сферическим, немного меньшим в диаметре деревянным куполом с железным покрытием, увенчанным шпилем. Убранство отличается характерными формами позднего классицизма: стена обработана крупным разреженным рустом с широкими междурустьями; широкая полоса фриза расчленена пояском-полочкой. Первоначальный проём входа на западной стороне деформирован разрушениями.
Дом причта типичен для жилых построек позднего классицизма. Кирпичное одноэтажное на полуподвале здание, почти квадратное в плане, завершено пологой вальмовой кровлей, над которой возвышается поздний маленький деревянный мезонин. Композиции фасадов симметричны, с легкими ризалитами в центре. Полуподвал отделён от основного этажа простой полочкой. Прямоугольные окна основного этажа на главном, обращённом в сторону церкви фасаде в пять осей отмечены сандриками разной формы: над центральным заложенным окном - полуциркульным, по его сторонам - треугольными, а фланговые - прямыми на вытянутых кронштейнах. Над окнами остальных фасадов - прямые сандрики.
Часовня возведена по заказу Н.А. Собакина как фамильная усыпальница над могилой матери. Стены кирпичные, со следами штукатурки на фасадах, кровля утрачена. Внутри часовни находился иконостас. Миниатюрное, квадратное в плане сооружение выдержано в скромных формах русского стиля. На западном фасаде устроен арочный проём входа с порталом, обрамлённым тянутой профилировкой. В центре северного и южного фасадов помещены небольшие арочные окна. На углах - широкие огибающие лопатки с раскрепованным над ними карнизом, включающим ряды поребрика и зубцов. Сохранились фрагменты завершения, напоминающие кокошники. Интерьер перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом.
Борисов, 18516, с. 186; ВГВ, 1879, № 27, с. 2; Соловьев Н., 1881-1884; Березин, Добронравов, 1898,с.58-59.
***************************************************************
Ильинский (Телешовский) погост располагался в 5 верстах от уездного города Шуи, 110 верстах от губернского Владимира на реке Теза.
Богатая событиями история Ильинско-Телешовского погоста связана с различными страницами российской истории – опричниной Ивана Грозного, польско-литовским разорением, произволом местных помещиков, просветительской деятельностью местного духовенства.
Документальные упоминания о погосте появляются только в начале 17 века, но на основе неподтверждённых данных (устных преданий, косвенных источников) возникновение населённого пункта на месте погоста может относиться к более раннему периоду русской истории – 13-14 вв.
Возможно, Ильинско-Телешовский погост вместе с соседними - Михаило-Архангельским, Якиманским, Всехсвятским был основан как пункт сбора налогов с местных сёл и деревень, куда регулярно приезжали княжеские отряды для кратковременного отдыха и сбора податей. Подтверждениями тому служат выгодное стратегическое расположение и составляющие названия погоста.
Шуйский историк В.Борисов относительно прошлого Телешова приводит неподтверждённые версии (предания) - в древности село было чёрной волостью, платившей чёрный побор государям; в Телешове был конный завод, чему способствовали обширные пойменные луга вдоль равнинных берегов реки Тезы у погоста.
Как территориально-административная единица Телешово связано не только с отдельным населённым пунктом (село, погост), но и с названием крупной территорией, сопоставимой с уровнем современного района. Рядом с Шуей в 16 в выделялись две волости – Борисоглебская (на левом берегу Тезы) и Телешовская (на правом).
Начало Телешовского погоста (либо новый значимый этап его жизни) связано с неудачной женитьбой Ивана Грозного на дочери новгородского купца Василия Степановича Собакина Марфе. Тогда (около 1571 г.) волей царя Телешовская волость стала вотчиной дворян Собакиных, на погосте были построены и оснащены деревянные храмы, погосту были дарованы значительные земельные наделы.
Первые документальные упоминания о погосте относятся к Смутному времени. Телешовский погост, как и окружающие Шую селения, неоднократно подвергался польско-литовскому разорению, о чем свидетельствуют допросные речи Шуйского земского старосты Ивана Оломпеева 1615 г. о набеге пана Александра Лисовского на окрестности Шуи. Храмы погоста описаны в писцовых книгах Афанасия Векова (1629) и Александра Теприцкого с Иваном Небогатовым (1685-1686). Погосту отводится глава в классическом труде Шуйского историка В. Борисова "Описание города Шуи и его окрестностей" (1851 г.). В 1874 г. во Владимирских епархиальных ведомостях публикуется подробная "Летопись Ильинского погоста" (автор - предположительно священник погоста Николай Михайлович Соловьёв).
