Назад На главную страницу

Ансамбль храмов Николая Чудотворца и Варвары Великомученицы
(Ивановская область, Ивановский район, посёлок Ново-Талицы)

Проезд: От площади Пушкина вверх до конца улицы Жарова, повернуть направо на улицу Парижской Коммуны, ехать по ней до конца, пересечь железнодорожный переезд, по улице 1-й Балинской до посёлка Ново-Талицы, повернуть направо по указателю "Дом-музей Цветаевых".

Фотографии: Андрей Вершинин (март 2006 г., 4 октября 2014 г.)

Координаты: 57.009519, 40.853234 и 57.009729, 40.853154

************************************************

НОВО-ТАЛИЦЫ. ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА И ВАРВАРЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ, сер. 18-сер. 19 в.

Расположен в центре современного посёлка. В 1775 г. вместо ранее существовавшего деревянного храма на средства местного помещика, контр-адмирала Н.И. Молчанова, возведена каменная церковь Николая Чудотворца; в 1855 г. рядом с ней, на сформировавшемся к тому времени кладбище, помещиком П.К. Меркуловым построена небольшая каменная церковь Варвары Великомученицы. Оба здания побелены по кирпичу. В комплексе, обнесённом общей каменной оградой (не сохр.), доминирует крупный объём Никольского храма. Верхние ярусы высокой четырёхъярусной колокольни, а также завершение храма в настоящее время утрачены. К югу от храма стоит одноэтажный деревянный дом священника сер. 19 в. С 1853 по 1884 г. приходским священником здесь служил В.В. Цветаев, отец основателя московского Музея изящных искусств Ивана Владимировича Цветаева и дед поэта Марины Цветаевой. В этом доме прошли детские годы И.В. Цветаева. К западу от храмового комплекса частично сохранился старый парк усадьбы Молчанова, в кон. 19 в. принадлежавшей ивановскому промышленнику А.Г. Бегену. Один из ярких сельских храмовых комплексов шуйского региона, сохранивший крупный барочный усадебный храм и кладбищенскую церковь периода эклектики.

Церковь Николая представляет собой интересный образец храма в стиле барокко. В объёмной композиции доминирует сильно развитый в ширину центральный двусветный объём. К нему примыкает пониженная алтарная часть с тремя апсидами (средняя намного крупней боковых) и такой же высоты трапезная, коротким притвором связанная с колокольней. Выразительные барочные формы декоративного убранства фасадов включают рустованные пилястры, акцентирующие углы объёмов; широкие раскрепованные карнизы; наличники с треугольными и лучковыми сандриками, ушами, серьгами и подоконными досками. Элементам декора колокольни присущи черты раннего классицизма. На углах её нижнего яруса сдвоенные трёхчетвертные колонны дорического ордера поддерживает антаблемент и карниз с полочками и сухариками.

Центральное пространство храма перекрыто куполом на парусах, его боковые ячейки - крестовыми сводами; в двустолпной трапезной своды крестовые и цилиндрические, в апсидах - конхи.

Церковь Варвары - скромный по размерам и убранству кладбищенский храм, декор которого отражает стилистические особенности эклектики. Квадратный в плане объём с полукруглой апсидой почти в ширину восточной стены увенчан маковичной главкой на высокой шее. Большие прямоугольные окна забраны металлическими решётками. Западный фасад имеет в центре небольшое подвышение с гранёными полуколонками, фланкирующими портал. Широкий входной проём с лучковой перемычкой обрамлён слабым килевидным архивольтом, которому вторит очертание дверных створок. В обходящем фасады фризе на западной стороне выложены филёнки. Храм перекрыт лотковым сводом с кольцом барабана и распалубками над окнами. Апсида перекрыта конхой.

Березин, Добронравов, 1898, с. 201-202; Каган, 1987, с. 192; Кочеткова, 1993.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 53-54

************************************************

Ансамбль Никольской и Варваринской церквей построен на средства прихожан и местных помещиков - Молчанова Н.И. и Меркулова П.Н. Он находится в центре села Ново-Талицы.

Комплекс формировался примерно в течение века. В 1755 г. в селе вместо ветхой деревянной церкви была сооружена каменная с колокольней. В 1855 г. построена небольшая каменная церковь в честь Святой Великомученицы Варвары с одним престолом. В прошлом ансамбль назывался Талицким погостом.

С северной стороны при Никольской церкви находилось кладбище, к которому и относилась небольшая однопрестольная церковь Святой Варвары. Парк, располагавшийся с западной стороны церкви, сохранился лишь частично. Здесь имеются старые посадки лип, берёз, дубов и т.п. Ансамбль хорошо просматривается с севера, от бывшей усадьбы Н.И. Молчанова. В композиции его доминирует крупный объём Никольской церкви.

Никольская церковь построена из большемерного кирпича. Снаружи она была побелена. Колокольня - оштукатурена и покрашена клеевой краской, колонны колокольни были побелены по штукатурке. Для декоративного убранства фасадов церкви характерны черты архитектуры XVIII века: оконные проёмы с луковичными завершениями, имеющие небольшую ширину при сравнительно большой длине, а также строгие прямоугольные формы декоративных элементов. Так, карниз, проходящий под кровлей холодного храма, алтаря и трапезной состоит только из полочек (всего шесть). Ширина верхней полочки равна двойной высоте кирпича (18 см), остальных пяти - по 9 см каждая. Ниже карниза примерно на 50 см проходит прямоугольного профиля пояс, также состоящий из полочек (всего три).

Окна имеют прямоугольные простые наличники с "ушами". Над окнами - треугольные или полукруглые фронтончики с небольшими карнизами. Углы стен холодного храма, алтаря и трапезной акцентированы рустованными пилястрами.

В декоративном убранстве колокольни прослеживаются черты, также свойственные архитектуре классицизма конца XVIII века: по углам нижнего яруса располагаются спаренные трёхчетвертные колонны дорического ордера. Они поддерживают антаблемент с карнизом, состоящим из полочек и ряда сухариков.

Двусветное помещение холодного храма соединяется с алтарной частью и трапезной широкими арочными проёмами, основания которых опираются на боковые стены и два больших столба между ними, имеющих крестообразное основание. Алтарь состоит из трёх частей, завершаемых абсидами.

Внутренние стены памятника оштукатурены и покрашены клеевой краской. Свод центрального нефа холодного храма - купол на парусах, боковые нефы имеют сомкнутые четырёхлотковые своды. В трапезной - в центре крестовые своды, в боковых приделах - цилиндрические. В алтаре центральная часть перекрыта крестовым сводом с чёткой вершиной, абсиды завершены конхами.

Окна второго яруса холодного храма и боковые арки имеют остроугольные распалубки. Полы утрачены. Монументальная живопись не сохранилась.

Ансамбль как памятник культовой архитектуры выявлен и поставлен на государственный учёт в 1949 г., но в 1959 г. был снят. Вторично поставлен на учёт в 1971 г.

Никольская и Варваринская церкви были закрыты в начале 1930-х гг. и приспособлены под хозяйственные нужды. На территории Никольского храма и внутри его располагалось гаражное хозяйство сначала колхоза, затем совхоза. Колокольня вместе с папертью являлась сельским клубом. В кладбищенской церкви был склад горючего. В середине 1970-х гг. комплекс передали местному лесхозу, а в начале 1990-х гг. возвратили Русской Православной Церкви.

Ивановский региональный портал IVANOVO.RU

Ансамбль храмов Николая Чудотворца
и Варвары Великомученицы
(посёлок Ново-Талицы)

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

4 октября 2014 г.

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить Увеличить Увеличить


Март 2006 г.

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить Увеличить


Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть