Проезд: От площади Пушкина вверх до конца улицы Жарова, повернуть направо на улицу Парижской Коммуны, ехать по ней до конца, пересечь железнодорожный переезд, по улице 1-й Балинской до посёлка Ново-Талицы, повернуть направо по указателю "Дом-музей Цветаевых".
Фотографии: Андрей Вершинин (март 2006 г., 4 октября 2014 г.)
Координаты: 57.009519, 40.853234 и 57.009729, 40.853154
************************************************
НОВО-ТАЛИЦЫ. ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА И ВАРВАРЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ, сер. 18-сер. 19 в.
Расположен в центре современного посёлка. В 1775 г. вместо ранее существовавшего деревянного храма на средства местного помещика, контр-адмирала Н.И. Молчанова, возведена каменная церковь Николая Чудотворца; в 1855 г. рядом с ней, на сформировавшемся к тому времени кладбище, помещиком П.К. Меркуловым построена небольшая каменная церковь Варвары Великомученицы. Оба здания побелены по кирпичу. В комплексе, обнесённом общей каменной оградой (не сохр.), доминирует крупный объём Никольского храма. Верхние ярусы высокой четырёхъярусной колокольни, а также завершение храма в настоящее время утрачены. К югу от храма стоит одноэтажный деревянный дом священника сер. 19 в. С 1853 по 1884 г. приходским священником здесь служил В.В. Цветаев, отец основателя московского Музея изящных искусств Ивана Владимировича Цветаева и дед поэта Марины Цветаевой. В этом доме прошли детские годы И.В. Цветаева. К западу от храмового комплекса частично сохранился старый парк усадьбы Молчанова, в кон. 19 в. принадлежавшей ивановскому промышленнику А.Г. Бегену. Один из ярких сельских храмовых комплексов шуйского региона, сохранивший крупный барочный усадебный храм и кладбищенскую церковь периода эклектики.
Церковь Николая представляет собой интересный образец храма в стиле барокко. В объёмной композиции доминирует сильно развитый в ширину центральный двусветный объём. К нему примыкает пониженная алтарная часть с тремя апсидами (средняя намного крупней боковых) и такой же высоты трапезная, коротким притвором связанная с колокольней. Выразительные барочные формы декоративного убранства фасадов включают рустованные пилястры, акцентирующие углы объёмов; широкие раскрепованные карнизы; наличники с треугольными и лучковыми сандриками, ушами, серьгами и подоконными досками. Элементам декора колокольни присущи черты раннего классицизма. На углах её нижнего яруса сдвоенные трёхчетвертные колонны дорического ордера поддерживает антаблемент и карниз с полочками и сухариками.
Центральное пространство храма перекрыто куполом на парусах, его боковые ячейки - крестовыми сводами; в двустолпной трапезной своды крестовые и цилиндрические, в апсидах - конхи.
Церковь Варвары - скромный по размерам и убранству кладбищенский храм, декор которого отражает стилистические особенности эклектики. Квадратный в плане объём с полукруглой апсидой почти в ширину восточной стены увенчан маковичной главкой на высокой шее. Большие прямоугольные окна забраны металлическими решётками. Западный фасад имеет в центре небольшое подвышение с гранёными полуколонками, фланкирующими портал. Широкий входной проём с лучковой перемычкой обрамлён слабым килевидным архивольтом, которому вторит очертание дверных створок. В обходящем фасады фризе на западной стороне выложены филёнки. Храм перекрыт лотковым сводом с кольцом барабана и распалубками над окнами. Апсида перекрыта конхой.
Березин, Добронравов, 1898, с. 201-202; Каган, 1987, с. 192; Кочеткова, 1993.
************************************************
Ансамбль Никольской и Варваринской церквей построен на средства прихожан и местных помещиков - Молчанова Н.И. и Меркулова П.Н. Он находится в центре села Ново-Талицы.
Комплекс формировался примерно в течение века. В 1755 г. в селе вместо ветхой деревянной церкви была сооружена каменная с колокольней. В 1855 г. построена небольшая каменная церковь в честь Святой Великомученицы Варвары с одним престолом. В прошлом ансамбль назывался Талицким погостом.
С северной стороны при Никольской церкви находилось кладбище, к которому и относилась небольшая однопрестольная церковь Святой Варвары. Парк, располагавшийся с западной стороны церкви, сохранился лишь частично. Здесь имеются старые посадки лип, берёз, дубов и т.п. Ансамбль хорошо просматривается с севера, от бывшей усадьбы Н.И. Молчанова. В композиции его доминирует крупный объём Никольской церкви.
Никольская церковь построена из большемерного кирпича. Снаружи она была побелена. Колокольня - оштукатурена и покрашена клеевой краской, колонны колокольни были побелены по штукатурке. Для декоративного убранства фасадов церкви характерны черты архитектуры XVIII века: оконные проёмы с луковичными завершениями, имеющие небольшую ширину при сравнительно большой длине, а также строгие прямоугольные формы декоративных элементов. Так, карниз, проходящий под кровлей холодного храма, алтаря и трапезной состоит только из полочек (всего шесть). Ширина верхней полочки равна двойной высоте кирпича (18 см), остальных пяти - по 9 см каждая. Ниже карниза примерно на 50 см проходит прямоугольного профиля пояс, также состоящий из полочек (всего три).
Окна имеют прямоугольные простые наличники с "ушами". Над окнами - треугольные или полукруглые фронтончики с небольшими карнизами. Углы стен холодного храма, алтаря и трапезной акцентированы рустованными пилястрами.
В декоративном убранстве колокольни прослеживаются черты, также свойственные архитектуре классицизма конца XVIII века: по углам нижнего яруса располагаются спаренные трёхчетвертные колонны дорического ордера. Они поддерживают антаблемент с карнизом, состоящим из полочек и ряда сухариков.
Двусветное помещение холодного храма соединяется с алтарной частью и трапезной широкими арочными проёмами, основания которых опираются на боковые стены и два больших столба между ними, имеющих крестообразное основание. Алтарь состоит из трёх частей, завершаемых абсидами.
Внутренние стены памятника оштукатурены и покрашены клеевой краской. Свод центрального нефа холодного храма - купол на парусах, боковые нефы имеют сомкнутые четырёхлотковые своды. В трапезной - в центре крестовые своды, в боковых приделах - цилиндрические. В алтаре центральная часть перекрыта крестовым сводом с чёткой вершиной, абсиды завершены конхами.
Окна второго яруса холодного храма и боковые арки имеют остроугольные распалубки. Полы утрачены. Монументальная живопись не сохранилась.
Ансамбль как памятник культовой архитектуры выявлен и поставлен на государственный учёт в 1949 г., но в 1959 г. был снят. Вторично поставлен на учёт в 1971 г.
Никольская и Варваринская церкви были закрыты в начале 1930-х гг. и приспособлены под хозяйственные нужды. На территории Никольского храма и внутри его располагалось гаражное хозяйство сначала колхоза, затем совхоза. Колокольня вместе с папертью являлась сельским клубом. В кладбищенской церкви был склад горючего. В середине 1970-х гг. комплекс передали местному лесхозу, а в начале 1990-х гг. возвратили Русской Православной Церкви.
Ивановский региональный портал IVANOVO.RU
Ансамбль храмов Николая Чудотворца
Фотографии являются ссылками,
Март 2006 г.
Ансамбль храмов Николая Чудотворца и Варвары Великомученицы
(Ивановская область, Ивановский район, посёлок Ново-Талицы)
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 53-54
и Варвары Великомученицы
(посёлок Ново-Талицы)
которые увеличивают их в новом окне
4 октября 2014 г.