К погосту в 1629 гг. относились обширные земли по обоим берегам Тезы. Приход погоста был достаточно крупным – селения вдоль обоих берегов Тезы. После польско-литовского нашествия, по преданию, исчезли целые деревни, ранее относящиеся к Телешовскому погосту – Деревеньки, Белькашево, Ивлево. Вероятно, их сравняли с землей и более не восстанавливали. После появления собственной приходской церкви в селе Сергеево (в 5 км вниз по Тезе) в середине 18 века от Ильинского погоста отошли деревни Федотово, Векино и Боняково. В 1887 г. к приходу относились деревни в пределах 6 вёрст от погоста - Василево, Дуброво, Сметанки, Семейкино, Поповка, Новино, Косячево, Марково и Мирково. В приходе числилось 139 двора окрестных деревень 492 мужчин, 590 женщин.
Название погоста на протяжении веков менялось, в зависимости от главного на тот момент храмового престола. Погост именовался и Сергиевским, и Воскресенским, и Ильинским. Исторически, вероятно, более древним престолом был Ильинский. В 18 веке Воскресенский придел был упразднён и главным храмом погоста стал Ильинский. Логичной причиной исчезновения Воскресенского придела на погосте называют строительство Воскресенской церкви в соседнем селе Сергеево. Село получило название Воскресенское-Сергеево и соседство с населённым пунктом Воскресенский-Сергиевский-Ильинский погост могло вносить путаницу (также есть версия о намеренном переносе Воскресенского престола в Сергеево).
В 17-18 вв. церковная жизнь погоста была относительно стабильной - не было состоятельных вкладчиков, потомки Собакиных, владевшие селом, постепенно мельчали, теряли интерес к храму и усадьбе, урезали церковные земли, храмы ветшали.
В 1750-60 гг. в Телешово призошло зверское убийство помещицы Натальи Порфирьевны Кашинцевой (урожденной Собакиной) – семь крестьян зарезали её ножами в бане, мужа спас дворовый человек (вынес на себе на псарню, воспользовавшись темнотой и неразберихой). Мотивы расправы были связаны с жестоким обращением помещицы с дворовыми при постройке в с. Телешове барского дома с прудом и садом. В. Борисов уже в 1847 г. отмечал: "место, где были сад, дом и пруды Собакиных заглохло и близ него выросла берёзовая роща" (возможно, сейчас на месте пруда Собакиных небольшая заболоченная впадина посредине поля, слева от автомобильной дороги Шуя – Ковров). В конце 18 века церковными землями владели крестьяне Хрущёвы и Собакины, затем помещики Кругликовы (являлись церковными благотворителями).
Значительную роль в строительстве и благоустройстве Ильинского погоста в 19 в. сыграл инициативный и энергичный священник о. Михаил (Михаил Николаевич Соловьёв, пришёл на службу в погосте в 1799 г, прослужил там 36,5 лет), который сумел привлечь к строительству новых благотворителей, организовывал работы по строительству и украшению храмов. В процессе строительства о. Михаил проявлял лучшие черты организатора и рачительного, бережливого хозяина, стремился часть работ выполнять силами прихожан, без лишних трат. Так прихожане вместе с о. Михаилом рыли канавы для фундамента, доставляли камень и кирпич, ездили за известью верст за 70.
Среди церковных благотворителей-меценатов были губернские и уездные дворяне и помещики - дворяне Анна Васильевна Траубе, княгиня Агрипина Алексеевна Пожарская, князь Иван Михайлович Долгорукий, генерал-интендант Александр Филиппович Пожарский, Силантий Васильевич Валуев, шуйский купец 2-й гильдии Н.Г. Калужский.
В истории погоста выделяются два этапа активного церковного строительства и благоустройства – середина 16 в и начало 19 в.
Первый этап – строительство деревянных церквей и оснащение их необходимой утварью тестем Иоанна Грозного Василием Степановичем Собакиным. Второй этап – перестройка и благоустройство церквей в камне, в первой четверти 19 в.
В 1629 г. упоминается только один храм - Воскресения Христова, с приделом Святого пророка Илии (вторая – Сергиевская церковь, на тот момент была либо разрушена поляками, либо находилась в аварийном состоянии и вовсе не упоминалась). В конце 17 в. отмечается уже две отдельные церкви "...в Телешовской волости в церковных землях, погост Воскресения Христова, да Святого пророка Илии... погост Преподобного Сергия Радонежского на р. Тезе, а на погосте церковь Воскресения Христова древяна ветха (скорее всего, "древяна верх" – признак шатрового завершения храма), да придел Св. Пророка Илии. А в церквах Божие милосердие – образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всякая церковная утварь, строение Василия Собакина” (В. Борисов, ссылаясь на Писцовые книги Александра Теприцкого и Ивана Небогатова (1685-1686)). В 1772 суздальского архиепископа Геннадия просили о перестройке обветшавших деревянных Ильинской и Сергиевской церквей (были шатровыми). Чуть позже епископ Владимирский Ксенофонт благословил строительство новой каменной Ильинской церкви с колокольней вместо ветхих деревянных. Видимо, один из деревянных храмов – Воскресенский (построенный ещё В.С. Собакиным) был разрушен ещё до строительства нового каменного. В. Борисов указывал: "должно полагать, что церковь сия сгорела и возобновлена уже не была. Место, где была церковь, сохранилось... и означено поставленным тут крестом".
Перестройка деревянных церквей в камне осуществлялась постепенно – сначала строилась каменная колокольня, затем тёплая трапезная с Сергиевским приделом, затем холодный Ильинский придел.
В 1801 г. прежняя деревянная колокольня "во вторник на сырной неделе разрушилась до основания; колокол большой разбился". Существующая сейчас колокольня строилась в 1801-1804 гг. усердием и иждивением генерал-интенданта Александра Филипповича Пожарского, а после его смерти - на средства его супруги Агрипины Алексеевны. Колокольня имела: "на верху третьего яруса фонарь, коим окончилась каменная кладка, вызолоченный через огонь крест, выкрашена ярью". На собранные прихожанами деньги был куплен новый колокол на Николо-Шартомской ярмарке весом 133,5 пудов.
Трапезная с Сергиевским (тёплым) приделом возводилась в 1807-1813 гг, освящена 9 ноября (В. Борисов указывает 4 ноября) 1813 г. протоиереем шуйского Воскресенского собора Алексеем Никитским. Основное здание Ильинской церкви (холодной) строилось в 1813-1816 гг, освящено 24 сентября 1816 г. суздальским протоиереем Димитрием Смирновым. Кирпичная кладка Ильинской церкви выполнена подрядчиком Д.П. Клестовым – выходцем посада Большие Соли Костромской губернии. В 1822 г. храм покрыт железом вместо тёса. В 1850 г тёплая Сергиевская церковь расширена с разрешения архиепископа владимирского Парфения (при этом узкая паперть между церковью и колокольней и западная стена перестроены, добавлены крыльца, портики с севера и юга). Стены и своды церкви расписаны палехским художником Н.Сафоновым на средства шуйского 2-й гильдии купца Н.Г. Калужского. В 1849 г выполнен новый иконостас в стиле рококо шуйским мастером мещанином Осетровым по рисунку Долгорукова, вызолочен на средства Калужского.
Из описания внешнего вида несохранившейся ныне Ильинской церкви: "... настоящая Ильинская церковь с куполом, на коем возвышается фонарь с четырьмя окнами, а на нём глава и железный крест, обитый белой жестью с юга и севера – белокаменные крыльца (пристроены в 1852 г.) с площадками ... и портиками с четырьмя колоннами столпами у каждого... Трапеза украшена пилястрами с капителями со сторон южной и северной по шести, с западной четыре... верх купола и трапезная венчаются карнизами... церковь трёхсветная... нижние и верхние (окна) сажень на полтора аршина, средние – круглые. Всего 23 окна (с алтарем), центральное окно алтаря – двойное с полуколонками и фронтоном... иконостас устроен вместе с созданием храма по рисунку, данному князем И.М. Долгоруким, большого искусства, виноградные гроздья и листья, очень хорошие и прочные иконы по золоту выполнены в Палехе по настоянию о. Михаила, некоторые приложены Долгоруким...". После окончания строительства церковь была полностью обеспечена новой утварью.
Среди церковно-исторических реликвий Ильинского погоста современники (в конце 19 в.) отмечали:
Кладбище при церкви известно уже в 17 веке (в книге А. Векова под кладбище при погосте было выделено 133 сажени земли). Рядом с храмом и под его стенами захоранивались владельцы села, священнослужители, церковные вкладчики.
В синодиках Ильинской церкви в конце 19 в. было упомянуто 397 человек, среди них представители родов Кашинцевых, Давыдовых, Собакиных. В синодиках, согласно В.Борисову, упоминались и жертвы опричнины 16 века – убитые и захороненные на погосте. В 19 в. на Телешовском кладбище сохранялись надгробия дворян Пожарских, Кайсаровых, Кругликовых и др.
Также описывалась семейная усыпальница дворян Собакиных: "древняя каменная фамильная усыпальница дворян Собакиных, видом похожая на небольшую четырёхугольную (квадратную) палатку... при входе в оную по обеим сторонам были вделаны, как заметно, надписи, о погребённых тут телах, закрытых каменным сводом; а на восточной стороне стены, во внутренности усыпальницы, есть киотец (тябло), где стояли образа... отец царицы Марфы Васильевны, братья и почти весь род их погребены в этой усыпальнице, что видно из хранящегося в церкви синодика". По мнению Шуйского краеведа-фотографа Ф. Никонова, усыпальница Собакиных была разобрана на кирпич в 1963 г., (возможно, сохранившиеся стены склепа принадлежат не Собакиным, а иным лицам, захороненным на погосте в 19 в.).
Рядом с алтарём теплой церкви (в трапезной) погребены вкладчики – супруги Валуевы. В алтаре (основной части - Ильинской) под жертвенником погребена Елена Алексеевна Пожарская – дочь Агрипины Алексеевны Пожарской от первого мужа.
В 1808-1813-х гг при строительстве каменной церкви отмечены случаи чудесного исцеления от Животворящего Креста. В деревне Марково жили две сумасшедшие девицы, лишившиеся рассудка после страшной грозы. Их матери во сне явился старец, который велел отслужить молебен за здравие беснуемых Животворящему Кресту. Старец вынул крест из-за пазухи и показал матери. Мать пришла к о. Михаилу и пересказала сон. Отец Михаил показал все кресты, но нужного не нашли. Сон повторился, поиски продолжились. Отец Михаил нашёл в ризнице совершенно ветхий деревянный крест, который уже не использовался при службах (этот крест священник планировал забрать с собой в могилу). Отслужили молебен, беснуемых девиц окропили и дали святой воды. Они вылечились. Крест всё же был слишком ветхим, поэтому с него сделали точную копию, которой передались чудодейственные свойства.
Ильинско-Телешовский погост стал родиной известного духовного писателя Агафангела (в миру Алексея Михайловича Соловьева, 1812-1876). Отец Агафангел - потомственный священник (на погосте служил его родной брат), был ректором харьковской и костромской семинарий, казанской духовной академии, епископом ревельским и вятским, архиепископом волынским. В Казани основал журнал "Православный Собеседник". Главные труды Агафангела: перевод с еврейского книги Иова, с подстрочными примечаниями (Вятка, 1861); перевод с греческого книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (СПб., 1860); "Объяснение послания св. апостола Павла к Галатам" (СПб., 1854); "Слова" (изд. 2, СПб., 1859). На Телешовском погосте был сооружен памятник над могилой матери о. Агафангела по его поручению. Священник Ильинско-Телешовского погоста Фёдор Казанский был в числе добровольных корреспондентов, сотрудничающих с Этнографическим бюро князя В.Н. Тенишева. Цель деятельности бюро состояла в обширном по охвату и содержанию социологическом исследовании различных сторон русской традиционной культуры. Сначала разрабатывались анкеты – опросные листы, затрагивающие сотни вопросов из бытовых, религиозных... сторон жизни россиян, затем добровольные участники, проживающие в разных уголках страны (в числе которых был и Ф. Казанский) отвечали на вопросы, посылали результаты в столицу, выполнялась обработка и обобщение результатов. Среди сведений о корреспондентах указывается "известно, что Ф.Казанский принял энергичные меры к тому, чтобы учредить в 1894 г. в погосте Ильинское-Телешово общество трезвости. К 1895 г. число членов общества возросло с 10 до 33 человек. На своих собраниях члены общества обсуждали текущие дела, занимались чтением нравственных книг". Ф. Казанский являлся членом уездного отделения Епархиального совета Шуйского уезда, в 1900 г. был награжден скуфьею.
С 1875 г. на территории погоста существует церковно-приходская школа (капитал на её содержание – 2496 р. - пожертвован уроженцем погоста архиепископом Волынским Агафангелом, который также пожертвовал церкви полное архиерейское облачение из золотой парчи). Это была пятая по счёту церковно-приходская школа, открытая в Шуйском уезде и наиболее материально обеспеченная. Обучение 22 мальчиков проводила учительница под наблюдением священника. Школа находилась в церковном доме (стены здания сохранились).
В сер. 19 в. шуйский историк В. Борисов описывал Ильинский погост, как живописное место, расположенное на возвышенности и окруженное с востока рекой Тезой, с севера речкой Тюнехом, с юга – глубоким рвом, с запада полем и лесом. Церковь окружали старинные вязы.
Разрушение Ильинской церкви и усыпальницы Собакиных происходило относительно недавно – не в 1930-х гг, а уже в послевоенные. Причём кирпич, полученный после разрушения усыпальницы дворян Собакиных (1963 г.) был использован при строительстве одного из ближайших домов.
Дмитрий Черниховский
Источники:
Летопись об Ильинской церкви Шуйского уезда погоста Ильинского-Телешова // Историко-статистическое описание Владимирской Епархии. Владимирские епархиальные ведомости, 1881 №10,15,21.
Фирсов Б.М., Киселева И.Г. "Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева" (На примере Владимирской губернии). СПб.: Изд-во Европейского Дома, 1993. – 472 с.
Борисов В.А. Собрание трудов (материалов): в 3 т.: Т. 1 / Редакторы -составители Е.Г. Вопилин, В.И. Баделин. – Иваново: МИК, 2001. – 428 с.
В. Борисов "Чтения Общества истории и древностей российских", 1847, 2, V
В. Борисов "Погост Телешово"/ Владимирские губернские ведомости, 1847, № 4
Черниховский Д.М. "Чудеса земли Шуйской" ("Шуйские известия",1997, № 141)
Красницкая Т.А. "Церковная школа в Шуйском уезде: как это было" / Провинциальный анекдот: чтения по региональной казуальной истории. Вып. III. – Шуя, 2003. с. 6-10.
Е. Правдин. "Описание празднования 50-летнего юбилея священника Шуйского уезда погоста Ильинского (Телешова) Николая Михайловича Соловьева", Уфа, 1887.
***************************************************************
Ильинский погост
(село Ильинское-Телешово, Шуйский район)
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 603-605
- древние иконы, связанные с названиями престолов - Св. Сергия Радонежского, Св. Пророка Илии, Воскресения Христова;
- предметы, пожертвованные архиепископом Волынским Агафангелом (уроженцем Ильинского погоста) в 1864 (архиерейская панагия с бриллиантами, архимандритский крест, орден святой Анны 1-й степени, крест магистра, чётки, архиерейские облачения, ценные богослужебные книги, в т.ч. написанные самим Агафангелом);
- фамильные святыни благотворителей (образ Преподобного Сергия с частью мощей в иконостасе придельного храма, пожертвованный Долгоруковой А.А. после смерти; крест с мощами Евангелиста Луки и Фёдора Трихины, пожертвованный от А.Н. Пожарской).
Ильинский погост
(село Ильинское-Телешово)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
Фотографии Дмитрия Черниховского
Фотографии Александра Сорокина
|